Понятие и правовой статус депутата представительного органа муниципального образования. гарантии депутатской деятельности

Оглавление

Статья 36. Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления избирательными объединениями, избирательными блоками производится на съездах (конференциях) избирательных объединений, избирательных блоков в соответствии с их уставными и иными документами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.

2. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок.

3. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном одномандатном избирательном округе не более одного кандидата, в многомандатном избирательном округе — по числу мандатов в округе.

5. Один и тот же кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не может одновременно выдвигаться избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном и многомандатном избирательных округах.

6. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, входящих в состав избирательного блока.

7. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков уведомляют в письменной форме муниципальную избирательную комиссию о выдвижении кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемых кандидатов. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены копии свидетельств о регистрации региональных, республиканских общественных объединений Министерством юстиции Российской Федерации или Министерством юстиции Республики Адыгея, их устав, решение и протокол съезда (конференции) общественного объединения, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленная в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, а также письменные заявления лиц о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты по данному избирательному округу. Уполномоченные представители избирательных блоков представляют в муниципальную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение и протокол совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленную в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного блока, а также письменные обязательства кандидатов в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

8. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при условии соответствия порядка создания и регистрации избирательного объединения, избирательного блока требованиям настоящего Закона, наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

9. Муниципальная избирательная комиссия выдает уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков письменное подтверждение о приеме указанных документов.

10. Избирательное объединение, избирательный блок вправе в любое время до регистрации отозвать выдвинутого кандидата по решению органа, уполномоченного на то съездом, конференцией, собранием избирательного объединения, избирательного блока.

Законодательные основания

Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.

Это должно быть отражено в его уставе.

Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:

«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»

Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:

  1. Депутатская деятельность осуществляется на двух основах:
    • постоянной, с освобождением от предыдущего места службы;
    • на непостоянной (без отрыва от производства).
  2. К лицам, пользующимся полностью или частично описываемыми преференциями, относятся:
    • помощники народных избранников;
    • служащие, занимающие должности руководителей подразделений в органе местного самоуправления.

Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

Заработная плата

Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

  • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
  • медицинское обслуживание;
  • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

  1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
    • на один год;
    • до очередного трудоустройства.
  2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
  3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
  4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.

Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Другие преференции

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.

К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

Депутаты местного самоуправления: полномочия и ответственность

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru.

Понятие и правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

Замечание

Положение Закона можно считать спорным в отношении второй категории лиц.

Статус депутата представительного органа муниципального образования является единым независимо от способа получения мандата.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Как назначаются помощники депутата?

Несмотря на то что политическая партия может порекомендовать определенную кандидатуру на должность помощника депутата, выбор все же остается за самим слугой народа. Без его ведома невозможно занять вакансию помощника. Только после личного собеседования и обсуждения всех нюансов будущей работы соискатель может получить одобрение и приступить к своей непосредственной деятельности.

Перед этим он должен пройти процедуру назначения, выражающуюся в соответствующем приказе. Он служит поводом для выдачи специальных корочек, удостоверяющих личность и должность. Удостоверение помощника депутата получает сам слуга народа и передает своим подчиненным. С этого мгновения они наделяются определенной совокупностью прав и обязанностей.

Права помощника депутата

Если вы хотите стать помощником депутата для того, чтобы пользоваться определенными правами и гордо показывать свои корочки при любом удобном случае, то даже не стоит претендовать на эту должность. Ведь довольно часто злоупотребление своими правами приводит к негативным последствиям. Известны случаи, когда излишнее бравирование своей должностью приводило к конфликтам и непониманию между участниками ситуации

Поэтому будьте дипломатичны и с осторожностью пользуйтесь своим удостоверением

Так что же входит в права помощника депутата? Не так уж и много:

  • возможность бесплатно пользоваться всеми видами транспорта на вверенной депутату территории;
  • попадать без записи на прием к руководителям всех госструктур;
  • прохождение в любые организации, органы государственного и муниципального самоуправления по поручениям депутата;
  • возможность присутствовать на всех депутатских сессиях;
  • получение любой корреспонденции депутата, в том числе и личной.

Имейте в виду, что если во время исполнения поручения депутата вам будут чинить препятствия или арестуют, то закон обязывает исполнителей закона немедленно сообщить об этом депутату. Естественно, это не гарант того, что ситуация мгновенно разрешится. Но в любом случае депутат должен знать, где находятся его помощники.

Условия получения льгот депутатами

В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

К таковым относятся случаи:

  • отзыва лица его избирателями;
  • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
  • вступления в силу обвинительного судебного решения;
  • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
  • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.

Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

Справка о доходах муниципального чиновника

Каждый год депутаты любого уровня отчитываются за свои доходы и расходы, а также за своих супругов и несовершеннолетних детей. Для заполнения такой справки необходимо взять с постоянного места работы и в думе справку 2НДФЛ за истекший год. Если есть другой допустимый заработок от педагогической, научной или творческой деятельности, то также учитывается этот доход. Вся общая сумма подчитывается и указывается в первом разделе «Сведения о доходах». Следующими разделами будут информация о владении недвижимым и движимым имуществом с указанием всех характеристик.

Для заполнения следующего раздела в банке берутся справки о состоянии лицевых счетов, оформленных на избранника, его супруга/супруги или детей по состоянию на 31 декабря отчетного года. Если депутат имеет ценные бумаги, акции, это все прописывается в справке. Если у избранника народа нет в собственности жилья, то заполняется пятый раздел, где указывается место его проживания и то, на каком основании он занимает это жилплощадь. Это относится не только к жилью, но и к гаражу, даче.

При наличии крупных кредитов заполняется последний раздел, прикрепляется к справке выписка из банка о платежах.

Самое главное, что хочется отметить – народный избранник не должен в своем лице заменять жителей города. Население должно активно участвовать в принятии необходимых решений, вносить идеи для повышения своего благосостояния. Депутат лишь посредник между жителями, которые его поддержали при голосовании, и местными и федеральными властями. Для достижения больших результатов очень важна работа активистов, которым не все равно, где и как жить. Чем больше будет таких граждан, тем быстрее будут осуществляться и решаться большие проекты.

Теперь вы знаете, какова зарплата депутата городской думы.

Общеизвестным фактом является высокий уровень заработной платы депутатов Госдумы. Размер оплаты труда на федеральном уровне отличается от сумм, которые выплачиваются депутатам законодательных органов регионов.

Парламентарии в регионах получают меньше, чем депутаты высшего законодательного органа РФ. Кроме того, ежегодный пересмотр бюджета Российской Федерации вносит поправки к положению о выплате денежных средств депутатов. Сколько же на самом деле получают региональные депутаты и сколько получают их коллеги из Госдумы, выясним в этой статье.

Выплаты народным избранникам производятся из бюджетов. Федеральная казна выделяет около полутора миллионов рублей на оплату работы каждого представителя народа на федеральном уровне. Ставка депутата Государственной Думы приравнивается к восьмидесяти тысячам рублей. Кроме этого, каждый парламентарий имеет надбавки за стаж и профессионализм.

Зарплата депутатов в регионах намного ниже. Каждый народный слуга имеет помощников, которые разделяются на оплачиваемых и общественных. Число общественных помощников не определяется законом. Оплачиваемые сотрудники лимитированы. Поэтому каждый депутат оплачивает работу своего штата помощников.

Вступление в политическую партию: кратчайший путь в Госдуму

Стать помощником депутата можно несколькими способами. Первый из них — не самый быстрый, но позволит вам приобрести необходимый опыт и стать увереннее в себе

Имейте в виду, что практически любой депутат выдвигается от политической партии, поэтому вы можете вступить в нее и обратить на себя внимание. Конечно, работать придется много и усердно, но если у вас есть определенные задатки, то вы обязательно будете на хорошем счету

А это уже может послужить основанием для того, чтобы вас порекомендовали на работу в Думу. Ведь помощник депутата может назначаться партией, точнее, рекомендоваться ее руководством. А вот сам депутат редко отказывается от таких предложений, так как люди, прошедшие с самых низов работу в политической партии, идеально подходят для деятельности в правительственном учреждении.

6.2. Муниципальная должность. Муниципальный служащий

Муниципальная
должность

— это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в
соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на
решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих
полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в
соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа и
ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные
должности подразделяются на два вида:

1) выборные
муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов
(депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные
лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений
представительного или иного выборного органа местного самоуправления в
отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных
выборов;

2) иные
муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Дискриминация
граждан Российской Федерации в доступе к муниципальной службе запрещена.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям.

На муниципальных
служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о
труде с особенностями, установленными Федеральным законом «Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации».

Муниципальные
должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных
должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской
Федерации.

В реестре
муниципальных должностей
муниципальной службы могут быть установлены
муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения
исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность,
которые замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора
на срок полномочий указанного лица.

Законами
субъекта Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей
муниципальной службы и государственных должностей государственной службы
Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к
соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Муниципальным
служащим

является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий
в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с
федеральными и региональными законами, обязанности по муниципальной должности
муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств
местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной
службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности
органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Квалификационные
разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного
экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной
подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к
муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией
муниципальных должностей муниципальной службы.

Квалификационные
разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении
муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы
либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а
также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы
устанавливаются региональными законами в соответствии с федеральными законами.

Предыдущая

Зарплата депутатов совета депутатов муниципального округа

— — В воскресенье, 10 сентября, в 16 областях и республиках России пройдут выборы губернаторов.

А Москва будет голосовать за новых муниципальных депутатов. Но, как показали соцопросы, многие москвичи даже не знают, чем конкретно занимаются эти «муниципалы», получают ли зарплату, какие вопросы могут «порешать»?

Например, в силах ли они остановить стройку магазина или гаражей в своем районе, влияют ли на ремонт дорог, домов, дворов? И как вообще разыскать избирателю своего муниципального депутата?

«КП» задала 8 «наивных вопросов» об этом действующему депутату из Северного Измайлова Дмитрию БАРАНОВСКОМУ.

Уж он-то знает всю «кухню» «муниципалов» изнутри.

1. Для чего вообще нужны муниципальные депутаты? На какой срок их избирают? — В основном они отвечают за согласование адресов дворов для благоустройства, домов на выборочный капремонт или подъездов для внутренней отделки. Управа присылает депутатам список дворов или домов, а Совет депутатов его одобряет или отклоняет.

Собрание проходит 1 раз в месяц. В остальное время депутаты общаются с гражданами, занимаются решением проблем района. В Москве их избирают на 5 лет.

При том почти у всех депутатов есть основная работа.

2. Каким бюджетом они распоряжаются? — Надо разделять бюджет района и финансирование от местной администрации. Все работы в районе — от уборки до посадки деревьев — идут через управу.

Оттуда и присылают основные деньги.

А у Совета депутатов бюджет мизерный — около15 миллионов рублей на район.

Кто такие и чем занимаются депутаты?

Сегодня депутат — это человек, выбранный гражданами в органы власти. Он представляет интересы избирателей и защищает их права.

Главным представительным органом большинства стран является парламент. Он может быть однопалатным и двухпалатным. Своих представителей в нем имеют все жители страны, и каждый регион. Весь состав однопалатного парламента и нижняя палата двухпалатного избираются на всеобщих выборах.

В России для того, чтобы стать членом депутатского корпуса нужно пройти на выборах по партийным спискам, либо победить всех конкурентов из списка кандидатов по округам.

Статус избранного зависит от уровня, на который он избирался, то есть можно стать депутатом:

  • Государственной Думы;
  • регионального парламента;
  • муниципальным.

Основной задачей депутата является защита интересов граждан и взаимодействие между различными группами интересов. Говоря проще, народный избранник должен стать посредником между людьми и властью, оказывать помощь в решении различных вопросов опираясь на юридические нормы.

В зависимости от статуса депутаты имеют различные полномочия.

Новичок команде депутата: полезные советы

Не всегда даже самый деятельный, целеустремленный и коммуникабельный человек может справиться с работой в Государственной думе. С чем это связано? Конечно, с человеческим фактором. Ведь депутат все же обычный человек, который имеет свои привычки и характер. Поэтому не удивительно, что с кем-то он может и не сработаться. В этом случае не стоит настаивать и продолжать проявлять себя, лучше тихо уволиться и найти себе новое место. Но если отношения у вас складываются, мы дадим несколько простых советов, которые помогут вам стать незаменимым помощником депутата.

Итак, никогда не забывайте, что ваша деятельность ни в коем случае не должна навредить работодателю. Все, что вы делаете, должно идти на пользу депутату и работать на его имидж. Поэтому контролируйте каждое свое слово и поступок, они будут характеризовать не только вас, но и народного избранника, взявшего вас на работу.

Не стоит быть болтливым, это качество — препятствие для вашей политической карьеры. На своем посту вы можете много видеть, слышать и далеко не все предназначается для ваших глаз и ушей. Поэтому тот, кто молчит и не разглашает информацию, имеет все шансы сохранить свое место и даже получить надбавку к заработной плате.

Помощник депутата должен разделять интересы своего работодателя, а значит быть членом той же политической партии. Это помогает принять правильную позицию и умело выстроить свою линию поведения в важных вопросах.

Размер зарплаты депутатов Госдумы в 2018 г.

Данные о том, сколько получают депутаты Госдумы в 2018 году, были размещены на официальном сайте органа государственной власти. Они включают в себя усредненные показатели за истекшее полугодие.

Полный расчет получаемой на руки суммы производится с учетом того, что из оклада вычитается подоходный налог, а затем еще 10% согласно указу президента от 27.02.2015 г.:

  • законодательно утвержденный размер заработной платы составляет 399,3 тыс. руб.;
  • после вычета подоходного налога ее величина снижается до 347,4 тыс. руб.
  • фактически начисленная сумма за первое полугодие 2018 г. с учетом больничных и отпусков — 388,5 тыс. руб. (чистыми 338 тыс. руб.).

Таблица 1. Зарплата у депутатов Госдумы в месяц (среднее значение за первое полугодие 2018 г.)*

Позиция Показатель, руб.
Среднее вознаграждение в РФ, в мес. 338 000
Среднее вознаграждение в РФ, в год 4 056 000
Среднее вознаграждение в РФ, в сутки 11 497
Среднее вознаграждение в РФ, в час 1 437
Среднее вознаграждение в РФ, в минуту 24
Среднее вознаграждение в РФ, в секунду 0,40

* Данные взяты с официального сайта Государственной Думы Российской Федерации. 

Примечание. Для расчета приняты: среднее число дней в месяце в количестве 29,4, стандартное количество рабочих часов в день — 8.

Из чего складывается зарплата парламентария?

Основой зарплаты народного избранника служит установленный законодательно оклад. К нему добавляются ежеквартальные поощрения за деятельность, осуществляемую на протяжении соответствующего периода времени. Их размер может составлять 60-80 тыс. руб.

Высокая заработная плата — не единственная привилегия депутата Госдумы. Федеральный закон «О статусе депутата» предполагает также:

  • обеспечение сотрудника служебным жильем (это может быть как квартира, так и гостиничный номер), а также компенсацию расходов на его переезд вместе с семьей;
  • новым парламентариям единовременно выдаются подъемные в размере 0,5 оклада, каждому члену их семьи полагаются выплаты вдвое меньше;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска длительностью 42 дня, а также санаторно-курортного, бытового и медицинского обеспечения;
  • возмещение расходов на личный транспорт или такси.

В отдельные месяцы выплаты могут значительно разниться. Контроль начислений денежных средств производит Министерство финансов. Отмечается, что депутаты содержат из своих доходов около 4 помощников, а также переводят средства на развитие партии.

Сравнение доходов депутатов Государственной Думы и органов местного самоуправления

Доходы политиков, работающих в органах местного самоуправления, муниципалитетах, также состоят из нескольких частей:

  • оклада согласно должности;
  • квалификационного оклада;
  • дополнительных выплат и надбавок.

В муниципальных собраниях парламентарии получают 50-100 тыс. руб., доход областных служащих определяется бюджетом города. В Московской области представители сельских поселений могут рассчитывать на ежемесячный доход в размере 50 тыс. руб., в других регионах сумма будет зависеть от количества жителей и других факторов.

Программа повышения зарплаты политиков

В текущем году содержание аппарата Госдумы обойдется бюджету страны на 1,2 млрд руб. дороже, чем в предыдущем. Большая доля расходов заложена именно на финансирование деятельности народных избранников и иных высокопоставленных лиц.

Тенденция к повышению жалования парламентариям и другим членам правительства наблюдается уже на протяжении нескольких лет и не является неожиданной. Однако такой резкий рост расходов относится к беспрецедентным событиям в истории государства.

Вадим Соловьев, член комитета по государственному строительству и конституционному законодательству, связывает рост расходов на содержание госаппарата с тем, что статус и оклад депутата приравняли к таковым федерального министра. Запрет на совмещение занятий бизнесом и делами страны привел к снижению числа потенциальных политиков и вызвал необходимость повышать их доходы в качестве меры компенсации финансовых потерь.

Рисунок 2. Вадим Соловьев

На заметку! Еще недавно в обществе с интересом обсуждали предложение спикера Сергея Нарышкина о снижении начислений депутатам и уравнении их зарплат со среднестатистическими в стране, однако оно не получило поддержки среди парламентариев.

Рисунок 3. Сергей Нарышкин