Основания для прекращения прав на земельный участок

Оглавление

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольно аннулируются имущественные права гражданина, как правило, при заключении какой-либо сделки. К подобным ситуациям относится продажа имущества, дарение, передача по завещанию. Для оформления отчуждения земельного участка возмездным или безвозмездным способом характерно составление письменного договора и последующая регистрация перехода права в компетентном органе. Таким образом, добровольное отчуждение земли проводится в два этапа:

  1. Заключение сделки. Стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям передачи имущества и зафиксировать свои права посредством письменного документа. Участники сделки вправе воспользоваться нотариальными услугами по удостоверению сделки. В некоторых случаях нотариальное сопровождение является обязательным
  2. Регистрация перехода права собственности. Далее договор и пакет необходимых документов передается сторонами в Федеральную Регистрационную Службу или Многофункциональный Центр, где производится внесение сведений о новом собственнике в государственный реестр

Государственная регистрация сделки при этом является обязательной процедурой, без которой не наступят юридически значимые последствия и не произойдет переход права собственности.

Аренда земли также регистрируется, если договор заключается на срок более 1 года. При аренде право пользования земельным участком добровольно передается лицом другой стороне на определенный период.

При добровольной передаче имущественных прав на землю следует учитывать запреты на отчуждение некоторых категорий земель. Так, участки, изъятые из оборота, не могут становиться предметом гражданских правоотношений.

При продаже земли сельскохозяйственного назначения следует известить администрацию населенного пункта, поскольку государственным и муниципальным органам принадлежит право первоочередного выкупа таких участков. Это правило не действует в отношении наделов, предоставленных под ИЖС или постройку гаража, а также дачных или садовых участков.

Прекращение права собственности на земельный участок в судебном порядке

Принудительный регламент аннулирования права собственности на надел земли допускается при наступлении следующих обстоятельств, перечисленных Земельным кодексом:

  • использование земельного надела несоответствующим образом – если участок не разрабатывается на протяжении трех и более лет, либо собственник ведет на земле работы, способные нарушить экологические, санитарные либо агротехнические нормы;
  • выкуп и изъятие участка муниципальными/государственными органами для неотложных нужд – по закону это возможно при необходимости размещения на этой земле объектов федерального или регионального значения либо для обеспечения обязательств страны перед международными партнерами. Акт изъятия сопровождается выплатой собственнику равноценной стоимости земли, которая определяется судом;
  • временное изъятие (реквизиция) – возможна при наступлении форс-мажорных обстоятельств, способных нанести значительный вред населению и государства. Реквизиция предполагает возврат временно изъятого надела по истечении опасных факторов, а при невозможности – компенсацию его рыночной стоимости или иного участка;
  • отчуждение надела, которые в силу требований закона не может принадлежать физическому лицу;
  • конфискация землевладения – производится без компенсации его стоимости и является видом санкции за совершенное преступление.

Гражданское законодательство не позволяет насильственной экспроприации земли у собственника, за исключением случаев, связанных с обращением взыскания на участок.

Если владелец надела является должником по своим финансовым обязательствам и не способен оплатить имеющуюся задолженность, то судебный орган может вынести решение об изъятии недвижимого имущества в качестве исполнения обязательств.

После вступления в силу судебного определения на землю накладывается обременение (арест), и он подлежит реализации службой судебный приставов или передаче в распоряжение взыскателя. Основанием для обращения взыскания на агроучасток являются исполнительные документы, выданные судом.

Ограничение, которое накладывает закон на право изъятия земли в качестве возмещения задолженности – наличие на участке дома, являющегося единственным жильем должника. Если во владении должника имеется дачный или садовый участок, который не используется в коммерческих целях, то его арест и продажа невозможны.

Порядок оформления

Земельный надел подлежит изъятию в 2020 году с возможностью получения компенсации либо же без выплат.

Если же участок был изъят для реализации государственных либо муниципальных нужд, из-за возможных чрезвычайных ситуаций (к примеру, из-за техногенной катастрофы) либо исполнения взятый международных обязательств и так далее.

Механизм имеет вид:

  1. Принятие решения относительно изъятия у владельца земельного надела уполномоченными органами исполнительной власти.
  2. Проведение анализа и принятия решения относительно выкупной себестоимости.
  3. Оповещение владельца земельного надела относительно причин и обстоятельств изъятия, а также возможность получения финансовой компенсации.
  4. Осуществление положенных выплат – если в этом есть необходимость.

В случае согласия собственника, инициируется процедура отчуждения либо же выкупа, в противном случае дело передается в судебный орган.

Процедура прекращения права собственности на ЗУ

При возмездном характере

При возмездном характере изъятия для муниципальных и государственных нужд, собственник предупреждается трижды о том, что планируется его переселение с занимаемого участка. Последнее уведомление содержит приглашение в местную администрацию для составления соглашения.

Собственнику следует принять приглашение и постараться извлечь максимум полезных вариантов при определении выкупной стоимости ЗУ или выборе нового надела. Здесь нужно учитывать стоимость каждого элемента, входящего в стоимость земли.

Такие расчёты следует провести предварительно, приблизительно определившись с выкупной стоимостью участка. Грамотный собственник не станет форсировать события. Оставив собственные расчёты в стороне, он рассмотрит предложение муниципалитета. Если таковое более привлекательно, чем реальная стоимость земель, вступать в дебаты не следует, а нужно сразу же оформлять соглашение.

Соразмерная выкупная стоимость, равная реальной, предусматривает дополнительные виды оплаты, в виде компенсации затрат на переезд и т.п. Об этом допустимо сообщить уполномоченному лицу.

При занижении реальной стоимости, следует написать уведомление в администрацию, с формулированием причин претензий. Если вопрос не решится в пользу собственника в течение месяца – следует обращаться в суд.

При безвозмездном характере

При безвозмездном характере прекращения права собственности административный орган составляет акт о причинении нарушений земле, окружающему ландшафту или установленным нормам использования ЗУ. После составления акта нарушителю выносится предупреждение и штраф, в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях. Для восстановления порядка даётся соответствующий срок.

Собственнику потребуется немедленно среагировать на предупреждение, так как за административным решением последует арбитражное, которое лишит его земель.

Руководствуясь положениями выписки из административного акта, следует начать исправлять нарушения. Если пунктов несколько – нужно устранить вначале те, которые можно ликвидировать быстрее всего. Иногда целесообразно начать с устранения тех нарушений, которые «бросаются в глаза», то есть находятся на поверхности. Если удастся устранить лишь часть нарушений, при составлении следующего административного акта обследования участка и/или прилегающей к участку территории, собственнику следует указать на внесённые изменения и обосновать причину, по которой он не успел завершить санкционированную деятельность.

Если муниципалитет вынес административное решение неправомерно, в течение 10 дней после получения решения, собственник может подать апелляцию в районный суд.

В случае халатного отношения и игнорирования предупреждений

Одним из оснований прекращения права собственности на земельный участок является поданный администрацией иск. Если к иску будет приложен повторный акт обследования участка, в котором зафиксируется отсутствие изменений, связанных с устранением допущенных нарушений, у собственника не останется шанса на оспаривание действий администрации.

То же можно сказать о случаях ареста участков должников. Здесь для собственника остаётся единственный шанс найти компромисс с кредитором, добившись отсрочки платежа. Или – найти часть денег в счёт уплаты долга, отсрочив уплату недоимки.

При конфискации имущества, у осужденного практически не остаётся шансов отстоять часть имущества, что приводит к необходимости прекратить право собственности в силу сложившихся обстоятельств.

Мы уже неоднократно говорили ранее про полную процедуру оформления земли, с пошаговой инструкций (даже о том как подать иск!) и разбором регистрации прав, получения свидетельства, переоформления (к примеру, в случае аренды). Вы можете ознакомиться с ними по ссылкам.

Также не забывайте о формах собственности:

  1. частная;
  2. публичная, федеральная.

Сегодня каждый землевладелец и собственник недвижимости, должен владеть основами юридической грамотности, чтобы найти правильный выход из складывающихся правоотношений в контексте лишения права собственности на земельный участок.

Подробнее обо всех нюансах данной темы читайте на главной странице рубрики.

Нюансы изъятия за выкуп

Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.

Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре. Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.

Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.

При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного’ участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок и в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 44 ЗК РФ). Этот перечень оснований следует считать исчерпывающим.

Отчуждение собственником своего земельного участка другим субъектам возможно на основании договора. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законами и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ). Отдельные императивные нормы имеются, например, в ЗК РФ (ст. 27, 52), других федеральных законах.

Собственник имеет право в одностороннем порядке отказаться от принадлежащего ему земельного участка. В этом случае он подает заявление об отказе от осуществления права собственности на земельный участок в орган ме- с’гного самоуправления, в ведении которого находятся соответствующие земли. С момента- подачи заявления земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи. Порядок прекращения прав на нее установлен гражданским законодательством. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муници- пальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок. Если данный земельный участок не будет признан по решению суда поступившим в муниципальную собственность, он может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности (ст. 226 ГК РФ).

Основаниями принудительного изъятия у собственника земельного участка могут быть виновные действия собственника участка либо иные обстоятельства.

Вина собственника земельного участка доказывается, когда земельный участок изымается в связи с использованием его собственником не в соответствии с его назначением (ст. 284 ГК РФ) либо с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе нецелевым использованием земельного участка (ст. 285 ГК РФ), при конфискации земельного участка по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ).

Иными обстоятельствами изъятия земельного участка у собственника могут быть выкуп его для государственных или муниципальных нужд или реквизиция в порядке, установленном федеральным законом.

Основания для прекращения права на землю

Как было отмечено ранее, основания для указанного процесс – это истинная причина, по которой конкретный собственник лишается данного права.

При этом основание должно быть законным. Под последним словом понимается то, что причина, по которой это происходит, так или иначе определена или регламентирована законодательством РФ.

В большинстве своем основания регламентированы Земельным Кодексом, где подразделены на две большие группы:

  • Основания, в соответствии с которыми прекращение прав происходит добровольно со стороны собственника земельного участка. К подобным относятся: отчуждение прав по договорам аренды, купли-продажи, мены и тому подобное. Отличительной особенностью таких оснований является, что отчуждение прав на собственность происходит в добровольном порядке и по решению самого собственника земли.
  • Основания, в соответствии с которыми ограничение прав происходит принудительно, то есть без учета мнения самого собственника земельного участка. Подобные причины определены ЗК и ГК РФ. Данная процедура осуществляется только в том случае, если это не противоречит законодательству РФ. По результатам лишения прав собственности собственник может получить компенсацию (прекращение с выкупом), а может вовсе остаться ни с чем (прекращение без выкупа). Все нюансы данного вида потери возможности владения землей регламентированы законами нашей страны.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Признавая необходимость изъятия земель государственных или муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и сохранение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд осуществляется для выполнения международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Иные обстоятельства определяются федеральными за- конами, а для изъятия, в том числе выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Федерации.

Ограничения изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены ЗК РФ (ст. 79, 83, 94, 101).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок такого выкупа земельного участка, порядок определения его выкупной цены, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (ст. 55 ЗК РФ). ГК РФ не знает другого способа изъятия земельного участка, кроме выкупа (ст. 279 ГК РФ). Порядок определения выкупной цены земельного участка предусмотрен ст. 281 ГК РФ.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Оценка земельного участка должна производиться в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нем сказано, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих пол- ностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, дающие возможность организовать работу по оценке имущества, в том числе и земельных участков.

При несогласии собственника с выкупом у него земельного участка или с условиями выкупа для государственных или муниципальных нужд соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган муниципального управления вправе обратиться в суд с иском о разрешении спора. Согласно ст. 282 ГК РФ иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления органа, принявшего решение об изъятии земельного участка.

В период времени с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и до достижения соглашения о выкупе или принятия судом решения о выкупе земельного участка собственник не ограничен в правах владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он может производить необходимые затраты на его содержание и использование по назначению. Эти затраты потом могут быть включены в выкупную цену (но именно необходимые затраты). Однако согласно ст. 280 ГК РФ затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период, могут быть отнесены на счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

показать содержание

С возмещением и без него

Изъятие земли может производиться с компенсацией, предусматривающей выплату бывшему хозяину выкупной цены, или без нее. В большинстве случаев возмещение осуществляется, если надел изъят для нужд государства или муниципалитета, в результате наступления чрезвычайных событий (эпидемии, техногенной катастрофы), для исполнения международных обязательств.

В случае возмездного характера изъятия хозяин должен быть трижды предупрежден о планируемом процессе. В последнем извещении содержится приглашение в исполнительный орган власти для заключения соглашения. Владельцу не стоит игнорировать приглашение и попытаться получить максимально выгодный вариант назначения выкупной цены или выбора новой территории.

Собственнику важно учесть стоимость всех объектов, имеющихся на участке. Расчет произвести следует заблаговременно для определения приблизительного размера выкупной стоимости надела

Отказываться от предлагаемых вариантов не нужно. Из них лучше выбрать наиболее соответствующее собственным расчетам решение.

В соразмерную выкупную стоимость, равную реальной цене, входят дополнительные выплаты в качестве компенсации расходов на переселение и т.п. В случае значительного занижения стоимости необходимо уведомить администрацию, письменно сформулировав основания имеющихся претензий. При невозможности достижения согласия в течение месяца собственник площади может обращаться в судебный орган.

На основании акта нарушитель получает предупреждение и административный штраф. Для наведения порядка хозяину участка устанавливается конкретный срок. Игнорирование предупреждения влечет арбитражное решение о лишении владельца земли права собственности.

Ненадлежащее использование земельного участка

Неподобающее использование имеющегося надела включает в себя следующие признаки:

  • несоответствие установленному целевому назначению;
  • неиспользование участка под жилищное строительство или сельскохозяйственное назначение на протяжении трех лет;
  • земельные правонарушения, не устраненные собственником – ущерб плодородию почвы, несоблюдение режима использования земли особого назначения;
  • непроведение мероприятий, нацеленных на улучшение состояния земли и ее защиты от разрушающих природных факторов;
  • неуплата земельного сбора на протяжении двух и более лет подряд.

Действующее законодательство, хоть и декларирует возможность принудительного аннулирования права собственности на землю ввиду ее ненадлежащего использования, однако не дает однозначного ответа по поводу возмездности или безвозмездности изъятия. По этой причине государственные власти чаще ограничиваются штрафными санкциями и предупреждениями землевладельцев.

Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком

Данное право может быть прекращено по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, либо по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.

Когда земельный участок был предоставлен в качестве служебного надела, право на него прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми ему был предоставлен служебный надел, за исключениями, указанными в законе. Так, право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Данное право сохраняется также за одним из членов семьи, когда работник призван на действительную срочную военную или альтернативную службу, — на весь срок прохождения службы, когда работник поступил на учебу, — на весь срок обучения в образовательном учреждении, когда работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников — до их совершеннолетия.

Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Законодательная база

В Конституции РФ отображается право собственности, гарантия на которое предоставляется государством, в частности:

  • ст. 44 – отображается основные факторы, из-за которых могут аннулироваться права собственности;
  • ст. 45 – отображает основания для прекращения прав наследственной массы либо же бессрочного пользования земельного надела;
  • ст. 49 – описывает ситуации, при которых допускается возможность выкупать земли;
  • ст. 50 – 51 – отображает порядок конфискация.

Указанный перечень нормативной документации не является исчерпывающим, но включает в себя все необходимые сведения относительно рассматриваемого вопроса.

Отчуждение земельного участка собственником

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Законодательный аспект

Статьей 35 Конституции РФ предусмотрена охрана и защита законом права собственности. Прекратить или признать отсутствующим таковое возможно только по судебному решению. Одновременно законодательством определена возможность отчуждения имущества в добровольном и принудительном порядке с последующим возмещением и без него.

Прекращению прав собственности посвящена отдельная глава Земельного кодекса:

Статья 44 глава 7

Здесь определены основания прекращения собственнических прав на земли.

45-я статья

Устанавливает законные причины прекращения прав бессрочной эксплуатации или наследования земельных участков.

49-я статья

Здесь предусмотрены возможные случаи выкупа надела в целях удовлетворения нужд государства и отдельных регионов.

Статья 50-я

Описана процедура конфискации земель в России, а 55-й – реквизиции.

Статьи 52 и 53

В них определены процессы отказа и отчуждения прав собственности, а также условия необходимые для этого.

Статья 55-я Посвящена изъятию участков для удовлетворения потребностей государства или муниципалитета.

Гражданский кодекс предоставляет гражданам полные права на распоряжение имеющейся собственностью по личному усмотрению, если их действия не противоречат нормам закона. Так, статьей 209 ГК предусмотрена возможность отчуждения имущества в пользу иных лиц, продажи, передачи и пр.

Отчуждение права собственности на земельный надел

Процедура изъятия или отчуждения земельного надела регламентируется статьей 44 Земельного Кодекса РФ. Основанием для инициирования такой процедуры может быть следующее:

  1. Нецелевое использование участка.
  2. Наложение ареста, конфискации имущества.
  3. Нарушение законодательных норм в ходе эксплуатации участка.
  4. Нужды государственного значения. В этом случае государство обязано выплатить владельцу компенсацию.

Собственник должен заранее, не позже, чем за год, быть уведомлен о том, что земля будет выкуплена государством. Если собственник не согласен на такой поворот событий, он вправе обратиться в суд для урегулирования вопроса в судебном порядке. Иск нужно подавать в районный или городской суд.

Основания прекращения прав на земельные участки — законодательные положения

Рассматривая какую-либо юридически значимую процедуру, очень важно ознакомится с законодательными положениями, которые так или иначе определяют порядок ее проведения. В случае с отнятием прав на участок потребуется взять на рассмотрение сразу несколько законодательных актов:

В случае с отнятием прав на участок потребуется взять на рассмотрение сразу несколько законодательных актов:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ);
  • Земельный Кодекс РФ (ЗК РФ);
  • Некоторые Федеральные законы (ФЗ) РФ.

В первую очередь, обратимся к главному нормативно-правовому акту на территории нашей страны. Конституция определяет в 36-ой статье следующее:

  • Любой гражданин имеет полное право владеть таким видом частной собственности как земля.
  • Использовать свой земляной участок лица могут в своих интересах как угодно, главное, чтобы процесс пользования не нарушал положения действующего законодательства РФ, прав других граждан страны и не наносил какого-либо вреда окружающей среде.
  • Условия и порядок пользования землей определяется Федеральными законами и другими законодательными актами РФ (в том числе, в них регламентируются основные принципы и правила отчуждения прав собственности на землю).

Основываясь на данном принципе, законодатель РФ сформировал общие правила и порядок такой процедуры. Важнейшие законодательные пункты по рассматриваемой нами теме содержатся в ЗК РФ. Обобщив информацию из кодекса, можно выделить такие основные положения как:

  • Отчуждение права собственности на землю происходит либо при отчуждении его собственника от данного права любым законно оформленным способом в добровольном порядке, либо при принудительном изъятии земли у ее собственника в порядке, установленным действующим законодательством РФ.
  • Порядок обеих вариантов отчуждения прав на земельные участки регламентирован в законодательных актах: Федеральные законы и Земельный/Гражданский Кодексы РФ.
  •  Это возможно для любой земли, принадлежащую конкретному лицу, вне зависимости от того, на каких основаниях данное право было получено (договор купли-продажи, наследство, аренда и т.д.).

Для лучшего понимания сути процедуры по прекращению прав на землю необходимо досконально изучить 7-ую главу ЗК РФ и те законодательные акты, на которые ссылается законодатель в статьях данного кодекса.

Стоит понимать, что в ряде ситуаций юридически неподкованный гражданин не сможет разобраться со всеми нюансами рассматриваемой нами теме. В таком случае желательно обратиться за помощью к профессиональному юристу.