Статус независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы

Принципы антикоррупционной экспертизы

Все проекты нормативных правовых актов подвергаются антикоррупционной экспертизе.

Экспертиза нормативно-правовых актов осуществляется при соблюдении следующих принципов:

  1. Обязательность – все НПА, которые выдаются после вступления в силу ФЗ об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, подлежат исследованию и анализу для выявления и устранения коррупциогенных факторов;
  2. Оценка проводится с учетом положений других законов и актов, особенно с теми, которые имеют высшую юридическую силу;
  3. Обоснованность и аргументированность;
  4. Объективность и непредвзятость эксперта;
  5. Проверяемость сделанных выводов;
  6. Компетентность специалистов;
  7. Открытость и сотрудничество с гражданским сообществом.

Государство гарантирует и предоставляет возможность для того, чтобы представители гражданского сообщества могли провести независимую антикоррупционную экспертизу и подготовить соответствующее заключение эксперта. Для этого все принятые НПА, которые не ограничены для использования, размещаются в открытом доступе.

Коррупциогенные факторы при экспертизе нормативных правовых актов – это такие положения принимаемых НПА, которые:

  1. Определяют не обосновано широкие полномочия для должностных лиц;
  2. Устанавливают необоснованные исключения из принятых ранее правил;
  3. Содержат требования к субъектам хозяйствования и физическим лицам, выполнить которые трудно или обременительно.

Главный признак таких факторов – они создают условия для деятельности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, направленной на их злоупотребление с целью незаконного обогащения или получения неоправданных и незаконных выгод.

Проведение, сроки заключение антикоррупционной экспертизы НПА

О ее назначении и проведении размещается информация на федеральном портале проектов НПА.

Проведение экспертизы НПА возможно на двух стадиях:

  1. При его проектировании;
  2. По результатам рассмотрения его правоприменения.

О ее назначении и проведении размещается информация на федеральном портале проектов НПА. Здесь указываются даты, когда начинаются и заканчиваются приниматься заключения по результатам рассматриваемой экспертизы.

Сроки ее проведения устанавливаются разработчиком. Но они не могут быть меньше 7 дней. Заключения направляются как на бумажных носителях, так и в электронном виде на почты, указанные на федеральном портале, а также на официальном сайте разработчиков НПА.

При этом в заключениях должна быть следующая информация:

  1. Реквизиты НПА или его проекта, в отношении которого проводилось исследование;
  2. Установленные коррупциогенные факторы, а также предложения по их устранению;
  3. Реквизиты, установочные данные эксперта, его свидетельства об аккредитации.

Заключение подается на специальном формализованном бланке, который утвержден в Минюсте. Оно носит рекомендательный характер, но рассмотреть его орган, которому адресован это документ, обязан.

Срок рассмотрения строго регламентирован – 30 дней с момента получения. За этот срок заключение либо возвращается с указанием причин возврата (например, не соответствие установленной форме), либо дается мотивированный ответ. Последний не направляется, если в нем отсутствуют предложения об устранения коррупциогенных факторов, или они вовсе не указаны в документе.

Правовая экспертиза нормативных актов: антикоррупционная экспертиза.

  • Об админе

Александр Шпилёв

Администратор сайта , Экспертизы.орг

Проблемы с работой сайта? Пиши!

https://ekspertizy.org/

sasha@soft-lab.net