Оглавление
Содержание документа при обследовании
Любой акт обследования ЖБУ независимо от цели его составления и инстанции включает следующие пункты:
- даты обследования и изготовления документа. Они могут различаться не более чем на 3 дня;
- цель проверки;
- перечень лиц, входящих в состав комиссии, с ФИО и должностями;
- оценка обстоятельств, выявленных в ходе проверки;
- выводы, соответствующие цели посещения;
- заверение всех инспекторов;
- подписи взрослых членов семьи о том, что они ознакомлены с актом.
Без этих обязательных пунктов документ не имеет юридической силы. Чтобы не ошибиться, можно использовать образец составления из Постановления Минобрнауки РФ № 334 от 14.09.2009.
Для несовершеннолетнего
При обследовании ЖБУ несовершеннолетнего комиссия отмечает:
- полная или неполная семья, примерный доход и источник получения средств родителей, их участие в жизни и воспитании ребенка;
- состояние здоровья несовершеннолетнего, наличие визуальных признаков болезни или насилия, необходимость в специальном уходе;
- соблюдение норм гигиены, обеспечение одеждой, ее соответствие сезону, изношенность, качество;
- социальные навыки (проявил ли ребенок агрессию, заинтересованность или безразличие, испуг, как отреагировал на появление чужих взрослых людей);
- навыки и умения ребенка, уровень успеваемости в школе, режим дня;
- организацию досуга ребенка вне школы;
- вероятные риски для жизни и здоровья ребенка, доступ к воспламеняющимся, ядовитым веществам и предметам (созданы ли условия безопасности) и др.
Неблагополучной
Проверяя неблагополучную семью, комиссия оценивает:
- состав семьи;
- работу и доходы матери и отца;
- их поведение и нравственное состояние;
- уход за ребенком;
- отношения между членами семьи, несовершеннолетним и его сверстниками, учителями и др.
Для учащегося
Внимание заостряется на условиях проживания ученика:
- соответствует ли обстановка нормальной подготовке к школе, выполнению домашних заданий;
- обеспечен ли ребенок учебными принадлежностями, книгами;
- есть ли возможность для полноценного отдыха, как организован режим дня;
- кто и как участвует в обучении ребенка;
- какие оценки получает ученик и др.
Как правильно заполнить?
Оформлением акта занимается представитель инспектирующей группы. Граждане не участвуют в заполнении протокола. Однако знать о структуре акта все же нужно – хотя бы для того, чтобы иметь возможность оспорить написанное.
Ниже мы рассмотрим основные пункты акта обследования социальных условий проживания:
- Наименование документа. По центру, жирным шрифтом;
- Дата заполнения в формате «чч.мм.гггг»;
- Город (населенный пункт);
- Состав комиссии. Кто входит в число инспектирующих жилое помещение (например, сотрудник соцзащиты, СЭС, инспектор по делам несовершеннолетних, завуч школы, социальный работник ОУ, участковый, старший по подъезду);
- Сведения о семье, проживающей по конкретному адресу;
- ФИО того, чьи жилищные условия проверяются (например, ученика или пенсионера);
- ФИО членов семьи заявителя, включая несовершеннолетних детей: место работы, дата рождения, статус в семье (например, мать или отец);
- Характеристика жилого помещения: число комнат, метраж, учетная норма;
- Общий доход семьи – как обстоятельство для постановки на учет в качестве нуждающейся или малоимущей категории граждан;
- Характеристики жилищно-бытовых условий: описание удобств, санитарного состояния, мест для проживания, готовки еды, занятий с ребенком, домашних животных и т.д.
- Заключение комиссии. Вывод о результатах проведенной проверки жилья. Представитель комиссии дает рекомендации по дальнейшим действиям (например, может быть установлено, что семья проживает в неудовлетворительных условиях, при нехватке квадратных метров на человека, в социально-нездоровой среде, плохом районе, вредной экологии);
- Подписи всех членов комиссии;
- Роспись родителей несовершеннолетнего (по их желанию);
- Печать организации (при необходимости).
В ходе оценки материальной обеспеченности семьи, социальные работники могут делать фотографии и вести видеосъемку. Однако на такие действия нужно разрешение членов семьи. Если они будут против – съемка проводиться не может.
Пример заполнения акта обследования
Вот примерный образец заполнения протокола посещения семьи классным руководителем (данные в образце вымышленные, приведены в качестве примера):
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И.О. Иванова Ивана Ивановича, ученика(цы) 7 А класса, дата 12 марта 2020 г. 14:30 час. Мы, нижеподписавшиеся, Неравнодушная Августина Альбертовна (классный руководитель 7 А класса), посетили семью Иванова Ивана Ивановича, проживающую по адресу: Санкт-Петербург, ул. Справедливости, д. 5, кв. 25, с целью: знакомства с условиями проживания ученика. Состав семьи: полная, из 3 человек. Семья занимает квартиру площадью 48,9 кв. м (двухкомнатная, изолированная, на третьем этаже девятиэтажного панельного дома. В доме есть все удобства. Жилье не приватизированное). В момент посещения дома находились: мать Иванова Алена Петровна, 1982 г. р., домохозяйка, не работает, отец Иванов Иван Степанович, 1980 г. р., сын Иванов Иван Иванович, 2006 г. р. Санитарное состояние жилья на момент проверки: семья проживает в двухкомнатной квартире. Состояние квартиры хорошее. При проверке не обнаружено нарушений санитарно-гигиенических норм. В комнатах чисто. Вещи разложены аккуратно. Ребенок место для занятий и отдыха имеет, ему созданы необходимые условия для благополучного проживания и учебы: имеется комната, где он делает уроки и отдыхает, в квартире тепло, уютно, ребенок обеспечен питанием, одет чисто, опрятно. Психологический климат в семье: все члены семьи хорошо контактируют друг с другом, взаимоотношения положительные. Место для сна: отдельная комната, отдельное спальное место (кровать). Ребенок ложится спать в 21.30. Загруженность домашними делами: ребенок помогает по мере сил и желания родителям в домашних делах. Ребенок занят в свободное время посещением кружков. Родители контролируют выполнение домашних заданий, у ребенка имеются все необходимые для учебы принадлежности, имеется место для выполнения домашней работы. Результат проверки (рекомендации, заключения): критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего не выявлено, родители надлежащим образом занимаются воспитанием, содержанием и развитием ребенка. Оценка условий воспитания и семейного климата благоприятная. Подписи, Ф.И.О. проверяющих Неравнодушная Августина Альбертовна /___________ |
Пример заполненного акта посещения учителем неблагополучной семьи по рекомендациям и указаниям от местных органов опеки и попечительства:
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
Ф.И.О. Сидорова Анна Анатольевна, ученика(цы) 7 А класса, дата 11 марта 2020 г. 18:00 час. Мы, нижеподписавшиеся, Неравнодушная Августина Альбертовна (классный руководитель 7 А класса), посетили семью Сидоровой Анны Анатольевны, проживающую по адресу: Санкт-Петербург, ул. Далекая, д. 6, кв. 7, с целью: знакомства с условиями проживания ученика. Состав семьи: неполная, из 2 человек. Семья занимает квартиру площадью 38 кв. м (двухкомнатная, изолированная, на седьмом этаже девятиэтажного панельного дома. В доме есть все удобства. Жилье съемное, не в собственности). В момент посещения дома находились: мать Сидорова Виктория Петровна, 1987 г. р., безработная, дочь Сидорова Анна Анатольевна, 2006 г. р. Санитарное состояние жилья на момент проверки в квартире: неуютно, вещи разбросаны, грязно, неубрано. Ребенок имеет место для занятий и отдыха: в комнате, где девочка делает уроки, грязно, вещи разбросаны, письменный стол завален посторонними вещами. В квартире душно, неуютно, но ребенок обеспечен питанием, одет чисто, опрятно. Психологический климат в семье: взаимоотношения матери и дочери натянутые. Место для сна: отдельная комната, отдельное спальное место (раскладной диван). Ребенок ложиться спать в 22.00 (со слов матери). Загруженность домашними делами: ребенок помогает в домашних делах по мере сил и желания матери. Ребенок в свободное время не занят, дополнительных кружков или секций не посещает. Родители контролируют выполнение домашних заданий: мать не контролирует выполнение домашних заданий. Результат проверки (рекомендации, заключения): с матерью проведена воспитательная беседа. Рекомендовано последующее посещение для наблюдения динамики изменений в семье. Ребенку рекомендована психолого-педагогическая помощь. Подписи, Ф.И.О. проверяющих Неравнодушная Августина Альбертовна /______________________ |
Что выясняется при проведении обследования
При проведении обследования выявляются:
1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:
- Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
- Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
- Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.
- Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
- Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
- Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
2. Семейное окружение ребенка:
- Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
- Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.
3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:
- Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
- Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
- Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.
4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.
При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.
Условия жизни
Условия жизни человека бывают самыми разными. Есть некоторый перечень минимальных условий, которые необходимы для человеческого существования. Это, например, вода, пища, сон и личная гигиена. В отсутствии данных условий человек страдает физически и умирает. Но это самый минимум. Для того, чтобы человек еще и ощущал комфорт нужны дополнительные условия, такие как теплая одежда, жилье, общение с людьми, развлечения и прочее. Чем выше достаток человека, тем больше у него условий для жизни. Богатый человек уже не может обходиться без личного автомобиля, отдыха на островах и коллекционного вина. Игры ухаживать онлайн обычно посвящены различным зверушкам.
Играть на весь экран
(Ваш голос будет первым!)
Но на этот раз разработчики категории игры ухаживать пошли на эксперимент – перед тобой будет настоящий человечек. Может, он твой пленник, или наказан за какой-то проступок. Как бы там ни было, но он очень хочет жить, а ты должен ему в этом помочь при помощи нескольких доступных предметов. Игры ухаживать онлайн никогда еще не были так реалистичны и увлекательны. Подсказок не будет. Ты должен будешь догадаться о том, что нужно человеку на экране. Сложно, но очень увлекательно.
Рекомендуем прочесть: Уборка придомовой территории дома законодательство
Когда нужен акт ЖБУ
Он составляется членами комиссии, которые оценивают условия, в которых проживает конкретная семья. Для его формирования можно не пользоваться унифицированным бланком, поэтому применяется свободная форма документа. Но в текст обязательно включаются данные о квартире или доме, а также всех жильцах недвижимости.
Акт ЖБУ – это официальная документация, позволяющая определить, при каких условиях проживают дети или семьи. Во время обследования жилого помещения учитываются следующие нюансы:
- наличие предметов, необходимых для обеспечения основных потребностей несовершеннолетних, к которым относятся продукты питания, одежда и обувь, а также элементы, необходимые для учебы и полноценного развития;
- состояние здоровья каждого члена семьи;
- внешний вид ребенка;
- наличие средств, необходимых для ухода, сна и игр;
- применение родителями мер, направленных на обеспечение безопасности отпрысков на основании их возраста;
- использование ограничений, предотвращающих доступ детей к лекарствам, опасным веществам или электрическим приборам;
- доход всех членов семьи;
- иные обстоятельства, которые могут стать причиной нанесения вреда здоровью или жизни ребенка, а также стать препятствием для нормального физического, духовного или нравственного развития.
Внимание! Обычно инициаторами проверки выступают представители органов опеки, которые не только осматривают недвижимость, но и общаются со всеми членами семьи, чтобы проверить взаимоотношения между ними, а также выявить, не применяются ли к детям меры психологического или физического насилия.
Основное предназначение акта заключается в выявлении всех условий проживания несовершеннолетних. Он используется перед оформлением ипотеки или попечительства или для продажи недвижимости, владельцем которой представлен ребенок. Он необходим для защиты прав и интересов несовершеннолетних. К основным ситуациям, когда формируется акт обследования жилищно-бытовых условий, относится:
- проведение судебного заседания, целью которого выступает лишение граждан родительских прав;
- подозрения относительно того, что родители не справляются со своими основными родительскими обязанностями, причем инициаторами могут выступать воспитатели детских садов, учителя школ или представители медицинских учреждений;
- обращение человека в органы опеки для установления опеки, патронажа или усыновления;
- выяснение условий, при которых живет ребенок, у которого резко ухудшились оценки в школе, а сам подросток стал вести себя агрессивно или нервозно;
- совершение преступления или правонарушения несовершеннолетним лицом, причем после такого он становится на учет в ИПДН;
- родители принимают решение продать недвижимость, часть которой принадлежит ребенку, поскольку для совершения такой сделки требуется разрешение от органов опеки, проверяющих условия проживания несовершеннолетнего.
На основании проведенной проверки выявляются условия, которые могут быть:
- Неудовлетворительными. Обычно здесь взрослые люди грубо нарушают санитарные и гигиенические нормы. К таким нарушениям относится сырость в квартире, наличие плесени, некачественное освещения или использование воды, непригодной для питья. Сюда же включается плохое техническое состояние недвижимости, протекающая крыша, шаткие стены или наличие насекомых. Дети не должны проживать в таких условиях, поэтому их могут изъять из семьи.
- Удовлетворительными. В таких квартирах присутствуют все необходимые инженерные коммуникации, к которым относится водоснабжение, канализация, электричество и отопление. Но при этом необходимо провести косметический ремонт или приобрести разную мебель. Сюда же относятся ситуации, когда семьи, которые состоят из 3-х или большего количества людей, проживают в однокомнатной квартире, что приводит к нарушению санитарных норм.
- Комфортными. Семья проживает в качественной недвижимости с работающими коммуникациями и свежим ремонтом. При этом нередко имеются дополнительные условия, повышающие комфортность жизни. К ним относится близкое расположение поликлиник, магазинов и иных значимых объектов. Иногда в домах находится консьерж и предлагаются услуги охраны. Такое жилье располагается в районе с развитой инфраструктурой.
Справка! Решение о предоставлении социальной помощи принимаются на основании выявленных условий. Если граждане намеренно ухудшают условия проживания, чтобы получить помощь от государства, то они будут привлечены к административной или уголовной ответственности.
Назначение акта
Проверка материальных условий жизни семьи проводится с целью уменьшения вероятности правонарушений по отношению к несовершеннолетнему. Она способствует направлению родителей на путь здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, улучшения материальных условий и санитарного состояния квартиры.
Заполненный акт обследования жилищно-бытовых условий семьи необходим для четкого определения способности родителей удовлетворять основные потребности учащегося.
На основе этого документа выносится решение о необходимости улучшения жилищных условий семьи, лишении или восстановлении родительских прав, определении места проживания или при проведении процедуры усыновления.
Важно! Поводом для процедуры может послужить не только материальное неблагополучие семьи, но и вероятность негативного воздействия на эмоциональное и психическое состояние учащегося (частые ссоры, запреты, не позволяющие малолетнему лицу развиваться и способствующие проявлению агрессии), которые наблюдаются и в обеспеченных семьях.
Основанием для проведения проверки может послужить:
- несоответствие поведения учащегося общепринятым нормам;
- употребление алкоголя, наркотических и иных веществ несовершеннолетним;
- постановка ребенка на учет в правоохранительных органах;
- обращение третьих лиц с жалобой о ненадлежащем выполнении родителями своих обязательств;
- переезд, который мог повлиять на ухудшение условий проживания семьи;
- появление ребенка с травмами, в угнетенном физическом или эмоциональном состоянии.
С помощью проверки выявляются все обстоятельства, послужившие появлению одного или нескольких вышеперечисленных случаев.
Кроме этого, определяется:
- состояние квартиры и другого места проживания несовершеннолетнего;
- количество проживающих граждан;
- фактическое финансовое состояние;
- состояние здоровья всех людей, проживающих вместе с ребенком, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- состояние отведенных под игры, учебу и отдых мест для школьника.
Важно! Нередко акт составляется при проведении процедуры усыновления или же лишения родительских прав, а также их восстановления с целью получения достоверной информации о приложенных для этого усилий со стороны родителей.
Скачать образец документа
Скачать в .doc/.pdfСохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.
АКТ
ПРОВЕРКИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ЗАЯВИТЕЛЯ
Населенный пункт _________________________ "___" _________ 20__ г.
Комиссия в составе _______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
проверила жилищные условия гр. ___________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________, проживающего в доме N ______, корпус N _____,
кв. N _______, ул. ______________________, и установила следующее:
1. Занимаемое жилое помещение в доме _________________________
(государственного,
__________________________________________________________________
муниципального жилищного фонда, жилищно-строительного кооператива,
__________________________________________________________________
на праве собственности)
состоит из _____________ комнат общей площадью _______ кв. метров.
Размер каждой комнаты ________________________________ кв. метров.
Комнаты ________________________ на ___ этаже в ____ этажном доме.
(изолированные, смежные)
Дом ______________________________________________________________
(каменный, крупнопанельный, деревянный, ветхий, аварийный)
Комнаты ___________________________________ Квартира _____________
(сухие, сырые, светлые, темные) (отдельная,
__________________________________________________________________
коммунальная, общая площадь всей квартиры)
2. Благоустройство дома (жилого помещения): __________________
(водопровод,
__________________________________________________________________
канализация, горячее водоснабжение, отопление, лифт, телефон)
3. ______________________________ наниматель жилого помещения,
(фамилия, имя, отчество)
член жилищно-строительного кооператива, собственник (нужное
подчеркнуть).
4. В квартире проживают (если квартира коммунальная, указать
всех проживающих в квартире):
---------------T---------T-------T------------------------T--------------¬
¦Фамилия, ¦Год ¦Состав ¦Когда зарегистрирован ¦Место работы, ¦
¦имя, отчество ¦рождения ¦семьи ¦в данном жилом помещении¦должность ¦
+--------------+---------+-------+------------------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--------------+---------+-------+------------------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+---------+-------+------------------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+---------+-------+------------------------+---------------
5. Заключение комиссии _______________________________________
__________________________________________________________________
Подписи членов комиссии ______________
М.П. ______________
Начальник жилищно-
эксплуатационной организации ______________
(подпись)
Подпись заявителя ______________
(Ф.И.О.)
Скачать в .doc/.pdfСохраните этот документ сейчас. Пригодится.
Вы нашли то что искали?
* Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам!
Смежные документы
- Акт: образцы (Полный перечень документов)
- Поиск по фразе «Акт» по всему сайту
- «Акт проверки жилищных условий заявителя, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма из жилищного фонда Московской области».doc
Документы, которые также Вас могут заинтересовать:
- Акт проверки заявителя с целью аккредитации его на техническую компетентность в области поверки средств измерений
- Акт проверки знаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом локомотива (МВПС)
- Акт проверки знаний правил эксплуатации и техники безопасности на объектах уголовно-исполнительной системы
- Акт проверки и использования по назначению государственного имущества субъектом малого предпринимательства
- Акт проверки и испытания блокировки
- Акт проверки изготовителя печатей и штампов
- Акт проверки инспекционной организации опасных производственных объектов, объектов электроэнергетики и строительства
- Акт проверки использования земель на территории Павлово-Посадского муниципального района Московской области
- Акт проверки исполнения требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- Акт проверки качества фундаментов и опор контактной сети, поступивших с завода-изготовителя на электрифицируемый участок
Оформление результатов
По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, содержащий:
- оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств;
- выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
- выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком; рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.
Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.
Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.
При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Акт осмотра жилищно-бытовых условий семьи
Не секрет, что в нашей стране есть семьи, дети в которых находятся в социально неблагоприятных и опасных условиях: не имеют собственного «угла» (места для отдыха, игр и выполнения домашних заданий), не имеют возможности вести нормальный образ жизни, в силу условий жизни не соблюдают режим дня, неправильно питаются, живут в антисанитарных условиях и т.д.
Также обследование жилищно-бытовых условий может проводиться в семьях, которые планируют усыновить ребенка или взять в опеку. В этом случае комиссия проверяет наличие необходимых условий для полноценной жизни ребенка.
В целом можно отметить, что обследование жилищно-бытовых условий педагогами проводится в случаях:
- Систематическое нарушения ребенком дисциплины, правил поведения в школе, прогулов, драк, появления в школе в нетрезвом состоянии и т.п. Обследование условий жизни такого ребенка может носить предупреждающий характер: педагоги, поняв причины поведения, смогут принять меры для оказания помощи или воздействия на семью ребенка.
- Постановка ребенка на учет в полицию или комиссию по делам несовершеннолетних.
- Ребенок был изъят из семьи и решается вопрос о дальнейшем месте жительства ребенка (дом, детский дом и т.п.).
- Ребенок усыновляется. В этом случае проводится проверка жилищно-бытовых условий потенциальной семьи ребенка.
- Семья меняет место жительства (необходимо выяснить и обезопасить ребенка от ухудшения условий жизни ребенка в новой квартире).
- Жалоба на родителей от соседей, педагогов и т.п. о ненадлежащем обращении с ребенком, на жестокое поведение и т.п.
- Обращение ребенка (в т.ч. с родителями) за медицинской помощью при получении бытовых травм. В этом случае проверка условий может помочь понять, была ли травма случайной или является следствием жестокого обращения родителей или халатного отношения к ребенку.
- На ребенка было написано заявление в полицию или ребенок находится под следствием.
Обследование жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает ребенок, может проводиться
. В эту комиссию «от школы» могут входить социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора, а также:
- инспектор по делам несовершеннолетних
- представитель органов опеки и попечительства
- участковый полиции
- врач, представитель медицинского учреждения
- работники Санэпиднадзора (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ)
- и др. лица в зависимости от целей осмотра условий жизни ребенка.
Обследование жилищно-бытовых условий
- материальное положение семьи
- состояние жилого помещения (дома, квартиры)
- количество совместно проживающих людей в доме
- санитарное состояние жилья
- наличия обособленного места для ребенка (для полноценного сна, игр, времяпрепровождения)
- в случае приема в семью ребенка – готовность родителей к этому и возможность полноценного проживания ребенка в доме.
Проверка жилищно-бытовых условий ребенка может быть как без предупреждения семьи, спонтанной, так и заранее оговоренной.
Если в ходе обследования было выяснено, что ребенок не имеет надлежащего попечения со стороны родителей, в течение 1 дня со дня проведения обследования, организация должна уведомить об этом органы опеки по месту фактического пребывания ребенка.
Форма
Такие проверки осуществляются специальными комиссиями. Все подробности, в том числе и выводы, фиксируются при помощи соответствующего акта. Для его составления нет необходимости применять унифицированный бланк. Документ оформляется в свободном стиле. Но, несмотря на это, здесь обязательно должна присутствовать подробная информация не только о проверяемом жилище, но и о членах семьи.
Какие бывают виды жилищно-бытовых условий
В разных семьях условия проживания детей могут существенно различаться. Далеко не всегда они являются положительными. Представителям комиссии необходимо выявить, по каким причинам люди проживают в плохих жилищных условиях. Выделяется три основных вида бытовых условий:
- Неудовлетворительные. Как правило, этот вид подразумевает грубые нарушения гигиенических и санитарных норм. Например, это может быть чрезмерная сырость, появление грибка и плесени, плохое освещение, непригодная для питья вода. Также это и плохое техническое состояние жилища, к примеру, паразиты в квартире, опавшая штукатурка, протекающая крыша, шатаются стены.
- Удовлетворительные. Электричество, водопровод, газоснабжение и другие коммуникации присутствуют. Но при этом семья все-таки может нуждаться в какой-то помощи. Например, если семья насчитывает 3-5 человек, но при этом живет в однокомнатной квартире. Соответственно, эти жильцы нуждаются в расширении жилой площади.
- Комфортные. По сути, к этой категории относятся условия, уровень которых выше средних. Кроме основных, семья располагает и дополнительными условиями. Например, большое жилище находится возле магазинов, школ, медицинских учреждений. В доме имеется охрана, консьерж. Жилище находится в районе, где наблюдается развитая инфраструктура.
Как можно догадаться, в зависимости от вида условий принимается решение о постановке на учет, как семья, нуждающаяся в социальной помощи. У некоторых могут возникнуть мысли о том, чтобы намерено ухудшить свои бытовые условия для получения помощи от государства. Однако это бессмысленно. Нужно знать, если подобные махинации будут обнаружены, семье грозит серьезное наказание.
Кто входит в комиссию по проверке
Отдельных комиссий в разных городах, призванных проводить проверку условий проживания ребенка, нет. Они формируются уже после установления факта необходимости осмотра. Такое решение объясняется еще и тем, что в состав комиссии обычно включаются лица, знакомые с семьей или лично малышом. В их число могут входить:
- Работники образовательного учреждения, в котором обучается малыш. Учебное заведение само выдвигает кандидатуру своего представителя. Им может быть классный руководитель ребенка, заместитель директора или социальный педагог. Так как часто инициатором проверки выступает школа, то именно они обычно и инициируют создание комиссии.
- Представители правоохранительных органов. Если ребенок совершил какое-то правонарушение, то привлечь к проверке могут курирующего его дело инспектора по делам несовершеннолетних, участкового по месту проживания семьи.
- Представитель медучреждения. Это может быть врач, выявивший у малыша травму или побои (чаще всего хирург или педиатр). Если дети попадают в больницу, то констатирует возможные причины его заболевания лечащий врач.
- Сотрудники органов опеки. Их присутствие необходимо, если речь идет о лишении родительских прав или последующем удочерении/усыновлении. В первом случае они должны убедиться, что условия проживания действительно недопустимые, во втором – понять, что все необходимое для ребенка у будущей семьи есть.
Конечный перечень обязательных лиц устанавливается на основании целей проведения самого обследования. Например, участвовать в осмотре могут сотрудники СЭС или БТИ.
Несовершеннолетнего
Эта проверка производится относительно несовершеннолетнего гражданина, например, опекаемого ребенка, школьника или даже студента, если последний еще не достиг совершеннолетия. В результате анализа данных и осмотра выявляются следующие особенности:
- Семья (полная или неполная).
- Уровень доходов родителей и, если актуально, самого несовершеннолетнего ребенка. Обычно указывается не просто одной цифрой, а с росписью: сколько приходится на каждого, куда тратятся деньги и так далее.
- Состояние здоровья ребенка.
- Соответствие помещения санитарно-гигиеническим нормам.
- Общая характеристика помещение.
- Состояние, качество и количество одежды и обуви.
- Психическое состояние ребенка, как он ведет себя, насколько адекватно и так далее.
- Наличие в квартире отдельных помещений или зон для отдыха или занятий ребенка.