Прекращение административного производства

Сущность и значение заочного решения

Заочное производство, как и приказное, относится к упрощенным способам разрешения гражданских правовых конфликтов.

Заочное производство — рассмотрение в согласия истца гражданского дела в отсутствие неявившегося надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания ответчика, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.

Несмотря на то что заочное производство — это реальное средство обеспечения своевременности правосудия, истец может быть не согласен его применить. Причиной этого, как правило, является опасение отмены заочного решения из-за наличия у ответчика весомых доказательств и уважительных причин его неявки в судебное заедание. В обязанности судьи входит объяснить истцу правила заочного производства, его последствия, о невозможности изменить предмет или основание иска, увеличить размер исковых требований в рамках заочного производства.

Согласно ст. 234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке: исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным. Копия заочного решения суда высылается стороне, не явившейся в судебное заседание, не позднее трех дней со дня вынесения решения (ст. 236 ГПК РФ).

Содержание заочного решения не имеет принципиальных отличий; оно определяется требованиями ст. 198 ГПК РФ. К его особенностям можно отнести лишь указание в резолютивной части срока и порядка подачи заявления об отмене этого решения суда (ч. 2 ст. 235 ГПК РФ).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о его отмене в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения (ч. 1 ст. 237 ГПК РФ), или 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения (апелляция). Заявление об отмене заочного решения суда подписывается ответчиком или при наличии полномочия его представителем и представляется в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Заявление об отмене заочного решения не подлежит оплате государственной пошлиной.

Суд, получив заявление об отмене заочного решения, извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения заявления, направляет им копии заявления об отмене заочного решения и прилагаемые к заявлению материалы.

Отмена заочного решения может иметь место при наличии двух обстоятельств в совокупности:

  • неявка стороны в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых сторона не имела возможности сообщить заблаговременно суду;
  • сторона представила доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого заочного решения.

В случае отмены заочного решения судом, вынесшим это решение, рассмотрение дела по существу возобновляется и ведется по правилам, установленным ГПК РФ. Вынесенное решение в случае неявки ответчика повторно не будет являться заочным. Неявив-шийся ответчик не вправе повторно направлять в суд заявление о пересмотре этого решения как заочного.

Если истец возражает относительно рассмотрения дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.

Введение в гражданское судопроизводство упрощенных процедур судебного разбирательства — необходимый путь решения проблемы загруженности судов и недисциплинированности лиц, участвующих в деле.

Кто выносит постановления об административном правонарушении

В действующем в РФ законодательстве четко регламентируется процесс вынесения решений по результатам рассмотрения дел о правонарушениях данного типа. Так, постановление об административном правонарушении (КоАП РФ) может быть вынесено должностным лицом или органом, которое управомочено на то в соответствии с законом. Примером таковых могут быть налоговые инспекторы, сотрудники ГИБДД, органы исполнительного комитета и другие лица, которые занимаются объектом правонарушения.

В том случае, если в процессе выясняется то, что за осуществленное деяние полагается не административное наказание, а уголовное, дело должно быть передано в органы, уполномоченные по уголовным делам (например, в прокуратуру).

Глава 29 — другие статьи

  • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
  • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
  • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
  • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
  • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
  • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
  • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
  • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
  • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
  • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи

Основания прекращения административного производства

Перечень оснований, исключающих производство и влекущих прекращение дела на любой его стадии устанавливает ст. 24.5 КоАП РФ. Этот перечень закрытый. То есть никакие иные законы и нормативные акты расширить его не могут. Итак, это:

  • отсутствие события административного правонарушения. Событие — это действие или бездействие. Это основание применит уполномоченное лицо, когда какие-либо доказательства факта совершения правонарушения отсутствуют. Что не было действия, которое образует правонарушение. Или бездействия. То есть фактически нарушения не было.
  • отсутствие состава правонарушения. Когда орган власти не доказал наличие всех составляющих правонарушения.
  • недостижение правонарушителем возраста административной ответственности. Он составляет 16 лет.
  • невменяемость гражданина (в т.ч. по решению суда о признании недееспособым).
  • когда нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости. То есть гражданин нарушил закон только потому, что под опасность были поставлены его личность и права, охраняемые законом интересы общества или государства. Наличие такого обстоятельства доказать действительно сложно. Ведь нужно еще доказать, что иных способов устранить опасность не было. А еще, что причиненный вред в результате правонарушения оказался меньше, чем предотвращенный. Это «задачка со звездочкой» не только для рядовых граждан, но и для многих юристов.
  • амнистия, когда акт устраняет применение административного наказания.
  • отмена закона, который устанавливает ответственность за правонарушение (нормы закона). Не применяется, если за такое действие (бездействие) вводится уголовная ответственность. Это реализация принципа — закон, ухудшающий положение лица, не применяется.
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  • никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного нарушения. Если органы власти уже вынесли по этому факту постановление о возбуждении уголовного дела, начато производство об административном правонарушении, назначено наказание или дело прекращено, то начатое после этих событий дело подлежит прекращению.
  • смерть (ликвидация) правонарушителя.
  • иные обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ. Установлены они в отдельных статьях Особенной части. Например, собственник транспортного средства освобождается от ответственности, если докажет, что в момент фиксации видеокамерой правонарушения автомобилем пользовался иной гражданин. Найдите статью, указанную в протоколе об административном правонарушении, и поищите в КоАП, в т.ч. в примечании к статье, есть ли случаи освобождения от ответственности.

Комментарий к статье 29.9 КоАП РФ

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

2. Постановление о прекращении производства по делу может быть вынесено в трех случаях: при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 комментируемого Кодекса; при применении статьи 2.9; при передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, в случае если совершенное деяние содержит признаки преступления. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

3. Выносимые определения могут быть связаны только с передачей дела по подведомственности либо с передачей дела судье, органу, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера. Данный перечень оснований выносимых определений является исчерпывающим.

Другой комментарий к статье 29.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых выносится постановление о прекращении производства по делу. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5 КоАП), может быть вынесено органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, до передачи дела на рассмотрение — в соответствии со ст. 28.9 КоАП, либо по результатам рассмотрения дела — согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

2. В соответствии со ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

3. За исключением административных наказаний в виде предупреждения, а также в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 28.6, ч. 2 ст. 3.10 КоАП, — административного штрафа и административного выдворения, назначение которых отнесено к ведению должностных лиц органов административной юрисдикции (см. п. 1 комментария к ст. 29.8), — все иные виды административных наказаний, указанные в ст. 3.6 — 3.9, 3.11 КоАП, могут быть назначены только судьей.

О протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6.

4. По смыслу п. 1 ч. 2 комментируемой статьи орган, должностное лицо, не уполномоченные назначать административное наказание данного вида, должны передать дело судье, в орган, должностному лицу, к ведению которых отнесено назначение данного вида административного наказания.

О правовых критериях исчисления размера административного штрафа см. комментарий к ст. 3.5.

Административный штраф в случаях, определенных ч. 1 ст. 28.6 КоАП, может быть наложен уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении (см. комментарий к указанной статье).

5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), органами, должностными лицами в пределах компетенции, установленной ст. 23.1 — 23.63 КоАП. Если по результатам рассмотрения дела выяснится, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица, выносится определение о передаче дела по подведомственности — судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело. Судья, орган, должностное лицо в соответствии с п. 1 ст. 29.1 КоАП должны выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела при подготовке к его рассмотрению, однако вынесение определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности возможно только после рассмотрения дела.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 по результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда выносит решение, а не постановление, предусмотренное рассматриваемой статьей КоАП (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).

Понятие и виды судебных постановлений

В процессе осуществления правосудия в целях защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций суд разрешает различные вопросы. Разрешение того или иного вопроса — выражение воли суда, реализация судебной власти.

Актами волеизъявления суда как органа государственной власти являются постановления, выносимые судом (судьей) в процессе рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Суд первой инстанции выносит следующие виды постановлений:

  1. решения;
  2. определения;
  3. судебный приказ.

Постановление суда, которым дело разрешается по существу, выносится в форме решения (ч. 1 ст. 194 ГПК РФ).

Постановление суда, которым дело не разрешается по существу, выносится в форме определения.

Определением разрешаются те или иные вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства (об отложении разбирательства дела, прекращении производства по делу, о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, об обеспечении иска и т.п.).

Судебный приказ представляет собой постановление суда, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных средств или об истребовании движимого имущества от должника. При этом размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не должны превышать 500 тыс. руб.

Он выносится только в порядке приказного производства (гл. 11 ГПК РФ) и направлен на принудительное исполнение строго определенных требований без разрешения дела по существу.

Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Судебное решение — это постановление суда, содержащее государственно-властное, индивидуально-конкретное предписание по применению норм права к установленным в судебном разбирательстве фактам и правоотношениям.

Будучи обязательным к исполнению, решение, таким образом, является средством защиты субъективных прав лиц, обратившихся в суд за разрешением возникшего материально-правового спора.

В теории гражданского процесса различают общественно-политическое и юридическое значение судебного решения. Общественно-политическое значение решения проявляется в том, что оно обеспечивает охрану личных, общественных и государственных интересов, является средством воспитания физических и юридических лиц, оказывает профилактическое воздействие на реальных и потенциальных правонарушителей.

Юридическое значение решения заключается в том, что этим актом разрешается спорное правоотношение, а вступившее в законную силу судебное решение обязательно для исполнения всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории России.

Начиная с 1995 г., когда были внесены изменения и дополнения в ГПК РСФСР 1964 г., помимо решения возможно и вынесение заочного решения. Заочное решение можно рассматривать как разновидность судебного решения, которое выносится по общим правилам гражданского судопроизводства, но с некоторыми исключениями, установленными в ГПК РФ.

К основному отличию заочного решения от судебного решения можно отнести проведение заочного производства, для которого характерно отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного рассмотрения дела, но не явившегося и не заявившего письменной просьбы о рассмотрении дела в его отсутствие, ограничение истца в распорядительных действиях (истец не вправе изменить предмет, основание иска, увеличить размер исковых требований), что отражается в содержании заочного решения.

По каждому гражданскому делу суд постановляет по общему правилу одно решение.

Когда административное взыскание не может быть применено?

В законе указывается несколько определенных обстоятельств, при наличии которых наказание не может быть применено в отношении конкретного лица. Один из них — это истечение срока давности, который для каждого типа правонарушения устанавливается отдельно. Примером таковых обстоятельств также может послужить отмена закона, на основании которого было наложено взыскание или был издан акт амнистии по данной статье.

Также наказание не применяется в том случае, если виновное лицо действовало в ситуации крайней необходимости. Дело об административном правонарушении закрывается в том случае, если лицо, в отношении которого оно возбуждено, признано умершим.

Итак, мы подробно рассмотрели вопросы, которые касаются административных правонарушений и о том, что такое постановление по делу об административном правонарушении.

Что является административным правонарушением?

Под административным правонарушением рассматриваются деяния или бездействие, приведшие к причинению вреда человеку, группе людей, юридическому лицу или сообществу в целом. При этом порча может быть нанесена любому объекту: здоровью, имуществу, моральным принципам гражданина, экологической ситуации, общественному порядку. Существенным отличием административного правонарушения от более серьезного преступления является то, что причиненные неудобства или нанесенный ущерб не несут в себе опасности обществу и в целом не так негативно окрашены. Однако бывают ситуации, когда из разряда административных дела переходят в категорию уголовных в связи с открывшимися обстоятельствами или фактами.

Административное правонарушение

  • Объект – общественные отношения, охраняемые действующим законодательством. Например, налоговые обязательства перед государством, правила дорожного движения или частная собственность.
  • Субъект – непосредственно лицо, которое совершило деяние или проявило опасную халатность и бездействие (хулиган, нарушитель ПДД).
  • Объективная сторона – комплекс признаков, обозначающих правонарушение. Попросту говоря когда, где, с помощью чего и как было совершено действие или проявлена халатность.
  • Субъективная сторона – отношение нарушителя к деянию, его цели и мотив. Оценивается по умыслу или в результате незнания были совершены те или иные действия.

Пример: Физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации в контролирующих органах. Объектом в данном случае выступает – нарушение требований Налогового кодекса РФ, субъект – гражданин, не оформивший свой бизнес в соответствии с действующим законодательством. Объективной стороной является отсутствие регистрации ИП в ФНС, субъективной – умышленное нарушение закона в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов.

Нередки ситуации, когда производство по делу прекращается в связи с теми или иными обстоятельствами, которые будут подробно рассмотрены ниже. Основным документом, фиксирующим данный факт, является постановление. Его оформлением занимается уполномоченное лицо – судья или коллегиальный орган, руководствуясь требованиями КоАП РФ.

Комментарий к Ст. 28.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Содержащийся в статье 24.5 КоАП РФ перечень обстоятельств, исключающих возможность производства по делу об административном правонарушении, на стадии возбуждения, в том числе при проведении административного расследования, обязывает орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств вынести с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Таким образом, в постановлении, вынесенном в порядке, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи, должны быть указаны: сведения об органе, должностном лице, вынесшем постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу с указанием соответствующей статьи, предусматривающей возможность прекращения производства по делу; срок и порядок обжалования постановления; решение вопросов об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.

При принятии решения о прекращении производства по делу не имеет значения, подведомственно ли рассмотрение дела органу, должностному лицу, поскольку требования комментируемой статьи о прекращении производства по делу распространяются на стадию возбуждения дела об административном правонарушении. Следовательно, наличие одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, которое наступило до направления дела на рассмотрение, влечет за собой обязанность должностного лица, в производстве которого находится дело, вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его на рассмотрение судье, в орган должностному лицу.

При вынесении постановления о прекращении производства по делу в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, это постановление вместе со всеми материалами дела в течение суток с момента его вынесения направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего правонарушение, для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности.

Судебный приказ

Судебный приказ – это промежуточный момент между решением и определением суда.

Определение 4

Судебный приказ – судебный акт, который вынесен судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм, платежей, санкций или об истребовании движимого имущества от должника.

В рамках судебного приказа, как и других актов суда первой инстанции РК, разрешаются правовые вопросы, юридически значимые для сторон возникших отношений. Особенностью этого документе является то, что он возникает при отсутствии спорного правоотношения.

Предполагается, что при обращении в суд с заявлением о вынесении судебного приказа обстоятельства дела и размер запрашиваемого возмещения не вызывают разногласий у сторон.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Перечень документов, необходимых для подачи жалобы или протеста

Чтобы оспорить постановление, вынесенное должностным органом, необходимо подать в суд соответствующее заявление и прикрепить к нему одну заверенную копию оспариваемого акта. После этого в пакет необходимо добавить копии жалобы, количество которых должно быть равно числу участников процесса.

В том случае, если юридическое или физическое лицо действуют через своих представителей, нужно добавить к пакету бумаг копию документа, на основании которого данный человек осуществляет свою деятельность (адвокатское удостоверение, доверенность на представительство и т.д.). Если пересмотр постановления производится не в первый раз, то в обязательном порядке следует приложить копии всех решений, вынесенных другими органами ранее.

Понятия и виды постановлений суда первой инстанции

Определение 2

Решение суда – это постановление, которым дело разрешается по существу.

Это официальный акт, где отражен результат судебной деятельности в отношении конкретного гражданского дела. В нем содержится информация об удовлетворении иска частично или полностью или об отказе в удовлетворении иска. Судебное решение является разрешением материально-правового спора сторон. Оно может быть вынесено только судом и является правоприменительным актом, содержащим вывод суда о применении правовой нормы к конкретному правоотношению. Судебное решение индивидуально и имеет своего адресата – субъекта спорного правоотношения. При помощи правовой нормы определяется мера должного поведения участвующих в деле. Главное, что посредством этого судебного документа устраняется неопределенность в правоотношении, касающаяся прав или обязанностей участников, спорные отношения приобретают характер бесспорных.

Решение суда создает предпосылки для того, чтобы реализовался интерес, который охраняется законом. Все, что содержится в решении имеет обязательный характер. Защита субъективных прав и интересов граждан и юрлиц – главное назначение судебного решения. Оно прекращает спор по причине его разрешения по существу. Решение суда имеет еще и воспитательное значение, способствуя укреплению законности, предупреждению правонарушений.

Определение 3

Определение суда первой инстанции – постановление, разрешающее некоторые вопросы, которые возникают в ходе производства по делу, а если закон предусматривает, то в отдельных случаях производство по делу заканчивается только определением без вынесения решения.

Комментарий к ст. 29.9 КоАП РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых выносится постановление о прекращении производства по делу. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5 КоАП), может быть вынесено органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, до передачи дела на рассмотрение — в соответствии со ст. 28.9 КоАП, либо по результатам рассмотрения дела — согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

2. В соответствии со ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

3. За исключением административных наказаний в виде предупреждения, а также в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 28.6, ч. 2 ст. 3.10 КоАП, — административного штрафа и административного выдворения, назначение которых отнесено к ведению должностных лиц органов административной юрисдикции (см. п. 1 комментария к ст. 29.8), — все иные виды административных наказаний, указанные в ст. 3.6 — 3.9, 3.11 КоАП, могут быть назначены только судьей.

О протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6.

4. По смыслу п. 1 ч. 2 комментируемой статьи орган, должностное лицо, не уполномоченные назначать административное наказание данного вида, должны передать дело судье, в орган, должностному лицу, к ведению которых отнесено назначение данного вида административного наказания.

О правовых критериях исчисления размера административного штрафа см. комментарий к ст. 3.5.

Административный штраф в случаях, определенных ч. 1 ст. 28.6 КоАП, может быть наложен уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении (см. комментарий к указанной статье).

5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), органами, должностными лицами в пределах компетенции, установленной ст. 23.1 — 23.63 КоАП. Если по результатам рассмотрения дела выяснится, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица, выносится определение о передаче дела по подведомственности — судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело. Судья, орган, должностное лицо в соответствии с п. 1 ст. 29.1 КоАП должны выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела при подготовке к его рассмотрению, однако вынесение определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности возможно только после рассмотрения дела.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 по результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда выносит решение, а не постановление, предусмотренное рассматриваемой статьей КоАП (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).