Статья 298. клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя

Оглавление

Второй комментарий к Ст. 298.1 УК РФ

1. Клевета выражается в действиях, связанных с распространением заведомо не соответствующих действительности сведений, умаляющих честь и достоинство, репутацию лиц, указанных в ч. 1 и 2 комментируемой статьи. Распространение означает сообщение этих сведений хотя бы одному лицу.

2. Преступления считаются оконченными с момента, когда клеветнические измышления стали известны хотя бы одному лицу.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При этом по ч. 1 ст. 298.1 мотивом или целью преступления является рассмотрение дел или материалов в суде, по ч. 2 — производство предварительного расследования, исполнение приговора, решения суда или иного судебного акта.

4. Субъект преступлений — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, охватывается ч. 3 ст. 298 УК. Указанный вид клеветы необходимо отличать от заведомо ложного доноса. При доносе сведения о якобы совершенном преступлении сообщаются, как правило, органам, правомочным возбудить уголовное преследование. При этом умысел лица направлен на привлечение потерпевшего к уголовной ответственности, а при клевете информация направляется в иные органы, учреждения и организации с целью опорочить честь и достоинство, подорвать репутацию оклеветанного.

Комментарий к статье 298 ГК РФ

1. ГК РФ выделяет четыре основных вида учреждений, осуществляющих деятельность на территории РФ: частное, автономное, бюджетное и казенное. Являясь учреждениями, все они обладают общими и особыми чертами, реализующимися в их деятельности.

Общим для всех видов учреждений является ограничение в части распоряжения имуществом, переданным им собственником или приобретенным на средства собственника. Независимо от вида учреждения обязательным условием осуществления ими распорядительных действий является наличие согласия собственника имущества. Однако виды имущества, в отношении которого требуется получение согласия, различаются:
— для автономного учреждения согласие требуется на распоряжение недвижимым или особо ценным имуществом;
— для бюджетного — только в отношении особо ценного имущества, переданного собственником или приобретенного за счет его средств;
— для казенного учреждения получение согласия собственника является обязательным условием для совершения распорядительных действий в отношении любого переданного ему имущества или имущества, приобретенного за счет средств собственника;
— для частного учреждения необходимость получения согласия не предусмотрена, запрет совершения распорядительным действий в отношении переданного или приобретенного имущества является императивным и действует независимо от наличия согласия собственника.

2. Второй особенностью правового положения учреждения является возможность осуществления им коммерческой деятельности, т.е. деятельности, направленной на получение доходов, извлечение прибыли. По общему правилу, действующему в отношении всех некоммерческих юридических лиц, осуществление коммерческой деятельности допускается лишь для достижения целей, ради которых образовано учреждение при условии закрепления соответствующей возможности в его учредительных документах — уставе. Указанное правило действует в отношении всех видов учреждений. Не соблюдение указанных ограничений нередко влечет за собой применение мер ответственности.

3

Немаловажное место среди особенностей правового статуса учреждения занимает и распределение полученных от его деятельности доходов. Указанная особенность в большей степени характерна лишь для казенного учреждения, поскольку иные виды учреждений вправе самостоятельно распоряжаться полученным ими по результатам деятельности доходами и имуществом, приобретенным на указанные средства

Согласия собственника имущества на распоряжение указанными средствами частному, автономному и бюджетному учреждениям не требуется. Правовой статус казенного учреждения в значительной степени отличается от всех иных, поскольку любые полученные им от своей деятельности средства поступают в бюджет соответствующего уровня и формируют его доходную часть. Казенное учреждение не только лишено возможности самостоятельного распоряжения заработанными средствами, но и права приобретения имущества на такие средства. Любое имущество может быть ему передано исключительно собственником — государством, субъектом РФ или муниципальным образованием.

4. Судебная практика:
— постановление ФАС Московского округа от 23.04.2014 по делу N А40-66125/13-85-641;
— постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-2676/2014 по делу N А73-2808/2014;
— постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А40-79178/2013;
— решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2014 по делу N А43-2429/2014;
— решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2014 по делу N А51-26333/2013;
— постановление судьи Нолинского судебного района Кировской области по делу об административном правонарушении от 23.05.2014 по делу N 5-125/2014.

Комментарий к статье 296 Гражданского Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 216 ГК право оперативного управления — один из видов ограниченных вещных прав, в рамках которого собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу. Как и право хозяйственного ведения, данное право: а) производно и зависимо от права собственности; б) осуществляется в рамках схемы: собственник имущества — правообладатель — третьи лица; в) состоит из тех же правомочий, что и право собственности. Различают право хозяйственного ведения и оперативного управления по трем основным параметрам:
— по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК). Как видно, это и коммерческие, и некоммерческие организации. Такое различие в статусе находит отражение в содержании права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297 ГК) и учреждением (ст. 298 ГК);
— по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);
— по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Следовательно, и возможности субъекта права оперативного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

2. При передаче имущества в оперативное управление у собственника сохраняется больший объем прав в отношении имущества по сравнению с передачей имущества в хозяйственное ведение. Так, собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению либо приобретенное за счет выделенных им средств имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (см.: Постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2005 г. N 14450/04 (Вестник ВАС. 2005. N 8)). Однако казенные предприятия и учреждения имеют право обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям или учреждениям на праве оперативного управления. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на указанный орган (п. 41 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

Другой комментарий к статье 298 ГПК РФ

1. Часть 1 ст. 298 ГПК определяет процессуально-правовые последствия поступления заявления держателя документа, так как его заявление о правах на ценную бумагу, поданное в соответствии со ст. 297 ГПК, порождает возникновение спора о праве. В связи с этим заявление, на основании которого было возбуждено вызывное производство, суд оставляет без рассмотрения. Следует отметить, что оставление заявления без рассмотрения, т.е. завершение производства по делу без вынесения решения, предусматривается также ст. 263 ГПК, в которой говорится, что, если при подаче заявления или рассмотрении дела обнаруживается спор о праве, подведомственный суду, судья выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. Таким образом, ст. 263 и 298 ГПК устанавливают дополнительное основание для вынесения судом определения об оставлении заявления без рассмотрения (общие основания оставления заявления без рассмотрения содержатся в ст. 222 ГПК).

2. По делам о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам в отличие от иных категорий дел особого производства закон обязывает судью одновременно с оставлением заявления без рассмотрения определить срок, в течение которого по ним запрещаются платежи и выдачи и который по своей сути является сроком на предъявление иска об отобрании ценной бумаги у ее держателя. Данный срок не должен превышать двух месяцев, однако истечение срока, установленного судом в порядке ч. 1 ст. 298 ГПК, не препятствует обращению в суд в порядке искового производства. Нарушение требований суда о запрещении обязанным учреждениям производить платежи и выдачи приводит к тому, что они считаются произведенными ненадлежащему кредитору. А значит, что учреждение несет перед лицом, которое суд признает собственником ценной бумаги, имущественную ответственность в размере ненадлежаще произведенных платежей и выдач.

3. Определение суда по вопросам, указанным в настоящей статье, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию. Частная жалоба может быть подана в верховный суд республики, края, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Частная жалоба может быть подана в течение 15 дней с момента вынесения определения судом первой инстанции. Частная жалоба будет рассмотрена в порядке гл. 39 ГПК, в результате чего суд апелляционной инстанции вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения либо отменить определение суда первой инстанции полностью или в части и разрешить вопрос по существу. Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения.

Основные вопросы по ст. 298 ТК

О каком порядке оформления врачебных заключений упоминает данная статья?

Имеется в виду действующий с начала 2021 года Приказ Минздрава № 972н от 14.09.20. Этот документ утверждает правила выдачи врачебных справок медучреждениями. В нём изложены:

  • возможные формы их выдачи;
  • сроки оформления и предоставления справок;
  • правила оформления документов в электронном виде;
  • необходимые атрибуты справок;
  • возможные основания для выдачи справок;
  • информация, которая может содержаться в справках и т.д.

Также следует отметить, что этот приказ действует до конца 2026 года.

С чем связаны ограничения, перечисленные в данной статье?

В ст. 297 перечислены ключевые признаки вахтовых работ:

  • сотрудники трудятся на большом удалении от своего постоянного места жительства;
  • вахтовики не могут ежедневно возвращаться домой;
  • вахты организуются для работы в малонаселённых районах с неблагоприятными природными условиями.

Также на практике имеются следующие особенности вахтовых работ:

  • проживание в неоптимальных условиях;
  • значительная трудовая нагрузка на вахтовиков;
  • ограниченные возможности для их отдыха и восстановления;
  • регулярные переработки.

Все эти условия требуют от вахтовиков значительной физической и психологической устойчивости, а также их готовности работать вдали от семьи в неблагоприятных условиях, причём достаточно долгое время (как указано в ст. 299 максимальная длительность вахты может составлять три месяца). Предъявляемые требования объективно ограничивают возможность задействовать на вахтах беременных сотрудниц, несовершеннолетних и других уязвимых работников. Ст. 298 переводит ограничения для них в законодательное русло.

Как действовать в ситуации возникновения беременности у сотрудницы, задействованной на вахте?

В данном случае нужно ориентироваться на положения ст. 254 ТК. В ней указано, что после обнаружения беременности сотрудница переводится на другую работу или ей снижается норма нагрузки. Поскольку, как устанавливает ст. 298, беременная женщина не может трудиться на вахте, её следует перевести на другую работу, подходящую в плане безопасности будущего ребёнка. Вариант снижения для неё трудовой нагрузки не допускается. При этом нанимателю следует учитывать, что ст. 254 предусматривает сохранение за беременной сотрудницей её среднего заработка по прежней должности.

Также следует упомянуть, что факт беременности должен быть подтверждён соответствующим медицинским заключением. После оформления такого заключения беременная переводится с вахты на другую работу даже без её заявления.

Ст. 254 предусматривает и вариант отсутствия подходящей альтернативной работы. В этом случае беременная сотрудница просто освобождается от текущей работы. Её средняя зарплата за эти пропущенные дни сохраняется за счёт финансовых ресурсов работодателя.