Статья 156. начало производства предварительного расследования

Оглавление

Порядок производства по делу: выделение и соединение

По каждому делу проводится и ведётся отдельное расследование, но есть исключения.

Соединение осуществляется, когда один человек совершил несколько преступлений, а также группа лиц одно преступление. В обязательном порядке руководитель следственного отдела выносит постановление о соединении. Законодатель предусмотрел, что в таких случаях подлежит изменению время проведения расследования. Исчисляется по более длинному делу, путём поглощения меньших сроков проведения расследования.

Дела дел могут выделяться:

  • с одновременным фигурированием по делу совершеннолетних с несовершеннолетними;
  • когда один из обвиняемых, в отличие от остальных, отказывается от суда присяжных;
  • в других случаях, предусмотренных кодексом.

Уголовное наказание по ст. 157 УК РФ

Уголовное дело по алиментам можно возбудить в том случае, если административная ответственность ранее назначалась, но виновный вновь нарушает регламент выплат. Или – скрывается от исполнения ответственности. При необходимости проведения розыскных мероприятий, дело может рассматриваться только в суде.

Порядок привлечения к уголовному наказанию

Привлечь к уголовной ответственности можно через уполномоченного судебного пристава – на основании собранного им отчёта. Для этого обязательно должны быть назначены районным судьёй алименты (раньше был мировой, но он был изменен на районный на основании ФЗ от 27.12.2018 N 509-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), и выдан исполнительный лист. В отношении алиментоплательщика на основании этого документа возбуждается исполнительное производство. Уголовное дело возбуждается в следующих случаях:

  • по исполнительному листу платежи не осуществляются без видимой причины;
  • виновный прекратил работать и не устраивается на новое место работы более чем 2 месяца;
  • работает без трудового договора;
  • скрывает доходы, занижает их объём;
  • скрывается от ответственности;
  • игнорирует административное предписание;
  • повторно нарушает режим выплат.

Алгоритм привлечения должника к ответственности за неуплату алиментов супругой (супругом), следующий:

  1. Позвонить уполномоченному приставу и сообщить, что алименты не поступают. В этом случае, если прецедент повторный, пристав может передать дело в суд самостоятельно.
  2. При необходимости – составить заявление уполномоченному судебному приставу с просьбой о возбуждении уголовного дела.
  3. В заявлении указать срок поступления последнего платежа.
  4. Приложить копию квитанции об уплате алиментов или справку из бухгалтерии с места работы бывшего супруга.
  5. Следить за развитием событий, если результат отсутствует – подать жалобу на исполнителя в территориальное отделение ФССП или в прокуратуру.

На сколько лет могут посадить?

Судебный пристав передаёт материалы дела в суд, где оно рассматривается и выносится обвинительный приговор, допускающий следующие виды наказания:

  • исправительные работы — до 1 года;
  • принудительные работы — до 1 года;
  • арест – до 3 месяцев;
  • лишение свободы — до 1 года.

Отбывать наказание в колонии сроком до 1 года виновный будет при условии, если его намерение уклониться от уплаты алиментов является рецидивом, повлёкшим крупную сумму задолженности, которую нечем погасить.

Срок давности

При определении срока давности устанавливаются сопутствующие обстоятельства, которые определяют юридическую силу заявления о требовании алиментов:

  1. Если супруга не подавала на алименты в течение нескольких лет, а затем решила взыскать за неуплату, такой иск будет отклонён. Алименты начисляются со дня подачи заявления районному судье.
  2. Если постановление об алиментах было вынесено и выдан исполнительный лист, по которому не уплачивались деньги – срок давности является общим и регулируется нормами статьи 196 ГК РФ. Деньги можно взыскать за период, не превышающий трёх лет.
  3. Срок давности по уголовному делу, если должник находится в розыске, является несгораемым. Государство может назначить пособие, которое будет возвращено правонарушителем после того, как он будет найден и наказан.

При существенной задолженности в пользу детей может быть передана недвижимость недобросовестного родителя.

Могут ли лишить родительских прав?

Неисполнение родителем своих обязательств может повлечь лишение родительских прав. В этом случае все обязанности родителя, в том числе – алиментные платежи, остаются в силе. Отменяются лишь родительские права, после чего родитель не может видеться с ребёнком, получать преимущества в виде участия в воспитании, получении льгот и требования от ребёнка помощи в престарелом возрасте.

Если выплаты задерживаются по уважительным причинам, или в силу жизненных обстоятельств, что не допускает лишения родительских прав, видеться с ребёнком не только можно, но и нужно. Супруга (супруг), воспитывающие ребёнка, не вправе запрещать такие встречи. В противном случае дело может передаваться на рассмотрение в суд.

Порядок подачи ходатайств

При ведении следствия существует масса случаев, когда лицам участвующим и проходящим по делу нужно неотложно заявить ходатайство следственному комитету (судебные органы или прокурору). Ходатайство обеспечивает законные интересы лиц его подавших и обязано быть рассмотрено в установленном законом порядке.

После окончания рассмотрения выносится письменное постановление (о рассмотрении или отказе), с которым обязано ознакомиться лицо, подавшее соответствующее ходатайство. Не стоит забывать, что данное постановление можно обжаловать в установленном законном порядке в суде или прокуратуре.

Правом принесения жалоб обладают:

  • потерпевший;
  • защитник;
  • обвинитель;
  • подсудимый;
  • свидетель;
  • эксперт;
  • переводчик;
  • понятой.

Законодатель исчерпывающим списком изложил общие правила проведения действий при осуществлении уголовного процесса, что является гарантом единого применения норм при проведении.

Получить подробный комментарий можно у юриста.

Виды подследственности

В новой редакции статьи 151 УПК РФ выделяют четыре вида подследственности: предметную, территориальную, персональную и альтернативную. Рассмотрим особенности каждого из них.

Предметная подследственность

Основанием для разграничения дел в рамках данного вида подследственности является состав преступления. К компетенции следователей Следственного комитета РФ относятся дела о тяжких и особо тяжких преступлениях: убийства, изнасилования, преступления против государственного строя, Конституционных прав граждан, правосудия и т.д.

К подследственности ФСБ по предметному признаку относятся дела о контрабанде и нарушении общественной безопасности.

Дела об обороте наркотиков входят в компетенцию следователей ФСКН РФ.

Предметная подследственность также разграничивает дела незначительной тяжести, а также преступления средней тяжести и тяжкие. Расследованием незначительных правонарушений занимаются дознаватели, тогда как остальные виды преступлений изначально расследуют следователи МВД.

Территориальная подследственность

По территориальному признаку подследственность требует вести расследование по месту совершения преступления. В случае, когда преступление длится, начавшись в одном месте, а закончившись в другом, то расследуют его по месту завершения.

Из этого правила есть исключение. Согласно статье 152 УПК РФ в некоторых случаях разрешается расследование преступления по месту нахождения обвиняемого, потерпевшего и большинства свидетелей. На практике это исключение применяется для преступлений, совершённых на территории другого государства или когда там проживает потерпевший.

Решение о передаче дела в другой территориальный следственный орган принимает руководство следственного органа, в котором начато расследование. В случае дел, которыми занимаются дознаватели, это решение принимается прокурором.

Особо важные дела руководитель следственного органа вправе передать в вышестоящий орган при этом уведомив прокурора. Для передачи оформляется мотивированное решение руководителя нижестоящего органа, в котором он указывает, почему данное дело не могут расследовать специалисты его ведомства.

Персональная подследственность

Статья 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определяет подследственность также в зависимости от субъекта преступления. Если в нарушении закона подозревают сотрудников правоохранительных органов, ФСБ, судей, сотрудников таможни или военнослужащих, то такие дела будут рассматриваться следователями Следственного комитета вне зависимости от тяжести содеянного.

Альтернативная последовательность и связь дел

В конкретных ситуациях нередко возникают спорные моменты относительно подследственности тех или иных дел, если признаком её определения является один из перечисленных выше. Для разрешения таких ситуаций служит альтернативная подследственность. С её помощью определяют, кто будет заниматься делом, если оно одновременно находится в компетенции разных следователей. Например, дела о торговле наркотиками, могут рассматривать, как следователи МВД, так и следователи ФСКН РФ. Дело будет передано в одно из этих ведомств, в зависимости от того, чьё оперативное подразделение его раскрыло.

Обзор документа

В Конституционный Суд РФ обратился гражданин, который наряду с другими лицами стал фигурантом уголовного дела. Он просил признать неконституционными положения УПК РФ, разрешающие выделять в отдельное производство уголовные дела в отношении некоторых подозреваемых или обвиняемых.

В случае заявителя в отдельные производства были выделены уголовные дела в отношении пособников. Суд признал этих лиц виновными.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы позволяют судам при рассмотрении выделенного дела устанавливать событие преступления и факт участия в нем обвиняемых, чье уголовное дело еще не дошло до судебного разбирательства. Это тем более недопустимо, когда уголовное дело в отношении пособников рассматривается ранее дела в отношении исполнителя.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, указав, в частности, следующее.

Раздельное производство по уголовным делам не должно препятствовать всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения ни одного из них.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такой приговор не может предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле.

Соответственно, приговор не может предрешать выводы суда по другому уголовному делу о том, содержит ли деяние признаки преступления, а также о виновности обвиняемого. Эти выводы должны основываться на всей совокупности исследованных по уголовному делу доказательств.

При этом УПК РФ не содержит каких-либо требований о последовательности судебных заседаний по уголовным делам при выделении из одного уголовного дела другого в отдельное производство, в т. ч. в отношении соучастников — исполнителя и пособника.

При рассмотрении основного уголовного дела показания лиц, данные по выделенным уголовным делам, и представленные ими другие доказательства не имеют заранее установленной силы. Причем процедура допроса лиц, уголовные дела которых были выделены в отдельное производство и в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор, а равно оглашение ранее данных ими показаний должны обеспечивать право обвиняемого на эффективную судебную защиту. В частности, право допрашивать показывающих против него свидетелей или право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также право не свидетельствовать против самого себя.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Виды подследственности

В правовой литературе принято обозначать 5 видов подследственности: предметную, территориальную, персональную, по связи дел и альтернативную.

Первая подследственность определяется с помощью характера совершенного преступления. В первую очередь это отражается в его квалификации. Данный вид подследственности разграничивает компетенцию:

  1. органов следствия и дознания;
  2. определенных органов дознания;
  3. органов, проводящих предварительное следствие.

Основная форма предварительного расследования заключается в предварительном следствии, которое является обязательным во всех уголовных делах, исключая те, по которым предусматривается дознание. Список преступлений, по которым предварительное следствие не является обязательным (подследственность органам дознания) определяется в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.

Положения указывают, что в соответствии с письменным указанием прокурора дознание производится и по другим преступлениям, которые имеют небольшую или среднюю степень тяжести. Так, преступления, подследственные органам дознания, УПК жестко не определяются. Помимо этого, в соответствии с письменным указанием прокурора такие уголовные дела часто передаются для предварительного следствия. Дела, касающиеся остальных преступлений, можно отнести безоговорочно к компетенции следователя.

Замечание 1

В соответствии с предметным признаком распределение подследственности между органами дознания рассматривает ч. 3 ст. 151 УПК. Здесь определен орган, уполномоченный на производство уголовно-процессуальной деятельности, и категория преступлений, которые включены в компетенцию этого органа.

Распределение подследственности различных органов предварительного следствия происходит с помощью перечисления в разных частях и пунктах ст. 151 УПК. Здесь же рассматриваются категории преступлений, которые относятся к ведению следователей определенного ведомства. Подпункт «а» п. 1 ч. 2 рассматриваемой статьи установил подследственность следователей, которые работают в Следственном комитете РФ

В рамки их компетенции включены уголовные дела, которые касаются особо тяжких и тяжких преступлений против жизни (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, которое повлекло по неосторожности к смерти потерпевшего лица; преступления против половой свободы и неприкосновенности; против конституционных прав граждан и человека, военные и должностные преступления и др.)

Эта же статья во 2 п. 2 ч. установила подследственность дел для следователей органов федеральной службы безопасности, на которых возлагается расследование большей части дел о преступлениях против основ конституционного строя и государственной безопасности (например, измена государству, диверсии, шпионаж и др.), о незаконном пересечении границ РФ, о выпуске и продаже оружия массового поражения и др.

В пункте 3 ч. 2 этой же статьи определена подследственность для следователей ОВД РФ, которые осуществляют расследование преступлений против:

  • личности (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, которое не привело к смерти потерпевшего; неоказание помощи больным; торговля людьми и др.),
  • собственности (мошенничество, кражи, грабежи при условии отягчающих обстоятельств, вымогательство, разбои и др.),
  • безопасности в обществе (включая преступления, которые приводят к нарушению общественного порядка).

Пункт 5 части 2 статьи предусматривает категории преступлений, дела о которых могут быть подследственны следователям органов, осуществляющих контроль оборота наркотиков и психотропных веществ.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Комментарии к ст. 154 УПК РФ

Специфика и важность положений ст. 154 УПК РФ повлекли за собой необходимость в объёмной и детальной трактовке содержащихся норм

Комментарии правоведов направлены на максимально точное разъяснение новых положений или неясных формулировок статьи, для исключения возможных противоречий в правоприменительной практике.

Такими спорными моментами, подвергающимися трактовке юристов, являются:

  1. Сам институт досудебного соглашения о сотрудничестве. Спорным моментом является отнесение данного основания к обязательным или факультативным. Единого мнения по данному вопросу не существует. Теория права склоняется к формулировке законодателя, что применение данного основания – скорее право следователя, а не обязанность. Тогда как превалирующей позицией правоприменителей является обязательность данной меры, как защиты подозреваемого или обвиняемого, заключившего соглашение с прокурором, от мести остальных фигурантов по делу. Целью является изъятие материалов, относящихся к личности подозреваемого, принявшего решение о сотрудничестве со следствием. Персонифицирующие сведения из дела изымаются, вместо них в общем деле подшивается решение о выделении дела и запечатанный конверт с бланком постановления об изъятии данных.
  2. Производство по сокращённой процедуре в отношении отдельных фигурантов. Упрощённый порядок следствия применяется в случае, если кто-либо из обвиняемых признаёт свою вину полностью и обращается с таким ходатайством. Практикующие юристы настаивают на применении данного основания в связи с упрощением работы следователя, которому предстоит доказывать более узкий круг обстоятельств.
  3. Действующий кодекс содержит иные основания для выделения части производства, не указанные в ст. 154: наличие в субъектном составе военнослужащего или призывника на военные сборы. Деяния таких лиц отнесены к исключительной подсудности военных судов. В случае невозможности отделить производство в отношении военнослужащих, единое дело также подлежит рассмотрению в военном суде, а также подача одним из соучастников ходатайства о рассмотрении судом присяжных. Такое ходатайство может быть подано на досудебных стадиях или уже в суде. Если производство не будет разделено на предварительном следствии, то это сделает суд.
  4. Подача гражданского иска в рамках уголовного дела. Принятие потерпевшим такого решения не служит основанием для выделения отдельного дела для рассмотрения его по подведомственности в гражданской коллегии общих судов. Специфика гражданского иска в уголовном процессе состоит в том, что подаётся и разрешается иск в соответствии с ГПК РФ, а рассматривается по правилам уголовно-процессуального законодательства.

В теории процесса господствует точка зрения, что правоприменитель должен ограничиваться строго указанными в законе случаями и не злоупотреблять предоставленным правом на соединение или разъединение уголовных дел. Практики настаивают на необходимости исходить из обстоятельств конкретного дела, для соблюдения баланса оптимизации следственного процесса и конституционных принципов.

Комментарий к статье 157 УПК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет возможность органа дознания возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия в тех случаях, когда последующее производство предварительного расследования является обязательным.

2. В УПК РФ не установлен исчерпывающий перечень следственных действий, которые являются неотложными. Поэтому в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи к ним следует отнести любые действия, которые произведены не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела и промедление с производством которых повлечет утрату доказательств.

3. Неотложные следственные производят органы дознания, а также иные органы, указанные в ч. 3 ст. 40 УПК РФ. До начала производства этих действий должно быть возбуждено уголовное дело в установленном законом порядке (гл. 20 Кодекса).

4. Орган дознания может не дожидаться окончания 10-суточного срока в том случае, когда все необходимые следственные действия были выполнены. Как только это произошло, уголовное дело должно быть направлено руководителю следственного органа (п. 3 ст. 149 УПК РФ). Уголовное дело передается независимо от того, было ли в результате неотложных следственных действий установлено лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В ч. 4 комментируемой статьи закреплены полномочия органа дознания после направления уголовного дела руководителю следственного органа.

Если лицо было установлено, то следственные действия, а также оперативно-розыскные мероприятия, указанные в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут производиться только по поручению следователя, которые он дает в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Если же лицо осталось неустановленным, то орган дознания в любом случае обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры вплоть до установления лица, совершившего преступление. О результатах своих действий орган дознания должен регулярно уведомлять следователя

Особенно важно это в случаях, когда сведения поступят незадолго до истечения срока предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ)

Это позволит следователю принять наиболее целесообразное решение – приостановить производство по уголовному делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ или обратиться к руководителю следственного органа с ходатайством о продлении срока предварительного следствия (ч. 4–5 ст. 162 УПК РФ).

Статья 157. Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса, а также о преступлениях, указанных в частях второй и третьей статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных органами федеральной службы безопасности;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2 частями второй и третьей, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

КС РФ признал неконституционной статью УК о неоднократных побоях

Фото: freepik.com Конституционный суд РФ обязал законодателя внести изменения в статью Уголовного кодекса РФ о неоднократных побоях (116.1 УК РФ). Заявительница оспаривала решение суда, который привлек к административной ответственности домашнего насильника, ранее неоднократно судимого за те же деяния.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба жительницы села Оренбургской области Людмилой Саковой. Женщину неоднократно избивал родной брат, проживающий с ней в одном доме. В 2021 году он был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в 5000 рублей. А затем — за повторное насилие — к уголовной. Мужчину признали виновным по ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и 116.1 (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию) УК РФ. Ему назначили наказание в виде 300 часов обязательных работ.

В октябре 2021 года, имея неснятую и непогашенную судимость, домашний насильник в ходе ссоры снова избил сестру. В частности, согласно материалам дела, «нанес ей удар рукой по губам, а также схватил за волосы и ударил головой о стену». Однако за это его вновь привлекли лишь к административной ответственности по ст. 6.11 КоАП РФ (побои). Но назначили уже 100 часов обязательных работ. Принимая решение, мировой судья исходил из того, что виновный уплатил административный штраф до того, как в очередной раз избил сестру. То есть побои имели место после истечения периода, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Апелляционная инстанция оставила решение в силе.

Сакова обратилась в КС РФ. По мнению заявительницы, статья 116.1 УК РФ противоречит Конституции РФ, поскольку не обеспечивает эффективной защиты от домашнего насилия и не позволяет привлечь к уголовной ответственности за побои лицо, имеющее неснятую и непогашенную судимость по оспариваемой статье.

КС признал ст. 116.1 УК РФ не соответствующей Конституции. Позиция КС (в изложении пресс-службы суда) заключается в следующем. Дифференциация ответственности за побои обеспечивается их оценкой как причиненных впервые или же, после наложения административного наказания, применяется более строгое уголовное. Однако в статье 116.1 УК РФ ответственность установлена только для лиц, совершивших деяние в период, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию. После истечения данного периода содеянное оценивается вновь как административное правонарушение, причем впервые совершенное, даже если виновный имеет неснятую и непогашенную судимость по названной статье.

ВС РФ предложил отменить процедуру примирения по делам о семейно-бытовом насилии и клевете

Новости06.04.2021 6725

КС указал, что законодатель, разделив ответственность за побои в зависимости от их совершения впервые или повторно, не должен был игнорировать предшествующую судимость за это деяние, поскольку она свидетельствует о повышенной общественной опасности, указывает на устойчивость поведения виновного и склонность к разрешению конфликтов насилием. В еще большей степени на недостаточность административного наказания и невыполнение государством своих обязанностей по защите личности указывает осуществление насилия над одним и тем же потерпевшим.

КС обязал законодателя внести в УК РФ изменения, а также установить компенсаторный механизм для потерпевших, в делах которых с момента вступления в силу этого постановления и до введения в действие соответствующих изменений будет применяться оспоренная норма.

КС указал, что исходя из принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, постановление не ведет к пересмотру дела заявительницы, но она имеет право на компенсацию.

Ранее Пленум Верховного суда РФ постановил внести в Госдуму законопроект, которым устанавливается, что дела о домашнем насилии не подлежат прекращению в связи с примирением сторон. Поправками в Уголовно-процессуальный кодекс РФ такие дела переведут в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения. В настоящее время они рассматриваются мировыми судьями в порядке частного обвинения.

Статья 160 УПК РФ. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

  1. Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.
  2. Следователь, дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу.
  3. О принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет подозреваемого или обвиняемого.

О чем статья УПК?

Необходимость выделение в отдельное производство материалов уголовного дела обусловлена тем, что обнаруженное сотрудниками полиции преступное деяние не имеет связи со случаем, находящимся на стадии расследования, а было совершено другими лицами, которым не предъявлено обвинение.

Выделение материалов обеспечивает:

  • объективность следствия путем индивидуализации расследования в отношении отдельных категорий граждан;
  • процессуальную экономию − возможность завершить или продолжить досудебное разбирательство, несмотря на возникшие препятствия.

Производится эта процессуальная процедура на основании постановления прокурора, следователя или дознавателя. Если уголовные материалы выделены в отдельное расследование, в постановлении должно указываться решение о возбуждении уголовного дела в установленном порядке. В новом уголовном производстве должны присутствовать подлинные документы, заверенные компетентным лицом, а также копии процессуальных документов.

Основные положения

Выделение материалов из уголовного дела может происходить исключительно при наличии веских оснований. Все основания для этой процессуальной процедуры условно можно разделить на две группы – по отношению к отдельным субъектам и в отношении фактов преступления.

Основаниями для выделения отдельного производства в отношении конкретных субъектов являются:

  • Наличие определенных условий для приостановления уголовного преследования в отношении отдельных граждан, фигурантов процесса.
  • Несовершеннолетний возраст обвиняемого, который привлекается в качестве обвиняемого за преступление в соучастии или при наличии взрослых лиц.
  • Отсутствие связи в деяниях отдельных лиц, которые в деле проходят, как подозреваемые или обвиняемые, если это стало известно в ходе расследования. К примеру, за поджог дома привлекли в качестве подозреваемого соседа потерпевшего, но стало известно, что это совершили совершенно другие люди с целью мести.
  • Отказ некоторых обвиняемых от того, чтобы их случай рассматривал суд присяжных. Если преступление совершалось в соучастии и некоторые обвиняемые из группы ходатайствовали о суде присяжных, но один субъект не желает такого заседания, а хочет, чтобы в отношении него был обычный судебный процесс, его случай могут выделить в отдельное производство. Каждый человек имеет право на справедливый суд согласно Конституции.
  • Невменяемость кого-то из соучастников или обнаружение психического расстройства у субъекта после совершения преступного действия.
  • Возражения обвиняемых, которые являются военнослужащими, против рассмотрения их случая военным судом.

Выделение дела в отношении фактов преступления происходит в случаях, если одна часть преступления полностью расследована, а вторая еще нет. Это характерно для сложных нарушений закона, которые состоят из нескольких преступных эпизодов и имеют несколько обвиняемых. К примеру, если злодеяние было совершено группой лиц и вина одного лица в совершении злодеяния полностью доказана, а в отношении двух других еще нет, то материалы в отношении одного субъекта выделяют из общего производства и передают в суд для рассмотрения отдельно.

Выделение уголовного дела в отдельное производство: основания и процедура

Сроки проведения предварительного расследования по выделенному делу

Срок предварительного расследования по общим правилам длится 2 месяца, но при решении судьи может затянуться до 12 и 18 месяцев. Если в ходе разбирательства имеет место выделение материалов дела, то срок предварительного следствия исчисляется со дня вынесения постановления следователем, прокурором или дознавателем.

Важно отметить, что новый отсчет времени отмечается исключительно по выделенным делам, которые касаются нового лица или нового события. В остальных случаях срок расследования даже в выделенном деле, исчисляется с момента возбуждения основного производства

К примеру, если выделяется производство в отношении нового «участника» изнасилования, то срок будет исчисляться по-новому. В случае определения одного из участников группового изнасилования, срок расследования исчисляют исходя из времени возбуждения основного производства.