Административное правонарушение — понятие и признаки, классификация, юридический состав

Оглавление

Субъект в составе административного нарушения

Субъект — это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица — независимо от гражданства, но достигшие 16 лет. Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими. Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Что такое длящееся административное правонарушение в КоАП РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит признаков, по которым государство считает то или иное правонарушение длящимся. Но этот термин имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Особенно для правонарушителя. Поэтому в первую очередь здесь применяется судебная практика.

Верховный суд России в 2005 году дал следующую рекомендацию. Длительное административное правонарушение — это и действие, и бездействие. Выражается оно в длительном непрекращающимся невыполнении предусмотренных законом (ненормативным правовым актом) обязанностей. Или их ненадлежащем выполнении.

Из этой рекомендации правоприменитель (орган власти или должностное лицо, суд в соответствии с подведомственностью административных дел) должен сделать следующие выводы:

  • обязанность совершить или не совершать действие устанавливается как нормативным правовым актом, так и ненормативным. Например, предписание органа власти. Или представление прокурора.
  • противоправность деяния носит длительный и непрекращающийся характер. Именно по этому признаку правоприменитель не должен признавать длящимся административным правонарушением невыполнение обязанности к какому-то сроку. Длительное противоправное поведение начинается в момент совершения правонарушения и до прекращения деяния самим правонарушителем. Либо пресечением такого деяния уполномоченным органом власти.

К примеру, статья 25.25. КоАП РФ установила ответственность за уклонение от исполнения административного наказания. Часть 1 — за неуплату административного штрафа. В свою очередь, этот вид наказания правонарушитель должен исполнить в течение 60 дней. Значит, на 61 после вступления в силу постановления день правонарушение уже окончено. Он не исполнил обязанность к определенному сроку. И от нарушителя уже не зависит дальнейшее исправление ситуации. Он уже совершил правонарушение — уклонился от уплаты штрафа. Значит, такие действия — это не длящееся административное правонарушение.

А вот, к примеру, самовольное занятие земельного участка без оформления правоустанавливающих документов — длящееся правонарушение.

Виды и примеры административного правонарушения

Все противоправные события можно классифицировать, учитывая сферу и субъекты преступления:

  1. Посягательство на гражданские права человека — препятствование честным выборам, нарушение правил предвыборной агитации, наказание работников за проведение забастовки в рамках закона, предоставление ложной информации;
  2. Нарушение родительских прав — ненадлежащий уход за несовершеннолетним ребенком, невыполнение родительских обязательств;
  3. Причинение вреда здоровью — пропаганда наркотических средств, нарушение санитарных требований на пищевых предприятиях, прием сильнодействующих лекарств без рецепта врача;
  4. Посягательство на общественную и государственную собственность — незаконное владение участком земли, пользование электричеством и газом без согласованного подключения к сети, вандализм по отношению к памятникам культуры и общественным зданиям;
  5. Посягательство на личную собственность — мелкие кражи, повреждение чужих вещей и предметов собственности;
  6. Причинение вреда окружающей среде — выброс мусора в непредназначенных для этого местах, нарушение правил пожарной безопасности в лесу, незаконная вырубка деревьев;
  7. Несоблюдений правил на производствах — нарушения в технических процессах производства, отсутствие нормативной документации, пренебрежение к требованиям общей безопасности на предприятии;
  8. Нарушение правил дорожного движения — несоблюдение правил разметки и дорожных знаков, вождение автомобиля в нетрезвом виде, отсутствие документов на право вождения автомобилем.

Рис. 2. Состав административного правонарушения

Процедура выявления и наказания

Читайте: Виды административных наказаний

Выявление фактов административного правонарушения происходит путем составления протокола. Этот документ могут составлять должностные лица и уполномоченные ведомства, указанные в КоАП РФ. Например, полномочия по составлению процессуальных протоколов по своим направлениям деятельности предоставлены сотрудникам МВД и ГИБДД, специалистам МЧС и ФТС, должностным лицам трудовой инспекции и т.д.

Составление протокола может происходить непосредственно на месте обнаружения проступка, либо значительно позже. Нужно учитывать, что законом установлены предельные сроки привлечения к ответственности (два месяца, три месяца, один год и т.д.). Этот срок начинает течь с момента совершения проступка, поэтому факт длительного или несвоевременного обнаружения нарушений может привести к освобождению от наказания.

Санкции за совершение проступка назначаются по следующим правилам:

  • наказание может быть назначено только путем вынесения постановления;
  • в КоАП РФ приведен перечень должностных лиц и ведомств, уполномоченных на рассмотрение дел и вынесение постановлений;
  • в каждой статье Особенной части КоАП РФ зафиксирован полный перечень мер воздействия, которые можно применять за совершение правонарушения.

Для отдельных групп нарушений закон предусматривает специальные санкции, которые не могут применяться в делах других категорий. Например, только за правонарушение в сфере безопасности дорожного движения может назначаться лишения права управления транспортом. За нарушение правил миграционного режима иностранцем, либо лицом без гражданства, может последовать принудительное выдворение за пределы страны (для граждан РФ такое наказание не может быть назначено).

Существует и ряд запретов или ограничений на применение мер ответственности к определенным категориям субъектов. Например, беременной женщине или несовершеннолетнему ребенку не может назначаться административный арест, даже если такое наказание содержится в статье КоАП РФ. В этом случае суд обязан назначить денежный штраф, либо применить иную санкцию.

Для рассмотрения большинства дел личное участие субъекта не требуется. Исключение составляют только правонарушения, за которые грозит арест или выдворение за пределы РФ.

Читайте: Привлечение к административной ответственности: порядок и виды

Если потенциальный нарушитель надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, такое заочное постановление будет являться законным. Законность уведомления подтверждается фактом направления судебной повестки, либо иного аналогичного документа.

На практике, такой порядок порождает ситуации, когда граждане или юридические лица могут не знать о назначенном наказании, пока не столкнутся с принудительным взысканием штрафа или исполнением иной санкции. Например, если нарушение ПДД зафиксировано с помощью камер видеофиксации, сотрудники ГИБДД могут выносить постановление в заочном режиме, после чего документ будет направлен нарушителю. Узнать о наличии административных дел или характере назначенных санкций можно следующими способами:

  • через картотеку судебных дел – по номеру постановления о назначении наказания, по номеру дела, назначенному к рассмотрению, по личным данным нарушителя;
  • через базу данных ФССП – если штраф или иная мера воздействия вступили в силу, а постановление передано на принудительное исполнение приставам;
  • путем запроса в уполномоченные ведомства – например, для уточнения информации о штрафах за нарушение ПДД соответствующий запрос можно направить в территориальные органы ГИБДД,

Наиболее серьезной санкцией по КоАП РФ является арест, который заключается в ограничении свободы на срок до 15 или 30 суток.

Гражданское нарушение права

Гражданский проступок возникает в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Здесь при его определении и наказании действует подобная схема.

Гражданская юридическая ответственность наступает с 18 лет — это следует знать всем гражданам, проживающим в государстве.

Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.

Гражданские правонарушения и наказания за них прописаны в ГК РФ (Гражданский кодекс).

Каким бывает гражданское правонарушение? Примеры их — это:

  • Невыполнение условий договора найма. Наказание: неустойка.
  • Умышленно нанесённый вред чужому имуществу. Наказание: возмещение ущерба.
  • Несвоевременная оплата кредита, счетов. Наказание: штраф или пеня.

Виды проступков

Гражданский проступок

Гражданско-правовой проступок — правонарушение, которое выражается в причинении вреда личности или имуществу гражданина, а также организации. Чаще всего влечет за собой имущественную ответственность.

Например: неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки.

Административный проступок

Административный проступок — правонарушение, которое влияет на общественный порядок, права и свободы граждан. Это посягательство на установленный законом общественный порядок, а также на отношения в сфере исполнительной и распорядительной власти.

Например: мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков в общественных местах.

Дисциплинарный проступок

Дисциплинарный проступок
— правонарушение, которое совершили в трудовой сфере (нарушение производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка организации). Влечет за собой ответственность в дисциплинарном порядке.

Например: прогул, игнорирование распоряжений начальства, халатное исполнение служебных обязанностей

Материальный проступок

Материальный проступок
— правонарушение, к которому относится причинение работником или служащим материального ущерба своей организации, фирме.

Например: порча техники компании, недостача материальных ценностей.

Процессуальный проступок

Процессуальный проступок
— правонарушение в области установленной законом процедуры осуществления правосудия. Влечет за собой ужесточение предполагаемой меры наказания.

Например: неявка в суд, на допрос.

Отличие административного правонарушения от преступления: примеры

Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние. В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества (административный проступок — вредный, но не опасный) и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление. 

***

Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано либо как административное правонарушение, либо как уголовное.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Примеры длящихся правонарушений

Существует следующая ситуация: Росаккредитация прилагала все силы для привлечения клиента к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.47 («Нарушение правил исполнения работ по сертификации или выдача сертификата соответствия при условии нарушения требований законодательства касательно технического регулирования») и частью 3 статьи 14.47 («Необоснованная выдача учреждением по сертификации или отказ выдать сертификат соответствия или необоснованное прекращение или приостановление действия сертификата соответствия») КоАП РФ за предусмотренные данными статьями правонарушения, которые совершались более чем за один год до момента формирования протоколов касательно осуществления этих правонарушений.

Стоит отметить, что по части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление, связанное с делом о правонарушении административного характера, за нарушение действующего закона касательно технического регулирования не выносится после того, как истек один год со дня осуществления правонарушения административного плана. В нашем случае клиент обеспечил выдачу сертификата с нарушением закона о техническом регулировании 08.02.2014 г., а протокол по теме административного правонарушения был сформирован 10.04.2015 г.

Таким образом, опираясь на абзац 4 части 3 статьи 23.1 КоАП, можно сказать, что дела, связанные с административными правонарушениями, которые предусмотрены статьей 14.47 КоАП и совершаются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в настоящее время изучаются судьями арбитражных судебных органов. Именно поэтому Росаккредитация подала заявление в арбитражные судебные органы о привлечении клиента к ответственности административного характера в соответствии с частью 3 статьи 14.47 КоАП РФ. Если судить ситуацию с точки зрения возражения против принятия требований Росаккредитации, можно ссылаться на следующий перечень обстоятельств:

  • Период давности привлечения к ответственности административного значения исчисляется в соответствии с правилами по исчислению сроков, носящих общий характер. Иными словами, со дня, который следует за днем осуществления правонарушения административного характера. Названное положение можно подкрепить статьей 4.5 КоАП РФ.
  • Не длящееся административное правонарушение является оконченным тогда, когда в результате бездействия или разрушающего действия со стороны правонарушителя имеются все признаки правонарушения административного плана и его состава, предусмотренные действующим на территории РФ законодательством.
  • Объективный аспект правонарушения, ответственность за которое предусматривается частью 3 статьи 14.47 КоАП, формирует действия структуры, которая занимается сертификацией по выдаче документа соответствия в плане нарушения правил, установленных законом.
  • В соответствии с актуальными положениями части 3 той же статьи днем осуществления структурой по сертификации противоположного действия служит день выдачи сертификата на необоснованных основаниях (иными словами, при условии нарушения актуальных требований регламентов технического значения).
  • В соответствии с частью первой статьи 4.5 КоАП постановление, связанное с делом о не длящемся административном правонарушении, за игнорирование действующего законодательства касательно технического регулирования не может быть вынесено, если истек один год с момента совершения правонарушения административного характера.
  • При выдаче сертификата при условии нарушения действующего закона о регулировании в техническом плане началось течение периода давности привлечения к ответственности административной природы, который определен частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ о правонарушениях административного характера для этой категории дел. Значит, на момент формирования соответствующего протокола срок уже истек.

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ

Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
  • в сфере охраны собственности;
  • в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • в промышленной, строительной и энергетической сферах;
  • в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
  • в сфере использования транспорта;
  • в области безопасности дорожного движения;
  • в сфере связи и информационных технологий;
  • в области предпринимательства и деятельности СРО;
  • в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
  • нарушение таможенных правил;
  • посягающие на институты госвласти;
  • в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
  • против порядка управления;
  • посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества. 

О преступлении

В уголовном праве выработано понятие преступления, которое означает совершение противоправного деяния, за которым следует наказание, предусмотренное уголовным кодексом. Из самого этого понятия следует, что таким образом переступается предел нормального поведения. Из всей массы различных правонарушений преступление выделяется тем, что оно запрещено уголовным законом. Его нарушение предполагает ответственность в виде уголовного наказания. При этом преступление должно представлять высокую опасность для общества, существенно нарушать существующий правопорядок.  Лицо его совершившее должно быть признано виновным. Это сложное социальное явление, изучением которого во многих странах занимаются ученые-криминологи.

Уголовное право относит преступление к деяниям человека, которое может выражаться в конкретном противоправном действии, или в виде бездействия.

Принципиальным здесь является причинение физического, морального или имущественного ущерба. Преступными могут признаваться препятствия нормальной работе предприятий, нанесение ущерба окружающей среде и пр. Понимание преступления как деяния означает, что им может признаваться только акт человеческого поведения, а не мысли или убеждения. Однако внешние выражения этих убеждений и мыслей в виде призывов к насилию, оскорблений и клеветы могут признаваться преступными. Преступление должно быть расследовано.

Деяние признается преступным, если оно представляет опасность для общества, государства и личности, причиняют им вред или создают угрозу таких действий. Такая опасность является признаком, отграничивающим преступление от прочих правонарушений, которые могут быть вредны, но общественной опасности не представлять. Уголовным правом предусматриваются деяния, которые формально являются преступлениями, но не могут признаваться преступными в силу определенных обстоятельств

Преступление может признаваться таковым, если лицо, его совершившее действовало умышленно, либо из преступной неосторожности. В таком случае оно признается виновным

Общественно опасное деяние признается противоправным и квалифицируется в соответствии с уголовным кодексом. За него устанавливается уголовная ответственность, и судом назначается наказание в виде лишения свободы и пр. Уголовное право предусматривает и обратный процесс, когда деяние не признается преступным и исключается из уголовного кодекса. Это может происходить, например, при установлении за определенное деяние административной ответственности вместо уголовной.

Виды и примеры правонарушений

Читайте: Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении?

Санкции могут последовать только за нарушения, предусмотренные конкретными статьями Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в зависимости от характера общественных отношений и законодательных правил, которые нарушаются в результате действий и бездействия виновного лица. Выделим некоторые группы статей, по которым наступает ответственность за административное правонарушение:

  • проступки, связанные с нарушением прав граждан (глава 5 КоАП РФ) – различные нарушения избирательных прав, проступки в сфере трудового законодательства, дискриминация и т.д.;
  • проступки в сфере охраны собственности – нарушения правил пользования жильем, мелкие хищения, проступки в сфере государственной и муниципальной закупочной деятельности, и т.д.;
  • правонарушения на транспорте;
  • проступки в сфере безопасности дорожного движения;
  • нарушения налогового законодательства;
  • иные группы проступков, зафиксированные в Особенной части РФ.

Изменения в структуру КоАП РФ принимаются законодателем практически ежегодно. Поэтому точный состав статьи может увеличиваться или уменьшаться, а в содержании составов правонарушений могут происходить изменения.

Для каждого состава правонарушений закон предусматривает перечень обязательных признаков. В него входят:

объект проступка – тип общественных отношений или сфера законодательства (например, безопасность дорожного движения);
объективная сторона – перечень конкретных действий иди бездействия, которые зафиксированы в рамках административного дела;
общий или специальный субъект – гражданин, иностранец, должностное лицо, предприятия и т.д.;
субъективная сторона – форма вины в противоправном поведении субъекта (умысел, неосторожность и т.д.).

Помимо этого, в отдельных статьях КоАП РФ могут устанавливаться перечень квалифицирующих признаков. Такие обстоятельства повышают общественную опасность проступка и, соответственно, влекут ужесточение наказания. Типичным примером таких признаков будет являться размер причиненного ущерба, состояние опьянения в момент нарушения, и т.д.

Характерные черты и функции административной ответственности

Свое внешнее воспроизведение данная ответственность открывает в административной взаимосвязи, которая складывается между органом (должностным лицом), имеющим право осуществлять функционирование по привлечению к административной ответственности, и личностью, обязанной претерпеть, утвержденные административным законодательством определенные ограничения в связи с нарушением данного законодательства.

Свойственные черты

Для ответственности административного характера как одного из видов государственного принуждения свойственны следующие отличительные характерные черты:

  • основным фактором для привлечения к административной ответственности является реализованное административное правовое преступление;
  • административная ответственность утверждена как для физических, так и для юридических лиц;
  • основополагающие параметры для ответственности административного плана (составы административных правовых нарушений) утверждаются КоАП и законодательством субъектов РФ, касающегося вышеуказанной ответственности;
  • ответственность такого характера устанавливается для физического или юридического лица неизменно после реализации им административного правонарушения, при подтверждении вины данного лица в полной мере;
  • привлечь к административной ответственности имеют право судьи судов общей подсудности, арбитражных судов, организации (должностные лица) исполняющей власти, комиссии ПДН и обеспечению их прав, объединенные организации, формируемые соответственно законам субъектов РФ;
  • ответственность этого плана представляет собой форму менее строгую, нежели уголовная, так как она не повлечет за собой тяжелых законодательных последствий для правового преступника (к примеру, для физического лица наличия судимости или увольнения с работы, аннулировании юридического лица);
  • последовательность действий понуждения к ответственности административного характера строго подчиняется системе утвержденных процессуальных и административных законодательных методов, заключающихся в КоАП;
  • процедура принуждения к ответственности административного плана более сложная по характеру в сравнении с процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности, но отличается меньшей трудностью и большей результативностью в сравнении с уголовным процессом;
  • опротестование деятельности и постановлений органов (должностных лиц) по вопросам административной ответственности происходит в судебном или административном порядке;
  • назначение мер административной ответственности определяет для правонарушителя установление специального негативного правового последствия, в форме указания срока исполнения административного наказания, которое ему назначено.

На протяжении одного года со дня осуществления решения о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП) лицо можно считать привлеченным к административной ответственности.

Виды функций

Этот вид ответственности выполняет защитную (компенсационную) и профилактическую (превентивную) функции. Защитная (компенсационная) функция административной ответственности несет в себе вытеснение и ликвидацию социально-общественных отношений, которые не соответствуют административно-правовым понятиям.

Содержание защитной функции административной ответственности определяет собой утверждение для личности, которая совершила административное правовое нарушение, ограничения и ущемления, призванные возместить ущерб, причиненный охраняемому законом общественному отношению.

Профилактическая (превентивная) функция административной ответственности несет в себе предотвращение совершения административных правонарушений. Указанная функция административной ответственности подразделяется на частную превенцию и общую превенцию.

Целью частной превенции является то, что административная ответственность должна быть направлена на недопущение осуществления в будущем таких правовых нарушений лицом, совершившим административное правонарушение.

Принципом общей превенции является установление оснований и условий, которые способствовали реализации административного правонарушения, и предотвращению осуществления административных правонарушений иными субъектами права.

Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности  по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию  в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

«При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности».

Административная ответственность в Российской Федерации

В некоторых странах СНГ, в том числе и в Российской Федерации действует достаточно большое количество самых разных административных правил. К их числу можно отнести, например, правила дорожного движения, противопожарные, санитарно-эпидемиологические правила, правила поведения в общественных местах, правила торговли, правила по технике безопасности и охране труда, таможенные правила, правила рыбной ловли и охоты, охрана окружающей среды и природных ресурсов, правила военного учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и многие многие другие.

За нарушения этих административных правил применяются разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме этого, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия, наказание и иные предупредительные меры.

Стоит также учесть, что административная ответственность предусматривает нормы не только административного права, но затрагивает и целый ряд других отраслей права, в частности сюда относится такие отрасли права как трудовое и финансовое.

Административный проступок

Понятие административного правонарушения неразрывно связано с термином «проступок».

Проступок — это деяние, несущее вред обществу, выражающееся в какой-то деятельности либо бездеятельности. Основа такого деяния — несоблюдение установленных правил и норм, недобросовестное исполнение своих функциональных обязанностей, либо игнорирование действующих регламентов.

Проступок характеризуется меньшей опасностью, чем, например, преступление. Однако результат его совершения так же заметен. В зависимости от направленности действия, разработана классификация проступков, в которой присутствуют группы: гражданско-правовых, административных, дисциплинарных вариантов.

Основные виды

Наименование «Административный проступок» содержит в себе ряд действий (либо бездействий), осуществление которых ущемляет права членов общества, посягает на их благополучие и здоровье, ухудшает политическое развитие общества или отрицательно влияет на общественную нравственность. Разновидностей много, часто они перекликаются между собой.

Основные виды административных проступков формируются в результате несоблюдения установленных требований, создающих риск ухудшения уровня жизни и здоровья. Административные проступки не носят регулярного характера, а могут произойти единожды. В их основе часто лежит незнание правил либо их неверная трактовка. Поэтому градация наказания за проступком на более низком уровне.

Обнаружение, прекращение и окончание правонарушения

Мы подробно разобрали понятие длящегося административного правонарушения и соответствующий пример. Для того чтобы полноценно уяснить сущность данного термина, следует определить сроки его начала, окончания, обнаружения и прекращения

Так, началом нарушения длящегося характера считают бездействие или действие, которое имеет в своей основе неосторожность или умысел. Иными словами, это день обнаружения длящегося административного правонарушения

Целесообразно брать в учет конструкции и особенности административных составов, где закрепление большей части признаков актуально не в охранительных нормативах КоАП, а в нормативах права регулятивного типа, относящихся к разным отраслям действующего на территории РФ законодательства. По данной причине весьма аргументированной можно считать позицию, когда срок как квалифицированный признак правонарушения рассматривают в качестве установления календарной даты законодателем (не позднее двадцатого числа следующего календарного месяца, до 15 числа календарного месяца, который следует за месяцем отгрузки товарной продукции, и так далее) или промежутка времени, который позволяет выявить такую дату (не позднее сорока дней со дня осуществления операции, в течение пятидесяти дней и так далее).

Моментом обнаружения длящегося правонарушения по КоАП РФ принято считать день, начиная с которого исчисляется период давности для привлечения к ответственности административного плана. Данное положение можно подкрепить частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ.