Административная ответственность военнослужащих

Оглавление

Освобождение от административной ответственности

Законом предусмотрены прецеденты, которые влияют на освобождение служащего в ВС РФ от наказания.

Не подлежит к админответственности лицо, несмотря на совершение проступка, если:

  • Действие вызвано крайней необходимостью, во избежание нанесения опасности государственному или общественному порядку.
  • Деяние происходило для самообороны, в разумных пределах.
  • Доказана невменяемость лица, допустившего нарушение.

При малозначительности совершенного админнарушения уполномоченное лицо может освободить нарушителя от админответственности с ограничением лишь устного замечания. В этом случае и к дисциплинарной ответственности военного не привлекают.

Как оформляется правонарушение

В случае фиксирования факта совершения злодеяния человеку в форме ВС, который попадает под ДУ, оформленные материалы передаются его командованию для применения к нему мер согласно воинскому уставу. Такой порядок свершения правосудия можно отнести к особенности административной ответственности военнослужащих.

Следует знать, что особа, которая совершила проступок, правомочна на такие действия:

  • представить свои объяснения, относящиеся к делу;
  • предъявить замечания по содержанию протокола;
  • в случае отказа от подписания составленного протокола изложить мотивы своих деяний.

В свою очередь уполномоченным для составления протокола лицом обязательно выполнение следующей процедуры в отношении к военнослужащему – нарушителю:

  • При составлении протокола предоставлены разъяснения его прав.
  • Не препятствовать знакомиться с материалами дела.
  • Предоставить возможность для объяснения и предъявления доказательства.
  • При рассмотрении разрешить пользоваться помощью адвоката.
  • Дать возможность обжаловать постановление по делу.

В статье 28.3 КоАП обозначен перечень должностных лиц, которые правомочны составлять протоколы об админправонарушениях.

Не следует рассматривать невозможность напрямую применить к солдатам таких мер, как лишение удостоверения водителя, присуждение штрафа или других порицаний.

Совершенные лицом преступления будут рассмотрены по правилам ДУ. Последствием такого разбирательства может быть дисциплинарное, и даже уголовное наказание

В случае несогласия военнослужащего с вынесенным по отношению к нему вердикту он имеет право обжаловать его в зависимости от степени вины и способа наказания к:

  • вышестоящему руководству;
  • в военный суд.

При этом порядок обжалования регламентируется законодательством. Так, срок, отводимый для обжалования, составляет 30 дней со дня оформления протокольного документа. При этом гарнизонному суду предоставляется 10 дней для его рассмотрения. Такие дела проходят с участием всех сторон конфликта, которые должны быть опрошены судом.

Что такое административная ответственность военнослужащих

Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

К ним можно причислить такие деяния:

  • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
  • Нарушение свобод других граждан.
  • Противоправные действия.
  • Притязания к установленному управленческому порядку.
  • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

Административные правонарушения повлекут за собой более суровые наказания для военнослужащего

Военные лица несут ответственность на основании действующего Дисциплинарного устава ВС РФ, согласно которому общие правила касаются служащего в ВС только при совершении таких проступков:

  • нарушение свода правил ДД;
  • несоблюдение таможенных требований и существующих правил прохождения контроля на ГГ;
  • совершение контрабандных деяний;
  • несоблюдение закона о выборах;
  • нарушение Налогового кодекса;
  • игнорирование выполнения требований госструктур, выполняющих расследования по админнарушению.

За допущение перечисленных действий лицо, находящееся на действующей службе во ВС, может быть наказано следующим образом:

  • Получить предупреждение.
  • Лицо, не проходящее службу по призыву, может быть оштрафовано.
  • Выполнена конфискация орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение.
  • Совершено выдворение особы за пределы страны. Это касается лиц, которые имеют гражданство иностранного государства или апартидов.
  • Лишено специального права и статуса военного.

Иные виды санкций к служащим во ВС РФ применены не будут, поскольку законодательством закреплен именно такой порядок воздействия.

Комментарии к статье 2.5 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

Военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, следует учитывать, что они в силу положений части 2 статьи 2.5 КоАП РФ несут административную ответственность на общих основаниях. В связи с тем, что дела обо всех правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ и совершенных указанными выше лицами, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (абзац первый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ), в случае поступления таких дел мировым судьям или судьям районных судов они подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4, пункт 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержатся следующие разъяснения:

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, не назначается наказание в виде штрафа, ареста и обязательных работ

За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, а также судья не вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи Кодекса.

Поскольку в таких случаях у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу части 2 статьи 24.5 и пункта 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела — передаче командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным статьей 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Виновен! Что делать?

По любому, даже самому незначительному факту нарушения дисциплины начальство должно провести разбирательство.

Если в совершении проступка было задействованы несколько человек, то оно может проходить как для группы, так в отношении каждого участника.

При подозрении на совершение проступка военным или лицом, призванном на сборы, выясняются и указываются в протоколе следующие обстоятельства:

  • суть проступка, дата и время его совершения, способ;
  • участники события, из ФИО, звания и должности;
  • доказательства вины и мотивы проступка, причины и условия;
  • характеристика подозреваемых;
  • последствия совершенного виновного (без)действия;
  • факты, отягчающие ответственность, а также смягчающие ответственность или исключающие ее вовсе;
  • иные полезные для дела (на усмотрение составителя протокола) детали.

С военнослужащего, которые обвиняется в нарушении дисциплины, должны взять объяснительную, однако сам служащий может отказаться ее давать.

К материалам разбирательства также прикрепляются свидетельства лиц, имеющих информацию о рассматриваемом событии, заключения специалистов, показания техники, вещественные доказательства, материалы, записанные с помощью фото-, видео- и аудиотехники.

При необходимости проводится медицинское освидетельствование, отказ от которого считается отягчающим обстоятельством для обвиняемого.

Для прекращения дисциплинарного проступка, определения личностей нарушителей, подготовки материалов дела подозреваемого в совершении неправомерного (без)действия могут:

  • доставить до воинской части;
  • задержать до выяснения деталей — от 3-х до 48-ми часов;
  • досмотреть личные вещи и транспортное средство;
  • изъять вещи и документы;
  • временно отстранить от исполнения обязанностей;
  • отстранить от управления транспортом;
  • попросить пройти медицинское освидетельствование.

При появлении обстоятельств, которые исключают несение дисциплинарной ответственности, разбирательство прекращается.

По окончании разбирательства начальством составляется протокол о проступке в отношении каждого, чья вина была доказана. Военнослужащий может не подписывать протокол, тогда об этом делается соответствующая запись, а копия документа выдается обвиняемому под расписку.

В Общевоинском Уставе Вооруженных сил и ФЗ «О статусе военнослужащих», указаны полномочия командиров при привлечении подчиненных к ответственности.

Права и обязанности отличаются в зависимости от званий и должностей командиров, налагающих ответственность на подчиненного

Даже если военнослужащий совершил противоправный поступок по неосторожности, или вовсе не делал ничего, когда должен был, он все равно признается виноватым в нарушении дисциплины

Привлекать такого человека к ответственности можно лишь в том случае, если его причастность и вина были подтверждены.

Как оформляется правонарушение

В случае фиксирования факта совершения злодеяния человеку в форме ВС, который попадает под ДУ, оформленные материалы передаются его командованию для применения к нему мер согласно воинскому уставу. Такой порядок свершения правосудия можно отнести к особенности административной ответственности военнослужащих.

Следует знать, что особа, которая совершила проступок, правомочна на такие действия:

  • представить свои объяснения, относящиеся к делу;
  • предъявить замечания по содержанию протокола;
  • в случае отказа от подписания составленного протокола изложить мотивы своих деяний.

В свою очередь уполномоченным для составления протокола лицом обязательно выполнение следующей процедуры в отношении к военнослужащему – нарушителю:

  • При составлении протокола предоставлены разъяснения его прав.
  • Не препятствовать знакомиться с материалами дела.
  • Предоставить возможность для объяснения и предъявления доказательства.
  • При рассмотрении разрешить пользоваться помощью адвоката.
  • Дать возможность обжаловать постановление по делу.

В статье 28.3 КоАП обозначен перечень должностных лиц, которые правомочны составлять протоколы об админправонарушениях.

Не следует рассматривать невозможность напрямую применить к солдатам таких мер, как лишение удостоверения водителя, присуждение штрафа или других порицаний.


Совершенные лицом преступления будут рассмотрены по правилам ДУ. Последствием такого разбирательства может быть дисциплинарное, и даже уголовное наказание

В случае несогласия военнослужащего с вынесенным по отношению к нему вердикту он имеет право обжаловать его в зависимости от степени вины и способа наказания к:

  • вышестоящему руководству;
  • в военный суд.

При этом порядок обжалования регламентируется законодательством. Так, срок, отводимый для обжалования, составляет 30 дней со дня оформления протокольного документа. При этом гарнизонному суду предоставляется 10 дней для его рассмотрения. Такие дела проходят с участием всех сторон конфликта, которые должны быть опрошены судом.

Виды административных наказаний для военнослужащих

Административная ответственность военнослужащих , совершивших какое-либо деяние или бездействие, может быть выражена в таких видах наказаний, как:

  • Предупреждение;
  • Штрафы (за исключением лиц, проходящих службу по призыву);
  • Конфискация или изъятие орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение;
  • Выдворение за пределы страны лица, имеющего гражданство иностранного государства или лица, не имеющего гражданства;
  • Лишение специального права.

Этот список можно считать исчерпывающим, поскольку другие виды санкций к военнослужащим быть применены не могут.

Как показывает практика, большинство военнослужащих не имеют представления об особенностях рассмотрения дел с их участием. В этом случае, есть смысл обратиться к юристу за консультацией. Кроме того, юрист может помочь составить перечень необходимых документов, подготовить сопроводительную документацию, ответить на все интересующие вопросы и дать рекомендации по защите прав и интересов военнослужащего.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

– добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уголовные наказания военнослужащих

Уголовные наказания, применяемые к военнослужащим, имеют свою специфику. Статья 44 УК РФ содержит полный перечень, из которого выделяются меры принуждения за совершение правонарушений против военной службы:

  1. лишение воинского звания;
  2. лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать должности;
  3. ограничение по службе;
  4. содержание в дисциплинарной воинской части.

Последние два вида являются основными видами наказаний, лишение звания и права занятия должности – дополнительным, это означает, что самостоятельными они быть не могут. Назначение возможно лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Наказания, применяемые к военнослужащим Суть мер принуждения Исключения
Лишение воинского звания Происходит отмена присвоения специального звания, отмена государственных наград и всех льгот и привилегий, связанных с ними Рядовой состав
Лишение права заниматься какой-либо деятельностью Гражданин не имеет право оставаться на занимаемой должности и не должен назначаться на подобные в период от полугода до 3 лет либо выполнять определенную деятельность (например, водить транспортное средство). Если предварительно лицо лишается свободы, то дополнительное наказание действует после освобождения.
Ограничение по службе Это замена исправительным работам. На срок от 3 месяцев до 2 лет осужденным военнослужащим приходится претерпевать: · удержание 20 % заработка;

· отсутствие должностных повышений и звания;

· уменьшение выслуги лет на назначенный срок.

призывники
Содержание в дисциплинарной воинской части Содержание в условиях изоляции сроком от 3 месяцев до 2 лет. Замена лишению свободы на тот же срок. Младшие и высшие офицеры; контрактники

В случаях совершения преступлений, направленных на иные сферы общественной жизни за исключением армейской службы, меры принудительного воздействия будут применены по общим правилам. Исполнение наказаний, назначаемых военнослужащим, законодательством возложено на военные структуры, ГУФСИН этим не занимается. Специально формируются воинские части, где помимо жёсткой дисциплины и режима осужденных привлекают к трудовой повинности.

Административная ответственность должностных лиц

Административная ответственность (АО) – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (Статья 2.1 КоАП от 30.12.2001).

АО должностных лиц (Статья 2.4. КоАП):

АО подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах МСУ, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут АО как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административно-распорядительные функции:

  • руководство коллективом,

  • расстановка и подбор кадров,

  • поддержание дисциплины,

  • применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным,

Административно-хозяйственные функции:

  • полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений,

  • иные действия.

В некоторых статьях Особенной части КоАП должностные лица конкретизируются:

  • работодатель или лицо, его представляющее;

  • председатель участковой избирательной комиссии или комиссии референдума;

  • капитан судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства и другие.

АО должностных лиц предусмотрена в большинстве составов административных правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего

Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

Этими обстоятельствами являются:

  • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
  • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
  • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
  • При участии в преступлении группы лиц.
  • Если события происходили в условиях ЧС.
  • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

Порядок привлечения армейцев к уголовной ответственности

Привлечены к уголовной ответственности, военнослужащие могут быть только по решению военного суда. При этом подсудность определяется на основании норм ФЗ№1 «О военных судах» и УПК. В зависимости от обстоятельств дела определяется структура, которая возбуждает уголовное производство относительно военного лица.

Военный суд правомочен разбирать дела по таким правонарушениям:

  • совершенных в сегменте прав и свобод действующих военнослужащих;
  • содеянных армейцами при исполнении служебных обязанностей в том числе неправомерное применение оружия;
  • произведённых во время военных сборов;
  • имеющим отношение к подсудности именно военсудов, по правовым нормам;
  • когда дело совершенно группой лиц при участии армейца и его невозможно выделить в отдельное производство.

Определение состава преступления является обязательным условием рассмотрения дела судом. При этом все существующие обязательные и факультативные признаки, учитываются в полном объёме.

Обязательные признаки

Факультативные признаки

Доказанная вина

Цель совершения преступления

Определение преступника

Место и время события

Причинно-следственная связь

Мотив правонарушения

Командиром правоприступника должна быть назначена следственная комиссия. Работа этой комиссии заключается в проведении дознания и составлении заключения по рассмотренным материалам дела.

Согласно регламенту подчиненный обвиняемого или его командир не могут проводить следственные действия. Компетентной комиссией может быть вынесено решение о содержании на гауптвахте или аресте военнослужащего.

По требованию подозреваемого, ему должен быть предоставлен защитник

Дознание считается законченным после получения следователем военной прокуратуры материалов дела и первичных документов. Далее дело направляется в суд гарнизона. Часто рассмотрение дела заканчивается изменением квалификации или определением по нескольким статьям.

Неправомерное применение оружия рассматривается как отягчающий ответственность признак. Поскольку все виды преступления, которые были совершены военными, и степень ответственности за них, в том числе и уголовная ответственность военнослужащих за неправомерное применение оружия, закреплены в статьях Уголовного кодекса, то все действия производятся именно на основании этих правовых актов.

Что говорит законодательство РФ

Гражданин, по отношению которого закреплён статус ВС, при совершении правонарушения может попасть под один из предусмотренных вариантов притязаний, регулируемых федеральными законами или следующими законодательными актами:

  • Конституция РФ, где охвачены все граждане, в том числе и с определённым статусом. Главным здесь является то, что защитники Родины имеют те же права, а также несут те же основные притязания, что и прочие особы.
  • ФЗ «О воинской обязанности и ВС», которым определён долг у граждан состоять на учете военкомата, определяется порядок призыва в армию и последствия за нарушение этого норматива.
  • ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором собраны общие права и обязанности армейцев, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят в рядах ВВ.
  • ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”, где закреплены варианты нарушений и порядок реализации их устранения.
  • ФЗ № 61 “Об обороне”, согласно которому виновные в невыполнении возложенных полномочий лица, а также особы, препятствующие выполнению задач обороны, подлежат взысканию, определяемому УК РФ.
  • Самым детальным образом права и обязанности воинов содержатся в общевоинских уставах. Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для моряков ВС. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, находящимся в армии.

Как оформляется правонарушение

В случае фиксирования факта совершения злодеяния человеку в форме ВС, который попадает под ДУ, оформленные материалы передаются его командованию для применения к нему мер согласно воинскому уставу. Такой порядок свершения правосудия можно отнести к особенности административной ответственности военнослужащих.

Следует знать, что особа, которая совершила проступок, правомочна на такие действия:

  • представить свои объяснения, относящиеся к делу;
  • предъявить замечания по содержанию протокола;
  • в случае отказа от подписания составленного протокола изложить мотивы своих деяний.

В свою очередь уполномоченным для составления протокола лицом обязательно выполнение следующей процедуры в отношении к военнослужащему – нарушителю:

  • При составлении протокола предоставлены разъяснения его прав.
  • Не препятствовать знакомиться с материалами дела.
  • Предоставить возможность для объяснения и предъявления доказательства.
  • При рассмотрении разрешить пользоваться помощью адвоката.
  • Дать возможность обжаловать постановление по делу.

В статье 28.3 КоАП обозначен перечень должностных лиц, которые правомочны составлять протоколы об админправонарушениях.

Не следует рассматривать невозможность напрямую применить к солдатам таких мер, как лишение удостоверения водителя, присуждение штрафа или других порицаний.

Совершенные лицом преступления будут рассмотрены по правилам ДУ. Последствием такого разбирательства может быть дисциплинарное, и даже уголовное наказание

В случае несогласия военнослужащего с вынесенным по отношению к нему вердикту он имеет право обжаловать его в зависимости от степени вины и способа наказания к:

  • вышестоящему руководству;
  • в военный суд.

При этом порядок обжалования регламентируется законодательством. Так, срок, отводимый для обжалования, составляет 30 дней со дня оформления протокольного документа. При этом гарнизонному суду предоставляется 10 дней для его рассмотрения. Такие дела проходят с участием всех сторон конфликта, которые должны быть опрошены судом.

Особенности административной ответственности военнослужащих

Административной ответственности военнослужащие могут быть подвергнуты не по всем статьям КоАП, некоторые из статей в обязательном порядке заменяются дисциплинарными взысканиями. Это связано с невозможностью исполнения таких наказаний, как: административный арест, исправительные работы, штрафные санкции и лишение водительского удостоверения. Противоправные поступки, которые должны быть наказаны подобными мерами, осуждаются по дисциплинарному уставу, решение принимает командование после получения протокола о правонарушении из государственных и административных органов. Наказать военнослужащего могут за проступки следующего характера: пограничные нарушения, санитарно – эпидемиологические проступки, несоблюдение закона о выборах и референдумах, нарушение противопожарных правил вне части, где проходит служба.

Особо рассматриваются нарушения ПДД, совершенные на служебном транспорте вне расположения части. Лишение водительских прав и вынесение штрафных санкций возможно после получения протокола ГИБДД. Решение воинской комиссии отображается во внутреннем служебном протоколе, посылаемом в инспекцию ГИБДД. В случае несогласия государственной автоинспекции с вынесенным постановлением, дело передается на рассмотрение в вышестоящие инстанции.

Следует учитывать, что при рассмотрении административного проступка служащие смежных сфер, таких как: таможенная, разведывательная, инженерная, пожарная службы отвечают за подобные нарушения по воинскому уставу и на них накладывается дисциплинарное взыскание.

Виды ответственности

Военнослужащие, проходящие военную службу, за проступки и правонарушения несут три вида ответственности:

  1. Дисциплинарную;
  2. Административную;
  3. Уголовную.

Привлечение к конкретному виду ответственности обусловлено тяжестью совершенного деяния. Если допущено нарушение дисциплины либо административное правонарушение, виновника ожидает дисциплинарное взыскание. За совершение преступления придется ответить в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Уголовная ответственность военных

Уголовная ответственность военнослужащих наступает при совершении действий или бездействия, предусмотренных Особенной частью УК РФ. В этой части изложен исчерпывающий перечень общественно опасных проступков, какого-либо ещё закона

Что касается других составов преступлений, то в отношении военнослужащих они применяются на общих основаниях, без учета их особого статуса. Что это означает? Рассмотрим на примере: военнослужащий Петров допустил нарушение правил хранения оружия в воинской части, и его действия повлекли смерть рядового. Он будет обвиняться по ст. 349, если же результатом небрежного хранения оружиябудет смерть человека от охотничьего ружья Петрова у него дома, то ответственность наступит по другой статье – 224 УК РФ.

Дисциплинарная и административная ответственность

Если нормы УК РФ действуют в отношении военных, то Кодекс об административных правонарушениях РФ применяется к военнослужащим частично. Основой для привлечения к дисциплинарной и административной ответственности является Дисциплинарный кодекс ВС РФ. КоАП РФ распространяет действие только за нарушения вне места службы.

Дисциплинарная ответственность наступает, когда происходит нарушение дисциплины и правопорядка. Административная ответственность возлагается за совершение правонарушений, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями общественной опасностью.

Отличительными особенностями привлечения служащих в армии лиц к ответственности можно назвать следующие:

  1. Слияние двух видов — административной и дисциплинарной, наказание назначается в соответствии с Дисциплинарным уставом.
  2. За один и тот же проступок возможно применение дисциплинарного взыскания и уголовного наказания одновременно., а также меры материального воздействия.
  3. Военным назначается не все виды наказаний, предусмотренные законом для обычных граждан.
  4. Соблюдение субординации – различие взысканий для рядового и офицерского состава, лиц, призванных в ряды вооруженных сил.