161 фз о национальной платежной системе рф: краткое изложение и текст для скачивания

Особенности платёжной системы России

Несмотря на то, что НПС является российской платёжной системой, она не является изолированной от внешнего мира. Так, через неё осуществляются внутрироссийские транзакции по картам международных систем Visa и Mastercard, которые создали процессинговые центры на территории России. НСПК МИР и Mastercard заключили соглашение о выпуске кобейджинговых карт МИР-Maestro, пригодных для использования как внутри России, так и за её пределами.

Государство проводит активную политику по поддержке и развитию платёжной системы РФ, однако некоторые эксперты обозначают такой подход «навязыванием» и ограничением свободы потребителей (пользователей). Так, предполагается, что на обслуживание через НПС будут переведены работники бюджетной сферы и пенсионеры, первые — до 1 июля 2018 года, вторые – до 1 июля 2020 года.

Правила участия

Далее, расскажем о правилах участия в платёжной системе:

  1. Общий порядок, согласно которому перед тем как начать использовать эту систему платежей оператор должен проинформировать своего клиента обо всех условиях, а также всех правах и обязанностях сторон по всем доступным и проводимым операциям. Кроме этого, он должен оказывать всяческое содействие при предоставлении информации о совершенных платежах, а также принимать заявления и обращения.
  1. Обязанности оператора. Обязательства оператора платёжной считаются оконченными с момента поступления денег на счёт. До этих пор оператор обязан предоставлять всю имеющуюся информацию. Основные функции следующие:
  • предоставление сведений о комиссии;
  • предоставление информации относительно курса валюты, при совершении операций в иностранных деньгах;
  • разъяснения по вопросу подачи претензии;
  • предоставление иных значимых сведений.

Особенности переводов. Списание или перевод денежных средств происходит только на основании распоряжения клиента с его согласия (акцепта), которое оформляется как в виде договора, так и в виде отдельного документа (сообщение). При отсутствии согласия оператор в срок не позднее суток направляет требование о его предоставлении. Если согласие получено — операция будет исполнена, если же нет, распоряжение о совершении платежа будет возвращено без исполнения. Перевод возможен только на основании распоряжения клиента за его счёт

При этом неважно происходит он списанием средств со счёта либо путём внесения наличных.
Участие в национальной системе:

  • оказание услуг возможно только после подписания договора;
  • использовать платёжную систему можно только в соответствии с её целевым назначением;
  • недопустимо совершение мошеннических действий и сомнительных операций;
  • обязательно оказание всех услуг, предусмотренных договором;
  • при использовании карты её держатель должен поддерживать счёт в положительном балансе;
  • при наличии заявления возможен перевыпуск пластикового устройства;
  • разрешается использование этой системы не только гражданам и предприятиям РФ, но и иностранным резидентам.
  1. Возврат средств. Названным законом закреплена так называемая презумпция невиновности клиента в отношении незаконного списания денежных средств. Банк должен доказать свою непричастность к совершению операции. В противном случае должна быть возмещена вся сумма и моральные издержки.
  2. Информирование. Если оператор не информирует своего клиента о совершенных действиях, он обязан возместить все суммы, удержанные без согласия. В случае если уведомления отправлялись, а ответа на них не было, компенсация не выплачивается, либо выплачивается только за те суммы, которые были списаны до момента получения извещения о неправомерных действиях.
  3. Названная система не подтверждена в ряде зарубежных стран из-за чего снятие наличных либо оплата покупки при помощи этой карты невозможна.

Читать так же: Закон о госслужбе

Федеральный закон «О национальной платежной системе». Досье

5 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты РФ», принятый Госдумой 25 апреля и одобренный Советом Федерации 29 апреля.

В целях обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств документом предусмотрено создание национальной системы платежных карт (НСПК) с участием Банка России. Кроме того, закон ввел новые требования к платежным системам, выделив из них национально значимые — к ним отнесены платежная система Банка России и система, в рамках которой осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.

Согласно закону, с 1 июля 2014 г. оператор платежной системы, не являющейся национально значимой (в первую очередь закон коснется платежных систем Visa и MasterCard), должен вносить на спецсчет в ЦБ РФ обеспечительный взнос в размере 25% от среднедневного оборота. Предполагается, что средства должны вноситься ежеквартально в размере 1/4 от общей суммы. Первый транш необходимо перевести до 30 сентября, а полная сумма должна быть выплачена к 1 июля 2021 г., после чего взносы будут корректироваться в зависимости от изменений оборота. До 1 июля 2021 г. операционные центры и платежные клиринговые центры, привлекаемые операторами для осуществления перевода денег, должны быть перенесены на территорию России.

Предполагается, что из обеспечительного взноса будет выплачиваться штраф в том случае, если оператор платежной системы в одностороннем порядке прекратит оказывать услуги участникам системы и их клиентам. Размер этого штрафа составит до 10% обеспечительного взноса за каждый день.

В середине мая 2014 г. аналитики американского банка Morgan Stanley заявили, что размер обеспечительных взносов по новому закону для Visa и MasterCard составит $1,9 млрд и 1 млрд соответственно, без учета затрат на создание процессинговых центров. Как отметили эксперты, чистая выручка MasterCard в России составляет около $160 млн в год, а Visa — $350-470 млн, и платежным системам выгоднее уйти с российского рынка, чем выполнить условия нового законодательства.

19 мая генеральный директор Visa Чарли Шарф (Charlie Scharf) заявил на бизнес-конференции в Берлине, что его платежная система может закрыть бизнес в России, если размер обеспечительного взноса не будет изменен. Исполнительный директор MasterCard Аджай Банга (Ajay Banga), в свою очередь, заявил, что ждет разъяснений от российского правительства. 20 мая, комментируя эти заявления, министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал журналистам, что Россия не может отказаться от услуг Visa и MasterCard, так как с ними работают 90% российских пользователей. При этом около 80% транзакций по картам Visa и MasterCard — внутрироссийские.

21 марта 2014 г. из-за наложенных США санкций крупнейшие Visa и MasterCard без уведомления заблокировали операции по картам банка «Россия», его дочерней организации Собинбанк, а также СМП банка. С проблемами в обслуживании карт столкнулись Инвесткапиталбанк и банк «Инвестиционный союз», использующие процессинг СМП банка, а также «Финсервис» и Русский ипотечный банк. 23 марта ограничения были сняты со всех кредитных организаций, за исключением банка «Россия». Однако в апреле уже отдельные санкции были введены против Собинбанка, Инвесткапиталбанка и СМП Банка, после чего операции по картам этих банков были снова заблокированы.

По итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 22-24 мая 2014 г. стало известно о компромиссе: Visa и MasterCard обязались в короткий срок (предварительно назывались даты 31 октября 2014 г. и 1 января 2015 г.) обеспечить процессинг внутрироссийских операций на территории России, а правительство России и Центробанк обещали снизить или отменить обеспечительные взносы.

4 июня правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 825 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который позволял устанавливать размер обеспечительных взносов правительству при согласовании с ЦБ РФ. 20 июня законопроект был принят Госдумой, а 25 июня — Советом Федерации.

25 июня Минфин РФ опубликовал постановление, позволяющее платежным системам не перечислять до 31 октября 2014 г. обеспечительный взнос. Параллельно MasterCard объявил о проведении тендера на поиск поставщика на обеспечение клиринга, авторизации и расчетов по внутрироссийским операциям.

Особенности электронного перевода

Клиент предоставляет средства оператору по условиям заключенного договора. Физлицо может передавать деньги, используя свой счет или не открывая его (наличностью). Если клиент является юрлицом, то предоставление средств осуществляется только через р/с. Перевод производится в соответствии с распоряжением плательщика в пользу получателя.

Операция может осуществляться между субъектами, которых обслуживает как один, так и несколько разных операторов. При переводе электронных средств юрлицо или предприниматель могут выступать как плательщики, если получателем является физлицо. Операция производится одновременным принятием распоряжения клиента, уменьшением остатка плательщика и увеличением его у получателя на предусмотренную сумму. Перевод осуществляется немедленно после принятия поручения.

Прекращение использования электронного средства

Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.

Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств.

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.

Кратко о ФЗ номер 161 статья 9

В данной статье Федерального закона раскрывается тема эксплуатации электронных систем оплаты.

Рассмотрим более подробно положения данной части документа:

Применение электронных средств оплаты может использоваться Исключительно после подписания соответствующего договора
Оператор, который осуществляет принятие, и исполнение электронного платежа Имеет право отказать в услуге клиенту
До того, как будет заключен договор В обязательном порядке оператор информирует обо всем клиента
Оператор обязуется уведомлять своих клиентов О совершении каждой электронной оплаты
У клиента имеется возможность направить соответствующее обращение При утрате платежного инструмента
Все оповещения от клиента или оператора Обязательно должны фиксироваться последним
Клиент вправе получать все необходимые для него документы Относительно электронного устройства оплаты
В случае направления обращения, оно обязательно должно быть рассмотрено в срок Не превышающий 30 дней
Электронное платежное устройство может быть приостановлено При соответствующем обращении от клиента
Если приостанавливается или прекращается действие платежного инструмента Это не может препятствовать переводу денежных средств
Если платежный инструмент используется без согласия клиента Об этом обязательно уведомляется оператор
Если средства с электронной системы были списаны без ведома клиента То оператор обязуется возместить ущерб
Если оплата не была произведена и денежные средства не были переведены То клиенту обязуются возместить сумму транзакции
Если не будет доказано, что клиентом нарушены правила использования электронной системы При этом будут утрачены средства, то они возмещаются
В заключительной части статьи присутствует информация об обязанностях оператора При возмещении средств

При работе с физическими лицами, все переговоры, а также уведомления должны выполняться в тишине, так как речь касается транзакции денежных средств, которые находятся на балансе электронной платежной системы.

Привлечение платежных агрегаторов

ФЗ №173 привнес в ФЗ №161 новую статью 14.1, регулирующую процесс назначения требований к платежным агрегаторам, которых могут привлекать операторы по переводу средств. Так, агрегаторы должны соответствовать следующим требованиям (и имеют следующие права):

  1. Агрегатор должен быть признан банковским платежным агентом для приема и перевода электронных платежей (подпункты «а» и «б» пункта 31 статьи 3 ФЗ№161), а также соответствовать законодательству РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр.
  2. Операторы могут воспользоваться услугами агрегаторов, если следующие условия соблюдены одновременно:
  • платежный агент – официально зарегистрированное юридическое лицо;
  • между оператором и агентом заключен договор;
  • агент должен предоставить оператору информацию о его иных клиентах по приему и переводу средств, сведения об урегулировании спорных моментов при осуществлении платежей;
  • агрегатор должен предоставить следующие сведения клиентам в местах осуществления операций по платежам: наименования, адреса, ИНН и телефоны оператора и агента, номер лицензии оператора, реквизиты договора между ними, способы подачи претензий.
  1. Агрегатор имеет право:
  • проводить идентификацию клиентов, согласно законодательству РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр.;
  • предоставлять юридическим лицам и ИП технику, за счет которой производятся электронные платежи;
  • участвовать в переводах средств в пользу юрлиц и ИП посредством электронных платежей.
  1. Для проведения идентификации клиентов агрегатор обязан:
  • иметь сотрудника, отвечающего за соблюдение законодательства РФ о противодействии отмыванию доходов, финансированию терроризма и пр., не имеющего неснятых и непогашенных судимостей за экономические преступления;
  • руководитель и главных бухгалтер агрегатора также не должны иметь неснятые и непогашенные судимости за экономические преступления.
  1. При использовании для работы программ и приложений, а также техники, которые выдаются клиентам, агрегатор обязан:
  • защищать информацию, согласно третьей части статьи 27 ФЗ№161 (Положение ЦБ РФ №382-П от 09.06.2012);
  • предоставлять информацию об операциях оператору (запрещено передавать информацию на территорию иностранных государств).
  1. Средства в пользу юрлиц и ИП, проходящие электронным платежом, должны быть зачислены на специальный счет, который открывается агенту у оператора. На этот счет не может быть наложен арест, не может быть обращено взыскание. По такому счету могут проходить только такие операции, как:
  • зачисление средств, которые переводятся, согласно электронным операциям в пользу юрлиц и ;
  • зачисление средств, которые должны быть возвращены плательщикам при отмене операции;
  • списание средств на счета юрлиц и ИП;
  • списание вознаграждения агрегатора;
  • списание средств в пользу оператора, в том числе вознаграждение.

Есть ли в других странах собственные платежные системы банковских карт?

Да, сегодня во многих развитых странах существуют и успешно функционируют НПС. Например:

  1. JCB International – платежная система Японии, существующая с 1961 года. Сегодня держателями карт этой системы стали более 59 млн человек, которые могут расплачиваться с помощью «японской» карточки по всему миру.
  2. UnionPay International – национальная система Китая, основанная при поддержке Банка Китая. Акционерами этой организации являются более 200 крупнейших финансовых учреждений страны. Именно китайская платежная система сегодня является абсолютным мировым лидером по количеству эмитированных пластиков – более 4 миллиардов! Но главное, что все эти карты принимаются к оплате в очень многих странах мира, и Россия не стала исключением.
  3. RuPay – национальная система платежей Индии, запущенная в 2008 году, целью создания которой было создание конкуренции Мастеркард и Виза на индийском финансовом рынке. Однако уже через 5 лет RuPay и сама стала международной, причем популярность ее неуклонно растет.

Собственные системы платежных карт имеются и в некоторых странах постсоветского пространства: это «Белкарт» в Белоруссии и «ArCa» в Армении.

Что делать, если кредитная карта «Мир» пришла по почте

Такие случаи могут иметь место, так как кредитку банк может выдавать клиенту по своему усмотрению: как по его заявлению, так и в рамках какой-либо программы. Если человек пользовался (даже один раз) услугами банка для получения небольшого займа, он может получить в подарок кредитную карту, даже если она ему не нужна.

Если гражданину без его на то согласия от любого банка пришла почтой кредитка, которая ему ни к чему, и он не намерен ею пользоваться, человек имеет право её самостоятельно сломать и выбросить.

Как правило, подобные карты нуждаются в активации через интернет или посредством звонка в банк, поэтому неактивированная карта не представляет опасности и не может привести к финансовым потерям.

Если кредитная карта использовалась но долг уже погашен, а в дальнейшем занимать деньги у банка в планы не входит, гражданину необходимо обратиться в это учреждение и оставить письменное заявление о расторжении договора на обслуживание.

Такое заявление лучше составить в двух экземплярах, лично заверить его и убедиться, что оно подписано представителями банка. После этого необходимо получить справку о закрытии кредитного счёта с наличием всех подписей и печатей. При этом карта должна быть уничтожена в присутствии владельца разрезанием на две части.

При приближении окончания срока действия карты нужно заранее позаботиться об отказе, написав заявление в банк не за месяц до истечения срока действия. В противном случае банк автоматически выпустит для пользователя обновленную карту, а в случае отказа от неё может потребовать выплату неустойки или штрафа.

От карты можно отказаться также, если человек получил её, а потом передумал, оформив отказ письменно.

Субъекты НПС.

Субъектами являются учреждения, обеспечивающие работу по переводам, услугам платежной структуры и агентской группы. Одно учреждение может вступить в состав различных платежных сообществ и выполнять сразу несколько задач в рамках одного.

Основную роль в российской ПС играет оператор, который обязан излагать правила работы системы, организовывать контроль за всеми другими участниками, набирать операторов услуг, вести списки членов ПС и деятельность по управлению рисками, рассматривать все споры. Должность оператора правомерна занять кредитная (или некредитная) организация.

Все электронные расчетные операции контролирует оператор по электронным расчетам.

Следующими субъектами ПС являются операторы платежной структуры. К ним относятся расчетные, клиринговые, операционные и платежные отделы.

Операционный отдел должен обеспечивать функцию общения между банками для своевременной доставки информации, а также он несет ответственность за некачественное выполнение услуг.

Клиринговый отдел ответственен за безналичные расчеты между банками. Он отвечает за расходы (убытки), которые может понести участник ПС из-за предоставления услуг клиринга несоответствующего уровня.

Расчетный отдел обрабатывает все платежные распоряжения участников национального платежного сообщества, списывает и зачисляет деньги со счетов. Если оператор является некредитным учреждением, то расчетный отдел берет на себя функцию оператора платежной системы в рамках управления рисками, обеспечения защиты денежных переводов и бесперебойности работы всей структуры.

Должность операторов по денежным переводам могут занимать только кредитные учреждения, которые занимаются переводами денег на законном основании, ЦБ РФ и Внешэкономбанк. Они могут также собирать банковскую агентскую группу для поиска клиентов на выдачу или принятие денежных средств, предоставления электронных средств платежа. Операторы по переводу контролируют соблюдение правил по безопасности информации и отправляют отчетность в ЦБ обо всех случившихся инцидентах.

161-ФЗ «О национальной платежной системе»: разъяснения

Не является переводом внесение наличности клиентом на собственный банковский счет либо получение средств с него у одного оператора. Срок зачисления денег при оказании услуг, по 161-ФЗ, не должен превышать трех рабочих дней с момента списания их с р/с либо с даты предоставления денег клиентом. В переводе средств, кроме оператора, могут участвовать посредники. Если другое не обуславливается используемой формой безналичного перечисления либо федеральным законодательством, безотзывность перевода наступает в момент списания денег со счета или предоставления их клиентом. Исключение составляют перемещения электронных средств. Безусловность перевода, в соответствии со 161-ФЗ «О национальной платежной системе», наступает с момента исполнения условий, определенных клиентом. Данное правило распространяется и на случаи встречного представления документов, перечисления в другой валюте, передачи финансовых инструментов (ценных бумаг). Окончательность перевода, если клиент обслуживается одним оператором, наступает в момент внесения средств на счет получателя либо обеспечения возможности выдачи их наличными. Данное правило не действует в отношении перемещений электронных денег. Если клиент обслуживается разными операторами, окончательность перевода наступает при зачислении средств на счет оператора получателя. При этом должны учитываться требования ст. 25 161-ФЗ » О национальной платежной системе».

Обязательно ли переходить на карту «Мир»

Этот вопрос интересует большинство жителей России.

Что по этому поводу предусматривается законодательно?

Цель подписания такого закона — постепенный перевод работников бюджетной сферы и пенсионеров на карты национальной системы для полной независимости РФ от зарубежных платежных аналогов.

Согласно указу Президента, карта «Мир» будет обязательной для бюджетников и пенсионеров. Процесс перехода на использование национальной платёжной системы «Мир» выглядит таким образом:

  • Работники бюджетной сферы — с 01.07.2017.
  • Лица пенсионного возраста, получающие пенсию — не позднее 01.07.2020.
  • Госслужащие, бюджетники, военнослужащие, студенты перешли до 01.07.2018.

Супермаркеты и магазины с выручкой от 40 млн рублей в год обязаны принимать платёжные носители «Мир» с 01.10.2017.

Банки уполномочены обеспечить прием платежей по карте с 01.07.2017.

Пенсионерам можно переходить на эту систему до 2020 года, но если срок действия их действующей карты заканчивается до 1 июля указанного года, банк обязан предложить пенсионеру национальную платежную карту с правом дальнейшего продления.

Что означает 161-ФЗ?

В Федеральном законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе в части зачисления государственных пособий на детей и других социальных выплат на счета карт национальной платежной системы «МИР» говорится, что социальные выплаты будут зачисляться только на карты платежной системы МИР.

На карты других платежных систем, например, Visa или Mastercard, выплаты зачисляться не будут.

Если у граждан, которым назначены социальные выплаты, нет карты национальной платежной системы МИР, им будет предоставлено два варианта:

  1. если у гражданина открыт счет в Сбербанке, карта МИР будет оформлена автоматически, и выплаты будут производиться на нее;
  2. если у гражданина открыт счет в другом банке, ему придется обратиться в отделение банка для оформления карты МИР.

После оформления карты МИР и зачисления на нее пособий от банка придет СМС-уведомление, содержащее примерный текст: «Выплата в сумме **** руб. зачислена на счет ********** согласно 161-ФЗ о национальной платежной системе от 27.06.2011».

Недостатки карты «Мир»

К таковым можно отнести на данный момент то, что:

  • карты действуют только на территории РФ;
  • пластиковые носители работают исключительно в национальной валюте;
  • нецелесообразно использовать при поездках за границу, так как за пределами страны нужен совмещенный продукт (об этом расскажем ниже), выпуском которого занимаются единицы (Сбербанк не входит в их число).
  • стоимость обслуживания карты не уступает в цене ее международным аналогам (программы лояльности предлагаются пока пенсионерам и социальным клиентам).
  • оплатить стоимость товаров и услуг этой картой пока удается не в каждой торговой точке.

Изменения и поправки в законе

Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года. Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.

Статья 2

Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:

  • закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
  • Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
  • ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.

Статья 9 закона о национальной платежной системе

Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:

  • использование финансов происходит при подписании договора;
  • оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
  • диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
  • нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
  • операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
  • регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
  • пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
  • утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
  • если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.

Статья 19.1

После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет. Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

Ст.30.1

Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.

Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.

Статья 30.5

Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.

НПС МИР

Вот как появилась НПС МИР:

  • 2014 год, март. Создание НПС для защиты финансовой безопасности страны одобрено Владимиром Путиным.
  • 2014 год, май. Подписан закон о создании национальной системы платёжных карт;
  • 2014 год, июль. Зарегистрировано АО «Национальная система платёжных карт». Единственным акционером компании является ЦБ РФ;
  • 2014 год, сентябрь. Создание операционного платёжного и клирингового центра ОПКЦ НСПК для обработки операций по картам МПС;
  • 2015 год, апрель. С этого времени операции по всем картам внутри страны осуществляются через обслуживание ОПКЦ НСПК.
  • 2015 год, июль. НПС по итогам всероссийского конкурса получила название МИР;
  • 2015 год, декабрь. Выпущена первая карта МИР. Достигнуты договорённости о сотрудничестве по выпуску кобейджинговых карт. Это карты – МИР-Maestro , МИР-JCB , МИР-AmEx;
  • 2016 год, декабрь. Запущена пилотная версия программы лояльности;
  • 2017 год, декабрь. Держателям карт МИР стала доступна технология Samsung Pay;
  • 2018 год, июль. На карты МИР завершён перевод бюджетников, к июлю 2020 года планируется завершить этот процесс для пенсионеров.

К концу 2018 года было выпущено более 50 млн. карт МИР, число транзакций по национальным картам растёт с каждым днём. Среди держателей карт не только бюджетники и социальные категории граждан, но и большое число коммерческих клиентов.

Сейчас на внутреннем рынке доминируют МПС VISA, MasterCard и НПС МИР. Появление НПС повысило долю безналичных платежей в торговом обороте страны. Одна из задач, стоявших при создании НПС – сделать безналичные платежи доступнее и надёжнее. Это элемент, над которым совместно работают все платёжные системы. Действует принцип co-petition: с одной стороны, высококонкурентный рынок, а с другой – сотрудничество в достижении общей цели – снижении не всегда прозрачного наличного денежного оборота.

Наращиванию доли безналичных платежей в экономике сейчас препятствует недостаток инфраструктуры, отсутствие коммуникаций в отдалённых регионах. В рамках государственной программы «Цифровая экономика» эта проблема должна быть решена. Наличное денежное обращение связано с большими издержками. Безнал требует только надёжной связи. Современные технологии позволяют решать любые вопросы на местах с помощью безналичных расчётов, не устанавливая банкоматы, не завозя наличные. Развивая НПС, мы экономим огромные средства, при это делаем все платежи прозрачными, не даём отдельным субъектам рынка укрываться от уплаты налогов.

НПС МИР состоялась как платёжная система, выполняет свою основную задачу и развивается, несмотря на имеющиеся проблемы

Сейчас основное внимание уделяется расширению функционала платёжных карт МИР.  28 января 2019 года Цетробанк запустил новую систему быстрых платежей

Через неё россияне могут переводить деньги по номеру телефона получателя.

Создание национальной платёжной системы – серьёзный шаг к экономическому суверенитету нашей страны. Операции по банковским картам МИР не могут быть приостановлены, несмотря ни на какие антироссийские санкции. Никакие внешние факторы не повлияют на работу российской НПС МИР — в этом и заключается главная ценность национальной платежной системы.

Безотзывность при переводе электронных средств

При автономном режиме она наступает в момент использования клиентом соответствующего инструмента платежа. Окончательным перевод считается после учета оператором данных, в порядке, указанном выше. При наступлении безотзывности прекращается финансовое обязательство плательщика перед клиентом-получателем. Оператор на постоянной основе производит учет сведений об остатках электронных средств и произведенных переводах. Они, по распоряжению клиента, могут быть зачислены на банковский счет или выданы наличными. Данной возможностью могут воспользоваться как физические лица, так и организации и предприниматели. Операторы не имеют права начислять проценты на остаток или выплачивать любое вознаграждение клиенту. Обслуживающий субъект также не может предоставлять средства для увеличения оставшейся суммы электронных денег.

Достоинства платежной системы МИР

Среди самых больших плюсов использования национальной ПС МИР следующие привилегии:

  1. Независимость. В отличие от платежных систем международного уровня, работа ПС МИР не зависит от политических и экономических внешних факторов. Платежные операции по картам МИР, согласно закону 161 ФЗ, безопасны, а держатели данных банковских продуктов всегда имеют бесперебойный доступ к денежным средствам. Ситуация на мировой политической арене и работа международных ПС никоим образом не влияют на финансовую стабильность работы системы МИР.
  2. Безопасность. В виду того, что карты МИР созданы с учетом передовых достижений отечественных разработчиков, ее безопасность находится на высоком уровне.
  3. Простота и быстрота оформления/переход на новый платёжный инструмент.
  4. Выгода. Благодаря наличию программы лояльности, держатели карт МИР могут, оплачивая товары и услуги, получать обратно до 20% потраченных средств.

Как устроена НПС

Ключевую роль в национальной платёжной системе играет оператор (НСПК), устанавливающий правила работы системы и контролирующий их исполнение участниками.

Субъектами НПС являются расчётные, операционные, клиринговые и платёжные отделы. Расчётные отделы реализуют платёжные распоряжения участников НПС, производят списание / зачисление денежных средств со счетов / на счета. Также на них возлагаются функции оператора управления рисками, обеспечения безопасности денежных переводов и штатной эксплуатации всей структуры. Операционные отделы осуществляют взаимодействие между банками для своевременной передачи информации. Клиринговые отделы отвечают за проведения безналичных межбанковских расчётов. Функции операторов денежных переводов выполняют уполномоченные банки, ЦБ РФ и ВЭБ.

Главная цель создания НПС – обеспечение независимости обработки операций по банковским картам от западных процессинговых центров. Полноценная работа НПС началась в 2015 году. Через неё начали совершаться все транзакции по картам МИР, к выпуску которых приступили некоторые российские банки.