Обзор фз “об основах социального страхования” и его реализация в россии в 2021 году

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Общие положения Федерального закона (ФЗ)

Данная сфера страховых отношений регулируется 165 федеральным законом о страховании. Он устанавливает порядок отношений между субъектами, их права и обязанности, а также ответственность сторон.

Государством разработан полный комплекс мер для компенсации человеку его утерянного дохода и минимизации последствий от произошедших изменений. Данный закон распространяется на работающих граждан, а также некоторых других категорий людей, обозначенных законодательством.

Как и в любом страховании, здесь предусмотрена уплата страховых взносов в пользу страховщика для формирования его резервного фонда, из которого осуществляются выплаты застрахованным лицам. Расчет суммы страхового взноса происходит на основе устанавливаемых тарифов.

Данное социальное страхование предусматривает страхование граждан от социальных рисков под которыми понимаются возможные события, при наступлении которых наступает обязанность в выплате социальных компенсаций.

Под страховым случаем понимается уже свершившееся событие, когда наступает обязанность страховщика или в некоторых ситуациях страхователя осуществлять обеспечение гражданина.

Права и обязанности субъектов страхования на территории Российской Федерации (РФ)

В любых договорных отношениях каждая сторона сделки имеет определенные права и обязанности, которые закреплены за ней договором страхования или законодательством. Статья 10 настоящего закона закрепляет за застрахованными лицами следующие права:

  1. Своевременно получать в установленном порядке положенное страховое обеспечение.
  2. Защищать свои права самостоятельно, через представителя или профсоюз, в том числе и в судебных инстанциях.
  3. Получать информацию о страхователях и страховщиках.
  4. Участвовать в обязательном социальном страховании.
  5. На внесение предложений о тарифах страховых взносов.

Кроме прав застрахованные лица имеют также обязанности. К ним относится следующее:

  1. Своевременно представлять страховщику необходимые документы, подтверждающие достоверные сведения, являющимися основанием для назначения и организации выплат.
  2. Уплачивать самостоятельно взносы тем категориям граждан, для которых эта обязанность прямо предусмотрена законом.

Эта же статья предусматривает следующие права страховщиков:

  1. Могут назначать и проводить экспертизу для проверки правдоподобности предоставленных застрахованным лицом сведений.
  2. Не учитывать расходы на страхование, которые были произведены с нарушениями.
  3. Организовывать проверку предоставленных документов, подтверждающих факт оплаты страховых взносов, а также бумаги, связанные со страховыми выплатами.
  4. Взыскивать недоплату по обязательным страховым взносам со страхователей, а также накладывать на них штрафы.
  5. Предоставлять возможность рассрочки на уплату страховых взносов в определенных законодательством ситуациях.
  6. Обращаться в суд для защиты своих прав, а также с целью компенсации причиненного ущерба.
  7. Осуществлять страхование лицам, которые самостоятельно обеспечивают себя работой.

К обязанностям страховщиков относятся:

  1. Обосновывать страхователям и застрахованным лицам установленные тарифы.
  2. Обеспечивать прием страховых взносов и производить дальнейший их учет.
  3. Обеспечивать положенную выплату страхового обеспечения.
  4. Информировать всех участников страховых отношений, а также другие заинтересованные государственные органы о своем финансовом состоянии.
  5. Принимать меры по обеспечению своего стабильного финансового состояния.
  6. Контролировать правильное начисление и расчет взносов, а также своевременность их уплаты.
  7. Контролировать расчет и назначение страхового обеспечения.
  8. Регистрировать и ставить на учет страхователей в установленном порядке.
  9. Вести учет всех застрахованных лиц, а также страхователей.
  10. Бесплатно предоставлять информацию о своей деятельности всем участникам страховых отношений.
  11. Бесплатно информировать и проводить консультации страхователей и застрахованных лиц о порядке страхования и иным вопросам, связанных с данной темой.

Статья 12 настоящего закона определяет права и обязанности страхователей, которые выступают посредниками между застрахованными лицами и страховщиками. Для них предусмотрены следующие права:

  1. Они могут участвовать в управлении страхованием через своих представителей, а также вносить предложения о тарифах для страховых взносов.
  2. Получать бесплатно информацию о порядке страхования, размерах страхового обеспечения и получать ответы на иные возникающие вопросы.
  3. Участвовать с помощью своих представителей в контроле и расчете тарифов страховых взносов.
  4. Просить отсрочки платежа по уплате страховых взносов.
  5. Защищать в суде свои интересы.

В обязанности страхователя входит следующее:

  1. Регистрироваться в качестве страхователя и вставать своевременно на учет, а также сниматься с него.
  2. Предоставлять страховщику, налоговым органам и иным государственным учреждениям необходимую информацию для ведения учета уплаченных взносов.
  3. Вести учет уплаченных взносов, а также всех застрахованных лиц.
  4. Производить оплату страховых взносов в определенные законодательством сроки и в установленном порядке.
  5. Вести учет и предоставлять отчет налоговому органу документы, подтверждающие перечисление страховых взносов, а также основания для расходования бюджетных средств.
  6. Выплачивать в определенных случаях обеспечение застрахованным лицам.

С помощью установленных прав и обязанностей каждый участник страховых правоотношений действует в установленных рамках, за счет чего достигается регулирование данной системы.

Статья 11. Права и обязанности страховщиков

1. Страховщики имеют право:

1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации;

4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

5) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

6) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

7) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

8) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

2. Страховщики обязаны:

1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

2) обеспечивать сбор страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;

3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

6) осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами;

7) осуществлять регистрацию страхователей в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности сведений, представленных для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений;

9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством Российской Федерации;

10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

Система социального страхования в России

ФЗ № 165 создал успешно функционирующую систему, которая работает по достаточно простому механизму:

  • граждане устраиваются на работу;
  • работодатели встают на учет в территориальных внебюджетных фондах в качестве страхователей;
  • каждый месяц работодатели уплачивают за свой персонал страховые взносы в порядке и на условиях, указанных в Главе 34 НК РФ и иных законах;
  • указанные взносы вместе с иными источниками формируют бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
  • работник, у которого произошел страховой случай (роды, беременность, профессиональная травма и др.), обращается к своему работодателю или непосредственно в фонд, подает заявление и документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства, и получает денежную выплату из средств бюджета внебюджетного фонда.

Из вышеуказанного становится ясно, что система ОСС функционирует по схожему алгоритму по сравнению с частными страховыми системами, то есть имеет место быть:

  • наличие у всех застрахованных лиц страхового риска, имеющего вероятность наступления менее 100 %;
  • перераспределение средств участников системы в пространстве и во времени;
  • 100 % гарантия получения выплаты при страховом случае.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 46 И 108 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:

1) в :

а) дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Федеральным законом»;

б) дополнить частями 3 — 5 следующего содержания:

«3. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

4. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

5. Порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.»;

2) дополнить частью 18 следующего содержания:

«18. На педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона о наличии среднего профессионального образования или высшего образования.».

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

Москва, Кремль

8 июня 2020 года

N 165-ФЗ

Участники социального страхования

В ст. 6 ФЗ № 165, регламентирующего основы социального страхования в нашем государстве, указано, что субъектами соцстрахования являются участники правоотношений в этой сфере, а именно:

  • страховщики;
  • страхователи;
  • застрахованные физлица;
  • иные органы, физические и юридические лица, названные в качестве субъектов (участников) в законах, регулирующих основы отдельных разновидностей соцстрахования.

Застрахованные

В аб. 4 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165 сказано, кто такие застрахованные лица – это российские, иностранные граждане, а также те, у кого вообще нет гражданства какой-либо страны:

  • осуществляющие трудовую деятельность по договорам, заключенным в соответствии с Главой 11 ТК РФ;
  • или обеспечивающие сами себя работой (ИП, нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие, патентные поверенные, медиаторы, самозанятые граждане, уплачивающие “Налог на профдоход”, и др.).

Правомочия и обязанности данных граждан определены в стат. 10 ФЗ № 165.

Застрахованные имеют следующие права:

  • своевременно и в полном размере получать страховое возмещение (пособие);
  • защищать свои интересы в профсоюзе или через суд;
  • получать открытые сведения о функционировании системы страхования и страховщиках;
  • вносить пожелания о тарифах страховых взносов через профсоюзы во внебюджетные фонды или непосредственно в Правительство.

Обязанности:

  • предоставлять документацию по страховому случаю в соответствии с законами;
  • уплачивать взносы со своего заработка.

Страхователи

Страхователями, согласно аб. 2 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165, признаются физические или юридические лица, на которых соответствующими ФЗ об основах конкретных разновидностей социального страхования возложена обязанность:

  • по удержанию и перечислению в бюджет страховых взносов за застрахованных лиц;
  • а в отдельных случаях – еще и по выплате единовременных или ежемесячных пособий в связи со страховым случаем (например, пособий по временной нетрудоспособности).

Как правило, страхователями являются ИП или организации, выплачивающие заработную плату или иное вознаграждение для физических лиц. Но в отдельных случаях страхователями могут быть также органы исполнительной или местной власти (например, в отношении неработающих граждан по ОМС).

Правомочия и обязанности страхователей определены в ст. 12 ФЗ № 165.

Страхователи имеют следующие права:

  • на судебную защиту своих интересов;
  • на участие в управлении системой ОСС;
  • на внесение пожеланий об изменении тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды или в Правительство;
  • на бесплатное информирование страховщиком о нормативно-правовой базе, регулирующей ОСС.

Обязанности:

  • вставать на учет в ПФР, ФСС, ФОМС;
  • представлять отчетность в ПФР, ФСС и ФОМС о застрахованных;
  • удерживать страховые взносы с заработной платы работников;
  • выплачивать страховые компенсации в случаях, если обязанность по их выплате возложена ФЗ об основах конкретной разновидности социального страхования именно на страхователя, а не на ПФР, ФСС или ФОМС.

Страховщики

Согласно аб. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165, страховщиками в сфере социального страхования признаются организации – как коммерческие, так и некоммерческие – созданные с целью обеспечить права застрахованных на получение единовременных или периодических выплат в связи со страховыми случаями.

Обычно страховщиками являются:

  • ФСС;
  • ФОМС;
  • ПФР.

Правомочия и обязательства страховщиков указаны в ст. 11 ФЗ № 165.

У внебюджетных фондов существуют следующие права:

  • обращаться в суды с регрессными исками к причинителям ущерба;
  • осуществлять постановку на учет лиц, добровольно решивших вступить в отношения по ОСС;
  • взыскивать пени за просрочку уплаты страховых взносов;
  • проверять документацию по страховому случаю и проводить экспертизы в целях проверки факта его наступления.

Обязанности:

  • бесплатно оповещать страхователей о последних изменениях в законодательной базе ОСС;
  • осуществлять надзор за правильностью выплат страховых возмещений;
  • регистрировать страхователей, если такая регистрация обязательна по закону, и вести их учет;
  • обеспечивать сбор взносов, контролировать их правильное начисление;
  • публиковать информацию о своей деятельности и финансовом состоянии.

Общие положения

Основные нормы, регламентирующие социальное страхование в нашей стране, представлены в Главе 1 ФЗ № 165, состоящей из 9-ти статей.

Тезисно о главных положениях:

  • под социальным страхованием понимается государственная система, направленная на уменьшение последствий снижения уровня финансовой обеспеченности граждан нашей страны (путем выплаты государством различных единовременных или ежемесячных пособий) в случае наступления неблагоприятных событий, таких как старость, болезнь, инвалидность и др.;
  • действие норм ФЗ № 165 не распространяется на обязательное госстрахование, которое применяется в отношении граждан, работающих на отдельных государственных должностях (следователи, судьи, полицейские и др.) – вместо ФЗ № 165, регулирование осуществляется соответствующим специальным законодательством (см., например, 45-ФЗ от 20-го апреля 1995-го года);
  • социальное страхование базируется на установленных в стат. 4 ФЗ № 165 основах, таких как всеобщность, обязательность данного вида страхования, устойчивость системы в целом, ее неподверженность влиянию внешних экономических факторов, жесткий государственный контроль и др.;
  • в сфере социального страхования не разрешается наличие посреднической деятельности.

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовАрхивыАттракционы

Фонды соцстрахования

Вопросы формирования бюджетов социального страхования регулируются:

  • общими положениями, представленными в Главе 4 ФЗ № 165;
  • специальными нормами, указанными в ФЗ о соответствующем виде социального страхования (см., например, ст. 4.6. ФЗ № 255).

В ФЗ № 165 указаны следующие тезисы относительно формирования фондов денежных средств в сфере соцстрахования:

  • правовая основа для формирования бюджета фонда – специальный федеральный закон;
  • соответствующий ФЗ принимается за 1-2 месяца до наступления очередного финансового года (например, в декабре 2020-го года – на 2021-й год);
  • в соответствующем ФЗ содержатся сведения о бюджете не только на очередной финансовый год, но и на 2 следующих за ним плановых периода;
  • внесение законопроекта о бюджете производится на основе норм БК РФ;
  • средства бюджетов ФСС, ПФР и ФОМС никогда не изымаются принудительно и не являются составной частью иных бюджетов (местных, региональных или федеральных), что гарантирует их стабильность и независимость.

Откуда в фонд поступают деньги

В ст. 17 ФЗ № 165 указано, что фонд формируется из средств, поступающих из установленного перечня источников.

Основой бюджета являются страховые взносы. Дополнительными источниками признаются:

  • прибыль от инвестирования, полученная в результате размещения свободных средств фондов социального страхования в различных доходных инструментах;
  • деньги, которые получают внебюджетные фонды в результате предъявленных ими регрессных требований к причинителю ущерба, по вине которого и наступил страховой случай;
  • штрафы и пени, назначаемые за несвоевременную уплату страховых взносов;
  • межбюджетные трансферты, направленные на покрытие дефицита бюджета внебюджетного фонда;
  • иные источники, которые не являются запрещенными согласно российскому законодательству.

Виды государственного соц обеспечения

В связи с различием страховых случаев существуют и различные виды обеспечения:

  • в виде компенсации расходов, затраченных на медицинскую помощь и лечение;
  • социальная пенсии по инвалидности, старости, по потере кормильца;
  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • страховые выплаты при наступлении несчастного случая или профессионального заболевания;
  • оплата расходов на реабилитацию (курортную, социальную, лечебную или профессиональную);
  • пособия по беременности, родам, при рождении младенца, уходу за новорожденным до полутора лет, а также женщинам, которые встали на учет в гинекологию на ранних сроках;
  • пособие на погребение.

Все отношения, возникающие между участниками социального страхования, имеют определенные сроки, с которых они начинают свое действие. Установлены следующие сроки:

  • для страхователей с момента подписания трудового договора с трудоустроенным лицом;
  • у страховщика с момента регистрации страхователя в его учете;
  • если страхователь не является работодателем для других лиц, то отношения возникают с момента его регистрации у страховщика;
  • для застрахованных лиц с момента заключения трудового договора с работодателем;
  • для лиц, которые сами себя обеспечивают работой, отношения начинаются с момента уплаты взносов.