Фз о противодействии коррупции

Основные задачи антикоррупционной деятельности

В России не существует отдельного органа противодействия коррупции. Борьбу со взяточничеством ведут сразу все государственные инстанции. Каждый орган наделен особенными полномочиями, однако задачи у всей политической машины примерно одинаковые. Определяются они в статье 7 рассматриваемого закона.

Первой и основной задачей является введение антикоррупционных стандартов. Должна быть создана четкая система запретов, ограничений и дозволений, которая могла бы обеспечивать предупреждение коррупционных проявлений в той или иной области. Вторая задача связана с процессами информатизации. Государство обязано создать атмосферу всеобщего порицания коррупции. Для этого необходима максимальная огласка всех крупных нарушений закона, связанных с коррупцией. СМИ должны быть независимыми.

Последней задачей является оптимизация работы правоохранительной системы. Органы, противодействующие коррупции, должны находиться в состоянии постоянного развития. Только в этом случае борьба со взяточничеством будет по-настоящему эффективной.

Закон «О коррупции»

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:

  1. Признание, защита и обеспечение основных свобод и прав гражданина и человека.
  2. Законность.
  3. Открытость и публичность деятельности местной и федеральной власти.
  4. Неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения.
  5. Приоритетное использование защитных, профилактических мер.
  6. Комплексное применение правовых, социально-экономических, информационно-пропагандистских, организационных, политических, специальных и иных механизмов.
  7. Сотрудничество власти с институтами общества, гражданами, международными организациями.

Закон «О коррупции» предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать «воспитание» идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск «особо опасных» органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Характеристика антикоррупционного закона в Республике Казахстан

На текущем этапе формирования антикоррупционного законодательства РК к процессу создания действующей системы привлекаются специалисты самых различных отраслей юриспруденции. Это повлекло множество изменений в порядке поступления граждан на государственную службу, изменило правовое положение госслужащих, требования к ним. Наложило и ограничения в их работе и социальной жизни.

Главные изменения пришлись на долю закона РК «О государственной службе». Правки внесены в статус служащих на политическом поприще, например, в ст.18-1 установлены правила ротации. Теперь в налоговой службе не могут работать лица, привлекавшиеся ранее по делу о коррупционных правонарушениях (п.6-3 ст. 4). Руководителя государственного уровня, принявшего на работу лицо, ранее уволенное за коррупцию, самого могут уволить с занимаемой должности (п.7-2 ст.27).

Особое внимание уделили и мерам по борьбе со взяточничеством. Наглядный пример — Указ Президента КР №793 от 22.04.2009 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохрани­тельной деятельности в Республике Казахстан»

В нем выражена необходимость внедрения кардинальных новшеств в антикоррупционные законы. Кроме того, Президент потребовал усовершенствовать и унифицировать подзаконные акты, касающиеся правоохранительных служб.

Был написан и принят закон РК «О правоохранительной службе», регулирующий общественные отношения, связанные с поступлением на правоохранительную службу, ее прохождением и прекращением, определением правового статуса, материального обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов»

С особым ударением на важности антикоррупционной борьбы. Это отлично видно по содержанию главы №2

Пункт 6.ст.6 гласит, что на службу в правоохранительные органы не могут поступить:

  • лица, отказавшиеся принимать ограничения, предписанные в законодательстве с целью предотвращения действий, которые могут спровоцировать их на использование своего статуса и авторитета в корыстных целях;
  • лица, которые за три года до поступления на службу привлекались к ответственности по делу о коррупции;
  • лица, на которых за год и менее перед поступлением на службу суд налагал взыскание за предумышленные противозаконные деяния;
  • лица, совершившие коррупционные преступления;
  • лица, ранее уволенные с работы за коррупцию.

Принятием закона от 29.12.2010 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы и борьбы с коррупцией» были закреплены правки антикоррупционной направленности.

https://youtube.com/watch?v=8S9FGA34PDU

Перед антикоррупционными ФЗ России, как и перед подобными им подзаконными актами, принятыми в РК, ставится только одна цель — предупредить возможность дачи/получения взятки должностному/должностным лицом, что способствует прозрачности гражданско-правовых отношений и становлению государственности.

Общие сведения

Официальное определение термина «коррупция» содержится в ФЗ РФ под №273, целью создания которого является профилактика и борьба с имущественными преступлениями чиновников. Этот российский закон так и называется: «О противодействии коррупции». Он принят еще в 2008 году, но в 2014 — 2019 годах в этот правовой акт были внесены значительные изменения.

Российский УК в числе прочих содержит статьи, содержащие уголовную ответственность за следующие деяния:

  • получение взятки должностным лицом в любом виде (деньги, подарки, имущество, услуги и т.д.) за оказание услуг или содействие в определенном вопросе (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки – человек, предложивший взятку чиновнику или иному представителю государства, подлежит уголовному преследованию наравне с взяткополучателем (ст.291 УК РФ);
  • посредничество во взяточничестве – сама передача взятки взяткополучателю по его поручению или поручению взяткодателя (ст. 291.1 УК РФ).

Меры противодействия коррупции

Политиками ведется очень много разговоров о деятельности по противодействию взяточничеству и другим коррупционным преступлениям. Между тем, по состоянию на 2019 год ни УК, ни ФЗ Российской Федерации №273 не содержит какой-либо конкретной статьи, раскрывающей суть этих мер на правовом уровне.

Основываясь на тексте указанного закона №273, можно назвать следующие меры в борьбе с коррупцией:

  • анализ движения средств на счетах муниципальных учреждений;
  • мониторинг закупок для государственных нужд;
  • тщательный анализ доходов и расходов;
  • проверка достоверности сведений о доходах госслужащих;
  • выявление схем, созданных для обхода требований законодательства в сфере закупок.

Что нам известно о коррумпированности и взяточничестве

Историки утверждают, что уже законы Хаммурапи, жившего почти четыре тысячелетия назад, предусматривали особую статью, согласно которой взяточников сурово наказывали. Одна из литературно-юридических памяток (клинопись), упоминает о коррупции в управленческом аппарате древнего Вавилона. Массовые всплески ничем неприкрытого мздоимства зафиксированы в документах времен вавилонского пленения евреев в 597-538 гг.

Бороться с этим явлением можно только системно, так как оно нарушает порядок управления государством и подрывает авторитет управленческой верхушки. Нужен не только план, но и определенные действия государственных органов. Гражданские инициативы тоже не должны оставаться в стороне, обеспечивая гарантированный государством принцип равенства перед судом и законом.

Организация антикоррупционной деятельности

В законе представлен развернутый план противодействия коррупции. Распределяются обязанности и полномочия государственных органов и должностных лиц. Например, задачей российского Президента является определение основных векторов политического развития в области борьбы со взяточничеством. Федеральное собрание, законодательный орган, должно разрабатывать законы по вопросам антикоррупционной деятельности. Правительство же обязано распределять соответствующие функции между исполнительными министерствами и комитетами.

У каждого государственного органа есть свой набор функций и полномочий. Однако цель у всех одна: сведение коррупционных проявлений к минимуму.

Почему статья 20 не внедрена в законодательство РФ

Напомним текст данной статьи:

Статья 20. При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

Противоречие законодательству

При этом статья 20 в России не применяется, так как у России отсутствуют правовые основания для ее применения. В законе о ратификации Конвенции прямо перечислены статьи, по которым Россия располагает необходимыми карательными механизмами:

1) Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17-19, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции;

Противоречие законодательству РФ выражается, прежде всего, в отсутствии в российском праве юридического определения «незаконного обогащения». То есть, применение антикоррупционного законодательства будет иметь серьезные проблемы при попытках определить и разграничить понятия вроде «значительное увеличение активов», «законные доходы» и «разумным образом». И это не говоря про проблему доказать наличие умысла, особенно при установлении причинно-следственной связи.

И вторая причина — глава 30 УК РФ. Ее положения позволяют вести борьбу с коррупцией почти по всем составам данного типа преступлений — злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий и так далее. Даже простой отказ предоставления информации Федеральному Собранию или Счетной Палате наказуем (статья 287). Объединение множества конкретных статей из этой главы УК в одну мутную статью «незаконное обогащение» никак не помогло бы работе правоохранительных органов.

Таким образом, если бы даже состав преступления «незаконное обогащение» и был бы введён в наш УК, применять его на практике было бы крайне сложно и неудобно.

Наличие собственной законодательной базы

Для борьбы с коррупцией и одновременно реализации данной Конвенции ООН у России имеется арсенал антикоррупционных законов, в том числе и для борьбы с незаконным обогащением.

Дата принятия Номер Название Суть
7 августа 2001 №115-ФЗ Адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры должны уведомлять правоохранительные органы о финансовых операциях, направленных на отмывание полученных преступным путём доходов.
25 декабря 2008 №273-ФЗ Государственные и муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах и имуществе (статья 8)
18 мая 2009 №559-УП Кандидаты в госслужащие обязаны подавать декларации о доходах и имуществе
21 ноября 2011 №329-ФЗ Антикоррупционные требования распространены на все государственные и муниципальные должности.

Банки обязаны предоставлять информацию о движении денег на счетах чиновников.

2012-2013,2015 №231-ФЗ (2012), №102-ФЗ (2013), №303-ФЗ (2015) Внесены поправки в статью 10 закона №3-ФЗ от 1994 года «О статусе депутата», среди которых внедрение обязанности отчетности о своих доходах, расходах, имуществе и обязательств имущественного характера, причем не только для депутатов, но для их супругов и детей
20 июля 2012 №121-ФЗ Введение сурового контроля над политической деятельностью с зарубежным финансированием
3 декабря 2012 №230-ФЗ Чиновники обязаны подавать декларации о своём имуществе и доходах как на себя, так и на своих ближайших родственников
7 мая 2013 №102-ФЗ Запрет депутатам Госдумы иметь недвижимость и банковские счета за границей

Опыт других государств

  • Нидерланды
  • Бельгия
  • Италия
  • Португалия
  • Швейцария
  • Финляндия
  • Норвегия
  • Франция
  • США
  • Испания
  • Швеция
  • Дания

Представители этих стран указывают три причины, по которым статья 20 не вводится в их законодательство.

  1. Понятие «незаконное обогащение» противоречит конституциям большинства стран, так как подразумевает презумпцию виновности.
  2. В этих странах обычно есть статьи, которые подразумевают автоматическое признание преступными доходов лиц, которые уже уличены в каком-нибудь серьёзном преступлении вроде наркоторговли или сутенёрства.
  3. Выполнение духа статьи 20 обеспечивается в этих странах через механизм обязательной декларации доходов чиновников и наказания за неверные данные в декларациях. Россия идёт по тому же пути — ужесточает контроль за имуществом чиновников.

Следует также отметить, что состава преступления «незаконное обогащение» не было даже в СССР. Вопреки распространённому заблуждению, при советской власти тоже могли посадить только за конкретное преступление: вроде спекуляции или валютных операций.

Бельгия и Литва

В Бельгии предусмотрена уголовная ответственность за несоответствие стоимости имущества декларируемым доходам. В Литве в 2010 году внесли новую статью (189-1) в уголовный кодекс, которая фактически вводит наказание за незаконное обогащение. Любой гражданин, который владеет активами дороже 500 минимальных прожиточных минимумов (около 65 000 литов или 24 000 $), зная что они не могли быть приобретены на законные доходы, может получить большой штраф и до 4 лет лишения свободы. Отдельно стоит отметить, что статья распространяется не только на чиновников. Осенью этого года литовский суд приговорил студентку, которая не смогла объяснить происхождение средств на квартиру, к штрафу и обязал ее вернуть в казну стоимость недвижимости (около 100 000 евро). По утверждению следователей, купить жилье девушке помог ее отец, связанный с торговлей наркотиками.

Франция

Примером страны, где незаконное обогащение не является полностью самостоятельным нарушением, но существует в связке с другими преступлениями является Франция. Там реализована следующая схема ответственности: если человек не может объяснить происхождение активов, то предполагается, что средства получены незаконным путем и подозреваемый об этом знает. На основании этого предположения прокуратуре не нужно доказывать финансовую связь между активами и совершенным преступлением. В итоге человек может быть привлечен к ответственности за незаконное обогащение. Такая схема работает если преступление было совершено другим человеком, например, родственником подозреваемого: чиновник будет наказан за коррупцию, а его теща за незаконное обогащение, поскольку не смогла объяснить происхождение активов.

Финляндия, Испания, Польша и США

В большинстве западных стран прямого наказания за незаконное обогащение нет. При этом введен строгий порядок декларирования, а специальные службы, СМИ и общественные организации следят за достоверностью сведений. Например, в Польше министр транспорта ушел в отставку за отсутствие в декларации часов стоимостью около $5,5 тыс. Экс-чиновнику предъявили официальное обвинение, по которому ему грозит до трех лет тюрьмы.

В США нет прямого наказания за незаконное обогащение, однако в соответствии с Законом об Этике для Государственных Служащих, принятом в 1978 году, чиновники законодательной, исполнительной и судебной власти обязаны подавать ежегодные отчеты о своем финансовом состоянии. Намеренное внесение недостоверных данных является уголовным преступлением и наказывается штрафом и тюремным заключением до пяти лет. Также отчеты могут быть использованы как косвенные доказательства незаконного обогащения в уголовном деле о коррупции и служить основанием для конфискации незадекларированных активов.

Гонконг

Среди стран, которые выбрали самую жесткую реализацию наказания незаконного обогащения можно выделить Гонконг. Здесь в 70-х годах приняли антикоррупционные законы, в которых была предусмотрена уголовная ответственность для чиновника, если он не сможет объяснить суду, почему его уровень жизни и стоимость активов не соответствует официальному доходу.

Статья о незаконном обогащении широко использовалась только в начале формирования антикоррупционного законодательства. По мере того, как начали функционировать другие механизмы борьбы с коррупции, например, строгое декларирование доходов и готовность граждан сообщать о вымогательстве взяток, она стала применяться все реже и с середины 90-х годов почти не используется.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Конфликт интересов

Нередко государственный или муниципальный служащий ставит собственные интересы выше должностных обязанностей. Возникает противоречие — конфликт интересов. Чиновник, желая обогатиться или получить какие-то выгоды, приходит к прямому нарушению закона. Акт о противодействии коррупции предусматривает такую ситуацию, а потому закрепляет основные способы борьбы с конфликтом интересов.

Первый и самый распространенный метод касается раскрытия информации. Он уже был описан выше: чиновники публикуют информацию о своих доходах и расходах. Второй способ представляет собой мониторинг со стороны антикоррупционных инстанций. Такими инстанциями являются налоговые органы или специальные комиссии. Например, в Государственной Думе существует комиссия по контролю за декларациями, которые подают депутаты. Возглавляет ее небезызвестная Наталья Поклонская.

Последний способ борьбы с конфликтом интересов называется превентивным. Государственный служащий обязуется отказаться от доли в капитале частной компании. Известно, что закон запрещает депутатам и сенаторам заниматься предпринимательством.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Дискуссии

Как правило, уровень знаний горячих сторонников внедрения Статьи 20 в законодательство очень низок, поэтому простое указание на факты обычно позволяет одержать лёгкую победу в дискуссии. Вот ответы на самые распространённые «подъезды» троллей.

В.: Россия не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции.
О.: Россия ратифицировала Конвенцию законом 40-ФЗ от 08 марта 2006 г., в котором прямо прописаны статьи Конвенции, над которыми Россия обозначила свою юрисдикцию, и в этот список статья 20 не вошла. Таким образом, Российская Федерация сняла с себя обязательство исполнять данную статью.
В.: Все цивилизованные страны уже ратифицировали эту статью.
О.: Пусть и не совсем корректно говорить о ратификации отдельных статей Конвенции, а статусы по отдельным статьям — вопрос крайне дискуссионный. Главное, это то, что абсолютное большинство стран мира конвенцию ратифицировали. Список стран не подписавших и не ратифицировавших крайне скуден: Сомали, КНДР, Суринам и т.д.

Ограничения для госслужащих

Коррупционное правонарушение всегда связано с использованием чиновником своего служебного положения. Поэтому в статье 12.1 ФЗ №273 перечислены ограничения, которые призваны уменьшить риск возможного нарушения должностными лицами УК Российской Федерации.

Итак, в 2019 году госслужащий не имеет права:

  • замещать другие должности, предоставляющие статус государственного служащего, кроме своей (п. 1, 2 ст. 12.1 ФЗ №273);
  • заниматься предпринимательством, а также участвовать в управлении хозяйствующих субъектов (п.п.2 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • заниматься любой другой возмездной деятельностью (за исключением научной и преподавательской) (п.п.3 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • быть доверенным лицом в органах государственной власти (п.п.4 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • использовать любую информацию и материально-техническую базу в неслужебных целях (п.п.5, 11 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать вознаграждение за выступления и публикации (п.п.6 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать подарки и вознаграждение в любом виде как от физических, так и юридических лиц (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273), а также выезжать в служебные командировки за счет указанных лиц (п.п.9 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273).

Система ограничений и запретов

В Законе закрепляется ряд обязанностей для крупных государственных служащих. Согласно статье 13.3, организации должны принимать меры по недопущению коррупции. Все способы борьбы можно поделить на профилактические и ликвидационные.

В ряд профилактических мер входит принятие кодексов профессиональной этики, определение антикоррупционных подразделений, сотрудничество с правоохранительными органами, недопущение конфликта интересов и многое другое. В область ликвидационных мер входят конкретные действия, представляющие собой борьбу с коррупционными проявлениями. Это регулирование возникшего конфликта интересов, увольнение лиц, нарушивших закон, а также борьба с последствиями взяточничества и превышения полномочий.

Основы в борьбе с вымогательством чиновников

В 2019 году борьба со взяточничеством в РФ строится на положениях, которые отражают политику государства в этом вопросе.

Основные принципы противодействия коррупции перечислены в статье 4 ФЗ РФ под №273:

законность;
признание прав и свобод граждан;
комплексное использование различных мер (правовых, организационных, политических, информационных и др.) в деятельности муниципальных органов, учреждений, инстанций;
важность предупреждения коррупционных преступлений;
тесное сотрудничество государства с гражданами, общественными организациями и объединениями, в том числе международными;
публичность деятельности государственных органов;
неизбежность уголовного наказания за нарушение УК РФ и других федеральных законов.