Транспортно-трасологическая (автотехническая) экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Задачи трасологической экспертизы

Условно разделим все задачи трасологической экспертизы на идентификационные и диагностические. Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать.

Диагностические задачи:

Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации. Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию. Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.

Задача 2. Период появления следов. Определение давности следов и отпечатков особенно важно при расследовании ДТП, когда тщательно исследуются отпечатки на дорогах. Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями. Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности.

Задача 3. Механизм образования отпечатков. Основной объект исследования в трасологии — это следы, возникшие в результате механического воздействия. Иногда специалистам-трасологам приходится работать с отпечатками, имеющими тепловой, химический или микробиологический характер образования. Следы механического воздействия образуются, когда происходит контактное взаимодействие двух предметов и возникает давление или скольжение. В результате этого более мягкий предмет деформируется, и на его поверхности остается отпечаток более твердого предмета.

Задача 4. Последовательность появления следов. Еще одна из диагностических задач — это выяснить, в какой очередности появились следы. Если расследуется ДТП, то после определения количества автомобилей устанавливается, в какой последовательности возникли следы от шин транспортных средств, ставших участниками ДТП. Если же следы оставил только один человек, животное или транспортное средство, но в разное время, экспертиза может определить, какие из них были оставлены раньше, а какие позже.

Задача 5. Техническое состояние ТС или предмета. Исследование транспортного средства (ТС), ставшего участником ДТП, очень важно для определения дальнейшего хода судебного процесса. По состоянию автомобиля делаются выводы о скорости, которая была им развита, о вероятности предотвращения столкновения и т. д. От того, насколько своевременно была проведена экспертиза, во многом зависит ее окончательное заключение. Если при ДТП автомобиль пострадал настолько, что объективно определить его состояние невозможно, то транспорт в этом случае не подлежит экспертизе и не может быть доказательством.

Задача 6. Причинно-следственная связь. На основании всех проведенных исследований устанавливается причинно-следственная связь. Выводы трасологической экспертизы напрямую влияют на то, к чему придет расследование ДТП и что решит суд. Каждый аварийный случай — результат либо неправильных действий участников, либо стечения обстоятельств. Кроме того, выводы о причнно-следственных связях часто используют страховые компании для установления, является ли случай страховым.

Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП

Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.

Шаг 1. Выбираем экспертную компанию. Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы? Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы. Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность. В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании. Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.

Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов. Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги. Для трасологической экспертизы предоставляются:

•схема ситуации;

•протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;

•фотоматериалы с места аварии;

•транспортные средства, которые стали участниками происшествия;

•фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;

•протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;

•документы, подтверждающие право на владение ТС;

•справка из полиции, подтверждающая ДТП;

•пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.

Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП. Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.

Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства. Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.

При этом устанавливается:

•есть ли на автомобиле следы от другого ТС;

•каким объектом был поврежден автомобиль;

•модель ТС, оставившего отпечатки;

•какой частью было нанесено повреждение;

•направление перемещения и угол столкновения;

•режим движения;

•состояние протектора;

•механизм повреждения.

Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП.

Статья перепечатана с сайта hiterbober.ru