Статья 12.12, часть 3: лишение прав за повторный проезд на красный: как избежать и судебная практика?

Могут ли лишить прав за проезд на красный сигнал светофора в 2021 году?

Давайте рассмотрим, в каких случаях грозит максимальное наказание, а где можно отвертеться и избежать худшего сценария.

Если зафиксировала камера?

Накажут только штрафом.

Хорошая новость в том, что о лишении прав здесь речи не идёт. Но при этом возрастает риск нарваться на денежный штраф – ведь камер на дорогах гораздо больше, чем автоинспекторов ГИБДД, особенно, в крупных городах.

Повторное нарушение

Чревато «вилкой» наказания – либо штрафом в 5 000 рублей, либо лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Но не все знают, что такое повторное нарушение и от какой даты вести подсчёты? Повторное нарушение проезда на красный сигнал светофора – это нарушение, совершённое вами в течение года с момента уплаты штрафа, либо с момента возврата водительских прав.

Пример: 22 июля вам вынесли постановление о нарушении за проезд на красный, а 25 июля вы полностью оплатили штраф в кассе Сбербанка. Период, в течение которого вам нельзя проезжать на красный – с 25 июля текущего года до 25 июля следующего года. Если нарушите, это будет считаться повторным нарушением, а значит вас накажут по ч. 3 ст. 12.12 Кодекса.

Первый раз я попался на камеру, а второй раз инспектору

Нависает угроза распрощаться с водительскими правами.

  • Если в случае с повторным проездом на красный «под камерой» вас ожидает только штраф, то поймавший вас инспектор ДПС в той же ситуации составит протокол. В тексте будет описание вашего нарушения, а ниже автоинспектор укажет, заслуживаете ли вы лишения прав. Далее протокол ляжет на стол начальства ГИБДД, и уже высшие чины будут выносить вердикт.
  • Если было наоборот: в первый раз попались инспектору ДПС, а во второй на камеру – грозит штраф, а не лишение прав.

Что делать? Собирать и приобщать доказательства в пользу вашей невиновности: запись с авторегистратора, уличных камер видеонаблюдения, схемы расположения светофоров, режим их работы, мнения случайных свидетелей. Если собранные доказательства не убедили инспектора ДПС, имеет смысл бороться за правду на разборе в ГИБДД или в мировом суде. Это в ваших же интересах!

Не успел проехать или остановился на перекрёстке

И здесь у нас две ситуации:

Показательно решение Набережночелнинского городского суда РТ Дело № 12-299/2019 от 30 января 2019 года – суд отменил штраф водителю из Татарстана, который начал движение на зелёный, но выехал на перекрёсток уже при красном, в результате чего устроил ДТП с автомобилем из другого направления.

  1. Если вы пересекли стоп-линию на жёлтый или красный – оштрафуют на 800 рублей (ч. 2 ст. 12.12 КоАП РФ). При выезде на перекрёсток нарушение трактуется уже по части 1 и части 3 вышеупомянутой статьи Кодекса – а там либо штрафы, либо лишение прав.

Таким образом, в описанных случаях может прийти «письмо счастья» – вам же придётся добиваться правды в ГИБДД или суде.

А если проехал на жёлтый?

Штрафа можно избежать только при исключении.

Исключение исключением, а штраф вы, скорее всего, получите. А затем придётся побегать в ГИБДД и суды с доказательствами того, что иначе вам бы пришлось экстренно тормозить. 

За рулём был другой человек

Собственник вправе оспорить постановление.

К слову, в большинстве случаев суды принимают сторону собственников. Главное, не забыть о доказательствах. Например, договор аренды, субаренды, полис ОСАГО, заявление в полицию об угоне автомобиля, записи с камер наблюдения и т.д.

Решение суда строится на основе отсутствия в действиях истца состава административного правонарушения. Так, Октябрьский районный суд г. Томска отменил штраф за повторный проезд на красный свет, поскольку за рулём автомобиля TOYOTA CAMRY находился не собственник, а другой водитель по договору субаренды (Решение № 12-475/2020 от 28 июля 2020 г). Еще одно решение суда в г. Нижневартовск об отмене дела – автомобилем управлял не собственник, а его жена.

Какое наказание за повторный проезд на красный свет

Многие задаются вопросом, что конкретно считается рецидивом совершения административного правонарушения. Этот вопрос имеет вполне конкретный ответ. Давайте его рассмотрим.

Среди наших сограждан широко распространено заблуждение о том, что рецидивом считается любое административное правонарушение, которое было совершено в течение года после предыдущего.

Но в соответствии с действующим законодательством РФ, рецидивом административного правонарушения признается только правонарушение, идентичное ранее совершенному.

Говоря проще, если ранее вы допустили проезд на запрещающий сигнал светофора, то рецидивом данного административного правонарушения будет признан только повторный проезд на запрещающий сигнал.

И только в том случае, если повторное совершенное вами административное правонарушение квалифицировано по тому же пункту и статье КоАП РФ, что и первое.

Давайте рассмотрим на конкретном примере. В КоАП РФ имеются две статьи, которые устанавливают наказание за проезд на запрещающий сигнал светофора.

Статья 12.10 устанавливает ответственность за пересечение железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора. А вот третья часть статьи 12.12 устанавливает ответственность для граждан, которые проехали на запрещающий сигнал светофора через перекресток.

Какие же существуют меры наказания?

Прежде всего, резко возрастают штрафные санкции. А за рецидивный проезд на запрещающий сигнал светофора через железнодорожный переезд, вас лишат права управлять автотранспортом на 12 месяцев. К такому наказанию вас должен будет приговорить суд.

Если же вы совершили рецидив проезда на запрещающий сигнал светофора на обычном перекрестке, то наказание будет намного мягче.

В этом случае вы имеете шанс отделаться только штрафом, размер которого составит 5 000 руб. Права управлять автотранспортом вас могут лишить по приговору суда, на срок от 4 месяцев до полугода.

Что считать повторным нарушением?

Как уже было сказано выше, рецидивом считается исключительно то противоправное деяние, за которое вы были привлечены к ответственности ранее.

Так, если основанием для привлечения вас к административной ответственности в первый раз послужила первая часть статьи 12.12 КоАП РФ, то рецидивом будет считаться совершенное вами противоправное деяние, которое будет также квалифицировано по первой части статьи 12.12 КоАП РФ. Если же совершенное вами правонарушение получит иную квалификацию, то рецидивом оно уже не будет.

Кроме того, необходимо уделить особое внимание срокам. В соответствии с действующим законодательством, срок, в который вы можете совершить рецидив правонарушения, составляет один год с момента привлечения вас к ответственности за совершение первого такого же правонарушения

Чтобы понять это, давайте рассмотрим еще один пример.

Предположим, вы проехали на запрещающий сигнал светофора и были остановлены сотрудником ГИБДД, который зафиксировал факт совершения вами административного правонарушения и составил соответствующий протокол.

В итоге, он выписал вам постановление о наложении штрафа. Данное постановление вступает в законную силу через 10 дней с момента его вынесения. Этот временной период дается вам на его обжалование.

Если вы оплатили штраф на одиннадцатый день после вынесения постановления, то с этого дня и начинает отсчитываться год. Если же вы затянули с оплатой и погасили штраф через месяц, то и годичный срок будет исчисляться со дня оплаты вами штрафа. Исчисление срока, если наказание было назначено вам приговором суда, производится точно также.

Водителю и транспортному средству

Первый раздел посвящен вопросам квалификации отдельных административных правонарушений в области дорожного движения. Так, в нем сформулированы основополагающие для правильного разрешения данной категории дел дефиниции: понятия «водитель» и «транспортное средство» (п. 1-2 Проекта). Водителями признаются лица:

  • имеющие право управлять транспортным средством в законном порядке или лишенные этого, а также не имеющие права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств ();
  • обучающиеся вождению при осуществлении учебной езды ();
  • находящиеся за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого объекта по траектории буксирующего ();
  • ведущие по дороге вьючных, верховых животных или стадо ();
  • управляющие гужевой повозкой (санями) ().

Напомним, сегодня под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством, вне зависимости от наличия или отсутствия такого права, а также гражданина, обучающегося вождению ().

При этом согласно Проекту лицо, управляющее транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, независимо от того, на ком лежит обязанность по его регистрации, может быть привлечено к административной ответственности с наложением штрафа от 500 до 800 руб. (). Кроме того, лицу, не выполнившему в установленный срок обязанность по регистрации транспортного средства, также может быть назначен штраф: физлицу – от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; должностному лицу – от 2 тыс. до 3,5 тыс. руб.; юрлицу – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. ().

Кроме того, лицо, управляющее транспортным средством, обязано иметь при себе полис ОСАГО, в противном случае ему может быть назначен штраф в размере 500 руб. (). Однако к административной ответственности не будут привлечены лица, имеющие страховой полис в виде электронного документа (п. 5 Проекта). Данная норма является новой, так как на данный момент наличие страхового полиса является обязательным (). Сейчас также разрабатывают законопроект об ужесточении административной ответственности за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО.

Подготовленный судьями ВС РФ Проект также затрагивает вопрос установки световых, звуковых приборов на транспортном средстве, нанесения цветовых схем и специальных знаков, в отличие от ныне действующего Постановления. Так, в случае установки на передней части транспортного средства световых приборов, цвет огней и режим работы которых одновременно не соответствуют требованиям (далее – Основные положения), лица, управляющие им, будут привлечены к ответственности ():

  • физлицо – штраф 3 тыс. руб. с конфискацией указанных приборов и приспособлений;
  • должностное лицо – штраф от 15 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией;
  • юрлицо – штраф от 400 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией.

При управлении транспортным средством с указанными нарушениями ответственность будет выражаться в лишении прав на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений ().

Однако если лишь цвет или режим работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, не соответствуют Основным положениям, то лицу, управляющему таким транспортным средством, может быть предъявлен штраф в размере только 500 руб. ().

Тем не менее, обратная ситуация наблюдается при назначении административной ответственности за установку опознавательного фонаря легкового такси или знака «инвалид» лицами, которые не имеют соответствующего разрешения, и за управление таким транспортным средством. В первом случае штраф для граждан составит 5 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; для должностных лиц – 20 тыс. руб. с конфискацией; для юрлиц – 500 тыс. руб. с конфискацией (). При этом во второй ситуации водитель, управляющий таким транспортным средством, заплатит только 5 тыс. руб. с конфискацией предмета нарушения (). В этом случае не будет играть роли, является ли водитель должным лицом или представителем юридического лица.

Важно отметить, что если цветографическая схема, нанесенная на транспортное средство, сходна с цветам, информационными надписями, опознавательными знаками транспортных средств оперативных служб, то владельца транспортного средства можно привлечь к ответственности: за нанесение предусмотрены штрафные санкции, по размерам соответствующие ответственности за нанесение знака «инвалид» (), за управление – лишение прав от года до полутора лет () и за выпуск на линию – штраф. Для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, его размер составит 20 тыс

руб., а для юрлиц – 50 тыс. руб. (). 

Общее понятие состава административного правонарушения.

В науке Административного права, в связи с отсутствием четкого законодательно определенного понятия состава административного правонарушения существует множество подходов к данной дефиниции. Однако, практик Вам скажет:

  • наличие состава административного правонарушения является основанием привлечения к административной ответственности;
  • отсутствие же одного или нескольких признаков (элементов) состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.

Практика показывает, что отсутствие состава административного правонарушения самое распространенное основание для освобождения от административной ответственности. Поэтому защитнику, а также лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, необходимо правильно квалифицировать все признаки состава административного правонарушения: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом того или иного административного правонарушения всегда выступают социальные, то есть общественные, отношения, охраняемые Законом, например, отношения в области дорожного движения.

Под объективной стороной административного правонарушения, в науке Административного права, понимаются внешние характеристики деяния: определенные законом действия или бездействия, наступившие негативные последствия и их причинно-следственная связь (деяния и последствий), место, время, способ, орудия совершения. Объективная сторона административного правонарушения, собственно, раскрывается в конкретной статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в том числе, иностранное.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Субъективная сторона административного правонарушения – это отношение субъекта, правонарушителя, к совершаемому деянию и последствиям

Субъективная сторона административного правонарушения выражается в форме вины: умысле или неосторожности. Так:

административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;
административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.