Статья 27.1. меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Зарубежный опыт

11 марта 2020 года Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии коронавируса.

Для предотвращения распространения вирусной инфекции во многих государствах был введен режим чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации. Это решение принимается правительством или президентом, а в некоторых странах — парламентом.

Как правило, вместе с этим вводятся ограничения на проведение массовых мероприятий, приостанавливается работа музеев, школ, детских садов, вводятся дистанционное обучение и работа «на удаленке». Ограничения на передвижение граждан рассматривается в качестве одной из крайних карантинных мер.

Для соблюдения указанных ограничений вводятся жесткая система штрафов (до 50 тыс. долларов), реальные сроки лишения свободы и даже смертная казнь (Китай).

В числе стран с введенным режимом ЧС или Ч П Италия, Испания, Казахстан, США, Чехия, Эстония, Румыния, Болгария, Венгрия и др. (см. таблицу).

Страна

Дата введения ЧП

Кол-во заболевших на дату введения ЧП

Кол-во умерших на дату ведения ЧП

Срок действия ЧП

Италия

31 января

2

6 месяцев

Венгрия

11 марта

13

Словакия

11 марта

10

США

13 марта

1629

41

Эстония

13 марта

27

до 01 мая 2020

Чехия

12 марта

96

30 дней

Болгария

13 марта

23

1

30 дней

Сербия

15 марта

48

Испания

15 марта

6500

195

15 дней

Румыния

16 марта

158

30 дней

Республика Казахстан

16 марта

8

30 дней

Таким образом, вопрос о введении ограничительных мер в большинстве государств принимался на федеральном уровне, что является законным и обоснованным способом предотвращения пандемии.

Комментарий к Статье 27.5 КоАП РФ

1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.

2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.

Комментарий к статье 27 УК РФ

1

В некоторых преступлениях возможно сочетание двух форм вины: умысла и неосторожности. Преступление, как и всякое явление, занимает определенное время

В силу объективных свойств сознания ближайшие вносимые лицом изменения в окружающий мир предвидятся легче, а более отдаленные — труднее. В силу этого элементы сложного по структуре и относительно протяженного по времени преступления могут не в полной мере осознаваться лицом, совершающим его.

Таким образом, может сложиться ситуация, когда часть преступления, ближайшее последствие, осознается, а отдаленное последствие не предвидится, хотя лицо должно и могло его предвидеть. Такие преступления называют преступлениями с двумя формами вины

Типичным примером является умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть (ч. 4 ст

111 УК).

2. При юридической оценке преступлений с двумя формами вины возникают два практически важных вопроса.

Первый вопрос касается установления таких преступлений и отграничения их от сходных деяний. В указанных деяниях необходимо установить наличие, во-первых, нескольких, во-вторых, строго указанных в законе последствий и, в-третьих, их определенное сочетание. Так, при умышленном причинении тяжкого вреда, повлекшего смерть потерпевшего, надо зафиксировать тяжкий вред и смерть.

Далее надо выяснить, явилась ли смерть результатом дальнейшего усугубляющего развития тяжкого вреда и наступила ли она помимо причинения тяжкого вреда. В последнем случае состав умышленного причинения тяжкого вреда, повлекшего смерть, будет отсутствовать, поскольку смерть явилась результатом других обстоятельств.

Однако и этого объективного отграничения умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, от преступлений, в состав которых входит и то и другое последствие, недостаточно

Для приведенного состава необходимо сочетание умысла и неосторожности, причем умысла к ближайшему последствию, а неосторожности — к отдаленному. В противном случае преступление будет квалифицироваться либо как неосторожное причинение тяжкого вреда или смерти, либо как умышленное убийство

Второй вопрос состоит в определении вины в целом. Такая необходимость возникает в связи с тем, что дифференциация ответственности и индивидуализация наказания во многом зависят от формы вины. Так, наличие рецидива, степени тяжести преступления и другие вопросы ответственности обусловлены умышленным или неосторожным характером преступления.

Во главу угла здесь надо ставить юридическое значение, которое придает законодатель последствиям, т.е. какое из последствий является основным в структуре состава. В составе умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, таким последствием является тяжкий вред, а наступление смерти является признаком не основного, а квалифицированного состава. Исходя из того что в преступлениях с двумя формами вины основное последствие причиняется умышленно, все преступление в целом признается умышленным.

Меры ответственности

Наказания за нарушение права свободы человека на передвижение предусматриваются положениями ст. 127 УК.

К основным мерам ответственности относится:

  • при отсутствии квалифицирующих признаков назначается арест на срок от 3 до 6 месяцев, который может заменяться тюремным сроком или ограничением свободы на 2 года;
  • если во время удержания человека использовались меры физического насилия или оружие, а также жертвами выступали дети или беременные женщины, то назначается тюремное заключение на срок от 3 до 5 лет, которое может заменяться судьей на принудительные работы в течение 5 лет;
  • если преступление совершается организованной группой, а также связано с убийством или нанесением тяжкого вреда здоровью человека, то это грозит тюремным заключением на период от 4 до 8 лет.

К квалифицирующим признакам относятся не только отягчающие, но и смягчающие обстоятельства, которые изучаются во время судебного заседания. Учитываются последствия совершенного деяния, а также наличие взаимосвязи с другими преступлениями. Нередко судья кроме принудительного удержания наказывает преступника по ст. 286, или 305 УК.

При выборе наказания судья изучает материалы дела, чтобы получить ответ на следующие вопросы:

  • как долго удерживался человек;
  • в каких условиях находилась жертва;
  • к каким негативным последствиям привели незаконные действия;
  • иные факторы, влияющие на тяжесть деяния.

Если изначально человек согласился посетить конкретное место, после чего ответчик по уважительным причинам и без злого умысла не смог выпустить жертву, то это является смягчающим обстоятельством.

Комментарий к Ст. 27 Уголовного кодекса

1

Преступления с двумя формами вины не образуют качественно иного сочетания, чем умысел и неосторожность. Сами по себе эти преступления представляют собой всего лишь определенный прием законодательной техники

Этот прием обусловлен тем, что в реальной жизни в силу закономерного и часто встречающегося развития причинно-следственных связей при совершении ряда деяний наступают определенные последствия, которые не охватываются умыслом лица, но по отношению к которым можно констатировать его вину в форме неосторожности. По общему правилу такие деяния образовывали бы совокупность двух преступлений, однако законодатель их объединяет в единое составное преступление: умышленное преступление и более тяжкое последствие, являющееся неосторожным преступлением

Взятые вместе, в рамках одного состава эти два преступления становятся единым сложным преступлением — преступлением с двумя формами вины (например, ч. 4 ст. 111, п. «а» ч. 4 ст. 131 УК).

2. Согласно оговорке в последнем предложении статьи по своим уголовно-правовым последствиям (например, в плане рецидива (ст. 18 УК), назначения наказания и освобождения от наказания) преступления с двумя формами вины рассматриваются как умышленные преступления.

Случай из судебной практики

Существует множество примеров, когда нарушалось право человека на свободу передвижения. Например, мужчины после работы приняли решение отпраздновать праздничное событие, поэтому остались в мастерской для распития алкоголя.

Мастерская располагалась в подвале производственного здания. Между мужчинами возник конфликт на почве ревности. Ответчик воспользовался сначала словесными угрозами, после чего замер собутыльника в производственном помещении, пообещав убить его из своего охотничьего оружия.

Ответчик после совершенных действий отправился в бар, после чего вернулся домой и заснул. Только через день он вспомнил, что оставил коллегу запертым в мастерской, забрав не только ключи, но и мобильный телефон жертвы. Пострадавший после освобождения написал заявление в полицию, уверяя, что его не только похитили, но и серьезно избили. Судья, рассмотрев все материалы дела, принял решение назначить наказание в виде ограничения свободы на 2 года.

А как у нас?

Главы различных регионов принимают указы, постановления о введении режима повышенной готовности, о введении мер для защиты от угрозы возникновения ЧС.

25 марта подписан Указ президента «Об объявлении в России нерабочих дней» (режим ЧС/ЧП/карантин не вводятся). В действительности это просто указ о «каникулах».

31 марта губернатор Новосибирской области Андрей Травников подписал постановление № 48 «Об ограничении доступа людей и транспортных средств».

Как это понимать и что это значит?

Губернатор указал не покидать место проживания (пребывания), кроме случаев:

  • обращения за экстренной помощью, в случае прямой угрозы жизни и здоровью;
  • следования к месту (от места) работы, передвижение по области, для работников непрерывно работающих организаций и организаций, деятельность которых не приостановлена (доставка, перевозка);
  • следования к ближайшему месту приобретения товаров первой необходимости, работ, услуг;
  • выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
  • выноса отходов до ближайшего места накопления мусора.

Другой комментарий к Ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. При производстве личного досмотра и досмотра вещей должны соблюдаться гарантии законности, так как применение названных мер связано с ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч.1 ст.22 Конституции РФ) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч.2 ст.35 Конституции РФ).

2. Законность при применении досмотра обеспечивается следующими гарантиями:

досмотр производится только в связи с правонарушением и в предусмотренных законом целях;

осуществлять досмотр могут только указанные в КоАП РФ уполномоченные лица;

досмотру должно предшествовать предложение лицу, совершившему правонарушение, предъявить документы, вещи или другие предметы, явившиеся орудием совершения или предметом правонарушения, подтверждающие личность нарушителя;

личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым, в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены. Личный досмотр производится в присутствии двух понятых того же пола. При личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье, личное достоинство, сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого;

досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов) осуществляется уполномоченными должностными лицами в присутствии понятых. В исключительных случаях, если есть достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться без понятых. При досмотре вещей должны быть обеспечены их сохранность и товарный вид;

производство личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, должно оформляться протоколом либо соответствующей записью в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

А это законно?!

Ведутся споры о том, мог ли губернатор ввести ограничения на передвижение людей на территории региона с учетом того, что президент в своем указе установил нерабочие дни — «каникулы», а какие-либо ограничительные меры на передвижение граждан не вводил.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Свобода на передвижение установлена статьей 27 Конституции Р Ф. При этом ограничение права граждан на свободу передвижения допускается только на основании закона.

Режим чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации на территории РФ или ее регионов не введены. Вводится, как правило, режим повышенной готовности, но он ограничения на свободу передвижений не предусматривает.

Так как федеральными властями не приняты какие-либо ограничительные меры и не даны рекомендации, принятие различными регионами ограничительных мер, видится не совсем легитимным.

Комментарий к Статье 27.7 КоАП РФ

1. В комментируемой статье разъясняется процедура проведения двух мер административного принуждения: личного досмотра (то есть непосредственного досмотра физического лица) и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. И в том, и в другом случае целью досмотра является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, следует отличать от обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.

2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут осуществлять те же должностные лица, которые вправе осуществлять административное задержание и доставление. На практике проведение досмотра обычно сопутствует этим процессуальным мерам.

3 — 4. Гарантией соблюдения законности при проведении досмотра выступает требование об обязательном наличии двух понятых. Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствии понятых допустимо проводить только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

5. Поскольку орудия совершения и предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении, при проведении личного досмотра и досмотра вещей допустимо использовать способы фиксации вещественных доказательств, предусмотренные ст. 26.6 КоАП.

6 — 8. Кодекс предусматривает три варианта фиксации факта проведения досмотра: 1) составление протокола досмотра; 2) произведение записи о проведении досмотра в протоколе о доставлении; 3) произведение записи о проведении досмотра в протоколе об административном задержании.

Комментарий 2

1. Важным конституционным правом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свобода передвижения. Это право реализуется на основе Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Закон предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, в течение 7 дней обратиться в органы регистрационного учета граждан с заявлением о постановке на временный или постоянный учет. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от

17.07.1995 № 713.

Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

2. Конституционное право на свободный выезд из Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию реализуется в соответствии с Федеральным законом от

15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию»

Закон устанавливает, что право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если гражданин: имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, и заключил трудовой договор (контракт), предусматривающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу; задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого; осужден за совершение преступления и не отбыл назначенного судом наказания; сообщил о себе заведомо ложные сведения; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом

Понятие на основании Конституции

Основные сведения о данном конституционном праве каждого россиянина приводятся в ст. 27 Конституции. Свобода передвижения и выбор места жительства считается фундаментальным, а также относится к личным свободам граждан.

Поэтому его запрещено ограничивать какими-либо способами независимо от обстоятельств. Право передвижения имеется не только у российского гражданина, но и у лиц без гражданства или иностранцев, находящихся на территории РФ.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Внимание! Даже представителями государственных органов такое право может ограничиваться только при серьезных основаниях.

Право на свободу передвижения учитывает следующие факторы:

  • гражданин самостоятельно принимает решение о том, где он будет проживать или оформлять постоянную прописку;
  • допускается беспрепятственно покидать территорию России для посещения других государств в разных целях;
  • возможность вернуться в РФ из другой страны.

На территории России граждане регистрируются по месту жительства, причем данная процедура является уведомительной. Люди самостоятельно выбирают объект недвижимости для проживания, о чем уведомляют уполномоченные органы власти.

Но право на свободу передвижения не является абсолютным. Поэтому допускается накладывать определенные ограничения, например, если необходимо защитить государственную безопасность или общественный порядок. Запрещено пользоваться этим правом, если оно наносит вред здоровью или нравственности россиян. Обычно такие ограничения встречаются на территории пограничных полос, а также мест, где введено военное положение.

Право на беспрепятственное передвижение имеется только у лиц, которые находятся законно на территории России. Если же человек проник в страну с нарушением визового режима, то он лишается данного права. По ФЗ N 5242-1 ограничивается свобода передвижений в некоторых районах страны. Хотя человек может легко менять место жительства, но в течение 7 дней он должен уведомить о своих передвижениях представителей МВД.

Если гражданин сталкивается с отказом в регистрации, то такое решение можно обжаловать в суде.

Для пересечения границы у человека должны иметься при себе определенные документы, к которым в первую очередь относится паспорт.

Представители государственных инстанций могут временно ограничивать право на выезд при следующих условиях:

  • призыв на военную службу;
  • гражданин задерживается по подозрению в каком-либо преступном деянии;
  • человек осужден за преступление, но еще не отбыл назначенное наказание;
  • он отказывается исполнять финансовые обязательства, возникшие на основании судебного решения;
  • человек имеет доступ к государственной тайне;
  • выявляется, что гражданин предоставил недостоверные данные при оформлении документации.

При отказе человек получает уведомление, в котором перечисляются причины принятия такого решения. При наличии веских оснований, представленных официальным ограничением, приводятся точные сроки, в течение которых гражданин не сможет покинуть территорию РФ.

Другой комментарий к Ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административное задержание временно ограничивает право на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому оно может применяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом. В соответствии с комментируемой статьей этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.

2. Данная статья предусматривает в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.

3. Согласно п.6 ст.22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние правонарушители могут находиться в центре временной изоляции органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей незамедлительно, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор по месту расположения указанного центра.

4. В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, с санкции прокурора могут быть задержаны на срок до десяти суток. Эти лица помещаются в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения их личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи.

Другой комментарий к статье 27 Уголовного Кодекса РФ

1. Любое деяние, которое содержит признаки состава преступления, содержит ту или иную форму вины, т.е

совершается умышленно или по неосторожности. Наряду с этим в Особенной части УК имеются такие сложные составы преступления, которые включают не одно, а два последствия (см

ч. 4 ст. 111 УК). Психическое отношение лица к данным последствиям бывает различным. В некоторых случаях весьма сложно доказать умысел виновного по отношению к отдаленным последствиям. Хотя вопрос о том, что лицо могло и должно было такие последствия предвидеть, ни у кого сомнений не вызывает. В связи с этим в науке уголовного права было предложено некоторые составы преступлений формулировать с так называемой двойной, или смешанной, формой вины.

2. В судебно-следственной практике встречаются ситуации, когда одно и то же деяние влекло два последствия

При этом субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в отношении совершенных лицом действий, а к наступившим последствиям виновный относится по неосторожности. К такого рода преступлениям относятся деяния, предусмотренные ч

3 ст. 123 УК, ч. 3 ст. 126 УК, ч. 3 ст. 127 УК, ч. 2 ст. 128 УК, п. «а» ч. 4 ст. 131 УК, п. «а» ч. 4 ст. 132 УК, ч. 2 ст. 143 УК, ч. 2 ст. 167 УК, ч. 2 ст. 205 УК и др. Например, умышленное причинение вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть лица (ч. 4 ст. 111 УК), характеризуется тем, что преступный вред охватывается умыслом, поскольку лицо осознает общественную опасность своего действия, предвидит причинение вреда здоровью. Одновременно у лица, возможно, отсутствует желание и сознательное допущение смерти. Тем не менее он мог и должен был предвидеть наступление отдаленного преступного результата, т.е. более серьезных последствий. В подобном случае в целом умышленное действие влечет два последствия, психическое отношение к которым у виновного неодинаково: в отношении вреда здоровью — умышленное, в отношении смерти — неосторожное. Подобное сочетание двух форм вины при совершении одного преступного деяния и следует рассматривать преступлением с двумя формами вины.

3. Действие положений ст

27 УК распространяется на случаи, связанные с преступлением, содержащим элементы неосторожной вины в отношении последствий как в виде легкомыслия, так и в виде небрежности. Сочетание в этих случаях двух форм вины в одном преступлении не превращает такие преступления в умышленно-неосторожные, такие преступления отнесены законодателем к числу умышленных

Преступления с двумя формами вины недопустимо смешивать с неосторожными преступлениями, имеющими одно последствие и одну неосторожную форму вины.

4. Наличие в Кодексе статей о преступлениях с двумя формами вины имеет значение для правильной квалификации общественно опасных деяний, поскольку позволяет разграничивать умышленные и неосторожные преступления и не допускать объективного вменения.

Положения Основного закона

Одно из неотъемлемых прав гражданина в России, – это свобода передвижения. Конституция РФ гарантирует в ст. 27 следующее:

  • свободу передвижения по РФ для граждан уже находящихся на ее территории;
  • свободу выезда из РФ;
  • отсутствие препятствий для въезда в страну;
  • выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Согласно статьям 55 и 56 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены:

  • федеральным законом, в том числе в целях защиты здоровья населения;
  • в условиях чрезвычайного положения, объявленного по федеральному конституционному закону №3-ФКЗ от 30.05.2001г. Указом Президента РФ с указанием сроков и пределов действия ЧП.

Комментарий к статье 28.1. КоАП РФ:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определении подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

2. Комментируемой статьей (ч. ч. 1, 1.1, 1.2) установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п. 3 ч. 1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

По делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в п. п. 4, 5 ч. 1 настоящей статьи в качестве повода для возбуждения дела об административном правонарушении указаны положения о фиксации административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это обусловлено нормами ч. 3 ст. 1.5 настоящего Кодекса, в соответствии с которыми общее правило презумпции невиновности не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими вышеуказанные функции.

3. Положения ч. ч. 2 и 3 данной статьи, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 Кодекса, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором (о полномочиях прокурора см. комментарий к ст. 28.4).

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его правильная первоначальная квалификация. Ряд статей Кодекса содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ, содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба). При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 Кодекса.

4. Частью 4 комментируемой статьи определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье Кодекса протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении.

5. Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи, напрямую связаны с п. п. 2 и 3 ч. 1 данной статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

В ч. 4 ст. 30.1 Кодекса предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 Кодекса.