Оглавление
Ответственность за нарушение законов о ККТ
Ответственность за нарушение законодательства о применении онлайн-касс регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 29.05.2019).
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники:
2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях –влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, –
влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Регистрация ККТ.
Обновления затронули и порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ в налоговом органе, который урегулирован ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ.
В заявлении о регистрации дополнены сведения, которые необходимо указывать отдельным пользователям:
-
сведения о применении ККТ при приеме денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении такой деятельности);
-
сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, и о номерах этих автоматических устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).
Теперь при регистрации, перерегистрации или снятии с учета ККТ пользователь получит соответствующую карточку в течение десяти рабочих дней. Раньше налоговики должны были выдать ее в течение пяти рабочих дней. Этот срок остался при снятии ККТ налоговым органом в одностороннем порядке.
Статья 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ дополнена п. 8.1, который устанавливает порядок действий в случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти.
Согласно новому п. 18 ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Освобождение от применения ККТ
Закон существенно расширил перечень субъектов, которые вообще могут работать без применения ККТ.
В соответствии с новыми правилами, ККТ может не применяться следующими субъектами (п. 13 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):
- товариществами собственников жилья (при расчетах за услуги ТСЖ и при приеме платы за жилье и коммунальные услуги);
- садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами (при расчетах за услуги товарищества и приеме платы за коммунальные услуги);
- жилищными и жилищно-строительными кооперативами (при расчетах за услуги кооператива и коммунальные услуги);
- иными специализированными потребительскими кооперативами (при расчетах за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности);
- образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
- физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
- домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, культурно-спортивными центрами и другими подобными организациями при оказании услуг населению в области культуры.
Все вышеуказанные субъекты вправе не применять ККТ только при условии принятия платы в безналичной форме. Если же расчеты производятся наличными деньгами или с предъявлением электронного средства платежа, то кассу придется применять. Например, касса потребуется в случае, когда клиент оплачивает услугу при помощи банковской карты в офисе соответствующего кооператива/товарищества.
Кроме того, от применения онлайн-касс освобождаются ИП, реализующие билеты и абонементы на посещение государственных и муниципальных театров. Они вправе не применять ККТ лишь при условии реализации билетов/абонементов с рук или лотка. Если билеты будут продаваться через интернет, потребуется применение онлайн-кассы.
Кому можно не пользоваться ККТ
Позднее 1 июля 2021 года не пользоваться ККТ в ряде случаев можно физлицам и некоторым организациям и ИП. Постоянное освобождение от онлайн-касс имеют:
Физические лица
Любые физические лица, не являющиеся ИП, в том числе – действующие как страховые агенты , согласно п. 1 ст. 1.2 и п. 11 ст. 2 закона № 54-ФЗ.
ИП на патенте
Они могут не пользоваться ККТ, если выполняют деятельность, указанную в подпунктах 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12-17, 19-27, 29-31, 34-36, 39, 41-44, 49-52, 54, 55, 57-62, 64 и 66-80 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (п. 2.1 ст. 2 закона № 54-ФЗ). ИП подобного рода обязаны оформлять и давать клиентам документацию, которая верифицирует расчёт и содержит реквизиты, утверждённые в пункте 1 статьи 4.7 закона № 54-ФЗ для чековых квитанций, исключая реквизиты самого аппарата.
Самозанятые
Физические лица и ИП в отношении деятельности, которая была переведена на уплату налога на профессиональный доход согласно п. 2.2 ст. 2 закона № 54-ФЗ.
Юридические лица и ИП
Предприятия и предприниматели могут не пользоваться ККТ, если:
- Плата происходит с помощью расчётных счетов с юридическими лицами или ИП, согласно п.9 ст.2 закона № 54-ФЗ;
- Работа осуществляется в отдалённых или труднодоступных областях, которые описываются в п.3 ст.2 закона № 54-ФЗ, при этом, как указано в п.8 ст.2 закона № 54-ФЗ, в таких местах должен быть кассовый аппарат для реализации подакцизного продукта или при расчётах с помощью торгового аппарата без человеческого вмешательства;
- Осуществляется деятельность, освобождённая от онлайн-касс, список которой представлен в пп. 1.1, 2, 5, 6 12-15 ст.2 закона № 54-ФЗ.
В таблице приведён полный перечень указанных видов деятельности:
Продажи | Услуги |
Только ИП | |
Продают билеты и абонементы в государственные или муниципальные театры с рук. | Сдают в аренду собственные жилые помещения, в том числе с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах. |
Юридические лица и ИП | |
Продают товары через механические автоматы, принимающие только монеты.
Продают ценные бумаги. Продают бумажные газеты и журналы, а также сопутствующие товары (при соблюдении определенных условий). Работают на рынках, ярмарках, выставках (кроме находящихся в них киосков, палаток, автомобильных лавок и других мест, которые обеспечивают показ и сохранность товара, — в этих случаях ККТ нужна). Также кассы применяются при продаже маркированных товаров (п. 8.1 ст. 2 закона 54-ФЗ) и товаров из перечня, утв. распоряжением Правительства от 14.04.17 № 698-р. Торгуют вразнос (кроме маркированных и технически сложных товаров, продуктов со строгими условиями хранения). Продают в розлив безалкогольные напитки, молоко и питьевую воду. Торгуют в киосках мороженым. Реализуют из автоцистерн молоко, квас, живую рыбу, растительное масло, керосин. Сбывают фрукты и овощи вразвал. Реализуют произведенные своими силами изделия народно-художественных промыслов. Продают бахилы. Предлагает предметы религиозного культа в религиозных организациях. Аптеки в фельдшерских пунктах сельской местности, где нет других аптек. |
Обеспечивают питанием учащихся и сотрудников образовательных учреждений.
Принимают от населения стеклотару и утильсырье (за исключением металлолома, драгоценных металлов и камней). Ремонтируют или окрашивают обувь. Изготавливают и ремонтируют металлическую галантерею и ключи. Присматривают и ухаживают за детьми, инвалидами, больными и престарелыми. Вспахивают огороды и распиливают дрова. Оказывают услуги носильщика на вокзале или в порту. Проводят религиозные обряды и ритуалы. Предоставляют муниципальные парковки. Библиотеки оказывают услуги из перечня, который содержится в распоряжении Правительства от 07.10.19 № 2315-р. Сельские учреждения культуры ведут кружки, секции и другую деятельность, указанную в распоряжении Правительства от 12.11.20 № 2949-р. ТСЖ, ЖСК, СНТ и другие кооперативы оказывают коммунальные услуги и содержат жилье (ККТ не нужна только при оплате через расчетный счет). Учебные и физкультурно-спортивные заведения предоставляют образовательные услуги и услуги в сфере физкультуры и спорта (ККТ не нужна только при оплате через расчетный счет). Культурно-досуговые учреждения занимаются услугами в области культуры (ККТ не нужна только при оплате через расчетный счет). |
Четвертый этап — 2021 год
1 февраля 2021 В кассовом чеке продавец обязан указывать полное название товара или услуги
Название должно быть понятным, чтобы покупатель точно знал, что именно он приобретает.
За невыполнение этого требования установлены серьезные штрафы: от 1 500 до 3 000 рублей для должностных лиц и от 5 000 до 10 000 рублей для организаций.
Заканчивается отсрочка для индивидуальных предпринимателей без наемных сотрудников. ИП, независимо от того, есть у них сотрудники или нет, с 1 июля 2021 года обязаны применять кассы при реализации товаров, в том числе собственного производства, выполнении работ и оказании услуг.
Налогоплательщики, перешедшие до указанного срока на уплату налога на профессиональный доход освобождаются от применения ККТ, поскольку расчеты по данному спецрежиму производятся через приложение ФНС России «Мой налог».
6 августа 2021 годаФНС меняет требования к онлайн кассам и фискальным накопителям
С 6 августа 2021 года будет разрешено регистрировать и перерегистрировать кассу только с фискальным накопителем нового образца — ФН-М. Только этот ФН поддерживает формат фискальных данных 1.2 для продажи маркированных товаров. Но использовать в кассах ФН нового образца обязаны все владельцы касс, даже те, кто работает без маркировки, в общепите или оказывает услуги.
Кассы с действующим ФН можно использовать до окончания срока его действия, всем предпринимателям, даже тем, кто торгует маркировкой. Но после того, как старый ФН закончится, его можно будет заменить только на новый — ФН старого образца уже сняты с произволства, а после 6 августа 2021 года буду исключены из Госреестра.
Также возможны изменения в Госреестре контрольно-кассовой техники — если онлайн касса не сможет поддерживать ФФД 1.2, она будет изъята из Госреестра ККТ и запрещена к эксплуатации.
Как обратить «закручивание гаек» на пользу своему бизнесу
В текущей ситуации есть ещё несколько моментов, которые следует принять во внимание.
«Реформа 54-ФЗ» — не первая и не последняя на розничном рынке. Уже в течение нескольких лет происходит усиление государственного контроля над товародвижением, причём, для этого очень эффективно используются информационные технологии.
Так, только за 2015-2016 годы были введены в действие автоматизированные системы контроля НДС, ЕГАИС, система маркировки меховых изделий. На очереди в 2017 году – запуск системы маркировки лекарственных средств и электронная сертификация рыбы, мяса, молока и прочих товаров, подлежащих ветеринарному контролю.
При этом контроль товародвижения становится сквозным – от производителя или импортёра – до конечного покупателя.
Поэтому бизнес должен как минимум соответствовать уровню государственной автоматизации – то есть уметь предоставлять данные по всем направлениям деятельности, а не только, как раньше, бухгалтерские отчёты и налоговые декларации. А также — уметь организовать качественный учёт товародвижения, не противоречащий ни бухгалтерской, ни налоговой отчётности.
Возможно, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы задуматься о комплексной автоматизации своего бизнеса
И ещё: не пришло ли время использовать информацию, которую вы так и так отправляете в ФНС, с пользой для бизнеса? Например, начать контролировать товарные остатки, анализировать спрос, планировать закупки, не допускать отсутствия ходовых товаров на прилавке и залежей неликвидов.
Наличие и анализ информации о товародвижении – идеальная база для проведения акций, запуска программ лояльности и применения всего спектра популярных розничных технологий даже в самых небольших розничных точках. А для решения этих задач подходит любая товароучётная система — например, «1С:Розница» за 3 300 рублей с бессрочным бесплатным обновлением или упомянутая новая облачная «1С:Касса» за 200 рублей в месяц.
Обзор документа
Кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен содержать должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего чек и выдавшего (передавшего) его покупателю (за исключением расчетов через Интернет).
Не запрещается использовать дополнительный функционал ККТ, позволяющий расширить возможности кассы для удобства ее использования, который приобретается пользователем на добровольной основе.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Отсрочка перехода на онлайн-кассы до 01.07.2021
В соответствии с новыми правилами индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, получили право не применять ККТ при расчетах за товары, работы и услуги до 1 июля 2021 года (ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).
Но отсрочка распространяется не на всех ИП без наемных сотрудников. Чтобы иметь возможность работать без онлайн-кассы еще год, ИП должен отвечать некоторым обязательным требованиям:
- оказывать услуги/выполнять работы лично, без привлечения наемных сотрудников;
- при продаже товаров осуществлять реализацию товаров исключительно собственного производства.
Таким образом, если ИП занимается перепродажей товаров, отсрочка на него не распространяется, даже если у него нет других работников. Если же ИП самостоятельно, например, делает ремонты или продает, скажем, мебель собственного производства, то он вправе не применять ККТ до 01.07.2021 года.
Кто получил отсрочку перехода на ККТ до 1 июля 2021 года |
ИП без работников, самостоятельно оказывающие услуги/выполняющие работы |
ИП без работников, реализующие продукцию собственного производства |
|
Кого освободили от применения ККТ |
Товарищества/кооперативы собственников недвижимости при приеме коммунальных платежей и оплате населением услуг товарищества/кооператива |
Образовательные организации при расчетах за образовательные услуги населению |
|
Физкультурно-спортивные организации при расчетах за услуги в сфере физкультуры и спорта |
|
Организации культуры при расчетах за услуги в области культуры |
|
ИП, реализующие с рук или лотка билеты в театры |
При этом ИП утрачивают право на эту отсрочку при найме сотрудников. В случае заключения трудового договора даже с одним работником ИП обязаны не позднее 30 календарных дней с даты заключения договора приобрести и зарегистрировать ККТ.
Отметим, что Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ говорит именно о трудовых договорах. То есть, теоретически ИП в целях получения отсрочки перехода на онлайн-ККТ не запрещается нанимать сотрудников по договорам ГПХ. Например, по договору подряда или платного оказания услуг.
Но это не значит, что налоговики не смогут в судебном порядке переквалифицировать договор подряда в трудовой договор и вменить таким ИП обязанность по применению ККТ уже с 01.07.2019 года.
Онлайн-кассы для ИП в 2021 году
Для начала давайте разберемся, что же такое онлайн-касса (онлайн ККТ). Онлайн-касса — это электронное устройство, которое автоматически передает информацию о проведенных расчетах в налоговую инспекцию.
В каждой онлайн-кассе установлен фискальный накопитель. Так, онлайн-кассы отличаются от ККТ прежнего образца тем, что у них нет ни фискальной памяти, ни электронной защищенной контрольной ленты (ЭКЛЗ). Вместо них онлайн-кассы имеют фискальный накопитель. Это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, которое хранит и защищает информацию о платежах. Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе и содержит ключи для шифрования данных, которые пересылаются в ИФНС. Регистрация вновь вводимых кассовых аппаратов с 01.02.2017 осуществляется только с обязательной онлайн-передачей данных о наличных расчетах. Это значит, что если предприниматель должен работать с ККТ, то он обязан использовать ККТ в виде онлайн-кассы.
Но это еще не все. Кроме приобретения кассового аппарата, нужно заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД) и приобрести фискальный накопитель. ОФД — организация, которая имеет государственное разрешение на хранение и передачу в налоговую фискальных данных (данных о налогооблагаемых расчетах). Список аккредитованных операторов фискальных данных можно найти на официальном сайте ФНС.
У онлайн-касс есть свои преимущества:
- если дополнительно приобрести у ОФД электронную подпись, то онлайн-кассу можно зарегистрировать без визита в УФНС. Раньше предпринимателю необходимо было стоять в очередях в отделениях ФНС для регистрации аппарата;
- современные онлайн-кассы синхронизируются с аналитическими программами и онлайн-бухгалтерией, что значительно упрощает бухгалтерский и налоговый учет и дает возможность предпринимателю вести его самостоятельно, без привлечения бухгалтера;
- значительное сокращение кассовой документации;
- по отзывам предпринимателей, выездные проверки предприятий с онлайн-кассами стали проходить значительно реже.
Помимо того, что скрыть доходы от налоговой при онлайн-кассе значительно сложнее, недостатком новых касс является относительно высокая стоимость современного кассового аппарата и также дополнительные расходы.
Так, добавочно к онлайн-кассе приобретается фискальный накопитель, который можно приобрести только на 36 месяцев, если предприниматель использует УСН, ПСН или ЕСХН. На общей системе налогообложения можно приобрести накопитель на меньший срок. В среднем комплект с онлайн-кассой, фискальным накопителем и договором с ОФД обойдется в 20 тыс. рублей.
Однако для некоторых видов деятельности, например, торговли алкоголем нужны специальные кассы, что увеличивает итоговую стоимость. На рынке представлены онлайн-кассы стоимостью 3-4 тыс. рублей без учета фискального накопителя и стоимости услуг ОФД, однако такие варианты не очень удобны в использовании.
Для вновь зарегистрированного ИП есть смысл не покупать онлайн-кассу, а взять комплект в аренду. Некоторые операторы предлагают такую услугу. Так, аренда комплекта с современной компактной кассой от Сбербизнеса стоит от 2300 рублей в месяц.
Не следует путать онлайн-кассу с эквайрингом. Эквайринг — это расчеты с покупателями с помощью банковских карт. Обычно для эквайринга требуется покупать отдельное устройство и оплачивать эту услугу как дополнительную, но некоторые поставщики онлайн-касс предлагают устройства «два в одном»: онлайн-касса и эквайринг в одном аппарате. Это очень удобно для индивидуальных предпринимателей, так как возможность оплатить картой привлекает большее количество клиентов.
По общему правилу применение онлайн-ККТ при расчетах с населением обязательно для индивидуальных предпринимателей, даже если прибыль пока не ожидается. Однако есть ряд исключений, которые мы рассмотрит далее.
Освобождены от применения ККТ бессрочно
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 06.06.2019) освобождены от применения контрольно-кассовой техники без ограничения по времени следующие субъекты:
- Кредитные организации.
- Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении следующих видов деятельности:
- продажа газет и журналов на бумажном носителе;
- продажа ценных бумаг;
- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций во время учебных занятий;
- торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах за некоторыми исключениями;
- разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами за некоторыми исключениями;
- торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
- торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) собственных жилых помещений, в том числе совместно с машино-местами;
- розничная продажа бахил.
- Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за некоторыми значительными исключениями.
- Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
- Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях за некоторыми исключениями.
- Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах.
- Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы.
- Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.*
- Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении безналичных расчетов:
- товариществами собственников недвижимости, жилищными, жилищно-строительными кооперативами за оказание услуг своим членам и при приеме от них платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
- образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
- физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
- домами и дворцами культуры, клубами и другими подобными предприятиями при оказании услуг населению в области культуры.
- Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации с рук или с лотка входных билетов и абонементов на посещение государственных и муниципальных театров.
* Электронное средство платежа, которое можно предъявить – это корпоративная банковская карта, привязанная к расчетному счету. Чтобы не пришлось использовать онлайн-кассу, расчеты с предъявлением таких бизнес-карт придется исключить.
Информация выше представлена в сокращенном виде, полностью с ней вы можете ознакомиться в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Как перейти на работу по новым правилам: шаг за шагом
Чтобы перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники нужно осуществить следующие действия:
Шаг первый – снять старую кассу с учёта. Это придется сделать по старинке, то есть с личным посещением налоговой инспекции.
Шаг второй – модернизировать кассу или установить новый кассовый аппарат. Свяжитесь с производителем или поставщиком вашей кассы и уточните, подлежит ли она обновлению. Если кассу модернизировать нельзя, то нужно покупать новую. При выборе модели имейте в виду, что касса должна входить в госреестр ККТ
Кроме того, полезно обратить внимание, работает ли новая касса с товароучётной программой, например, с «1С». Проверить совместимость софта и оборудования можно здесь и на сайтах производителей касс.
Шаг третий – заключить договор с оператором фискальных данных. Выбор ОФД пока невелик, в целом их условия и цены идентичны. Заключать договоры ОФД предпочитают в электронном виде, то есть используя
электронный документооборот
.
Для этого потребуется электронная подпись. Если вам потребуется бесплатная помощь в выборе и подключении ОФД – можно воспользоваться сервисом «
1С-ОФД
»»>1С-ОФД».
Шаг четвёртый — поставить новую кассу на учёт в ФНС. И новую, и модернизированную кассу нужно поставить на учёт в налоговых органах. Для этого необходимо создать личный кабинет на сайте ФНС и иметь квалифицированную электронную подпись. Получить её можно в одном из удостоверяющих центров.
Для постановки на учёт кассового аппарата можно использовать квалифицированную электронную подпись, которую использует организация для сдачи отчётности в ФНС. Данная КЭП должна быть выпущена либо на руководителя организации, либо на лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности (согласно данным ЕГРЮЛ).
Такая подпись может быть у вашего бухгалтера. Или же у него может быть право получить такую подпись бесплатно по договору сопровождения «1С» (в сервисе «1С-Подпись»). Поэтому прежде чем платить за новую подпись – поинтересуйтесь о такой возможности у своего бухгалтера.
Об авторе
Мария Правдина —
руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. Образование: факультет экономической кибернетики МЭСИ. В фирме «1С» — с 2006 года, занимается продвижением сервисов для автоматизации управления и учёта (в том числе решениями по интеграции решений «1С» с государственными информационными системами).
Постановка на учёт кассы выполняется дистанционно, то есть никуда ехать и везти кассовый аппарат не потребуется.
К процессу постановки на учет и фискализации кассы нужно отнестись очень внимательно. Дело в том, что если процессе фискализации кассы – то есть при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель — будет совершена ошибка, то её уже нельзя будет исправить. Такой фискальный накопитель будет испорчен. Поэтому обычно эту процедуру поручают специалистам, которые знают и кассовый аппарат, и процесс фискализации.
Шаг пятый – подключить кассу к интернету. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Особых требований к интернету закон не предъявляет.
Шаг шестой – обучить персонал работе с новыми кассами и запустить их в работу. Порядок работы с онлайн-кассами в принципе не отличается от привычного. Но есть и несколько новшеств. Кассира придётся обязать перед пробитием чека спрашивать покупателя, не хотел бы тот получить электронный чек. И в случае такого пожелания — указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Техническому специалисту или директору нужно будет взять за правило контролировать наличие неотправленных чеков в фискальном накопителе. Эта информация есть, к примеру, в торговых программах «1С», к которым подключаются кассы. Если неотправленные чеки есть – нужно будет разобраться с подключением к интернету или доступности ОФД. После решения проблемы прямо в программе можно будет дать команду фискальному накопителю отправить чеки в ОФД.
Для более крупных розничных компаний могут потребоваться и более серьёзные изменения бизнес-процессов.
Применение ККТ при зачете и возврате авансов
Новый закон расширил перечень случаев, когда организации вправе формировать только один кассовый чек при осуществлении зачета или возврата предварительной оплаты, ранее внесенной физлицами за разного рода услуги.
Теперь один чек, содержащий сведения обо всех подобных расчетах за месяц, разрешается формировать при расчетах (п. 2.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):
- за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая коммунальные услуги;
- за услуги охраны и систем обеспечения безопасности;
- за услуги в сфере образования.
Также теперь на формирование подобных «сводных» кассовых чеков отводится уже не 1 день, следующий за днем окончания текущего месяца, а целых 10 дней. К примеру, если физлицо вносит плату за детский сад сразу за весь 2019 год, то чек за услуги, оказанные в июне, дошкольное образовательное учреждение может выдать не позднее 10 июля 2019 года.
Кто такой оператор фискальных данных и зачем он вообще нужен
Законодательно в процессе передачи данных от кассы в ФНС предусмотрен обязательный посредник — оператор фискальных данных, или ОФД. Это компании, которым ФНС делегировала собирать информацию с фискальных накопителей касс и транслировать её на свои серверы. Реестр ОФД опубликован на сайте ФНС. Договор с ОФД должен быть заключён для каждой кассы. Стоимость годового договора — 3 000 рублей.
Важный вопрос – как быстро ваш чек будет отправлен в ФНС. В законе нет требования о моментальной отправке чека в ОФД. На это отводится до 30 календарных дней с момента формирования чека. Поэтому если «отвалился» интернет – ничего страшного не случится, неотправленные чеки будут накапливаться в фискальном накопителе, а при восстановлении связи – будут отправлены в ОФД. Но если в течение 30 дней информация не передана, то фискальный накопитель будет автоматически заблокирован и касса перестанет печатать чеки.
Несмотря на наличие посредника, ответственность за своевременность передачи данных в ФНС несёт владелец кассы.