Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

Какие долги резервируются в бухгалтерском и налоговом учете

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги, которая:

  • не погашена в сроки, установленные договором,
  • не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, поручительство, банковская гарантия — ст. 329 ГК РФ).

Такое определение дано в пункте 70 Положения и пункте 1 статьи 266 НК РФ

При этом совсем не важно, принимались ли меры ко взысканию долга или нет (см. постановление ФАС ВВО от 03.12.2007 № А28-3055/2007-77/21)

Договором может быть не установлен срок исполнения обязательств. Однако это не значит, что такую задолженность нельзя отнести к сомнительной. Ведь данный срок можно определить на основании закона, иных правовых актов, обычаев делового оборота, других условий или существа обязательства (п. 2 ст. 314, п. 1 ст. 486 ГК РФ и др.). Такие выводы подтверждает и судебная практика (постановления ФАС ПО от 08.05.2008 № А12-10217/07, ФАС СКО от 12.03.2007 № Ф08-161/2007-424А).

Сомнительную задолженность нельзя путать с нереальной ко взысканию (безнадежными долгами). При сомнительном долге сомнение вызывается неуплатой долга в установленный срок. А безнадежные долги, скорее всего, не будут оплачены никогда, потому что нереальными ко взысканию признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации и по другим причинам. Сомнительный долг служит базой для расчета резерва, а безнадежный долг списывается на убытки или покрывается за счет этого резерва, если ранее данный долг резервировался.

Однако часть дебиторской задолженности при создании резерва в расчет не принимается. В частности, не создается резерв в бухгалтерском и налоговом учете в отношении выданных авансов (см. письма Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14-316, от 07.10.2005 № 03-03-04/1/257).

В целом из определения следует, что задолженность должна быть торговой, т. е. связанной с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг. При любых иных видах задолженности, не подходящих прямо под указанное определение, Минфин России старается дать отрицательный ответ по резерву. В частности, по его мнению, не следует резервировать долг за ценные бумаги (письмо от 15.11.2005 № 03-03-04/3/15), у финансового агента, который приобрел долг (письмо от 06.02.2006 № 03-03-04/1/87), по договорам переуступки права требования (письмо от 07.10.2005 № 03-03-04/1/257).

Не резервируются суммы штрафных санкций за нарушение условий договора (письмо Минфина РФ от 05.05.2006 № 03-03-04/2/129). Претензионные суммы учитываются на счете 76, в зависимости от дальнейшего решения судов они могут быть отнесены на финансовые результаты. Задолженность по уплате штрафов, пеней, государственной пошлины, указанных в решении суда, также в состав резерва не включается (письмо от 19.10.2006 № 03-03-04/2/221). Задолженность по невыплате процентов не признается сомнительным долгом, исключение из данного правила сделано только для банков (п. 3 ст. 266 НК РФ).

В отношении долгов лизингополучателей Минфин России одно время считал, что резервировать их лизингодатель не имеет права, поскольку задолженность не связана с реализацией (см. письмо от 21.12.2006 № 03-03-04/2/262). Но затем в письме от 21.10.2008 № 03-03-06/1/594 финансисты изменили точку зрения на противоположную. При этом они указали, что резерв можно создавать, если передача в лизинг является одним из основных видов деятельности организации, и лизинговые платежи учитываются в составе доходов от реализации (п. 4 ст. 250 НК РФ).

Погашение задолженности в полном объеме

Предположим, что общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (покупатель) закрыл задолженность полностью второго апреля.

В рассматриваемом примере, при закрытии апреля произойдет восстановление резерва. В нашем случае долг погашен полностью, поэтому восстановление резерва произойдет в размере той суммы, которая была начислена ранее. 

В процессе формирования резерва будет осуществлена следующая бухгалтерская операция:

Дт 63 Кт 91.01. Сумма должна соответствовать восстановленному резерву.

Исправление резерва необходимо провести для корректного начисления налога на прибыль (корректные данные отразятся в части внереализационных доходов).

* * *

Итак, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, ему нужно соблюсти массу требований, чтобы расходы в виде отчислений в резерв правомерно уменьшили налогооблагаемую прибыль. Во-первых, далеко не все долги считаются сомнительными. Во-вторых, контролеры требуют проводить инвентаризацию и рассчитывать суммы резерва в каждом отчетном периоде (для компаний, ежемесячно уплачивающих авансовые платежи, это будет весьма трудоемким занятием), хотя арбитры не находят ничего противозаконного в осуществлении данных действий лишь раз в год — по состоянию на 31 декабря. В-третьих, создание резерва не отменяет обязанности правильно определять период признания долга в качестве безнадежного, ведь резерв используется именно для списания таких долгов.

Н.М.Софийская

Эксперт журнала

«Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Создание резерва в бухгалтерском учете

В силу п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н) организация обязана создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

За счет резерва списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания (п. 77 Положение N 34н).

Согласно п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением.

Величина дебиторской задолженности показывается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы резервов по сомнительным долгам, что позволяет отражать реальное финансовое состояние организации.

В письме Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 разъяснено, что в соответствии с Положением N 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика должна обеспечивать, наряду с другими требованиями, большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Резервы образуются в тех случаях, когда по оценке организации существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Однако, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, создание резерва по данному долгу может рассматриваться как создание скрытых резервов.

Порядок формирования резервов (в частности, периодичность их создания), а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.

Вместе с тем п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.

По мнению И.Р. Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в связи с тем, что резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности (смотрите интервью чиновника журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2011 г.).

Отметим, что на основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

Таким образом, организация создает резерв при выявлении в ходе инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности. При этом периодичность проведения инвентаризации (создания резервов) определяется организацией самостоятельно (например, ежеквартально).

Ограничений по максимальному размеру создаваемого в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.
Отчисления в резервы по сомнительным долгам являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Отличительные черты бухгалтерского и налогового учета

Для удобства отчисления налогов на прибыль, по желанию также дополнительно создаются резервы по долгам, которые сомневаются получить.

В отличие от бухучета формируется такой резерв, руководствуясь нормативными требованиями налогового законодательством.

Обязательно учитывают сроки задержки платежа.

Кроме того, при наличии перед контрагентом встречных невыполненных денежных обязательств, они взаимно перекрываются. Сомнительным долгом может быть признана лишь та его часть, что превышает кредиторскую задолженность.

Если с даты, установленной для расчета, прошло меньше, чем полтора месяца, создание резерва считают необоснованным.

Сумма, какую можно отнести к сомнительным долгам, также зависит от периода просрочки платежа:

  • в размере 50% от общей невыплаченной суммы, если с последнего дня, установленного для выплат, прошло 45- 90 дней;
  • полностью размер долга по дебету, если прошло более 90 дней с оговоренного срока расчета.

Еще одна отличительная черта – ограничение общей суммы. Размер не может превысить 10% от вырученных за этот период средств.

Используют только для покрытия понесенных от безнадежных долгов убытков.

Остаток недополученных средств, исчисленный как разница между изначально зарезервированным долгом и суммой, оставшейся непогашенной по окончанию налогового периода, включают в:

  • расходы налогоплательщика;
  • или внереализационные доходы.

Для наглядности посмотрите таблицу:

    Налоговый учет Бухгалтерский учет
1 Можно ли не формировать резерв является правом, создается по собственной инициативе обязательно, если есть вероятность неполучения долга
2 Порядок учета включают в состав внереализационных расходов определяют как прочие расходы
3 Основания итоги проведенной инвентаризации на последний день налогового периода определение степени вероятности возвращения долга сомнительна по критериям, оговоренным положениями внутреннего действия
4 Сумма отчислений в процентном отношении для каждого сомнительного долга, учитывая сроки его возникновения можно разработать другую методику
5 Предельные размеры не более 10% доходов от реализации за этот период без учета НДС нет ограничений
6 Списание резервных сумм только в случае признания долга безнадежным корректируется сумма дебиторской задолженности

Цели создания

Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.

Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:

  • по истечению трех лет;
  • если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
  • в случае устранения и ликвидации контрагента;
  • под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.

Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.

Это интересно: Где сидят коллекторы Росденьги

Порядок оформления и учета резервов по сомнительным долгам

№ 03-03-05/3/55). Это относится только к бухгалтерскому учету, в налоговом учете будет возникать постоянная разница.

При закрытии первого месяца отчетного года сумма вновь создаваемого резерва для целей начисления налога на прибыль корректируется на сумму остатка резерва предыдущего налогового периода:

  • если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном налоговом периоде;
  • если сумма вновь создаваемого резерва для целей налогового учета (не более 10% от выручки текущего налогового периода) меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего налогового периода, то разница включается во внереализационные доходы.

Списание дебиторской задолженности за счет резерва по тем или иным основаниям

Дт 63 (Контрагенты, Договоры, Документы расчетов) Кт 62 (76.06) (Контрагенты, Договоры, Документы расчетов)

Списание производится документом «Корректировка долга» с видом операции «Списание задолженности». Документ может быть заполнен автоматически по кнопке «Заполнить» на закладке «Дебиторская задолженность». На закладке «Счета расчетов» указать счет списания 63 и заполнить соответствующие субконто.

В том случае, если сумма списания задолженности за счет резерва в бухгалтерском учет не совпадает с налоговым учетом, необходимо будет в проводках скорректировать сумму списания.

Для этого в результате проведения документа «Корректировка долга» нужно установить флаг «Ручная корректировка» в проводке Дт 63 Кт 62.01 по налоговому учету установить сумму покрытую резервом, а остаток по по дебету отнести в постоянные разницы, а по кредиту во временные.

Для того, чтобы программа корректно расчитала налог на прибыль обязательно должно выполняться условие БУ=НУ+ПР+ВР.

Остаток задолженности, не покрытый резервом в налоговом учете должен списываться на счет 91.02 «Списание дебиторской (кредиторской) задолженности. Соответственно по дебету будет возникать отрицательная постоянная разница, а по кредиту отрицательная временная разница.

Кроме этого списанная задолженность, по которой истек срок исковой давности (прошло более трех лет с момента возникновения задолженности) должна еще в течение пяти лет числиться по дебету забалансового счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Если в течение пяти лет дебитор произведет оплату, то суммы поступлений отразятся по кредиту счета 007, а оплата в бухгалтерском и налоговом учете должна быть отражена:

Дт 50 (51) Кт 91.02 «Прочие внереализационные доходы ( расходы)»

Если же в течение пяти лет оплата так и не поступила, то счет 007 закрывается «Операцией бухгалтерский (налоговый) учет» на всю сумму задолженности.

Отображение резерва в бухучете

При наличии сумм, которые есть сомнения, что должники погасят, составляя отчет, бухгалтер должен отразить документально, учитывая характер оценочного обязательства:

  • задолженность возврата займа – вычтя из общей суммы размер резерва по строке 1240 баланса;
  • другие сомнительные долги (например, по уплате пени за просрочку платежа или штрафных санкций), за минусом размера зарезервированной суммы – по строке 2350.

В итоге должна быть показана общая сумма долга, сколько зарезервировано в качестве сомнительного.

Дебиторскую задолженность балансируют, учитывая размер резервных средств.

На показатели отчета списание безнадежных для возврата сумм не влияет.

Определение

Как правило, деньги за реализованный товар или услуги, в силу объективных причин, поступают на расчетный счет намного позже. Юридически урегулировать такую не состыковку помогает письменное соглашение, в котором обязательно прописывается порядок расчетов, и указывается окончательная дата оплаты.

Все же риск просрочки платежа со стороны покупателя или заказчика по ряду как зависящих, так и независящих от них причин, всегда присутствует. В такой ситуации дебиторская задолженность из статуса нормальной переходит в разряд сомнительной, что в значительной степени искажает как финансовые, так и налоговые показатели предприятия.

Сомнительная дебиторская задолженность — это долг, возникший в результате нарушения покупателем сроков оплаты, оговоренных договором купли-продажи. С каждым новым днем такой просрочки у продавца снижается уверенность в его возврате. Но для того чтобы задолженность, возникшая у предприятия по вине дебитора, юридически считалась сомнительной, одного чувства и желания продавца недостаточно.

Необходимо одновременное выполнение трех условий, которые законодательно закреплены в Налоговом кодексе РФ:

  • долг образовался в связи с продажей материальных ценностей, услуг или работ;
  • дата внесения платежа в счет погашения задолженности истекла;
  • у образовавшегося долга нет поручителей, банковских гарантий, он не обеспечен денежным или имущественным залогом.

Важно учесть, что в бухгалтерском учете механизм признания сомнительной задолженности регулируется Положением о бухучете, и в отличие от требований Налогового кодекса более демократичен. Так, согласно этому нормативному документу сомнительным считается любой долг, независимо от природы его возникновения и даже срока погашения (п.70 ПБУ)

Но при этом такая задолженность не должна иметь никаких гарантий и поручительств.

Ответственность за нарушение требований учета

Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).

Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.

При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.

Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.

Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.

Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.

Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.

Как использовать резерв по сомнительным долгам?

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв

Обзор документа

НК РФ закрепляет правила, касающиеся формирования резерва по сомнительными долгам.

Относительно применения этих правил Президиум ВАС РФ разъяснил следующее.

По НК РФ в составе внереализационных расходов могут учитываться суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам.

Сомнительной признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

Помимо этого, НК РФ устанавливает перечень внереализационных расходов, подлежащих учету при определении налогооблагаемой прибыли.

Так, к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае если налогоплательщик создал упомянутый резерв — данные долги, не покрытые за счет средств резерва.

Безнадежными (нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности.

Также это те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Таким образом, в случае если безнадежный долг возник не в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и не мог участвовать в формировании упомянутого резерва, то налогоплательщик вправе сделать следующее.

Подобную сумму можно учесть непосредственно в составе внереализационных расходов при расчете базы по налогу на прибыль.

В силу НК РФ если налогоплательщик создал указанный резерв, то долги, признаваемые безнадежными, списываются за счет этого резерва и только не покрытая подобным образом сумма долга включается во внереализационные расходы.

Как подчеркнул Президиум, такое правило применимо лишь к ситуации, когда безнадежный долг возник в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Налоговый учет

Налоговый учёт резерва регламентирован статьёй 266 НК РФ. При использовании фонда следует учитывать не только действующее бухгалтерское законодательство, но и рекомендации налоговиков.

Существуют следующие различия между ними:

  • В праве формирования. Бухучёт предусматривает, что предприятия обязаны создавать резерв, если у них есть просроченная дебиторская задолженность. То есть необходимость существования РСД не связана с размерами компании, финансовым положением фирмы или контрагентов, сферой ее деятельности. Если в результате инвентаризации расчётов была обнаружена просроченная задолженность, организации придётся формировать резерв. Его отсутствие является прямым нарушением бухгалтерского законодательства.
    Налоговый кодекс устанавливает, что компания имеет право на формирование РСД, если она применяет для признания дохода метод начисления, то есть выручка начисляется в момент отгрузки продукции. Формирование фонда не является обязательным. Главный бухгалтер решает самостоятельно, нужен ли предприятию резерв.
  • В сроке возникновения долга. Сомнительной задолженностью в бухгалтерском учёте может быть признана не только просроченная, но и нормальная, если у контрагента по результатам анализа выявилась низкая платёжеспособность, договор не был обеспечен определёнными гарантиями.
    Для налогового учёта сомнительным долгом считается только просроченный платёж. В остальных случаях отчисления в резерв не производятся. Даже если очевидно, что дебитор на грани потери платёжеспособности или уже начал процесс банкротства, пока договорной срок оплаты не наступил, предприятие не имеет права уменьшать налог на прибыль.
  • В предмете задолженности. Бухучёт обязывает создавать резерв по дебиторской задолженности вне зависимости от источника её возникновения. То есть любые просрочки по расчётам с разными дебиторами могут стать причиной формирования РСД:
    • авансы, переданные поставщикам за ещё не поставленную продукцию;
    • оплаченный, но не отгруженный товар;
    • начисленные штрафы, претензии в связи с недостачей или нарушениями условий договора и прочее.

    Налоговый учёт признаёт сомнительной только просрочку по платежам покупателей, заказчиков, то есть строго по основной деятельности организации. Например, задолженности поставщиков по перечисленным им авансам не считаются сомнительными. Начисление по ним сумм в резерв является нарушением законодательства, сознательным занижением подлежащего уплате налога на прибыль.

  • В размере начислений. Бухгалтерский учёт предполагает, что организация самостоятельно определяет величину отчислений в резерв, учитывая финансовую устойчивость и платёжеспособность контрагента. Эта сумма является оценочным значением. При поступлении новой информации о дебиторе производится пересчёт ранее установленной величины. Метод расчёта описывается в учётной политике.
    Налоговый учёт строго регламентирует величину начислений в резерв. Она зависит от срока давности задолженности. Существует три основных категории:
    • период до 45 дней — по задолженностям с такой просрочкой отчисления не производятся;
    • от 45 до 90 дней – в этом случае резерв создаётся на сумму, равную 50% от величины долга;
    • более 90 — отчисления в резерв составляют 100% размера задолженности.
  • В размере самого РСД. Бухгалтерское законодательство не ограничивает общую величину резерва. Организации могут производить перечисления в таком объёме, какой требуется для обеспечения достоверности отчётности.
    Налоговый кодекс устанавливает, что предельной суммой накоплений в РСД является величина, равная не более 10% от выручки в соответственном отчётном периоде. Компания может самостоятельно установить максимальный размер фонда, главное, чтобы он был меньше законодательного ограничения. Например, предприятие может совершать отчисления до накопления на счёте 63 7% от выручки.
  • В отчислениях. Бухучёт относит начисленные суммы резерва к прочим расходам. Об этом говорится в ПБУ 10/99. Отчисления фиксируются по дебету счёта 91. В налоговом учёте эти суммы являются внереализационными расходами.