Сбалансированность бюджета. доходы и расходы бюджета

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход

Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Консолидированная финансовая система

Сбалансированность государственного бюджета при его формировании достигается посредством следующих методов:

  • Лимитирования расходов с учетом объемов централизуемых доходов и особенностей социально-экономических возможностей.
  • Совершенствования механизма распределения поступлений между бюджетами на разных уровнях, а также адекватного установления расходных полномочий.
  • Выявления и мобилизации финансовых запасов по доходной части.
  • Формирования эффективной системы бюджетного контроля и оказания помощи в секторе межбюджетных отношений.
  • Планирования направлений расходов, оказывающих положительное влияние на повышение доходов и способствующих одновременно решению задач социально-экономического характера, стоящих перед обществом, с максимальной эффективностью при минимальных затратах.
  • Сокращения масштаба государственного сектора в экономике путем разумной приватизации госсобственности.
  • Жесткой экономии посредством исключения из расходной части лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью.
  • Применения наиболее эффективных видов заимствования, способствующих поступлениям с финансовых рынков.

БДР и БДДС. Настройка одновременного планирования

Формирование бюджетов БДР (бюджет доходов и расходов) и БДДС (бюджет движения денежных средств) является одним из основных инструментов управления финансово-хозяйственной деятельностью компании.

Формирование БДР и БДДС дает полную картину по текущему и будущему состоянию, позволяет оценить денежные потоки и прибыль компании.

Управление компанией по одному из этих бюджетов возможно, но может привести к потерям финансовой устойчивости или платежеспособности.

Используя типовые инструменты, как правило, клиенты вводят плановые данные двух бюджетов, что повышает трудоемкость, длительность процесса планирования, приводит к ошибкам специалистов ЦФО, к сложному процессу сценарного планирования формирования сводных бюджетов БДР и БДДС компании в целом.

При разработке бюджетной модели и постановке системы бюджетного управления по ЦФО специалисты нашей компании рекомендует руководителям финансово-экономических служб удобный и простой инструмент — «Помощник составления бюджета»

Эта разработка компании СИТЕК, позволяющая специалисту ЦФО в одной экранной форме составлять бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

Суть разработки:

  •  прорабатываются справочники статей затрат и статей движения денежных средств. Определяется соответствие статей одного справочника другим, так, например, статья затрат «Расходы на ГСМ» соответствует статье движения денежных средств «Оплата ГСМ». Статьи, не имеющие связи, планируются по отдельности в рамках своих бюджетов, например, статья затрат «Амортизация — планируется только в БДР, статья «оплата Кредитов» — планируется только в БДДС. Механизм планирования таких статей прорабатывается отдельно в рамках построения бюджетной модели компании;

  • устанавливается базовый бюджет, по которому специалисты ЦФО вводят плановые данные. Как правило, это БДР;

  •  определяется порядок выделения НДС, т.е. плановые данные вводятся с НДС или без НДС. В форме ввода пользователем указывается плановая ставка НДС по той или иной статье бюджета и сдвиг оплат (предоплата или отсрочка платежей);

  •  определяется порядок расчета плановых данных другого бюджета (БДДС) с учетом введенных НДС и сдвига оплат. Возможен ручной ввод данных БДДС.

Таким образом, специалист ЦФО, а затем и руководители компании получают два основных бюджета БДР и БДДС, имеют возможность сверить данные бюджетов и определить результат деятельности как по денежным потокам, так и прибыли. Специалисту ЦФО перед разработкой годового бюджета достаточно и необходимо проанализировать плановые данные на предмет сдвига оплат и переходящей задолженности прошлого года.

Конкретная настройка (визуализация) рабочего места специалиста ЦФО по вводу плановых данных зависит от бюджетной модели компании и утвержденного процесса бюджетирования (см. рис. 1, рис. 2).

Реализация данной разработки позволила компании Ситек совместно с клиентами внедрить бюджетирование:

на программном продукте ERP в крупном Холдинге с большим количеством различных направлений деятельности и различных операционных бюджетов

рис 1. Помощник составления бюджета в ERP

на программном продукте УПП в Компании с потребностью одновременного ввода операционных бюджетов по большому количеству подразделений

рис 2. Помощник составления бюджета в УПП

Результатом внедрения «Помощника составления бюджета» на проектах стало:

  • снижение трудоемкости формирование бюджетов ЦФО и компании в целом;

  • снижение ошибок планирования;

  • обеспечение пользователей гибким инструментом планирования деятельности своего подразделения и компании в целом с возможностью планирования бюджета движения денежных средств на основании бюджета доходов и расходов по принципу «что, если» без больших и сложных пересчетов одного бюджета на основании другого;

  • обеспечение руководства компании управленческой информацией о финансово-хозяйственной деятельности компании, сбалансированной по показателям экономическим (прибыль) и финансовым (платежеспособность).

Хотите настроить одновременное планирование БДР и БДСС на вашем предприятии?

Оставьте заявку на нашем сайте и получите консультацию экспертов.

Мнение экспертов

Многие специалисты считают, что незначительное отрицательное сальдо выступает в качестве «лекарства», стимулирующего экономическое развитие. Роль дефицита в данном случае аналогична значению потребительского кредита: блага поступают непосредственно в данный момент, но при этом необходимо много трудиться, чтобы их отработать. И это вместо получения их в будущем за меньшую сумму. Однако государство, в отличие от домохозяйства, имеет возможность тратить постоянно больше, чем зарабатывать. Тем не менее излишнее отрицательное сальдо может стать опасным. При росте бюджетного дефицита возникает инфляция, экономическая нестабильность, повышение внутреннего и внешнего дола. Все это в итоге может привести к дефолту.

Концепция «второстепенности»

Согласно третьей концепции сбалансированность бюджета невозможна и не нужна. Если учесть, что в условиях современности существуют устойчивые факторы, которые увеличивают дефицит, то следует более полно использовать государственные займы в качестве законного источника прибыли. Именно такой кредит, по мнению сторонников концепции, может не только компенсировать разницу доходов и затрат, но и привлечь к себе дополнительную часть сбережений с последующим инвестированием ее в экономику. Приверженцы этой идеи главной государственной задачей видят в стимулировании роста экономики. Ее реализация может сопровождаться и положительным (устойчивым) бюджетным сальдо, и стабильным дефицитом. Такая ситуация, например, характерна для финансовой системы США и некоторых стран Европы.

ТОП-10 стран с дефицитом бюджета

Даже такие экономические гиганты как США и Китай — 1-я и 2-я экономики мира — не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо проедания своих золотовалютных резервов они предпочитают наращивать внешний долг — $23 трлн. на ноябрь 2019 года по данным Минфина этой страны!

Экономисты при оценке дефицита и профицита бюджета часто сравнивают параметры в сравнении с ВВП, чтобы видеть, какую нагрузку он несет для экономики в целом.

ТОП-10 стран с бюджетным дефицитом (в % к ВВП за 2017 год), за исключением стран, вроде Южного Судана (-62,5%), Восточного Тимора (-70%) …, которые не представляют интерес для инвесторов:

  1. Венесуэла -38,1.
  2. Бруней -21,6.
  3. Оман -13,0.
  4. Бахрейн -11,3.
  5. Алжир -10,6.
  6. Куба -10,1.
  7. Египет -9,8.
  8. Катар -8,1.
  9. Таиланд -8,0.
  10. Бразилия -7,8.

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета. Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Методы достижения на стадии формирования финансовой отчетной системы

Сбалансированность регионального бюджета достигается на основе уже имеющейся сводной финансовой пропорциональности территории. Это формирует объективные предпосылки для контроля потоков как сформированных в пределах, так и произведенных за пределами субъекта, поступивших по каналам перераспределения и распределения. Однако существующий формат, которым отличается сводный финансовый баланс, разрабатываемый по методике Минэкономразвития и торговли, отражает финансовые возможности и резервы той или иной территории не полностью. Во-первых, ресурсы, которые учитываются, отделены от денег населения и коммерческих банков. Подотчетные резервы принадлежат государству и определенным хозяйственным субъектам. Такое сужение категорий исключает из учета не только доходы населения, но и сберегаемую их часть, чей потенциал достаточно высок в экономической системе с частным капиталом. В связи с этим измерение финансовых возможностей с ограничением сферы перемещения ресурсов двумя секторами необоснованно в экономическом плане.

Финансовая обстановка в России

Согласно действующему Бюджетному кодексу, Госдума может принимать только сбалансированный финансовый план. В этой связи вместе с прибыльными статьями должен присутствовать и дефицит. Он выступает в качестве балансирующего звена. В то же время в затратной части выделяется особая статья, регулирующая отчисления на обслуживание и погашение государственных займов. При обнаружении профицита в бюджетной системе необходимо:

  1. Снизить привлечение прибыли от продажи муниципальной или государственной собственности.
  2. Уменьшить налоговую прибыль.
  3. Спланировать направление средств на погашение обязательств по долгам.
  4. Повысить бюджетные расходы, в том числе посредством передачи части прибыли в финансовые системы остальных уровней.

Структурный дефицит, циклический дефицит и бюджетный дефицит

Заимствования правительства Франции (бюджетный дефицит) в процентах от ВНП, 1960–2009 гг.

Дефицит государственного бюджета можно рассматривать как состоящий из двух элементов: структурного и циклического . В самой нижней точке делового цикла наблюдается высокий уровень безработицы . Это означает, что налоговые поступления низкие, а расходы (например, на социальное обеспечение ) высокие. И наоборот, на пике цикла безработица низка, что увеличивает налоговые поступления и снижает расходы на социальное обеспечение. Дополнительное заимствование, необходимое в нижней точке цикла, — это циклический дефицит . По определению, циклический дефицит будет полностью погашен за счет циклического профицита на пике цикла.

Структурный дефицит является дефицитом , который остается по бизнес — циклу, так как общий уровень государственных расходов превышает преобладающих уровень налогов. Наблюдаемый общий дефицит бюджета равен сумме структурного дефицита с циклическим дефицитом или профицитом.

Некоторые экономисты критиковали различие между циклическим и структурным дефицитом, утверждая, что деловой цикл слишком сложно измерить, чтобы сделать циклический анализ целесообразным.

Фискальный разрыв , мера , предложенные экономисты Алан Ауэрбах и Котликофф , измеряет разницу между государственными расходами и доходами в течение очень длительного времени, как правило , в процентах от валового внутреннего продукта. Бюджетный разрыв можно интерпретировать как процентное увеличение доходов или сокращение расходов, необходимое для сбалансирования расходов и доходов в долгосрочной перспективе. Например, дефицит бюджета в 5% может быть устранен немедленным и постоянным повышением налогов на 5%, сокращением расходов или сочетанием того и другого.

Он включает не только структурный дефицит на данный момент времени, но и разницу между обещанными будущими государственными обязательствами, такими как расходы на здравоохранение и пенсии, и запланированными будущими налоговыми поступлениями. Поскольку во многих развитых странах пожилое население растет намного быстрее, чем молодое население, многие экономисты утверждают, что в этих странах существуют серьезные бюджетные пробелы, выходящие за рамки того, что можно увидеть только по их дефициту.

Бюджеты национального правительства

Данные за 2010 год:

Бюджеты национального правительства на 2010 год (в миллиардах долларов США)
Нация ВВП Доход Статьи расходов Остаток бюджета Расходы / ВВП Баланс / Доход Баланс / ВВП
США (федеральный) 14 526 2 162 3 456 -1,293 23,8% 14,88% -8,9%
США (штат) 14 526 900 850 +32 7,6% + 5,6% + 0,4%
Япония 4600 1,400 1,748 +195 38,0% -24,9% + 3,6%
Германия 2 700 1,200 1,300 +199 48,2% -8,3% + 6,1%
Великобритания 2100 835 897 -75 42,7% -7,4% -3,3%
Франция 2 000 1 005 1,080 -44 54,0% -7,5% -1,7%
Италия 1,600 768 820 -72 51,3% -6,8% -3,5%
Китай 1,600 318 349 -31 21,8% -9,7% + 5,1%
Испания 1,000 384 386 -64 38,6% -0,5% -4,6%
Канада 900 150 144 -49 16,0% + 4,0% -3,1%
Южная Корея 600 150 155 +29 25,8% -3,3% + 2,9%

Функции государственного бюджета

Государственный бюджет простыми словами — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы. Другой вид аккумулирования государственных денег — ЗВР (золотовалютные резервы).

Государственный бюджет существует со времен возникновения королевств, царств, княжеств, эмиратов… Только в былые времена (но и сейчас в некоторых странах) казной единолично распоряжался правитель, а сейчас в большинстве государств этим занимается правительство и парламент. В СМИ регулярно появляются новости о коррупции, «распиле» бюджетных средств, и это большая проблема для страны, ведь определенная часть дохода государства оседает в карманах нечистых на руку политиков, а не улучшает жизнь всех его граждан. Но это уже другая история.

Основные функции госбюджета:

  • перераспределение доходов;
  • стимулирование и рост экономики;
  • социальная поддержка населения;
  • обеспечение национальной безопасности путем финансирования армии, спецслужб и других правоохранительных органов.

Помимо государственного бюджета существуют региональные и местные (муниципальные). Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность, региональных — регионального, муниципальных — местного. Государственный бюджет не складывается из суммы региональных бюджетов — все они наполняются из разных источников.

Дефицит

Отрицательное сальдо может обуславливаться разными причинами. В некоторых случаях государство сознательно увеличивает дефицит. Это делается для стимулирования экономической деятельности и совокупного спроса во время производственного спада. В такие периоды власть принимает специальные решения, исполнение которых направлены на повышение уровня занятости или снижение налогов. В результате увеличиваются затраты и уменьшается прибыль, что приводит к дефициту. Такое отрицательное сальдо называют структурным. Существует также циклический дефицит. На него не так сильно влияют налоги в бюджет. Такой дефицит обуславливается общим снижением производства, происходящего в кризисные моменты, и выступает в качестве результата циклического экономического развития. Кроме этого, выделяют пассивный и активный дефицит. Последний создается при превышении затрат над прибылью, а первый — при понижении налоговых тарифов и прочих отчислений, что, в свою очередь, является результатом снижения темпов роста экономики, недоплат и прочего.

Доходы государственного бюджета

Рассмотрим детальней, из чего складываются доходы государственного бюджета.

Слово «бюджет», «доходы» и «расходы» хорошо знакомы каждой семье. Доход семейного бюджета состоит из зарплаты работающих членов, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и т.д.

Чтобы завершить финансовый период без значительного перерасхода, т.е. чтобы не ходить с протянутой рукой «до зарплаты», необходимо четко понимать: сколько ваша семья получит, скажем, за месяц, и на что вы можете эти деньги потратить. Т.е. правильно составить бюджет.

Если при составлении бюджета вы сразу видите, что дохода не хватит, а сокращать уже нечего (если не заплатить за аренду могут выселить, не заплатить за электричество — отключат и т.д.), значит, нужно заранее поискать дополнительный источник дохода. Это может быть продажа части имущества (бытовой техники, одежды, ювелирных украшений, автомобиля, квартиры ….) или получение займа (ссуды под залог, банковского кредита).

Госбюджет похож на семейный бюджет по планированию, только его масштабы куда значительней, и для удобства его планируют сразу на год, внося по мере необходимости корректировки.

Итак, из чего состоит доходная часть государственного бюджета:

  1. Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и многие другие.
  2. Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности и прочие.
  3. Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
  4. Эмиссия фиатных денег.
  5. Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
  6. Приватизация госсобственности.
  7. Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
  8. Прибыль от деятельности государственных компаний.

Т.е. если вы продали квартиру или автомобиль, вы заплатили налоги, получили прибыль с операций на фондовом рынке — тоже заплатили налоги (примечание — налоговое законодательство в разных странах отличается, поэтому где-то они больше или меньше за то же самое, а где-то вообще отсутствуют). Получили зарплату — заплатили налог, наследство — снова заплатили налог, оплатили счет за мобильный телефон — тоже заплатили налог (и сотовая компания со своей стороны заплатила налоги — НДС, налог на прибыль и т.д.).

Налоги — важная составляющая доходов бюджета любого государства.

Еще по теме Сбалансированность бюджетов:

  1. 12.1. Бюджет и его влияние на социально-экономические процессы
  2. 14.1. Сбалансированность бюджета и методы ее достижения
  3. Сбалансированность бюджета
  4. ВОПРОС 20 Сбалансированность бюджета, источники финансирования дефицита бюджета Российской Федерации
  5. 3.1.3. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
  6. Дефицит бюджета и государственный долг
  7. 5.СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ
  8. 4.5. Сбалансированность бюджетов
  9. 5. Сбалансированность бюджета.
  10. 8.4. Доходы и расходы бюджета, их классификация. Сбалансированность бюджетов
  11. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
  12. § 4. Проблема сбалансированности государственного бюджета
  13. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ
  14. Глава 6 Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ
  15. 13.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия. Подходы к сбалансированности бюджета
  16. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Система критериев оценки эффективности предоставления местным бюджетам дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов
  17. Сбалансированность бюджетов

Концепции сбалансированности бюджета

Современные концепции сбалансированности бюджета предполагают три основные модели:

  1. Бюджет должен быть сбалансированным ежегодно.
  2. Бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла.
  3. Сбалансированность бюджета является второстепенным аспектом бюджетного процесса.

Данные концепции исходят из разных теоретических обоснований:

  1. Концепция ежегодной сбалансированности бюджета повсеместно применялась до середины XX века, когда государства добивались равенства доходов и расходов, порой даже тогда, когда можно было обойтись без жестких мер. Исходная предпосылка – позволяет государству проводить более ответственную политику, «жить по средствам».
  2. Концепция сбалансированности бюджета в пределах экономического цикла появилась в результате развития теории Кейнса, который обосновал возможность использования дефицита бюджета для стимулирования экономики. При экономическом спаде государство должно сократить налоги и увеличить расходы – бюджет становится дефицитным, но государство компенсирует падение спроса. Во время фазы подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышения ставок налогообложения или роста налоговых поступлений. Избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса. Бюджет может быть дефицитным даже несколько лет, но по итогам экономического цикла он становится сбалансированным. Применяется большинством стран в практике государственного регулирования экономики.
  3. Концепция вторичности сбалансированности бюджета исходит из утверждения, что основной задачей является стимулирование экономического роста. Отвергается принцип «жить по средствам» – если доходов бюджета не хватает для финансирования расходов, то необходимо использовать заемные средства. Государственный кредит способен компенсировать разрыв в доходах и расходах, а также привлечь сбережения для инвестирования в экономику. Данная концепция применяется в США, где государственный долг превысил величину годового ВВП, а государство уже давно живет не по средствам.
Сбалансированность бюджета

Концепция сбалансированности бюджета

Преимущества

Недостатки

Вывод

Ежегодная сбалансированность бюджета

Повышенная ответственность государства

Долги на накапливаются

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Повышение вероятности безработицы в условиях макроэкономической нестабильности

Замедление экономического роста

Неоптимальное планирование государственных расходов

Требуется более строгий контроль развития экономики

Подходит для стран с переходной экономикой

Сбалансированность бюджета в пределах экономического цикла

Высокая эффективность антициклического регулирования

Умеренное стимулирование экономического роста

Сбалансированная бюджетно-фискальная политика

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Не учитывается вероятность того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по продолжительности и глубине

Сложно прогнозировать цикличность развития экономики

Наиболее рациональная концепция, сочетающая все инструменты макроэкономического регулирования

Подходит для любых стран

Сбалансированность бюджета вторична

Постоянное стимулирование экономического роста

Привлечение инвестиций

Сохранение устойчивого дефицита бюджета

Постоянный рост расходов бюджета

Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики

Снижение количества производительных рабочих мест

Рост государственного долга

Бесперспективность концепции доказана негативным опытом США

Недостатки превалируют над преимуществами

Не подходит для современных развитых стран

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицит государственного бюджета — превышение расходов над доходами, профицит — превышение доходов над расходами.

В мире мало стран с профицитным бюджетом. Большинство тратит больше, чем зарабатывает. Даже такие мощные в экономическом плане государства как США (минус почти 0,9 млрд. долларов!), Китай (-475 млрд. долларов).

Сверстать идеальный бюджет на год вперед непросто. В доходную часть закладываются потенциальные поступления (ожидания от таможенных сборов, налогов, цен на нефть, котировки национальной валюты и др.), но они могут измениться. Валюта может девальвировать сильней ожидаемого, налогов поступить меньше из-за замедления роста ВВП и т.д.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сокращать расходы (уменьшать зарплату бюджетникам, сокращать пособия, отменять льготы, сворачивать финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • наращивать внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошать ЗВР;

а что делать, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты и т.п.;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • направить избыточные средства в ЗВР, купив золото или иностранную валюту.

Ежегодное уравновешивание

В экономической теории рассматривается несколько концепций сбалансированности. В соответствии с одной точкой зрения, финансовый план должен уравновешиваться ежегодно. Такая концепция была широко распространена в большинстве развитых государств до 30-х годов 20-го столетия. По мнению сторонников этой теории, ежегодная сбалансированность бюджета позволяет правительствам осуществлять более ответственную политику. Государство функционирует по имеющимся средствам, не накапливает займы, не провоцирует инфляцию.

При снижении прибыли правительству нужно или повышать налоги, или уменьшать затраты. В случае ее увеличения государство должно действовать прямо противоположно. Следует, между тем, отметить, что стремление всеми силами бороться с дефицитом, не делая заимствований, может вызвать негативные последствия для хозяйственной системы в любой стране. Сегодня на практике данная концепция используется ограниченным количеством стран с переходной и развивающейся экономикой.