Принципы антикоррупционной экспертизы
Все проекты нормативных правовых актов подвергаются антикоррупционной экспертизе.
Экспертиза нормативно-правовых актов осуществляется при соблюдении следующих принципов:
- Обязательность – все НПА, которые выдаются после вступления в силу ФЗ об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, подлежат исследованию и анализу для выявления и устранения коррупциогенных факторов;
- Оценка проводится с учетом положений других законов и актов, особенно с теми, которые имеют высшую юридическую силу;
- Обоснованность и аргументированность;
- Объективность и непредвзятость эксперта;
- Проверяемость сделанных выводов;
- Компетентность специалистов;
- Открытость и сотрудничество с гражданским сообществом.
Государство гарантирует и предоставляет возможность для того, чтобы представители гражданского сообщества могли провести независимую антикоррупционную экспертизу и подготовить соответствующее заключение эксперта. Для этого все принятые НПА, которые не ограничены для использования, размещаются в открытом доступе.
Коррупциогенные факторы при экспертизе нормативных правовых актов – это такие положения принимаемых НПА, которые:
- Определяют не обосновано широкие полномочия для должностных лиц;
- Устанавливают необоснованные исключения из принятых ранее правил;
- Содержат требования к субъектам хозяйствования и физическим лицам, выполнить которые трудно или обременительно.
Главный признак таких факторов – они создают условия для деятельности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, направленной на их злоупотребление с целью незаконного обогащения или получения неоправданных и незаконных выгод.
Проведение, сроки заключение антикоррупционной экспертизы НПА
О ее назначении и проведении размещается информация на федеральном портале проектов НПА.
Проведение экспертизы НПА возможно на двух стадиях:
- При его проектировании;
- По результатам рассмотрения его правоприменения.
О ее назначении и проведении размещается информация на федеральном портале проектов НПА. Здесь указываются даты, когда начинаются и заканчиваются приниматься заключения по результатам рассматриваемой экспертизы.
Сроки ее проведения устанавливаются разработчиком. Но они не могут быть меньше 7 дней. Заключения направляются как на бумажных носителях, так и в электронном виде на почты, указанные на федеральном портале, а также на официальном сайте разработчиков НПА.
При этом в заключениях должна быть следующая информация:
- Реквизиты НПА или его проекта, в отношении которого проводилось исследование;
- Установленные коррупциогенные факторы, а также предложения по их устранению;
- Реквизиты, установочные данные эксперта, его свидетельства об аккредитации.
Заключение подается на специальном формализованном бланке, который утвержден в Минюсте. Оно носит рекомендательный характер, но рассмотреть его орган, которому адресован это документ, обязан.
Срок рассмотрения строго регламентирован – 30 дней с момента получения. За этот срок заключение либо возвращается с указанием причин возврата (например, не соответствие установленной форме), либо дается мотивированный ответ. Последний не направляется, если в нем отсутствуют предложения об устранения коррупциогенных факторов, или они вовсе не указаны в документе.
Правовая экспертиза нормативных актов: антикоррупционная экспертиза.
- Об админе
Александр Шпилёв
Администратор сайта , Экспертизы.орг
Проблемы с работой сайта? Пиши!
https://ekspertizy.org/
sasha@soft-lab.net