Фкз о конституционном суде

Правовое положение члена КС

Самостоятельны и независимы, неприкосновенны (аки депутаты ГД), могут быть привлечены к ответственности лишь с согласия большинства КС и только по представлению Генпрокурора. Который, кстати, сам член Собрания.

Будут иметь удостоверение, в целях проезда и прохода в КС, а также получение разного рода обслуживания. Всё обслуживание, естественно, за счёт бюджета. Однако, заработная плата за участие в КС полагается не всем — члены по должности (Президент, Премьер-министр иже с ними) ЗП не получат. Увы. Остальные получат зарплату как депутаты, с сохранением зарплаты «на местах». Бесплатный проезд, первоочередное заселение в гостиницы и прочие «плюшки» также предусмотрены.

Будут ещё и социально-бытовые гарантии. Тут: страхование жизни, медобслуживание на депутатском уровне, «откос» от армии и сборов.

Общие сведения

Федеральный конституционный закон №1 был принят ГосДумой РФ 24 июня 1994 года, а одобрен законопроект был 12 июля того же года. Последние поправки в 1-ФКЗ вносились 28 декабря 2016 года.

Закон состоит из 6 разделов, 15 глав и 115 статей, в которых раскрываются следующие положения:

  • понятие Конституционного суда;
  • его полномочия;
  • состав и полномочия членов суда;
  • принципы деятельности судебной инстанции;
  • требования, которые предъявляются к кандидату на должность судьи;
  • порядок назначения выбранного лица;
  • организация деятельности конституционного суда;
  • принципы его работы;
  • список дел, которые рассматриваются судебной инстанцией;
  • виды решений, принимаемые конституционным судом;
  • лица, обладающие правом обращения в судебную инстанцию.

Читайте Федеральный закон о референдуме подробнее здесь:

К полномочиям Конституционного суда относят:

  1. Разрешение спорных дел.
  2. Раскрытие дел, касающихся споров о компетенции между:
    • федеральными органами гос власти;
    • органами государственной власти и местного самоуправления;
    • высшими гос органами.
  3. Растолкование Конституции РФ.
  4. Оформление выводов о виновности Президента в измене государству или совершении тяжкого преступления.
  5. Выдвижение важных для рассмотрения вопросов.

Конституционный суд РФ состоит из 12 судей. Дела рассматриваются и при наличии двух третьей человек. Срок их полномочий не ограничен.

Принципами работы государственного аппарата являются:

  • независимость;
  • коллегиальность;
  • гласность;
  • состязательность;
  • равноправие участников дела.

Остальные положения нового ФКЗ

Далее следуют главы о том, как и каким образом будет собираться аппарат под Конституционное собрание, о структуре Собрания, его должностных лицах и органах, их полномочиях.

КС будет состоять из:

  • председателя и его заместителей (руководят всем и вся)
  • президиума (руководит процессом работы)
  • секций (для разработки или доработки проекта новой Конституции)
  • рабочих групп (координируют работу секций)
  • экспертных групп (для экспертной оценки новой Конституции)
  • редакционная комиссия (обобщает предложения по проекту)
  • счётная комиссия (следит за правильностью голосования)
  • объединения членов КС (для чего нужны — не понятно)

Деятельность КС построена на коллегиальности и гласности — можно приглашать специалистов и пускать СМИ. Однако, закрытые заседания также предусмотрены. Предусмотрен председательский стол, садиться за который всем, кроме замов, нельзя. Для остальных есть зал и типовые условия размещения.


Главный Закон Российской Федерации

Решения Конституционного Суда Российской Федерации

1
Дата Заголовок Документ
22.07.2021 по делу о проверке конституционности статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Республики Татарстан и жалобой гражданина В.В.Сторублевцева 40-П/2021
21.07.2021 по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.152 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Востокфлот» 39-П/2021
20.07.2021 (ПРОТОКОЛЬНО) ПР-8/2021
20.07.2021 (ПРОТОКОЛЬНО) ПР-7/2021
20.07.2021 (ПРОТОКОЛЬНО) ПР-6/2021
20.07.2021 (ПРОТОКОЛЬНО) ПР-5/2021
20.07.2021 (ПРОТОКОЛЬНО) ПР-4/2021
20.07.2021 (ПРОТОКОЛЬНО) ПР-3/2021
20.07.2021 (ПРОТОКОЛЬНО) ПР-2/2021
20.07.2021 (ПРОТОКОЛЬНО) ПР-1/2021
20.07.2021 по делу о проверке конституционности части шестой статьи 34 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в связи с жалобой гражданина Р.Р.Идиятдинова 38-П/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «СИБЭНЕРГОКОТЛЫ» на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 3 статьи 44, пунктами 1 и 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 4 статьи 62, пунктами 1, 2 и 5 статьи 63, подпунктом 2 пункта 51 статьи 64 и пунктом 1 статьи 641 Гражданского кодекса Российской Федерации 1677-О/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации» 1676-О/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Расчетный центр Ростова-на-Дону» на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 16 статьи 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» 1675-О/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы иностранной компании «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» на нарушение ее конституционных прав абзацами вторым – четвертым статьи 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», а также подпунктом 1 пункта 4 и пунктом 6 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» 1674-О/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калошина Евгения Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 296, пунктом 3 части 2 статьи 313, статьей 345 и частью 6 статьи 348 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 1673-О/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Торгово-Промышленный Холдинг Векта» на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации 1672-О/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЗОЛОТАЯ ВОБЛА 2» на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1, 4 и 42 статьи 13 и пункта 1 статьи 133 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 1671-О/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Северо-Западное Подворье» на нарушение его конституционных прав пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации 1670-О/2021
20.07.2021 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ГИПЕРГЛОБУС» на нарушение его конституционных прав положениями статей 375 и 3782 Налогового кодекса Российской Федерации 1669-О/2021
1

Состав Собрания

В составе будут 335 граждан РФ, из которых 10 войдут по должности, 225 будут выбраны, 100 назначат. По должности войдут Президент РФ, Председатели Госсовета, СФ РФ, ГД РФ, Правительства, Конституционного и Верховного судов, ЦИК, Генпрокурор и омбудсмен по правам человека. Указанные граждане смогут участвовать в работе КС через представителей.

Назначенными смогут стать учёные-юристы, общероссийские общественники и религиозные деятели, а также депутаты и сенаторы Парламента. Выбранными в Конституционное Собрание смогут стать любые граждане с наличествующим активным и пассивным избирательным правом. Однако, надеяться на вхождение сантехника Василия Пупкина из-под Саратова в состав КС скорее всего, не стоит.

Конституционное Собрание закрепят в отдельном законе

Появление федерального конституционного закона (далее — ФКЗ), какой бы он не был — явление редкое и всегда значительное. Коммунисты Думы выступили с инициативой — закрепить понятие «Конституционное собрание РФ» (далее — КС) в отдельном ФКЗ. Новый закон будет определять и закреплять всё необходимое, что связано с КС.

Сейчас понятие КС закреплено в Конституции (ст. 135) и имеет, согласно Основного Закона две цели. Это: подтверждение неизменности Конституции, либо же разработка проекта нового Основного Закона и принятие его.

Второй раз КС упоминается в законе о референдуме. В статье 6 указанной нормы закреплено право КС вынести проект новой Конституции на всенародное голосование. Ссылается закон о референдуме, опять же, на ст. 135 Конституции.

Более КС, его права, обязанности и особенности функционирования более нигде не упоминаются. Непорядок это, решили в КПРФ и предложили новый ФКЗ о Конституционном Собрании. Рассмотрим, что же предлагают закрепить в действующем законодательстве коммунисты.

Обзор документа

За Генеральной прокуратурой закреплены полномочия по обращению в Конституционный Суд с запросом:

— о возможности исполнения решения межгосударственного органа вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер по его исполнению, данное решение основано на положениях международного договора в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции РФ;

— о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Россию (если заявитель считает, что исполнение решения невозможно, поскольку оно противоречит основам публичного правопорядка РФ).

Закон вступает в силу со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Но вот тут интересно

Если Собрание выскажется за неизменность, все моментально разъезжаются по домам, получив за разъезды, зарплату и проч. Прекращается КС и тогда, когда его члены не смогли проголосовать за новый проект. Отклонить проект может и всенародное голосование — это тоже основание для прекращения работы Собрания. Если отклонён способ принятия новой Конституции — собрание разъезжается. Проект не принят — члены КС едут по домам. Голосование не состоялось? Расходимся.

Таким образом, предлагаемым законом установлено около десятка причин прекращения КС. Однако, никак не регламентировано число таких собраний за счёт федерального то бюджета. Можно собираться несколько раз, приходить к выводу, что Конституция неизменна и разъезжаться. Принимать проект, но отклонять одну статью и разъезжаться. И т.д. и т.п. — долгая и тяжёлая работа. Но это крайний случай, конечно же, возможный только в сказочном государстве.

Обсудить Конституционное Собрание и подготовленный для него закон можно , но нужна авторизация на Яндекс.

Ещё по теме:

  • Депутаты от КПРФ ратуют за научно-технический прогресс
  • Коммунисты обнаружили, где взять денег для Пенсионного фонда
  • Подготовлен закон о национализации имущества

Последние поправки

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» был отредактирован 28 декабря 2016 года. Поправки были внесены в следующие статьи:

Статья 75

Согласно новой редакции заявитель указывает на повторное рассмотрение дела, если было признано, что решение не соответствует законодательным требованиям.

Ст 79

Ч 4 статьи 79 была дополнена информацией о нормативном акте, который соответствует Конституции РФ.

Часть 5 была изложена в новой редакции. В ст описывается порядок вступления в силу постановления судебной инстанции.

Ознакомьтесь также с последними нововведениями в ФЗ №79 здесь:

Статья 103 1-ФКЗ

Согласно новой редакции до момента вынесения основного решения производства по делу приостанавливается.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 103. Ссылка тут:

В законе есть ряд статей, в которые не вносились поправки, но их необходимо указать:

Статья 8

В положениях ст 8 перечислены требования к кандидату на должность судьи:

  1. Возраст гражданина на момент отбора должен достигать 40.
  2. Его репутация должна быть безупречной.
  3. Наличие высшего юридического образования.
  4. Опыт работы в данной сфере должен составлять минимально 15 лет.
  5. Наличие высокой квалификации в области права.

Ст 9 

В статье 9 закона обозначен порядок назначения кандидатов на должность судьи конституционного суда:

  1. Кандидаты выдвигаются Президенту РФ депутатами ГосДумы и Совета Федерации.
  2. После его одобрения кандидатуры должны быть рассмотрены в течение 14 дней.
  3. Каждый отобранный кандидат назначается на должность в индивидуальном порядке в ходе проведения секретного голосования. Отбор проходит гражданин, набравший наибольшее количество голосов.

Статья 12

В положениях ст 12 обозначено, что максимальный срок полномочий назначенного судьи составляет 70 лет. Уполномоченное лицо судебной инстанции вправе приступить к исполнению своих должностных обязанностей с момента принятия присяги. Подробнее о судебной системе тут:

Ст 15 Федерального закона о конституционном суде

Согласно законодательному акту судья обладает неприкосновенностью. Уполномоченное судом лицо не может быть приговорено к ответственности за мнение, которое он выразил в ходе рассмотрения дела.

В случае, если оно нарушит положения настоящего закона, то:

  • ему будет сделано предупреждение;
  • будут прекращены его полномочия.

Статья 17

В положениях ст 17 перечислены случаи, при которых полномочия судей приостанавливаются:

  1. В отношении должностных лиц возбуждено уголовное дело или они привлечены к процессу в качестве свидетелей.
  2. Судья не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Лицо, чьи обязанности были приостановлены не вправе:

  • принимать участие в общих заседаниях Конституционного суда;
  • требовать от граждан предоставления официальных бумаг;
  • направлять бумаги в гос органы.

Ст 18 1-ФКЗ

В положениях ст 18 перечислены основания, на которых полномочия судей прекращаются:

  1. В процессе его назначения были допущены грубые ошибки.
  2. Возраст уполномоченного служащего достиг предела.
  3. На основании личного заявления.
  4. Судья утратил гражданство РФ.
  5. В законную силу вступило законное решение о причастности судьи к уголовному делу.
  6. В связи с совершением уполномоченного лица незаконных поступков.
  7. Признание его без вести пропавшим или умершим.
  8. В связи со смертью.

Также полномочия судьи прекращаются в связи с его недеепособностью или из-за ухудшения здоровья.

Глава 4 включает в себя принципы судопроизводства, к которым относятся:

  • независимость;
  • коллегиальность;
  • гласность;
  • устность;
  • непрерывность процесса заседания;
  • равноправие участников и сознательность их поступков.

Ст 79 закона о конституционном суде РФ

Решение, принятое Конституционной судебной инстанцией окончательное и обжалованию не подлежит. Оно вступает в силу незамедлительно после вынесения. Его решение действует без подтверждения других государственных органов.

Постановление Совета Федерации

Будет содержать в себе: дату созыва, место, где будет работать КС, точная численность призываемых в Собрание, а также призыв организациям начать подбирать кандидатов. Кроме того, там будет предложение главе государства определиться с финансированием работы Собрания. Постановление после его принятия должно попасть во все СМИ, печатные и непечатные, государственные или нет.

Подготовкой и организацией работы КС займётся специальный оргкомитет. Состоять он будет из пяти фигур — главы государства и правительства, председателей СФ и ГД ФС РФ, а также председателя Конституционного Суда. Работать начать придётся сразу после принятия постановления Совфеда. Для финансирования КС будет изменяться бюджет на следующий год, так то.