Статья 129.1 нк рф. неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Комментарий к статье 129.1 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает ответственность налогоплательщика за несообщение в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций.

Привлечению к ответственности по статье 129.1 НК РФ подлежит лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговому органу сведения, предусмотренные НК РФ. При решении вопроса о привлечении такого лица к ответственности за их непредставление необходимо исходить из существа истребованных документов (информации).

Такая позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2012 N А26-7683/2011.

Например, органы ЗАГС, выполняя публичные функции по регистрации актов гражданского состояния, действуют в пределах установленной законом компетенции, поэтому на них не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательными актами, определяющими их статус в системе государственных органов, в том числе и в целях налогового контроля.

Ответственность таких органов по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ может наступить только в случае непредставления им информации о рождении и смерти физических лиц.

Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации и имеют ограниченный доступ. Орган ЗАГС, являясь оператором, осуществляющим обработку персональных данных, в том числе и о семейном положении, не вправе распространять сведения о персональных данных без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением, которое с 1 января 2014 года пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ квалифицируется по статьи 129.1 НК РФ.

Данная ответственность будет наступать, если:

  • предметом истребования являлась информация;
  • и (или) предметом истребования являлись документы, но в ходе производства по делу о налоговом правонарушении было установлено, что лицо не располагало истребуемыми документами.

В судебной практике выработан подход, согласно которому налоговое правонарушение признается повторным, если оно совершено одним и тем же лицом в течение года после наложения взыскания за первое аналогичное правонарушение. Исходя из этого суды приходят к выводу, что вынесение инспекцией в один день нескольких решений по статье 129.1 НК РФ повторности не образует и у инспекции нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ (Постановления ФАС Московского округа от 06.08.2012 N А40-110416/11-99-473, от 27.07.2012 N А40-110393/11-99-472, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 N А21-2704/2012, от 22.08.2012 N А21-2703/2012, от 09.08.2012 N А21-2687/2012).

С 01.01.2015 действует пункт 2.1 комментируемой статьи, устанавливающий налоговую ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ.

Комментарий к Ст. 129.5 Налогового кодекса

В статье 129.5 Налогового кодекса РФ устанавливается ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. Данная статья была введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ и вступила в силу с 1 января 2015 г.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.13 Налогового кодекса РФ контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

а) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

б) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 25.13 Налогового кодекса РФ контролирующим лицом организации признаются следующие лица:

а) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

б) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

В настоящее время выделяется один вид ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании, а именно за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком — физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. Санкцией по данному виду ответственности является штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками — организациями, но не менее 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 129.5 Налогового кодекса РФ, осуществляется в следующем порядке:

а) при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 — 2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129.5 Налогового кодекса РФ, не применяется;

б) при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды начиная с 2018 года применяются положения статьи 129.5 Налогового кодекса РФ.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2014. N 48. Ст. 6657.

Согласно статье 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Налогового кодекса РФ.

Ввиду того что статья 129.5 Налогового кодекса РФ была введена с 1 января 2015 года, а также из-за того что за период 2015 — 2017 годов налоговая санкция, предусмотренная статьей 129.5 Налогового кодекса РФ, не будет применяться, судебная практика по данной статье сформируется только начиная с 2018 года. В настоящее время не существует дальнейших разъяснений законодателя по данному вопросу.