О новых штрафах за нарушения экологического законодательства

Оглавление

Для справки.

  1. Плательщиками экологического сбора являются компании:

  • Производители и/или импортеры товаров (упаковки) входящие в Перечень товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, при этом производитель/импортер не утилизирует отходы от использования таких товаров (упаковки);

  • Компании обязавшиеся утилизировать отходы от использования таких товаров (упаковки), но не выполнившие нормативы утилизации в отчетном году.

Основание: п. п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 2 Правил взимания экологического сбора.

  1. Порядок расчета экологического сбора:

Для производителей и импортеров, не осуществляющих утилизацию товаров (упаковки) самостоятельно:

(Ставка экологического сбора) * (Масса товаров (упаковки) выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за предыдущий отчетный период) * (Норматив утилизации отходов, установленный на отчетный период)

Для производителей и импортеров, которые самостоятельно утилизируют отходы, но не выполнили установленных нормативов:

Ставка экологического сбора * (Количество отходов, подлежащих утилизации за отчетный период, исходя из норматива — Количество утилизированных отходов за отчетный год).

Основание: п. 6;7 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6;8 Правил взимания экологического сбора.

  1. Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ необходимо отправить не позднее 1-го апреля года следующим за отчетным.

  • Производитель — в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров;

  • Импортер – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Основание: Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 в ред. Постановления Правительства РФот 25.07.2018 № 868.

  1. Оплата экологического сбора производится до 15 апреля включительно года следующим за отчетным.

Основание: п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073.

Какие меры наказания предусмотрены природоохранными органами за правонарушения

В КоАП РФ предусмотрены штрафы за экологические правонарушения. Экологические штрафы — это основное наказание, как дополнительное может применяться конфискация. Конфискуют имущество, при помощи которого был непосредственно нанесен вред природным объектам и ОС.

Суммы наказаний эквивалентны суммам убытков, которые были нанесены государству, экологии, природе и пр., и затратам на восстановление нарушенного состояния ОС. Компенсация за причиненный вред осуществляется добровольно либо принудительно по решению суда.

В зависимости от нарушенных статей КоАП РФ (гл. 8 ст.8.1-8.40), штрафы, предусмотренные действующим законодательством, нормативными актами, варьируются:

  • для физических лиц – от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для частных предпринимателей – от 2 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 10 тыс. до 250 тыс. руб.

Размер экологического штрафа зависит от типа нарушения. Назначается в зависимости от общих характеристик проступка и личности правонарушителя.

Важно! Устанавливать размер ущерба могут только соответствующие органы. Например, за невыполнение норм при градостроительной деятельности в Москве физическое лицо заплатит штраф за загрязнение ОС в размере от 1 до 2 тыс

руб. При таком же правонарушении юридическое лицо могут штрафовать до 100 тыс. руб

Например, за невыполнение норм при градостроительной деятельности в Москве физическое лицо заплатит штраф за загрязнение ОС в размере от 1 до 2 тыс. руб. При таком же правонарушении юридическое лицо могут штрафовать до 100 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Классификация

Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:

  • Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
  • Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
  • Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
  • Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.

Административная ответственность

За экологические правонарушения — штраф!

Административная ответственность за экологические правонарушения назначается в тех ситуациях, когда нарушение законных норм происходит без состава преступления. Ее применяют по отношению к физическим лицам-предпринимателям, а также юридическим лицам. Административная ответственность заключается в следующем:

  • изъятие средств, с помощью которых было совершено правонарушение
  • изъятие лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство, которое связано с использованием экологии
  • возмещение нанесенного природе ущерба

Регулирование административной ответственности проводится при помощи нескольких рычагов. Одним из них является Кодекс об административных правонарушениях, а другим — специальное законодательство субъектов РФ. Это законодательство состоит из различных установленных правовых актов, включающих в себя описание возможных экологических правонарушений и возможные способы привлечения этих лиц к ответственности.

Для того, чтобы можно было применить административную ответственность, экологическое правонарушение должно содержать определенные признаки, должна быть доказана правонарушителя, а также должна существовать установленная законом норма, в зависимости от которой определяется состав нарушения и то, как следует наказать нарушителя.

Следует обратить внимание, что административная ответственность за экологические правонарушения отличается некоторой специфичностью:

  1. она наступает исключительно за те нарушения, которые отмечены в законодательстве как административные
  2. в качестве нарушителей могут выступать любые лица
  3. применение ответственности возлагается на уполномоченный орган или должностное лицо
  4. использоваться она должна в порядке, установленном процессуальным законодательством
  5. в качестве наказания применяются исключительно предусмотренные нормы, если нарушение незначительно, то возможно освобождение от нарушения
  6. ответственность отличается в зависимости от правонарушителя

Административная ответственность за экологические правонарушения — один из типов ответственности, который применяется по отношению к лицу, которое каким-либо образом нарушило установленные законом нормы по защите окружающей среды. В зависимости от состава правонарушения применяются различные варианты наказания .

Об юридической ответственности за нарушение экологического законодательства — в видеоматериале:

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения обеспечивает реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

Экологические правонарушения — нарушения законодательства связанные с причинением вреда окружающей природной среде (например, загрязнение окружающей среды, незаконная рубка леса и др.). Экологические правонарушения делят на экологические проступки и экологические преступления. Экологическими проступками называют те экологические правонарушения, которые не являющиеся общественно опасными. Если же экологические правонарушения представляют общественную опасность, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, то их относят  к экологическим преступлениям.

За экологические правонарушения предусмотрены – дисциплинарная, административная, уголовная и материальная виды ответственности.

Дисциплинарную ответственность могут нести должностные лица, рабочие и служащие, не выполняющие свои производственные обязанности, связанные с охраной окружающей природной среды. Дисциплинарные наказания — это предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они накладываются руководителем предприятия, организации, учреждения. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.

Административная ответственность. К данному виду ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К административным правонарушениям относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д. Виды административного взыскания — чаще всего это денежный штраф, а также предупреждения, общественное порицание, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды РФ и др.

Уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения, отличающиеся наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, браконьерство и др. Меры уголовной ответственности прописаны в Уголовном кодексе. К ним относятся лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п. Степень уголовной ответственности устанавливает суд.

Материальная ответственность направлена на компенсацию причиненных убытков за счет правонарушителя. Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан или хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность. Они обязаны возместить предприятию причиненный ему прямой вред. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Предыдущие материалы:

  • Экологический контроль
  • Экологическая экспертиза
  • Экологический аудит
  • Экологическая паспортизация
  • Основы экологического права
Следующие материалы:

  • Экономический механизм охраны окружающей среды
  • Экологический мониторинг
  • Нормирование качества окружающей среды
  • Экологические проблемы на разных этапах развития общества.
  • Экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между обществом  и природой.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас

Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет
стоимостиГарантииОтзывы

Оборот отходов

Новая статья 6.34 «Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления»
Часть статьи Нарушение Какой штраф Росприроднадзора
1 Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору/накоплению/транспортированию/обработке/утилизации/обезвреживанию отходов производства и потребления, кроме ч. 3 настоящей статьи Штраф:

  • физлица: 1000 – 2000 руб.;
  • должностные лица: 10 000 – 20 000 руб.;
  • ИП: 20 000 – 60 000 руб.;
  • юрлица: 100 000 – 200 000 руб.
2 Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления, кроме ч. 3 настоящей статьи Штраф:

  • физлица: 1000 – 2000 руб.;
  • должностные лица: 10 000 – 20 000 руб.;
  • ИП: 20 000 – 60 000 руб.;
  • юрлица: 100 000 – 200 000 руб.
3 Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору/накоплению/транспортированию/обработке/утилизации/обезвреживанию/размещению отходов животноводства Штраф:

  • физлица: 3000 – 5000 руб.;
  • должностные лица: 30 000 – 50 000 руб.;
  • ИП: 100 000 – 150 000 руб.;
  • юрлица: 300 000 – 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
4 Действия/бездействие, предусмотренные ч. 1-3 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека и/или окружающей среде, возникновению эпидемий, эпизоотии Штраф:

  • физлица: 6000 – 10 000 руб.;
  • должностные лица: 60 000 – 100 000 руб.;
  • ИП: 200 000 – 300 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлица: 600 000 – 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
5 Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1-3 настоящей статьи Штраф:

  • физлица: 6000 – 10 000 руб.;
  • должностные лица: 60 000 – 100 000 руб.;
  • ИП: 200 000 – 300 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлица: 600 000 – 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Влияние на озоновый слой

Новая статья 8.21 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой»
Часть статьи Нарушение Санкция
1 Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой Штраф:

  • физлица: 1000 – 1500 руб.;
  • должностные лица: 5000 – 10 000 руб.;
  • ИП: 10 000 – 30 000 руб.;
  • юрлица: 30 000 – 100 000 руб.
2 Повторное совершение нарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи Штраф:

  • физлица: 1000 – 2000 руб.;
  • должностные лица: 10 000 – 30 000 руб.;
  • ИП: 30 000 – 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлица: 100 000 – 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Гражданско-правовая ответственность

В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  • договорную (по договору);
  • внедоговорную или деликтную (по закону).

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения. В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором.

Санкции за нарушения в сфере обращения с отходами теперь зависят от тяжести последствий

До 17.06.2019 действовала статья 8.2 КоАП РФ, которая предусматривала ответственность в виде административных штрафов и приостановления предпринимательской деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении:

  • с отходами производства и потребления;
  • веществами, разрушающими озоновый слой;
  • иными опасными веществами.

Закон № 141-ФЗ закрепил ответственность за каждое из перечисленных нарушений в отдельных статьях и, кроме этого, установил штрафы за иные виды нарушений в этой сфере (ст. 6.35, ст. 8.2-8.2.3 КоАП РФ, п.п. 2-6 ст. 1 Закона № 141-ФЗ).

Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.

Также установлена ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды:

  • при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
  • при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

Следует учитывать, что величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от так называемых «отягчающих» обстоятельств. А именно от:

  • совершения этого же нарушения в течение года повторно;
  • причинения вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

На наш взгляд, к ответственности по КоАП РФ с учетом поправок, внесенных Законом № 141-ФЗ, организации и индивидуальных предпринимателей вправе привлекать за правонарушения, совершенные начиная с 17.06.2019.  

От редакции. На сайте есть специальный раздел «Экологические платежи, отчетность в Росприроднадзор». Материалы раздела помогут разобраться, какие платежи должна рассчитать и перечислить в бюджет именно ваша компания.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера — уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Несмотря на то, что дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, на практике привлечение к ней работников, совершивших дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований экологического законодательства, связано, как правило, с привлечением юридического лица — работодателя к административной или гражданско-правовой ответственности. При этом между двумя правонарушениями (дисциплинарным и административным проступками или деликтом и дисциплинарным правонарушением) можно проследить как прямую, так и обратную взаимосвязь: действия работника, нарушившего выполнение своей трудовой функции, причинили вред окружающей среде, нарушили экологические требования, за что юридическое лицо привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности (выплачивает штраф, возмещает вред), и, в свою очередь, накладывает дисциплинарное взыскание на виновного работника. Данное положение свидетельствует о нарушении принципа недопустимости двойной ответственности за один совершенный проступок, хотя в части привлечения к так называемой налоговой ответственности, основанием применения которой являются положения НК РФ и административной ответственности в части налоговых правонарушений, правило «двойной ответственности» также действует.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований

Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

В юридической литературе нередко высказывалось мнение о наличии самостоятельной эколого-правовой ответственности, которая включает в себя имущественную, уголовно-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения. Но говорить о подобном понимании «эколого-правовой ответственности» можно лишь с точки зрения науки экологического права, как о комплексном институте, включающем в себя положения о различных видах юридической ответственности за экологические правонарушения.

Понятие

Экологические правонарушения или преступления – это действия или бездействия, которые противоречат установленным требованиям эколого-правовых норм. На практике это выражается как виновное противоправное экологически небезопасное или вредное действие, которое посягает на установленные порядки в сфере экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Экологические правонарушения характеризуются нанесением экологического вреда при осуществлении противоправных действий.

Суть понятия отражается в том, что правонарушителем были предприняты какие-либо действия или бездействия в отношении факторов, которые повлекли за собой изменения состояния природной среды, а также совершение правонарушений, определенных экологическим законодательством.

Понятие экологического правонарушения по своему содержанию определяет некие противоправные действия, за которые должны следовать наказания. За подобные нарушения, в соответствии с законом, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Статья 8.41 КоАП РФ

«Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду»

Вопросы, касающиеся порядка взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, довольно часто поднимаются в публикациях, в том числе, применительно к «офисному» бизнесу. Рассмотрим эти вопросы под углом административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, с точки зрения аргументации позиции природопользователя в возможном судебном разбирательстве.

Оспаривая постановление органа, осуществляющего государственный экологический контроль, о привлечении к административной ответственности, природопользователям следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Прежде всего, крайне любопытна гипотеза статьи 8.41 КоАП РФ

Данная статья устанавливает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы. Ответственность за неполное внесение указанной платы ею не установлена, что принципиально отличает статью 8.41 КоАП РФ от аналогичной по правовой конструкции статьи 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)». Таким образом, природопользователь, внесший какую-либо сумму в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из буквального прочтения статьи 8.41 КоАП РФ, не должен привлекаться к административной ответственности, предусмотренной указанной статьей.

Правовой основой для исчисления платы является Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее — Порядок). В соответствии с пунктами 2 и 4 Порядка плата определяется путем умножения базовых нормативов платы на коэффициент, учитывающий экологические факторы, и на объем размещения отходов.

Базовые нормативы и коэффициенты, учитывающие экологические факторы, установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Согласно указанному Постановлению нормативы платы за размещение отходов производства и потребления устанавливаются исходя из класса опасности отходов.

Таким образом, основными элементами, влияющими на размер платы за размещение отходов производства и потребления, являются: масса отходов; класс опасности отходов.

При этом масса отходов определяется исходя из учетных данных природопользователя, а класс их опасности — на основе Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание публичный характер платы, в предмет доказывания по делам такого рода входит:

  • факт размещения природопользователем точной массы отходов;
  • отнесение указанных отходов к конкретному классу опасности.

При этом приблизительность в определении массы отходов и в отнесении их к тому или иному классу опасности является совершенно недопустимой. Орган государственного экологического контроля, оспаривающий правильность размера платежа, исчисленного природопользователем, обязан представить неопровержимые доказательства того, что сумма платы исчислена неправильно вследствие занижения массы размещенных отходов, либо неправильного определения класса их опасности. На необходимость именно такого подхода указывают и положения части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий государственный орган.

Понятие

Экологические правонарушения или преступления – это действия или бездействия, которые противоречат установленным требованиям эколого-правовых норм. На практике это выражается как виновное противоправное экологически небезопасное или вредное действие, которое посягает на установленные порядки в сфере экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Экологические правонарушения характеризуются нанесением экологического вреда при осуществлении противоправных действий.

Суть понятия отражается в том, что правонарушителем были предприняты какие-либо действия или бездействия в отношении факторов, которые повлекли за собой изменения состояния природной среды, а также совершение правонарушений, определенных экологическим законодательством.

Понятие экологического правонарушения по своему содержанию определяет некие противоправные действия, за которые должны следовать наказания. За подобные нарушения, в соответствии с законом, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Другой комментарий к Ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на экологическую безопасность при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

Под экологической безопасностью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранные или экологические требования) понимаются требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В такие нормативы включены:

нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы);

нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов);

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы предельно допустимых концентраций);

нормативы допустимых физических воздействий;

лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.

2. Введение в настоящий Кодекс комментируемой статьи обусловлено принятием уже упомянутого Федерального закона об охране окружающей среды, в гл.VII которого установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В частности, ст.34 указанного Закона предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий и сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. За нарушение требований в области охраны окружающей среды предусмотрено приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

3. Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

4. Ответственность за совершение административного правонарушения по комментируемой статье возникает независимо от наступления неблагоприятных последствий. Таким образом, указанная норма имеет формальный состав.

5

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности

6. Субъектами правонарушения могут быть и граждане, и должностные лица, и юридические лица.

Часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ — штраф за отходы (сброс отходов)

Если совершенное правонарушение повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание, то применяется часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ. Безусловно в данном случае речь идет о сбросе отходов, а также может идти речь о несоблюдении мест накопления ТКО. Поскольку именно эти нарушения могут создавать угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.

Если за совершенное правонарушение предусмотрено уголовное наказание, то тогда + к уголовному наказанию добавится расчет ущерба, причиненного почвам ( а это не один миллион рублей).

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования: заключение

Подводя итог сказанному, можно отметить, что природоохранное законодательство не исчерпывается лишь платой за негативное воздействие на окружающую среду. Природопользователи могут быть привлечены к административной ответственности по целому комплексу статей КоАП РФ, причем далеко не всегда обоснованность административных взысканий не вызывает сомнений. В целом ряде случаев органы государственного экологического контроля налагают штрафы за неисполнение норм, требующих применения подзаконных актов, которые официально не опубликованы

В связи с этим для природопользователей крайне важно быстро реагировать на незаконные постановления государственных органов, своевременно обжалуя их в арбитражном суде. Довольно сжатые сроки, отведенные для обжалования (10 дней с момента получения постановления), указывают на крайнюю нежелательность потерь времени

С другой стороны, отсутствие необходимости уплачивать по таким делам государственную пошлину существенно упрощает ситуацию. Хочется верить, что аргументы, приведенные в настоящей статье, окажут помощь природопользователям в защите своих интересов.