Оглавление
Комментарий к статье 62 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом — регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.
На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения — не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) — особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).
2. Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее — по окончании срока для предъявления требований кредиторами — и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).
Статья 1124 ГК РФ. Общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания
-
Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 1125, статьей 1127 и пунктом 2 статьи 1128 настоящего Кодекса.
Несоблюдение установленных настоящим Кодексом правил о письменной форме завещания и его удостоверении влечет за собой недействительность завещания.
Составление завещания в простой письменной форме допускается только в виде исключения в случаях, предусмотренных статьей 1129 настоящего Кодекса. -
В случае, когда в соответствии с правилами настоящего Кодекса при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче завещания нотариусу присутствуют свидетели, не могут быть такими свидетелями и не могут подписывать завещание вместо завещателя:
нотариус или другое удостоверяющее завещание лицо;
лицо, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруг такого лица, его дети и родители;
граждане, не обладающие дееспособностью в полном объеме;
неграмотные;
граждане с такими физическими недостатками, которые явно не позволяют им в полной мере осознавать существо происходящего;
лица, не владеющие в достаточной степени языком, на котором составлено завещание, за исключением случая, когда составляется закрытое завещание. - В случае, когда в соответствии с правилами настоящего Кодекса при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче его нотариусу присутствие свидетеля является обязательным, отсутствие свидетеля при совершении указанных действий влечет за собой недействительность завещания, а несоответствие свидетеля требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи, может являться основанием признания завещания недействительным.
- На завещании должны быть указаны место и дата его удостоверения, за исключением случая, предусмотренного статьей 1126 настоящего Кодекса.
Может ли быть завершена добровольная ликвидация ООО, если не все кредиторы заявили свои требования?
ООО существует с момента государственной регистрации. Если уставом организации не предусмотрен срок существования общества, то общество создается без ограничения срока.
К отношениям с участием ООО применяются нормы соответствующего ФЗ №14-ФЗ. Согласно ФЗ, общество может быть добровольно ликвидировано в порядке предусмотренном ГК РФ. При этом учитываются требования устава ООО и указанного федерального закона.
Ликвидируясь, общество прекращает деятельность без какого-либо правопреемства. Решение о закрытии принимают члены ООО на общем собрании. Предложение выносит совет директоров, исполнительный орган или один из участников.
На общем же собрании назначается ликвидационная комиссия, которая возлагает на себя полномочия по управлению всеми делами общества. При необходимости она выступает в суде от имени ООО.
Регистрирующий орган обязательно должен быть уведомлен о начале ликвидации, после чего он вносит соответствующую запись в реестр.
Законодательно установлен порядок ликвидации юрлица, предусматривающий его расчёты с кредиторами при их наличии. В отсутствии кредиторов и задолженностей, имущество ООО распределяется между участниками, пропорционально доли каждого.
Кредиторы вправе заявить требования к ликвидируемому обществу, но использование этого права остается на их усмотрении.
Стоит отметить, что по п 5 и п 6 ст 64 ГК РФ, когда кредитор опаздывает с подачей своих требований и делает это после назначенного комиссией срока, то его запросы удовлетворяются из имущества и средств, оставшихся после удовлетворения требований, заявленных вовремя. Если средств, вырученных за имущество, оказывается недостаточно, то требования признаются погашенными. Также погашаются не одобренные ликвидационной комиссией требования, если их заявитель не обратится в суд и не выиграет его.
Поэтому при отсутствии запросов кредиторов, но с учётом правильного законного порядка проведения всей процедуры добровольной ликвидации, она будет считаться завершенной после внесения соответствующей записи в реестр.
Другой комментарий к статье 62 ГК РФ
1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.
2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.
3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.
Другой комментарий к Ст. 1128 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Распорядиться находящимися на счете в банке денежными средствами на случай смерти гражданин может либо в общем порядке путем указания в завещании, либо посредством специального завещательного распоряжения.
Специальное завещательное распоряжение может быть составлено не только в отношении денежных средств, внесенных гражданином во вклад, но и находящихся на любом счете в банке или ином кредитном учреждении (например, на банковском счете индивидуального предпринимателя).
2. Завещательное распоряжение правами на денежные средства составляется в письменной форме в том филиале банка (иного кредитного учреждения), в котором находится счет. Оно должно быть собственноручно подписано завещателем с указанием даты его составления. Обязательно удостоверение завещательного распоряжения служащим банка, имеющим право принимать к исполнению распоряжения клиента в отношении средств на его счете (операционистом). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи Правительство РФ Постановлением от 27.05.2002 N 351 утвердило Правила совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках <*>.
———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2097.
3. В ранее действовавшем законодательстве вклады, завещанные посредством специального распоряжения, не включались в состав наследства (ст. 561 ГК РСФСР). В отношении их существовал особый режим наследования: вклады не учитывались при определении размера обязательной доли; из них не могли быть удовлетворены требования кредиторов, они не могли быть получены в любое время после смерти наследодателя без предъявления свидетельства о праве на наследство.
Из буквального толкования комментируемой статьи следует, что права на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, входят в состав наследства независимо от способа завещания. Соответственно, на них распространяются и общие правила наследования. В частности, наследник может получить денежные средства со счета только на основании свидетельства о праве на наследство. Исключение составляют денежные средства, необходимые для похорон наследодателя (п. 3 ст. 1174 ГК РФ).
4. Особый правовой режим наследования вкладов, предусмотренный ст. 561 ГК РСФСР, сохранялся до принятия части третьей ГК только для вкладов в Сбербанке РФ. В действующем законодательстве установлены единые правила совершения завещательных распоряжений для всех банков и иных кредитных организаций, имеющих право привлекать денежные средства граждан.
5. После введения в действие части третьей ГК наследники лиц, оформивших завещательное распоряжение в Сбербанке РФ в соответствии со ст. 561 ГК РСФСР до 1 марта 2002 г., столкнулись с трудностями при получении завещанных им вкладов. Сбербанк РФ, ссылаясь на комментируемую статью и п. 14 Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках, отказывался выплачивать вклады наследникам без предъявления свидетельства о праве на наследство. Нотариусы в свою очередь отказывались выдавать свидетельство о праве на наследство, так как согласно абз. 2 ст. 561 ГК РСФСР вклады, в отношении которых были сделаны завещательные распоряжения, не включались в состав наследства.
Многочисленные нарушения прав наследников обусловили необходимость разрешения данной проблемы на уровне закона. В Федеральном законе от 11.11.2003 N 145-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» <*> четко определено, что особенности в наследовании сохранились лишь для тех вкладов, по которым распоряжение вкладчика было сделано в соответствии со ст. 561 ГК РСФСР до введения в действие части третьей ГК.
———————————
<*> СЗ РФ. 2003. N 46. Ст. 4441.
Эти вклады не входят в состав наследственного имущества, и на порядок и условия их выдачи не распространяются нормы разд. V ГК «Наследственное право». Для получения денежных средств, находящихся на таком вкладе, лицу, указанному в завещательном распоряжении, достаточно предъявить в банк документы, удостоверяющие факт смерти вкладчика (например, свидетельство о смерти).
Однако если лицо (или лица), указанное в распоряжении, умерло до дня смерти вкладчика или в один день с ним, распоряжение на случай смерти утрачивает свою силу. Соответственно, денежные средства, находящиеся на этом вкладе, будут наследоваться в общем порядке, предусмотренном комментируемой статьей.
Оглавление
Ч.1 статьи 61 ГК РФ
1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Ч.2 статьи 61 ГК РФ
2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Ч.3 статьи 61 ГК РФ
3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
П.1) статьи 61 ГК РФ
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
П.2 статьи 61 ГК РФ
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
П.3 статьи 61 ГК РФ
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
П.4) статьи 61 ГК РФ
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
П.5 статьи 61 ГК РФ
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
П.6 статьи 61 ГК РФ
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
Ч.4 статьи 61 ГК РФ
4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Ч.5 статьи 61 ГК РФ
5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.
Фактическое принятие наследства: порядок
Действие 1. Фактическое принятие наследства
Фактическое принятие наследства должно проявляться в том, что наследник не только не отказался от наследства, но и начал пользоваться им как своим.
То есть он фактически уже вступил в наследство, пользуется всем имуществом, которое принадлежало наследодателю.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства признается фактическим, если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом:
- проживание в квартире, доме, принадлежащем наследодателю;
- вселение жилое помещение наследодателя после его смерти;
- пользование любыми вещами, принадлежавшими наследодателю, в том числе его личными вещами и т.д.
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц:
- установка замка или оборудование квартиры наследодателя охранной сигнализацией;
- перенесение определенных вещей из квартиры наследодателя к себе в целях их сохранения;
- обращение к нотариусу или иному должностному лицу с заявлением о принятии мер к охране наследственного имущества;
- предъявление наследником иска к лицам, неосновательно завладевшим наследством, и др.
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества:
- оплата наследником налогов на наследуемое имущество, коммунальных платежей, страховых премий;
- закупка корма для домашних животных;
- оплата ремонта автомобиля наследодателя;
- оплата ремонта квартиры, дачи и пр.
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства:
- справки жилищно-эксплуатационных организаций или органов местного самоуправления о совместном проживании наследника с наследодателем на день смерти последнего, о проживании наследника в наследуемом жилом помещении;
- справки органов местного самоуправления, органов управления жилищных, дачных, гаражных кооперативов об использовании наследником имущества, входящего в состав наследства (например, о пользовании гаражом, об обработке земельного участка, о ремонте дачи и т.п.);
- квитанции об оплате налогов, страховых, коммунальных платежей, взносов в кооперативы и других платежей в отношении наследуемого имущества или справки соответствующих органов, содержащие сведения о получении данными органами денежных средств от наследника;
- договоры с юридическими лицами о проведении ремонта наследуемого имущества, о сдаче имущества в аренду, установке охранной сигнализации и т.п.;
- квитанции о возврате кредита, полученного наследодателем, или иного долга наследодателя, выданные банком или другой организацией;
- копия искового заявления наследника к лицам, неосновательно завладевшим наследственным имуществом, о выдаче данного имущества с отметкой суда о принятии дела к производству и определение суда о приостановлении выдачи свидетельства о праве на наследство;
- другие документы о совершении наследником действий, свидетельствующих о принятии наследства.
Действия по фактическому принятию наследства должны быть совершены либо самим наследником, либо его представителем по его поручению.
Из характера таких действий должно вытекать, что наследник намерен принять наследство (п. 2 ст. 1153 ГК РФ; п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»; п. 37 Методических рекомендаций, утв. Правлением ФНП 28.02.2006).
Действие 2. Подача заявления нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство
По месту открытия наследства в течение установленного срока (6 месяцев) наследнику необходимо подать нотариусу заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст. ст. 1113, 1115 ГК РФ) Вместе с заявлением о выдаче свидетельства наследнику необходимо представить нотариусу документы, подтверждающие фактическое принятие наследства.
К таким документам можно отнести различны справки, квитанции, договоры и т.д.
При невозможности представить требуемые документы и наличии спора факт принятия наследства может быть установлен в судебном порядке (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9).
Действие 3. Выдача свидетельства о праве на наследство
Свидетельство о праве на наследство может быть получено в любое время по истечении 6 месяцев со дня открытия наследство.
Свидетельство о праве на наследство может быть получено как лично, так и через своего представителя.
Свидетельство о праве на наследство может быть выдано до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, если имеются достоверные данные о том, что кроме лица, обратившегося за выдачей свидетельства, иных наследников, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, не имеется (ст. 1163 ГК РФ).
Статья 62 ГК РФ. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица
6 ГК (аналогия закона) (см. п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
Нормативными актами могут устанавливаться специальные требования к составу ликвидационной комиссии юридических лиц соответствующего вида. Например, в случае, когда акционером ликвидируемого АО является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (см. п. 4 ст. 21 Закона об АО).
Порядок и сроки ликвидации самостоятельно устанавливаются лицами, принявшими решение о ликвидации юридического лица, в соответствии с нормами ГК, других законов и с учетом особенностей ликвидируемого юридического лица.
3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи, в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет функции соответствующих органов юридического лица по управлению внутренними и внешними делами юридического лица, в том числе выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде. В этот период необходимые юридические действия от имени общества совершаются руководителем ликвидационной комиссии, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции. В постановлениях Президиума ВАС РФ по конкретным делам неоднократно отмечалось, что после назначения ликвидационной комиссии руководитель юридического лица не вправе действовать и выступать в суде от имени этого юридического лица без доверенности <1>.
——————————— <1> Сарбаш С.В. Арбитражная практика по гражданским делам: Конспективный указатель по тексту Гражданского кодекса. М.: Статут, 2000. С. 83.
Общество, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей дееспособности (в частности, оно обязано правильно и своевременно начислять и выплачивать налоги и сборы, предусмотренные действующим налоговым законодательством). Вместе с тем основной целью общества становится окончание своей деятельности.
Сделки, совершаемые обществом в этот период, должны быть направлены на завершение текущих дел, осуществление расчетов с кредиторами и акционерами.
Поэтому правоспособность общества, находящегося в процессе ликвидации, сводится к компетенции ликвидационной комиссии, определяемой в соответствии со ст. 63 ГК. С учетом этого судебная практика признает за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав (см. п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)).
Фактическое принятие наследства
Фактическое принятие наследства (ч. 2 ст. 1153 Гражданского Кодекса РФ) исходит из действий наследника, которые подтверждают, что он не отказывается вступить в права наследника, а, наоборот, делает все, чтобы получить наследуемое имущество.
Эти действия может совершать как сам наследник, так и любое доверенное лицо от его имени, при этом из совершаемых действий должно быть видно, что именно наследник изъявляет желание принять наследуемое имущество:
- принять в распоряжение или владение наследственное имущество;
- принимать действия по сбережению наследуемого имущества, оберегать его от посягательств иных лиц;
- оплачивать затраты по содержанию наследуемого имущества;
- погасить за свой счет задолженность наследодателя либо принять от третьих лиц наследственное имущество, которое выражается в денежных средствах.
В том случае, если претендент на наследство предпринял все действия, которые свидетельствуют о фактическом принятии наследственного имущества, тогда законом не требуется от наследника обязательного предоставления заявления о принятии им наследства.
Но следует учесть, что законодательством РФ предусмотрено шесть месяцев, в течение которых наследником должны быть предприняты действия по фактическому принятию наследства.
Действия, которые являются доказательством фактического принятия наследства, можно засвидетельствовать у нотариуса, но, как показывает практика, нотариусы отказывают в помощи претендентам на наследство и перенаправляют их в суд.
Обоснованных причин для отказа нотариусом может быть множество, но если наследственное имущество (недвижимость) не подверглось никаким изменениям (перепланировка, реконструкция), то претендент на наследство имеет возможность доказать, что в течение шести месяцев со дня смерти родственника жил в данном месте.
Нотариус в таком случае может пойти навстречу и выдать свидетельство на наследство, при условии предъявления ему поквартирной карточки (домовой книги).
Стоит обратить внимание на то, что нотариусом выдаются документы в том случае, когда будут предоставлены неоспоримые доказательства, а если возникнут какие-либо сомнения или в ситуации будет присутствовать некая двусмысленность, тогда нотариусом может быть отказано в выдаче свидетельства о наследстве и будет рекомендовано обратиться с суд. Для вынесения судебного решения суд не ограничивается лишь неоспоримыми фактами и доказательствами в письменном виде, как это делается в нотариальных конторах
Суд рассматривает все имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем объективном и непосредственном изучении этих доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ)
Для вынесения судебного решения суд не ограничивается лишь неоспоримыми фактами и доказательствами в письменном виде, как это делается в нотариальных конторах. Суд рассматривает все имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем объективном и непосредственном изучении этих доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).
Процесс вынесения судебного решения о признании за вами права собственности на наследуемое имущество ускорится в том случае, если ваши требования и предоставленные доказательства будут логичны и не будут противоречить друг другу.
Все практикующие юристы советуют именно признавать право собственности на наследуемое имущество, так как эта процедура позволит уйти от повторных обращений к нотариусу. Например, бывают случаи, когда в документах содержатся ошибки или их вообще утеряли. Большое количество ошибок обнаруживается в договорах о приватизации жилого помещения.
Комментарий к статье 62 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом — регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.
На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения — не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) — особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).
2. Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее — по окончании срока для предъявления требований кредиторами — и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).
Может ли налоговый орган производить бесспорное списание средств со счёта фирмы, находящейся в стадии ликвидации?
Важно понять, что такое бесспорное списание средств со счёта. Бесспорно — это значит принудительно, но без обращения в суд
Налоговый кодекс дает право налоговым органам в определенных случаях списывать деньги в счёт налога в таком порядке. Обязательное условие для применения такого способа — ограничение срока, в который налоговая служба вправе этот налог взыскать внесудебном порядке.
НК РФ устанавливает, что при ликвидации обязанность уплаты налогов и сборов ложится на ликвидационную комиссию. Производит она эту уплату за счёт средств организации, в том числе и за счёт продажи её имущества.
Орган, решивший ликвидировать фирму, или учредители ликвидируемого юрлица (если они сами приняли такое решение) назначают ликвидационную комиссию и устанавливают срок и порядок ликвидации согласно ГК РФ.
В силу п 2 ст 63 ГК РФ после того, как всё кредиторы предъявили к организации свои требования, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он включает информацию об имуществе и средствах ликвидируемой организации и весь перечень предъявленных к фирме требований. Баланс утверждается лицами его составившими, иногда по закону требуется его дополнительное согласование с уполномоченными гос органами.
Налоговая служба — кредитор третьей очереди (так, согласно ГК РФ, производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет).
А значит НС не имеет право бесспорно взимать недоимки по налогам ликвидируемой фирмы, так как сначала фирма должна расплатиться с кредиторами первой и второй очереди.
Получается, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации, налоговые службы не вправе принудительно взыскивать с него налоги, пени и штрафы.