Оглавление
Лицензионные требования
Соблюдение лицензионных требований при ведении деятельности, подлежащей лицензированию, является неотъемлемым условием для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Лицензионные требования устанавливаются статьей 8 Закона и включают в себя следующие требования:
- соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, в том числе отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и размера уставного капитала;
- наличие у соискателя и лицензиата помещений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на законном основании и соответствующих установленным требованиям;
- наличие у соискателя и лицензиата работников, с которыми заключен трудовой договор, имеющих профессиональное образование и обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления деятельности;
- наличие у соискателя и лицензиата системы производственного контроля;
- иные требования, предусмотренные законом.
При осуществлении деятельности, указанной в пункте 6 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельности, также предусмотрено требование о соблюдении режима охраны помещений, используемых для осуществления такой деятельности.
Приложения
К заявке прикладываются следующие документы:
- Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
- Учредительные документы. Субъект предоставляет их копии, заверенные нотариально.
- Копии бумаг, перечень которых определен в Положении о лицензировании определенного вида деятельности, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям.
- Опись приложенной документации.
Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, не вправе требовать иные, не предусмотренные в ФЗ документы от заинтересованного лица. Заявление и приложения к нему могут направляться соискателем по почте или предоставляться лично. Допускается отправка в электронной форме.
Переоформление лицензии
Когда требуется переоформление лицензии:
- реорганизация компании в форме преобразования;
- ;
- ;
- изменение у ИП фамилии (имени, отчества), адреса прописки, реквизитов документа, удостоверяющего личность;
- смена места ведения лицензируемой деятельности;
- изменение перечня оказываемых услуг, выполняемых работ, входящих в состав деятельности по лицензии.
1. Готовим заявление о переоформлении и документы, подтверждающие изменения
Форма заявления, а также перечень дополнительных документов, устанавливается положением о лицензировании по каждому конкретному виду деятельности.
Способы передачи документов – лично (через представителя), почтой с уведомлением о вручении, в электронной форме, подписанной ЭЦП.
2. Оплачиваем госпошлину
Размер госпошлины за переоформление лицензии в связи с изменением мест осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) изменением перечня работ (услуг) – 3 500 рублей.
За переоформление лицензии по другим причинам, сумма платежа – 750 рублей.
3. Передаем документы в лицензирующий орган
Срок подачи заявления – в течение пятнадцати рабочих дней, после внесения соответствующих изменений в ().
Заявление передается по описи, в лицензирующий орган, который выдавал лицензию.
В течение трех рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (предоставлены не в полном объеме).
Если принято решение о возврате заявления, вам направят уведомление (заказным письмом или в форме электронного документа) о необходимости устранения нарушений в течение тридцати дней.
После принятия заявления, в срок до десяти рабочих дней, лицензирующий орган рассмотрит заявление с учетом информации, содержащейся в лицензионном деле, а также проверит достоверность новых сведений.
4. Получаем переоформленную лицензию
После того как заявление на переоформление лицензии приняли, в срок до тридцати рабочих дней выносится решение о переоформлении либо об отказе.
Получение обновленной лицензии или документа об отказе аналогичны указанным в процедуре оформления лицензии.
Права служащих уполномоченных структур
Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, особое внимание следует уделить возможностям, которыми наделены сотрудники уполномоченных структур. В частности, служащие могут направлять запросы в органы госвласти, местного самоуправления, заинтересованным лицам и получать от них документацию и сведения, необходимые для выполнения ими своих должностных обязанностей
Сотрудники могут истребовать только те материалы, предоставление которых предусматривает закон. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» разрешает служащим:
- Выполнять проверки лиц, заинтересованных в получении разрешений.
- Применять меры, направленные на пресечение административных проступков и привлечение к ответственности виновных в порядке, установленном в нормативных актах России.
- Выдавать предписания лицензиатам об устранении выявленных нарушений.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении
Как правило, процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (срок может быть продлен в рамках, предусмотренных законом). Согласно статьи 14 Закона, в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента приема документов, лицензирующий орган должен осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и принять решение о предоставлении лицензии или отказе в предоставлении.
Решение оформляется приказом лицензирующего органа, при этом лицензия оформляется одновременно с приказом, если было принято решение о ее выдаче. Приказ подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируется в специальном реестре. В течении 3 дней после подписания документ вручается лицензиату или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.
В случае принятия решения об отказе в лицензировании, соответствующее уведомление вручается соискателю в течении 3-х рабочих дней с момента его принятия, где обязательно указывается обоснованная причина такого отказа.
Основанием для отказа в лицензировании может быть:
- наличие искаженной или недостоверной информации в заявлении соискателя или в прилагаемых документах;
- установленное в ходе проверки несоответствие соискателя соответствующим лицензионным требованиям;
- представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Закона вид деятельности, если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем в установленном законом порядке.
Согласно статье 15 Закона в приказ о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении обязательно включаются следующие сведения:
- полное наименование лицензирующего органа;
- ФИО ИП, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства и места осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, номер записи о государственной регистрации в качестве ИП;
- полное и сокращенное наименование компании, организационно-правая форма, адрес места нахождения и места реализации лицензируемой деятельности, регистрационный номер записи о создании юридического лица;
- ИНН юридического или физического лица;
- вид деятельности, подлежащей лицензированию с указанием выполняемых работ или оказываемых услуг;
- номер и дата регистрации лицензии, а также номер и дата приказа лицензирующего органа.
Лицензия по общему правилу действует бессрочно. Специальными законами может устанавливаться срок действия лицензии.
Статьей 16 Закона регламентируется порядок ведения лицензионного дела, в который орган, осуществляющий процедуру лицензирования, включает:
- заявление соискателя или лицензиата и прилагаемые документы;
- приказ о предоставлении лицензии или отказ в предоставлении документа, а также приказ о переоформлении или продлении срока действия;
- копия зарегистрированной лицензии;
- приказы лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок и предписания об устранении нарушений требований, а также протоколы об административных правонарушениях и постановления о назначении административных наказаний;
- выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
- копии других документов, напрямую связанных с осуществлением лицензирования документов.
Работа территориальных структур
99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет полномочия органов, осуществляющих выдачу разрешений заинтересованным субъектам. В их компетенцию, в частности, входят:
- Мониторинг эффективности работы, подготовка и предоставление ежегодных отчетов и докладов.
- Лицензирование определенных видов деятельности.
- Утверждение бланков заявлений о предоставлении, переоформлении разрешений, форм уведомлений и предписаний об устранении обнаруженных нарушений, выписок из реестров и прочих документов, используемых в работе.
- Предоставление информации по вопросам лицензирования заинтересованным субъектам, в том числе посредством размещения необходимых сведений в информационно-телекоммуникационной сети на своих официальных сайтах. При этом должны указываться адреса электронной почты для направления запросов пользователями и получения ими ответов.
Полномочия лицензирующих органов
Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию. Полномочия лицензирующих органов регламентирует статья 5 рассматриваемого закона, это:
- осуществление лицензирования отдельных видов деятельности;
- проведение мониторинга эффективности;
- предоставление лицензии, а также приостановление действия лицензии и ее аннулирование;
- ведение реестра лицензий и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
При этом к контрольным полномочиям органов относят:
- возможность запрашивать у лицензиата при проведении проверок необходимые документы и обеспечения;
- составлять акты/протоколы с указанием конкретных нарушений;
- выносить лицензиату предупреждение;
- выносить решения, которые обязывают лицензиата устранять выявленные нарушения, в том числе, устанавливать срок устранения таких нарушений.
Важно! Меры пресечения при выявлении нарушений лицензионных требований и условий – приостановление и аннулирование лицензии
Обзор документа
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться виды работ (услуг), выполнение (оказание) которых по адресу, не указанному в лицензии, не требуют ее переоформления.
Если Положения такого не предусматривают, то в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес ведения деятельности и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ (оказании услуг) по этому адресу.
Адрес мест осуществления лицензионной деятельности должен указываться и при перевозках.
Закон вступает в силу по истечении 90 дней после даты опубликования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Полномочия Правительства
99 Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает следующие возможности для указанного института власти:
- Определение федеральных исполнительных органов, в компетенцию которых входит выдача разрешений.
- Утверждение положений, касающихся лицензирования видов деятельности, принятие соответствующих нормативных актов.
- Определение порядка, по которому должны представляться документы в электронной форме, удостоверенные электронной подписью, через каналы информационно-телекоммуникационных сетей публичного пользования, в том числе с единого портала муниципальных и госуслуг.
- Утверждение типового бланка лицензии.
- Определение показателей мониторинга результативности деятельности уполномоченных на выдачу разрешений органов, порядка его проведения, подготовки и предоставления ежегодных докладов.
Основные положения нормативного акта
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ был принят депутатами Государственной думы РФ 22 апреля 2011 года. Довольно быстро нормативный акт прошел процедуру одобрения Совета Федерации, после чего был отправлен на подпись Главе государства.
Действующий закон привел к единому стандарту перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. Кроме этого, на федеральном уровне был принят единый порядок ее получения и выдачи.
Знание положений закона необходимо гражданам, учредителям и сотрудникам организаций, которые планируют осуществлять лицензируемую деятельность или уже имеют соответствующее разрешение, а также должностным лицам государственных органов, уполномоченных на выдачу лицензий.
Нормативный акт имеет структуру, состоящую из 24 статей, которые объединены в 3 главы. Рассматривать же закон следует, опираясь не на нее, а на понятия и отношения, которые регулируются отдельными нормами.
- Лицензирующие органы.
В рассматриваемом ФЗ отсутствует перечень государственных структур, которые осуществляют лицензирование. Статья 5 лишь указывает, что Правительство РФ вправе утверждать органы исполнительной власти, которые должны проводить соответствующую процедуру в рамках конкретного вида деятельности. Статья 6 предоставляет право федеральным государственным органам передачу полномочий по лицензированию госструктурам регионов.
- Лицензионные требования.
В зависимости от характера деятельности для получения разрешения на ее осуществление должны быть соблюдены некоторые требования относительно:
- наличия специальных помещений, оснащенных определенным оборудованием;
- уровня образования и квалификации сотрудников;
- наличия контроля производства.
Следует отметить, что данный список не является исчерпывающим.
- Срок действия.
В соответствии со ст. 9 однажды выданная лицензия действует бессрочно. Однако это не исключает прекращения (приостановления) ее действия, в том числе и по причине грубых нарушений лицензионных требований (ст. 20 рассматриваемого ФЗ).
- Перечень особых видов деятельности.
Статья 12 рассматриваемого закона содержит в себе соответствующий список. Лицензируемых видов деятельности довольно много – более 50, ниже приведем лишь некоторые:
- фармацевтика;
- оказание медицинских услуг;
- образовательная деятельность;
- пассажирские перевозки;
- организация и проведение азартных игр;
- детективная и охранная деятельность.
Следует отметить, что данный перечень активно пополняется.
- Получение лицензии.
Документы, которые необходимо предъявлять для лицензирования, должны содержать следующие сведения:
- наименование юр. лица;
- ИНН, ОГРН;
- наименование вида деятельности, который планируется осуществлять;
- сведения об уплате государственной пошлины;
- иные данные, необходимые для предоставления в конкретном случае.
О лицензировании разных видов деятельности
ФЗ-99 с 04.05.2011 г. определяет взаимоотношения в области права, порядка, сроков выдачи лицензии между органами власти (федеральной и региональной исполнительной властью), индивидуальными предпринимателями, организациями, корпорацией “Роскосмос”.
Предоставление права на деятельность строго регламентировано законом. Ответственность за его нарушение несут лица, которые пренебрегли нормами и правилами. Действие нормативного акта охватывает деятельность:
- лиц, занимающихся теле- и радиовещанием;
- частных детективов или организаторов охранного агентства, охранников;
- образовательных учреждений (кроме центра “Сколково”);
- лиц, управляющих многоквартирными домами;
- лиц, занимающихся утилизацией и переработкой отходов (от 1 до 4 класса опасности);
- организаторов пассажирских перевозок автобусами;
- лиц, организующих медицинскую и образовательную деятельность в регионах опережающего развития.
Статья 2 Федерального закона №99
Лицензированию подлежит деятельность:
- связанная с обеспечением защиты информации, разработкой и реализацией криптографических систем в телекоммуникационных сетях;
- производство и реализация спецсредств для получения секретных данных;
- по обнаружению электронных средств для извлечения и обработки негласной информации;
- связанная с защитой информационного ресурса с помощью электронного оборудования;
- по изобретению и внедрению средств защиты от копирования брендовой продукции полиграфии;
- в сфере авиационной техники — испытательные работы;
- в сфере военной продукции (боеприпасов) — разработка, испытания, монтаж, утилизация;
- разработка, монтаж, утилизация и испытания, торговля гражданским оружием;
- по хранению химоружия и взрывоопасных объектов, их уничтожению;
- связанная с пожарной безопасностью;
- в сфере выпуска медпрепаратов, лекарств;
- по продаже психотропных и наркосодержащих препаратов;
- в других сферах, предусмотренных ст. 12 Закона.
Существуют определенные виды деятельности, которые подлежат лицензированию в обязательном порядке
В закон могут вноситься изменения, определенный вид деятельности может быть исключен или добавлен.
Порядок переоформления лицензии
Как устанавливает статья 18 Закона, лицензия подлежит переоформлению при реорганизации компании в форме преобразования, изменения его наименования или адреса места нахождения, а также изменения ФИО или места жительства индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего его личность или адреса осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, либо перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. При этом лицензиат вправе осуществлять деятельность до момента переоформления лицензии, за исключением изменения адреса или перечня выполняемых работ или оказываемых услуг.
Для осуществления процесса переоформления лицензии, лицензиат или его представитель передает в лицензируемый орган заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии и оригинал действующей лицензии. Заявление и прилагаемые документы могут быть доставлены в орган лично, направлены по почте или в форме электронных документов.
При реорганизации компании в форме преобразования заявление о переоформлении лицензии направляется в лицензирующий орган не более, чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений. Заявление и прилагаемые документы принимаются органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема передается заявителю. В срок, предусмотренный действующим законодательством, лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или отказе в таком действии.
Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности
Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них:
- услуги в сфере образования;
- тушение пожаров;
- частная охранная деятельность;
- услуги связи;
- реализация и проектирование авиационной техники;
- утилизация химического оружия;
- производство и установка медицинской техники;
- фармацевтическая деятельность;
- производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
- перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах.
Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
- деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»);
- использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»);
- деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»);
- производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
- видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»);
- деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об организованных торгах»);
- деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»);
- деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»);
- страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
- клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»);
- космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»);
- энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере.
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности:
- оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О связи», Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;
- частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
- образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»);
- частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
- сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»).