Федеральный закон «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации» от 12.06.2002 n 67-фз (ред. от 04.06.2021)

Нормы, которые на практике приводят к нарушению избирательных прав граждан

Поскольку в первую очередь речь идет о нормах, связанных с регистрацией кандидатов и списков кандидатов, можно констатировать, что здесь ничего принципиально не изменилось (не считая предложений, вынесенных за рамки проекта-2019, о которых речь пойдет в пункте 4а).

Уже отмечалось, что не изменился огромный перечень оснований для признания подписи избирателя недействительной. Также сохраняется широкий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов (16 пунктов), требование представить огромное число документов уже в момент выдвижения кандидата и т.п.

«Удар наносится по легальной политической деятельности»

Журналист Алексей Пивоваров уверен, что смысл новых законопроектов «по большей части – запугать», а ограничения вводятся для недопущения в Госдуму Любови Соболь:

— Похоже, Кремль считает для себя опасным даже просто проведение ее предвыборной кампании.

Вице-президент Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин обратил внимание, что законопроект о выборах сформулирован так, чтобы ограничить в праве избираться максимально большое количество людей:

— …Человек, во второй половине прошлого или начале этого года пожертвовавший ФБК* Алексея Навального хотя бы один рубль, либо сдавший в аренду его отделению офис, либо выступивший на семинаре ФБК*, либо оказавший любую иную помощь (понятие, которое можно трактовать крайне расширительно), не сможет участвовать в думских выборах 2021 года. При этом закон фактически получает обратную силу, так как никто из данных лиц не мог предположить, что ФБК* будет признана экстремистской организацией. И наконец, основания, по которым ФБК* собираются признать такой организацией, засекречены.

Блогер из Москвы Кирилл Шулика считает, что законопроект внесли в майские выходные, чтобы он остался незамеченным:

— Сложно представить, какое количество россиян этот закон лишит пассивного избирательного права.

По мнению Шулики, законопроект хотят принять из-за боязни проиграть на выборах конкретной оппозиционной силе, а репрессии продолжатся:

— С 17 января 2021 года мы живем в другой стране и в другой политической системе. Да, признавали экстремистами и сажали националистов и нацболов, но именно сейчас речь идет не об отдельных политиках, активистах или группах, а об уничтожении созданных для участия в выборах структур. То есть удар наносится по легальной политической деятельности.

С ним согласен руководитель интернет-издания It’s My City журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев:

— Понятно, что это про ФБК* и Навального. То есть огромная масса людей, отправлявших деньги ФБК* и штабам Навального, лишается пассивного избирательного права. <…> Законопроект совершенно невероятный. Вы можете работать в организации, к которой нет никаких претензий, но потом ее признают экстремистской, и ваши политические права будут ограничены. Я не юрист, но предполагаю, что это не очень согласуется с Конституцией, а также с логикой и здравым смыслом. Хотя о чем это я.

Колезев обратил внимание, что законопроект, видимо, писался в спешке, поскольку в пояснительной записке к нему «Российская Федерация» и «пиар-кампания» написаны с ошибками. Председатель сетевого движения «Открытая Россия» Анастасия Буракова добавила, что второй законопроект — об изменении наказаний за участие в деятельности нежелательной организации — тоже чреват тем, что может коснуться кого угодно

Она напомнила, что «нежелательной» организацию могут признать без оснований, как это случилось в 2017 году с «Открытой Россией»:

Председатель сетевого движения «Открытая Россия» Анастасия Буракова добавила, что второй законопроект — об изменении наказаний за участие в деятельности нежелательной организации — тоже чреват тем, что может коснуться кого угодно. Она напомнила, что «нежелательной» организацию могут признать без оснований, как это случилось в 2017 году с «Открытой Россией»:

— Почему? По кочану! Минюст спешит объясниться, мол, это про британцев каких-то, российского движения это никак не касается. Тем не менее в отношении активистов начинают пачками возбуждать дела по 20.33 КоАП за участие в дебатах, репосты, анонсы мероприятий, правозащитные семинары, выступления на митингах — вообще за все, считая это «деятельностью нежелательной организации».

«Переход от репрессий против политиков к репрессиям против избирателей»

Депутат Псковского областного собрания от партии «Яблоко» Лев Шлосберг считает, что новые законопроекты — это переход к массовым репрессиям:

— Полная зачистка политического поля никогда не заканчивается полной зачисткой политического поля. Ставка на тотальную дискриминацию запускает процессы кристаллизации ненависти. Придание репрессивным законам массового действия обратной силы – это переход от репрессий против политиков к репрессиям против избирателей. То есть против народа как носителя власти. Понятно, что это не ставка на «понуждение к любви» к Путину и «Единой России». Никакой речи о любви нет и уже не может быть. Это – начало массовых гражданских казней, переход к тотальному устрашению и устранению людей из политики.

Глава сети региональных штабов Навального Леонид Волков предполагает, что новые ограничения могут затронуть более 200 тыс. человек, отправлявших пожертвования их команде:

— Мы уже видели массу «законов против Навального», но ТАКОГО еще не было, конечно. Жертвовал хотя бы копейку в ФБК* в течение последнего года (!) — тебе нельзя баллотироваться в Госдуму. Работал координатором штаба Навального в течение последних трех лет (!!) — тебе нельзя баллотироваться в Госдуму. Вы просто почитайте, там в каждой строчке СТРАХ.

Редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов считает, что новые ограничения избирательных прав – вполне логичный итог молчания большей части россиян:

<…> Во-вторых, это теперь не остановится само по себе — без большого чуда или большого горя. Какой-то обидчивый человек там, наверху, сказал: «Сделайте с ними что-нибудь, чтобы я этого больше не видел». И отныне он будет видеть в нашей бывшей общей стране только тех, кто от него в восторге. Подтянутых и спортивных молодых людей, чтящих подвиги предков, гетеросексуальные семьи с розовощекими младенцами, взявшими льготные ипотеки, журналистов, которые задают острые, но актуальные вопросы («Как вы стали таким великим?»), преподавателей права, которые верят в обнуленную Конституцию как в высший эпизод развития национальной юридической мысли. Институтов — медиа, партий, выборов, судов, НКО, университетов — уже нет.

Заместитель председателя московского «Яблока» Кирилл Гончаров отметил, что такими темпами под удар скоро может попасть любой жители России, несогласный в чем-то с партией власти:

— Аксиома: если ЕР не может победить на выборах, они запретят в них участвовать всем, кроме себя. Сначала одной рукой признают своих критиков экстремистами, а другой — вносят закон о запрете им избираться. И это удар не только по ФБК* — завтра экстремистами могут признать каждого из нас.

Политик из Москвы Дмитрий Гудков резюмировал суть новых законопроектов:

Юрист из Москвы Пётр Карманов отметил, что законопроект об ограничениях на участие в выборах в Госдуму не проработан и сам по себе является нарушением законодательства:

— Из плюсов только что распространяется исключительно на выборы в ГД, а также практическая бесполезность (всех навальнистов и так 100% снимут по подписям). Законопроект должен быть признан неконституционным чуть менее чем полностью, если КС хоть минимально проявит волю к жизни. И, конечно, любое его применение должно квалифицироваться как нарушение права на участие в парламентских выборах в ЕСПЧ.

* В материале упомянуты организации Фонд борьбы с коррупцией, Штаб Навального, деятельность которых запрещена в РФ
** Альянс врачей, Фонд борьбы с коррупцией выполняют функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.

Какими законами регулируются выборы в РФ?

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

В дополнение ознакомьтесь с ФЗ 58 о системе государственной службы Российской Федерации.

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

  • обладающие гражданством другого государства;
  • были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • обладают непогашенной судимостью;
  • совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

  • равное;
  • свободное;
  • прямое волеизъявление.

Россиянин имеет право на голос, не зависимо от:

  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его тут.

Общие сведения о голосовании

Напомним, что с 17 по 19 сентября в 2021 году в России пройдут выборы в Государственную думу VIII созыва; в девяти субъектах будут выбирать глав регионов в ходе прямого голосования — это Хабаровский край, Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Ульяновская, Тульская и Тверская области, Чеченская Республика и Республика Тыва.

Еще в трех регионах — Дагестане, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии – Алании, — глав субъектов выберут депутаты законодательных собраний.

Во весь голос

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Коньков Сергей

Кроме того, в 39 субъектах федерации в ходе единого дня голосования одновременно пройдут выборы в региональные парламенты.

В этом году для семи регионов России будет доступно дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Выбрать кандидата через интернет смогут жители Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областей, а также жители Москвы и Севастополя.

Соотношение федерального и регионального регулирования в области выборов

Неудобство заключается в том, что при проведении любых выборов приходится одновременно использовать два закона – ФЗ-67 и специальный. Но этого при проведении региональных и муниципальных выборов не избежать. Хуже то, что почти по каждому вопросу приходится смотреть нормы обоих законов, которые довольно часто различаются формулировками. И применителю нужно понять, нет ли между этими нормами коллизии, а если есть, то какой норме отдать предпочтение.

На мой взгляд, проблему можно решить, четко разделив в Кодексе императивные и диспозитивные нормы. В этом случае императивные нормы не потребуется дублировать ни в Особенной части Кодекса, ни в региональных законах. При этом диспозитивные нормы будут более заметны, и региональному законодателю будет легче понять, что он должен регулировать. Тем не менее, на случай, если региональный законодатель упустит регулирование каких-либо вопросов, которые он обязан регулировать, в Кодексе должны быть нормы, действующие по умолчанию.

Возьмем для примера нормы, касающиеся выдвижения кандидатов и списков кандидатов избирательными объединениями. В Общей части проекта-2019 есть статья 59, которая так и называется. В ней сразу видна часть 2 диспозитивного характера, начинающаяся со слов «Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено». Далее мы видим часть 4, которая относится исключительно к выборам представительных органов муниципальных образований, поэтому ей, при наличии в Особенной части специальной главы, не место в Общей части.

Следует отметить, что видно стремление авторов проекта-2019 избегать дублирования норм в Общей и Особенной части Кодекса. Однако дублирование в ряде случаев все же имеет место. Так, в частях 4 – 6 статьи 62 Общей части устанавливается, в каких случаях партии на выборах законодательных органов субъектов РФ освобождаются от сбора подписей. И аналогичные нормы содержатся в части 6 статьи 190 Особенной части.

Насколько удобен проект-2019 для региональных законодателей, насколько он позволит сделать региональные законы более компактными – можно будет проверить, попытавшись подготовить на его основе закон для конкретного региона или модельный закон.

«Этот ход власть делает не от слабости, а от силы»

Бывший зампредседателя кировского правительства Сергей Карнаухов в эфире YouTube-канала «Соловьёв LIVE» одобрил нововведения. Несмотря на то, что он еще не принят, Карнаухов выразил надежду, что «Альянс врачей»* и «Альянс учителей» тоже будут признаны экстремистскими и не смогут работать.

Руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков написал, что законопроект логичен и что он внесен не из-за страха проиграть оппозиции на выборах:

— Этот ход власть делает не от слабости, а от силы. От осознания собственной уверенности и правоты. Подобным образом действует игрок, чувствующий приближение окончательной победы и намеревающийся получить как можно больше причитающихся ставок. <…> В таких условиях любая власть, обладающая хоть минимальным инстинктом самосохранения, руководствуется простой логикой: воспринимает угрозы серьезно и серьезно действует, мобилизует все силы и использует все средства.

Экс-руководитель нижегородского Центра «Э» Алексей Трифонов считает, что «этот закон – народный» и что он помешает Западу вмешиваться в российскую политику:

— Люди крайне негативно относятся ко всему, что связано с терроризмом и экстремизмом. При этом закон уже поддержан всеми фракциями – а это важный показатель. И главное, его инициаторы – члены комиссии по борьбе с иностранным вмешательством, в том числе Пискарёв. По сути, навальнята, годами работающие на Запад для подрыва внутренней ситуации в России, понимают, что теперь у них не останется никаких шансов пролезть во власть, чтобы и так заниматься своей деструктивной деятельностью.

Общие положения

ФЗ об избирательной системе РФ был принят Государственной Думой 22 мая 2002 года, а одобрен Советом Федерации 29 мая того же года. Последние изменения в него были внесены 1 июня 2017 года. Закон об избирательном праве имеет 11 глав и 85 статей, а также 11 приложений. Этот закон определяет права граждан на участие в выборах и референдумах, контролирует правоотношения между гражданами и государством при проведении референдумов, выборов, при подготовке к ним, назначением и проведением.

Содержание закона о гарантиях избирательных прав:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описана сфера, на которую распространяется описываемый закон и термины и понятия, используемые в нем и их определения. Оформлены принципы проведения выборов и референдумов, описаны права на участие в них граждан, описан процесс и способы проведения тайного голосования. Даны сроки полномочий органов гос. власти и местного самоуправления, обязательны ли выборы, их назначение и другие акты и законы, регулирующие эту область;
  • В главе номер два даны гарантии на права граждан на участие в выборах. Описаны вопросы, рассматриваемые на референдумах и ситуации, когда референдум может быть отменен или перенесен, инициатива проведения и назначение выборов;
  • В третьей гл. даны гарантии на права граждан в организации участков, участие в регистрации лиц, составление списков избирателей и т. д.;
  • В четвертой описаны системы, процессы набора, требования и условия по комиссиям референдумов и выборов. Дан список категорий и статусов разных комиссий Российской Федерации, включая описание и способы формирования Центра избирательной комиссии РФ. Подробно оформлены также избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, участковые собрания, комиссии муниципальных образований, территориальные и окружные. Виды деятельности, полномочия членов комиссий, их статус, гласность и негласность их деятельности и способы и причины расформирования комиссий;
  • В гл. пять даны гарантии на права граждан в выдвижении своих кандидатов. Условия, процессы и способы выдвижения кандидата или самовыдвижения. Поддержка государства и поддержка кандидата гражданами, описана регистрация кандидата, списки лиц и процессы назначения референдумов с такими лицами;
  • В главе шесть описаны статусы каждого вида кандидатов и статус инициативной группы. Оформлено равенство выдвинутых на референдум или выборы лиц, но и ограничения, данные этим лицам в связи с должностью и служебным положением. Гарантии выполнения кандидатами своих обязательств и статусы доверенных лиц;
  • В седьмой главе даны гарантии на права граждан на получение и распространение сведений или информации о выборах или будущих референдумах. Описаны процессы информирования граждан о ходе действий, а также информирование кандидатов и участников. Оформлен процесс проведения опросов общественного мнения. Дана информация о действиях в этой сфере средств массовой информации. Описаны агитации и сроки агитационного периода. Даны сведения о гарантиях на выдачу информации всем кандидатам о законе, выдвигаемом на референдуме. Описаны ограничения и причины ограничений во время предвыборных агитаций;
  • В главе восемь описана экономическая сторона сферы выборов и референдумов. Способы финансирования, процессы создания фондов, контроль доходов и расходов;
  • В главе номер девять даны гарантии на права граждан на проведение голосования, обнародование итогов голосования, опубликование и определение результатов. Подробно описаны здания и помещения, в которых проводятся голосования, необходимые документы, порядок проведения и условия для этого. Описаны причины досрочных голосований. Дана информация о протоколах и итогах, процессе подсчета голосов, обработка этих голосов и определение, и обнародование результатов. Описаны процессы и причины повторных голосований и юр. сила решений, принятых на референдумах;
  • В десятой гл. описаны причины, способы и процессы обжалования проведения или результата голосования, выборов или референдума. Причины аннулирования решения и отмены голосов. Даны сроки обжалования и описана ответственность за нарушение закона;
  • В 11 описаны заключительные и дополнительные положения настоящего закона.

В приложениях к ФЗ об избирательных правах граждан даны формы и образцы листов, используемых при организации и проведении голосований, выборов или референдумов, а также сведения о кандидате, включая описание имущества, способы дохода, наличие ценных бумаг или счетов в банках.

Изменения в ФЗ 67 о выборах

Последние поправки в ФЗ-67 были внесены 1 июня 2017 года. Пункт 3.3 ст 33 был дополнен понятием «иностранные финансовые инструменты» и области его использования.

Следующие изменения в закон будут внесены 5 мая 2018 года. Из пункта 2 ст 19 будет удален целый абзац о списке избирательных участков и участков референдума.

Также в ст 19 будет добавлен подпункт 2.1, 2.2 и 2.3. В них идет речь о порядке, предусмотренном для создания участков. Решение о расположении участков должно быть принято не позднее 70 дней до дня голосования.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Статья 67. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

1. Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

1.1. Протокол об итогах голосования может быть составлен в электронном виде.

2. В случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:

а) номер экземпляра;

б) название выборов, референдума, дату голосования;

в) слово «Протокол»;

г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;

д) строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;

строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;

строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии);

строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;

строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

строка 7: число погашенных бюллетеней;

строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

строка 10: число недействительных бюллетеней;

строка 11: число действительных бюллетеней;

строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.

Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки:

строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;

строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;

строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;

строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений;

строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума;

строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений.

Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:

строка 11ж: число утраченных бюллетеней;

строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении;

е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;

ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;

з) дату и время подписания протокола;

и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).

3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.