Вс рф разъяснил, как надо пересматривать кадастровую стоимость в отношениях с налоговыми органами

Необходимые документы

  1. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости;
  2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в которой содержатся сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  3. Документы, в которых подтверждается недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений);
  4. Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, заверенная нотариально (предоставляется в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  5. Отчёт в электронном виде или на бумаге – в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости;
  6. Положительное заключение эксперта по оценке (на бумаге или электронном носителе) о том, что документ соответствует требованиям законодательства РФ.

Порядок досудебного урегулирования споров по кадастровой стоимости

Досудебный порядок урегулирования спора заключается в следующем. Юрлицам, имеющем в собственности земельный участок, необходимо обратится в специальную комиссия для решения вопроса снижения кадастровой стоимости до рыночной. Основная суть урегулирования спора, является предъявление требований о нарушении права.

В такой ситуации заявитель обращается в связи с несогласием кадастровой стоимости объекта недвижимости. Досудебный порядок побуждает стороны решить спор самостоятельно, не вмешивая сюда судебные органы и использование искового производства. Если досудебный порядок не удовлетворяет заявителя, то он имеет право дальнейшего решения вопроса в суде.

Указанный порядок распространяется на два вида дел, связанных с кадастровой стоимостью: когда требования заключаются в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной и когда требования об изменении кадастровой стоимости основаны на том, что она была определена на основании недостоверных сведений об объекте недвижимости (в том числе о целевом назначении этого объекта).

Основания для оспаривания

В России с 1 января 2015 года был введен новый порядок расчета налога на имущество физических и юридических лиц. Им предусмотрено начисление налога по кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Из-за индивидуальных особенностей недвижимости, ошибок в расчете или падения рыночной цены, кадастровая стоимость может быть завышенной. В таком случае владелец или арендатор переплачивает налог за недвижимость. Пересмотр кадастровой стоимости может быть осуществлен только последующим основаниям: при оценке объекта недвижимости использовались недостоверные сведения о нём (при проведении оценки были допущены ошибки, неправильно определены характеристики объекта) – «оспаривание по недостоверности».

Важно: Городское Кадастровое Бюро предоставляет комплекс услуг по кадастровой оценке недвижимости и оспариванию её стоимости. У наших специалистов высокая квалификация и огромный опыт работы в МосгорБТИ и АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

  • Сотрудничество с нами – это экономия времени, выполнение работ «под ключ», качественное и быстрое предоставление услуг в рамках действующего законодательства.
  • В Городском Кадастровом Бюро налажена процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.
  • Оплата услуг выполняется только по факту выполнения работ.

Читать подробнее

Что такое пересмотр и оспаривание?

Если ошибка состоит в ее завышении, это повлечет для его владельца негативные финансовые последствия.

С него будут взиматься большие суммы платежей, чем при правильном расчете КС объекта недвижимости.

С другой стороны, когда кадастровая стоимость занижена, хозяин землевладения в случае, например, его продажи не может претендовать на получение суммы, которую он бы получил при правильном определении КС земли.

Таким образом, в адекватной оценке кадастровой стоимости земельного участка должен быть заинтересован прежде всего его владелец.

Если данная величина определена неверно с точки зрения хозяина землевладения, он может попытаться ее оспорить. Это возможно сделать двумя способами: обратиться в комиссию по переоценке либо подать соответствующий иск в суд.

В случае вынесения решения в пользу заявителя, кадастровая стоимость участка подлежит пересмотру со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Принципы определения

Государственным органом, кто устанавливает кадастровую стоимость объекта недвижимости, является Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии, а далее информацию вносят работники Росреестра в базу данных всего учитываемого недвижимого имущества (или ЕГРН).

При подсчете показателя применяется разработанная методика и формулы, включающие несколько важных характеристик объекта:

  • виды целевого назначения земли, здания, постройки согласно техдокументации;
  • особенности места расположения недвижимого имущества и развитость инфраструктуры;
  • технико-эксплуатационные показатели (материал постройки, год сдачи объекта);
  • благоустроенность территории;
  • наличие или отсутствие юридических ограничений в праве на собственность;
  • размер, площадь объекта;
  • экономическая ситуация в населенном пункте, субъекте Федерации.

Помимо этих показателей эксперты по оценке учитывают и другие значимые факторы, например, социальная обстановка или особенность географического положения. В отношении недвижимости действует специально разработанные методические рекомендации, регламентирующие порядок вычисления стоимости. Объектом рассмотрения может стать не только готовый и сданный в эксплуатацию объект, но и недостроенная недвижимость.

Если в расчетах допущена ошибка и результат значительно расходится с текущими ценами на рынке, инициируют процесс корректировки через оспаривание.

Первичный расчет

Если предстоит поставить недвижимость на кадастровый учет впервые, обращаются в территориальное отделение Росреестра с заявлением о регистрации прав на недвижимость вместе с другими документами на объект.

Далее предстоит пройти следующие этапы:

  1. Сотрудник Росреестра проверяет поданную документацию и одобряет заявку.
  2. Недвижимость включают в очередь на проведение оценочных работ.
  3. Полученные расчеты утверждают и вносят в Реестр недвижимости.

После заполнения базы выдают кадастровый паспорт на новый объект.

Корректировка сведений

Поскольку цены на недвижимость не стоят на месте, кадастровую стоимость необходимо периодически корректировать. Государственный орган инициирует переоценку каждые 3-5 лет. Но в Севастополе, Санкт-Петербурге, Москве данные обновляют каждые 2 года. Максимальный срок на обновление сведений составляет 5 лет. Если произошли серьезные изменения на рынке недвижимости, владелец вправе оспорить данные по кадастровому учету, действуя одним из доступных вариантов:

  1. Заявление от собственника передают в спецкомиссию, работающую при Росреестре, которая рассматривает вопрос и принимает решение.
  2. Если не удалось оспорить сумму, обращаются с иском в суд, предварительно проведя независимую экспертизу и заплатив госпошлину.

Важное значение для суда будет иметь наличие следующих обстоятельств:

  1. Предыдущая оценка проводилась на основе неверных сведений или не полных данных.
  2. Реальная стоимость жилья казалась значительно ниже, чем указано в документах.

Чтобы разобраться в вопросе, правильно ли проводилась процедура оценки, через форму запроса на сайте просят предоставить сведения о том, какие данные использовали для расчетов. Сведения не хранятся в свободном доступе, но по запросу их предоставят собственнику.

Практика показывает, что ошибки часто обнаруживаются в деталях, которые кажутся незначительными на первый взгляд.

Если есть старые документы, выданные задолго до перехода на выписку ЕГРН, можно уточнить информацию о недвижимости и ее параметрах в бумагах, полученных ранее. Возможно, ошибки в указании технических параметров привели к искажению расчетных данных.

Мнение собственника в суде необходимо подтвердить позицией профессиональных оценщиков. Платную независимую оценку выполняет компания, имеющая членство в СРО, страхующая ответственность персонала.

К судебному иску прилагают следующую документацию:

  • выписку из Единого реестра;
  • документы, подтверждающие право на собственность;
  • бумаги, свидетельствующие о неверности предыдущего расчета;
  • результаты оценочной экспертизы;
  • платежный документ, подтверждающий уплату пошлины при подаче иска.

В процессе судебного разбирательства могут потребовать дополнительную документацию.

Как оспорить кадастровую стоимость

Порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости установлен в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица. Например, собственники-налогоплательщики или арендаторы/покупатели недвижимого имущества.

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Подать заявление в комиссию можно через управление Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ). Также заявление можно отправить почтой или через интернет, в том числе через портал госуслуг.

Если организация или физлицо решит оспаривать кадастровую стоимость через комиссию, перед подачей заявления необходимо будет произвести оценку рыночной стоимости спорного объекта. Отчет об оценке рыночной стоимости на бумажном и электронном носителе необходимо будет приложить к заявлению.

Также к заявлению прикладывается:

  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

Без этих документов, а также без отчета об оценке рыночной стоимости заявление рассматривать не будут.

После получения всего комплекта документов комиссия в течение трех рабочих дней направит отчет об оценке рыночной стоимости в Росреестр. Само заявление будет рассматриваться не более 30 дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения комиссия примет одно из следующих решений:

  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.

Во втором случае заявитель вправе будет оспорить решение комиссии в судебном порядке.

Практика досудебного порядка для физических лиц

Не исключено, что на практике компании будут пытаться обойти обязательное обращение в специальную комиссию, путем отчуждения земельных участков физическим лицам.

Учитывая тот факт, что для физических лиц досудебный порядок не обязателен, о чем есть ссылка в законе об оценочной деятельности.

Так же есть еще один вариант решения этого вопроса уменьшения кадастровой стоимости земельного участка. Компании скорее всего будут использовать практику заключения краткосрочных договоров аренды земельного участка с физическими лицами, находящимися в доверительных отношениях и добросовестно исполняющих условия договора аренды.

Определяя в них формулу расчета арендных платежей в процентном соотношении, например, как вариант – 0,01 процента от кадастровой стоимости.

Поскольку итоговая оплаты по договору аренды будет зависеть от размера кадастровой стоимости, гражданин, являющийся арендатором, приобретет формальное основание обратится с иском в областной суд о снижении кадастровой стоимости земельного участка до рыночной.

Это обстоятельство позволяет ему миновать досудебный порядок урегулирования спора в специальной комиссии и напрямую направить дело в суд.

Пример из практики

У клиента в собственности был земельный участок, который он получил по наследству. Кадастровая стоимость земли составляла 3 млн. рублей, что существенно превышало его рыночную стоимость, которая составляла около 1 200 000 руб. Соседние участки имели плюс/минус такую стоимость. А платить завышенный налог желания не было. Чтобы иметь гарантию того, что суд оспорит кадастровую стоимость, был заказан отчет об оценке участка, который показал стоимость в размере 900 тыс. рублей. И было принято решение обращаться в суд.

  • Составили административный иск
  • В суде назначили судебную оценочную экспертизу
  • Экспертиза показала тот же результат, что и независимая оценка.
  • Суд принял решение о пересмотре кадастровой стоимости и установил кадастровую стоимость в 900 тыс. руб.

Переоценка стоимости и ее оспаривание сегодня

В настоящее время переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 ФЗ от 2.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);

  • жилое помещение (квартира, комната);

  • гараж, машино-место;

  • единый недвижимый комплекс;

  • объект незавершенного строительства;

  • иные здание, строение, сооружение, помещение ( НК РФ).

В том случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, владелец недвижимости может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог.

Однако в 2018 году приняли поправки, которые не выгодны налогоплательщикам, так пересчет налога осуществляется с момента внесения данных в реестр. Но фактически налогоплательщик должен переплачивать за те ошибки, которые допустил не он, а бюрократическая система, ведь с момента обнаружения неправильно установленной стоимости до внесения сведений в реестр может пройти значительное время.

Существует три варианта внесения правок в ЕГРН:

  • если пакет документов с неправильной информацией поступил о ОКУ от собственника во время постановки участка на учет, то исправление данных осуществляется в порядке, установленном законом №218-ФЗ;

  • если ОКУ был извещен об ошибке в Реестре в порядке информационного взаимодействия, то неточность устраняется так же в порядке информационного взаимодействия;

  • если правки, которые нужно внести в Реестр, затрагивают интересы третьих лиц, либо в иных спорных ситуациях, то изменения вносятся по решению суда.

Для этого необходимо доказать факт неверного определения кадастровой стоимости.

Кадастровую стоимость можно узнать на официальном сайте Росреестра: необходимо знать кадастровый номер или адрес.

Основаниями для пересмотра кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (ошибки, допущенные при проведении оценки);

  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Не получится оспорить кадастровую оценку жителям тех регионов, в которых налог до сих пор исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. № 18-АПГ15-6). Так же резкое падение стоимости недвижимости, которое произошло позже установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить.

Не так давно изменился сам порядок оспаривания кадастровой стоимости: сейчас можно обратится в комиссию или суд (ранее сначала необходимо было в досудебном порядке обратиться в комиссию, которая занимается пересмотром кадастровой стоимости и если она отказывала в уменьшении показателя, то потом можно было обратиться в суд).

Для пересмотра кадастровой стоимости необходимо обратиться:

  • в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости — заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течении 1 месяца; срок сообщения о поступлении заявления в комиссии составляет 7 дней; комиссия обязана уведомить лицо, обладающее правом на недвижимость в течении 5 дней; решения комиссии могут быть оспорены в суде;

  • в суд ( НК РФ) — процедура регламентирована гл. 25 КАС РФ; можно оспорить результаты оценки кадастровой стоимости и решение комиссии; ограничение сроков по оспариванию кадастровой стоимости (5 лет с момента внесения в гос. кадастр оспариваемых результатов); дела рассматриваются 2 месяца, из-за сложности дела может быть продлен еще на месяц; принятое судом решение может быть обжаловано в течении одного месяца.

Эффективнее всего оспаривать кадастровую оценку сразу же, как только обнаружено, что она завышена, потому что сроки рассмотрения могут занять до 6 месяцев. А сумма налога рассчитывается по данным предыдущего года: если не начать процедуру оспаривания до конца 2018 года, то весь 2019 год необходимо будет уплачивать налог в соответствии с завышенной налоговой базой.

Переоценка стоимости и ее оспаривание в будущем

Наше законодательство одно из самых динамичных в мире. И законодательство в области налогообложения является ярким примером нестабильности в законодательстве. Так, в настоящее время принят во втором чтении Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов Российской Федерации применяется коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта Российской Федерации – коэффициент 0,4, на территории 15 субъектов Российской Федерации – коэффициент 0,2. В остальных субъектах Российской Федерации коэффициент не применяется, поскольку решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.

Применение такого порядка исчисления налога на имущество физических лиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В связи с этим законопроектом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8).

Таким образом, поправка является положительной и не должна привести к резкому росту кадастровой стоимости.

Одновременно законопроектом вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это тоже приведет к уменьшению случаев оспаривания стоимости для целей налогообложения.

Законопроектом также предусматривается:

1) возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.

2) исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.

3) применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

То есть можно будет не платить за ошибки чиновников, как предусмотрено в настоящее время. Данная поправка позволит снизить риски налогоплательщиков, которые связаны с длительными процедурами оспаривания стоимости.

Кроме того, законопроектом предусмотрен также ряд уточняющих изменений, направленных на разрешение неурегулированных вопросов, возникающих при применении глав 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых необходимо выделить следующие:

1) в настоящее время к льготной категории граждан по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности «инвалид с детства». При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.

2) в отношении физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения.

3) в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами Российской Федерации.

предлагается распространить установленные Налоговым кодексом налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.

Это тоже является положительной тенденцией и снизит риски в части обжалования стоимости.

Оспаривание – это трудно и долго. Стоит ли оно того?

В большинстве случаев стоит, как для собственников, так и арендаторов. Только в Москве практика нашей компании за II квартал 2017 года показала, что в 63% проектов оспоренная кадастровая стоимость экономит заявителям больше 300 тыс. рублей в год при уплате налога на имущество или аренде.

Рассмотрим на примере, сколько можно сэкономить.

ПРИМЕР

Кадастровая стоимость земельного участка площадью 14 тыс. кв. м в Новой Москве составляет 250 млн руб. Годовая стоимость аренды равна ставке налога на имущество – 1,5% от кадастровой стоимости – и составляет 3,75 млн руб.

Арендатор решил оспорить кадастровую оценку. Согласно отчету независимой компании рыночная стоимость участка составила 150 млн руб. Комиссия не установила кадастровую стоимость на уровне рыночной, и арендатор обратился в суд, который назначил экспертизу. В итоге оценка рыночной стоимости участка была пересмотрена судебным экспертом и увеличена на 10% относительно заявленной независимым оценщиком стоимости – до 165 млн руб. Суд установил кадастровую стоимость на этом уровне, что на 34% ниже первоначальной кадастровой стоимости участка. Так годовая стоимость аренды снизилась до 2,475 млн руб.

Экономия на аренде уже в первый год в несколько раз превышает среднюю стоимость проекта по оспариванию, включающего работу независимых оценщиков и юридическое сопровождение арендатора в комиссии и суде.

Иногда кадастровая стоимость все же соответствует рыночной, либо немного выше ее, и затраты на независимых оценщиков и юридическую помощь при оспаривании окупятся незначительно или лишь через несколько лет. Поэтому оценочные компании могут сначала анализировать целесообразность оспаривания кадастровой стоимости и только потом приступать к проекту.

Как оспаривание кадастровой стоимости повлияет на налоги

До 2019 года новая (оспоренная) стоимость недвижимости применялась для налогообложения с начала того налогового периода, в котором было подано заявление об оспаривании. За предыдущие годы налоговая база не пересматривалась. Соответственно, переплаченные налоги не подлежали перерасчету.

Допустим, организация уплачивала налог на имущество по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости недвижимости она подала только в 2018 году. В этом же году заявление было удовлетворено. До 2019 года налог по новой стоимости организация могла рассчитывать именно с начала 2018 года. Переплата за предыдущие годы так и оставалась в бюджете.

Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ изменил данный порядок. Теперь оспоренные сведения о стоимости недвижимости применяются с самого начала налогообложения объекта по кадастровой стоимости.

Например, объект облагается по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости подается и удовлетворяется в 2019 году. По новым правилам пересмотренная стоимость применяется в целях налогообложения не с 2019, а именно с 2015 года. Соответственно, если в результате оспаривания кадастровая стоимость уменьшилась, то за предыдущие годы у организации образуется переплата.

При этом к возврату или зачету полагаются налоги, с момента уплаты которых прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78). То есть перерасчету подлежат все налоги, уплаченные за период 2015–2018 годов, если с момента их уплаты еще не прошло 3 года. Если же подать заявление об оспаривании стоимости в 2020 году, налоги, уплаченные за 2015 год, уже не вернут и не зачтут. 

Как оспорить кадастровую стоимость

Завышение кадастровой стоимости понятно – чем она больше, тем больше граждане заплатят налогов. Но как быть если она ставит вас в трудное финансовое положение, выход есть – оспаривание кадастровой стоимости.

Чтобы начать процесс оспаривания вам потребуется обратиться к профессиональному оценщику, который обладает всеми необходимыми сертификатами и соответствующим образованием. У него вы заказываете отчет об оценке вашего имущества, допустим это жилой дом. Оценка стоит около 5-10 тыс. Из его заключения вы узнаете о реальной стоимости вашего дома, и если она в несколько раз меньше кадастровой стоимости, тогда вы можете оспорить размер кадастровой стоимости, если же стоимость такая же или чуть меньше, но не существенно, то оспаривать кадастровую вы будете на свой страх и риск.

Что изменилось с 2020 года

Оценка и оспаривание кадастровой стоимости с 1 января 2020 года проводятся по «новому» закону «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 года (№ 237-ФЗ). Основные принципы этого закона: независимость и открытость процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, единство методологии определения кадастровой стоимости, непрерывность актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости.

Напомним, с 1 января 2017 по 1 января 2020 года действовал переходный период, позволяющий воспользоваться нормами, как «нового», так и «старого» закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года (№ 135-ФЗ). Различия между законами приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Особенности в порядках оценки и оспаривания кадастровой стоимости недвижимости по «старому» и «новому» закону:

Норма

ФЗ №135-ФЗ (старый закон)

ФЗ №237-ФЗ (новый закон)

Досудебный порядок

Обязателен для юридических лиц.

Не предполагает досудебного порядка.

Кто определяет кадастровую оценку недвижимости

Отбираемая на основе конкурса оценочная организация. Итоги утверждают региональные и местные власти.

Бюджетные учреждения в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ГКО). Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти.

Где оспаривать результаты кадастровой оценки

Комиссия по рассмотрению споров, суд. Для юридических лиц предварительное обращение в комиссию – обязательно.

Комиссия по рассмотрению споров, суд. Предварительно обращаться в комиссию – не обязательно.

Как и ранее государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Также появилась возможность проведения внеочередной кадастровой оценки. Она не учитывается для целей установления периодичности проведения кадастровой оценки, но должна быть обоснованной. В частности, воспользоваться ей можно, если индекс рынка недвижимости в субъекте РФ со дня проведения последней кадастровой проверки снизился на 30% и более.

Также введена процедура подготовки к проведению государственной оценки, в ходе которой проводится сбор полной информации о ценообразующих рыночных факторах и уточнение сведений об объектах оценки.

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости, полученная в ходе проведения внеочередной проверки, будет выше, чем кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, на дату проведения оценки, то изменять эту стоимость запрещено.

На практике кадастровая стоимость нередко выходит завышенной, в чём собственники мало заинтересованы, поскольку от неё зависят размеры налога на имущество физлиц, земельного налога и налога на имущество организаций.

Стоимость и сроки

В случае оспаривания кадастровой стоимости земли в комиссии Росреестра решение выносится в течение 1 месяца с момента обращения с заявлением, а если подается иск в суд – то в течение 2 месяцев.

Когда дело достаточно сложное, постановлением суда период его рассмотрения может быть продлен еще на месяц. Данные сроки действительны при условии корректного составления искового заявления и приложения к нему всех необходимых документов.

Рассмотрение заявления в комиссии не сопряжено для заявителя с дополнительными расходами, а при подаче иска в суд необходимо уплатить госпошлину в размере 300 рублей для граждан и 4500 рублей для организаций.

Заявитель вправе для защиты своих интересов привлекать к делу своего представителя, функции которого может выполнять адвокат. За адвокатские услуги истец выплачивает ему вознаграждение в соответствии с условиями предварительно принятого соглашения.

Заявитель может нести и другие дополнительные расходы, в том числе на проведение экспертиз или на оплату проезда.

Заключение

Если определение кадастровой стоимости земельного участка проведено некорректно или после ее регистрации была установлена рыночная стоимость земли, ее владелец вправе потребовать назначения процедуры переоценки КС.

Для этого он может обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения КС либо в суд. В таком случае ему потребуется написать заявление, адресованное комиссии, или подать исковое заявление. Также необходимо приложить нужные документы.

Ни в комиссии, ни в суде дело без приложенных к заявлению необходимых документов не рассматривается.

Срок рассмотрения заявления в комиссии по оспариванию кадастровой стоимости не превышает 1 месяца, к кому же это не накладывает на него дополнительных расходов. В суде же иск будет рассмотрен по существу в течение 2-3 месяцев, а при подаче искового заявления уплачивается госпошлина.

Решение комиссии или ее отдельные действия могут быть оспорены в судебном порядке. Но и решение суда первой инстанции не всегда бывает окончательным. Его можно провести обжалование в порядке апелляции.

В случае удовлетворения требований заявителя кадастровая стоимость объекта устанавливается в соответствии с решением, вынесенным комиссией по пересмотру КС или судом.