Статья 27 тк рф. формы социального партнерства

Ответственность сторон

Нарушение условий СП предполагает следующую административную ответственность:

  • Штраф в размере 1000-3000 руб. за уклонение от переговоров, касающихся заключения или дополнения коллективного соглашения (согласно 5.28 КоАП).
  • 1000-3000 руб. за то, что работодатель или его представители скрывают или не предоставляют в срок информацию, нужную для ведения переговоров и составления соглашения (согласно 5.29 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за отказ без уважительных причин от заключения коллективного соглашения (5.30 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за невыполнение пунктов договора (5.31 КоАП).
  • 1000-3000 руб. от уклонения от примирительных мероприятий в случае возникновения конфликта (5.32 КоАП).
  • 2000-4000 руб. за нарушение соглашений, заключенных в ходе примирения сторон (5.33 КоАП).

ВАЖНО! Если работодатель нарушает положения коллективного договора, игнорирует необходимость примирения, трудящиеся вправе организовать забастовку

Почему социальную проблему можно рассматривать как объект социального партнерства?

Как было отмечено выше, социальная проблема является объектом, вокруг которой формируется социальное партнерство, но ее выявления и осознания всеми субъектами не достаточно для возникновения социального партнерства — необходимо не только разделение интересов каждого из возможных партнеров, четкое определение значимости социальной проблемы для каждой стороны, оценка собственных возможностей по решению проблемы, формулирование целей и задач дальнейшей совместной деятельности, а также выработка четких правил действий в процессе сотрудничества и в результате возможные прогнозы ожидаемых эффектов.

Таким образом, партнерство это не только конструктивное сотрудничество между тремя секторами на общественной арене, оно также включает развитие проектной культуры, как сферы для разделения задач и ответственности между партнерами, и именно партнерство способствует расширению поиска новых, альтернативных вариантов решения социальных проблем в который партнеры вовлекают друг друга. Как результат, данное взаимодействие совместными усилиями пытается решить такие социальные проблемы как оказание помощи целевым группам социальной работы, снижение или устранение загрязнения окружающей среды; сохранение культурного и исторического наследия и т.п.

Стороны социального партнёрства

Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:

  • Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
  • Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.

Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.

Ярлыки

  • аттестация персонала
    (2)
  • безвизовые иностранцы
    (5)
  • безработица
    (8)
  • Бюллетень «Судебная практика по трудовым спорам»
    (2)
  • Верховный Суд РФ
    (1)
  • военнослужащие
    (1)
  • вредные условия труда
    (1)
  • выплаты при увольнении
    (6)
  • дисциплинапная ответственность судьи
    (1)
  • Дисциплинарное судебное присутствие
    (1)
  • должностные инструкции
    (1)
  • дополнительные условия трудового договора
    (3)
  • задержка заработной платы
    (1)
  • заработная плата
    (4)
  • защита трудовых прав
    (35)
  • защита чести достоинства и деловой репутации
    (4)
  • звание «Ветеран труда»
    (1)
  • изменение существенных условий труда
    (4)
  • изучаем гражданское право
    (6)
  • изучаем трудовое право
    (11)
  • инвалиды
    (2)
  • иностранцы
    (3)
  • искусство самозащиты
    (4)
  • истории из жизни
    (3)
  • компенсация за неиспользованый отпуск
    (3)
  • компенсация за несоблюдение сроков судопроизводства
    (1)
  • консультации по трудовому праву
    (20)
  • конфликты на работе
    (5)
  • материальная ответственность
    (4)
  • материальная ответственность главного бухгалтера
    (2)
  • мое творчество
    (2)
  • Моральный вред
    (2)
  • Мосгорсуд
    (1)
  • мотивация персонала
    (1)
  • МРОТ
    (1)
  • невыплата заработной платы
    (2)
  • незаконное увольнение
    (1)
  • новое в законодательстве
    (30)
  • новости
    (2)
  • Нормативно-правовые акты
    (13)
  • образцы исковых заявлений
    (11)
  • оплата труда
    (1)
  • отказ в прием на работу
    (2)
  • отпуск
    (5)
  • отпуск по уходу за ребенком
    (3)
  • охрана труда
    (3)
  • ошибки в документах
    (2)
  • ошибки работника
    (6)
  • ошибки работодателя
    (1)
  • педагогические работники
    (1)
  • перевод работника
    (1)
  • передача должности
    (1)
  • перемещение работника
    (1)
  • поиск работы
    (2)
  • порядок исчисления нормы рабочего времени
    (1)
  • пособие по временной нетрудоспособности
    (1)
  • пособия
    (4)
  • пособия по беременности и родам
    (4)
  • постановления ВАС РФ
    (1)
  • правоохранительные органы
    (1)
  • предпринимательство
    (1)
  • премии
    (1)
  • проверка организации
    (1)
  • проверка трудовой инспекции
    (1)
  • прогул
    (2)
  • прожиточный минимум
    (4)
  • простой
    (1)
  • профсоюз
    (1)
  • работодателю на заметку
    (17)
  • разъяснения ВС РФ
    (2)
  • самореализация
    (1)
  • Северная надбавка
    (1)
  • собственный бизнес
    (2)
  • соглашение сторон
    (2)
  • сокращение штата
    (6)
  • соцзащита
    (4)
  • срок исковой давности
    (1)
  • срочный трудовой договор
    (2)
  • статьи
    (1)
  • статьи по трудовому праву
    (1)
  • субсидии
    (2)
  • суд
    (2)
  • судебная практика
    (2)
  • судебная практика по гражданским делам
    (5)
  • судебная практика по трудовым спорам
    (66)
  • судебный прецедент
    (2)
  • текучесть кадров
    (1)
  • теневые трудовые отношения
    (3)
  • трудовая книжка
    (4)
  • трудовой договор
    (7)
  • трудовой договор с иностранцем
    (1)
  • трудовые отношения
    (11)
  • трудоустройство
    (3)
  • увольнение
    (22)
  • увольнение за появление в состоянии алкогольного опьянения
    (4)
  • увольнение после декретного отпуска
    (1)
  • удлиненные отпуска
    (1)
  • Федеральная служба по труду и занятости
    (1)
  • ФСС
    (4)
  • хамство на работе
    (1)
  • центр занятости
    (5)
  • штраф за нарушение законодательства
    (4)
  • электронное правосудие
    (1)

Коллективный характер соцпартнерства

Взаимоотношения соцпартнерства носят на себе коллективный характер, в их основании лежит коллективная заинтересованность обеих сторон. Такой коллективный характер соцпартнерства оказывает влияние в трех аспектах: по наличию обоюдного интереса всех принимающих участие субъектов в области применения наемной работы; наличия в обороте общественных взаимоотношений в данной области; коллективной системе и структуре обеих сторон соцпартнерства.

За многие годы опыт множества стран по всему лицу земли неоспоримо доказывает, что проблемы экономики, равно как и общественной жизни, включая и сферу применения наемной работы, решаются самым выгодным и оптимальным образом, если приходит в действие система ориентации не на конфронтацию, а наоборот, на  достижение социального согласия.

Когда достигается социальное согласие, то это, в свою очередь, служит обобщению согласования всех интересов разнообразных общественных групп. Основой и внутренним стержнем соцпартнерства является принцип взаимовыгодного сотрудничества между непосредственно работодателями и нанимаемыми рабочими. Этот принцип вступает в действие в виде проведения переговоров, заключаемых коллективным договоров и соглашениями, и еще в ходе согласования проектов любых нормативно-правовых актов, советов в процессе принятия решений соцпартнерами на всех доступных уровнях.

Основным предметом социального партнерства выступают общие отношения между соцпартнерами, вытекающие из:

  • принятия участия трудовых коллективов в составе правил касательно условий работы;
  • из участия в управлении того предприятия, на котором они работают;
  • заключения. равно как и выполнение общих договоров и соглашений на отраслевом, региональном и национальном уровнях;
  • касательно работы профсоюзов, а также любых других представительных органов рабочего состава в социально-трудовых отношениях;
  • касательно образования и работы общих объединений работодателей;
  • из решения отдельных и общих рабочих споров.

К области социального партнерства относят:

  • достижение общего консенсуса по моментам обеспечения занятости,
  • создание вспомогательных рабочих мест,
  • компаний оплачиваемых общественные работа,
  • гарантия защиты населения от угрозы безработицы,
  • применение наемной работы с гарантией следования технике безопасности,
  • требования из общества здравоохранения рабочих в ходе выполнения работы,
  • оплаты стоимости труда и гарантия обеспечения воспроизводящей, равно как и стимулирующей функций зарплаты,
  • права самих рабочих на получение заработной платы вовремя,
  • гарантия обеспечения нормального графика работы, равно как и отдыха,
  • обеспечение права рабочих на принятие участия в регулировании работы на всем предприятии,
  • в грамотном распределении дохода для гарантии качества соцдеятельности предприятия,
  • в определении соцстандартов и определении их минимальных границ,
  • в учреждении порядка проведения общественных переговоров, решении об коллективных трудовых споров и другое тому подобное.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Что такое социальное партнерство?

Становление системы социального партнерства как одной из формы реализации социальной политики достаточно длительный и сложный процесс. Как механизм регулирования взаимоотношений социальное партнерство получило развитие в середине XX века в ряде европейских стран. Многие европейские государства методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию целостной системы социального партнерства, как формы цивилизованных общественных отношений, обеспечивающих согласование и защиту интересов различных участников партнерства посредством достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития в рамках правового поля. На сегодняшний день наиболее развитая система социального партнерства характерна для таких стран как Германия, Австрия, Швеция.

В научных изданиях термин «социальное партнерство» определяется неоднозначно и прежде всего по причине того, что политика социального партнерства не ограничивается только лишь сферой экономических или социально-трудовых отношений. В ее разработке и реализации принимают участие общественные объединения, органы государственного управления и местного самоуправления, коммерческие организации. Объекты социального партнерства это реальное социально-экономическое положение различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений.

В основе социального партнерства лежит заинтересованность каждой из трех взаимодействующих сторон в поиске путей решения актуальных социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении этих важных проблем, решение которых по одиночке неэффективно; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач; децентрализация решений, отсутствие государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов; правовая обоснованность кооперации, предоставляющая выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.

Комментарий к Ст. 27 ТК РФ

1. В настоящей статье приведен перечень основных форм социального партнерства (коллективные переговоры, взаимные консультации, участие работников и их представителей в управлении организацией, в разрешении трудовых споров).

2. Указанный выше перечень не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с законодательством РФ на практике применяются и иные формы социального партнерства: создание на паритетных началах различных координационных органов (комиссий, комитетов), обмен информацией, привлечение профсоюзов к решению вопросов о социально-трудовых правах работников и т.д.

Связь социального партнерства и рабочего права

В общем понимании предмет соцпартнерства более обширен по своему смыслу, чем предмет коллективного трудового права. Последний, в свою очередь  изменяется лишь в согласии с коллективными взаимоотношениями, по поводу осуществления работы, а предметом соцпартнерства могут выступать как обозначенные нами вопросы, так и взаимоотношения, которые находятся за пределами их границ, например, сюда можно отнести сферу соцобеспечения, здравоохранения и другое подобное этому.

Авторитетный профессор И.Я. Киселев дает определение правовым рамкам соцпартнерства и характеризует его как комплекс определенных правовых норм, которые управляют статусом и правами профсоюзов, равно как и организаций предпринимателей, их общее сотрудничество на отдельных предприятиях и даже вне них; такие коллективные договоры, стоит особо отметить ту их часть, в которой они оказывают огромное и масштабное содействие смягчению любых трудовых конфликтов (а именно обязанность соц мира во время действия договора или соглашения); решение общих рабочих споров в первую очередь с помощью переговоров и в конце концов, достижение взаимовыгодных компромиссов на базе двустороннего и даже трехстороннего сотрудничества между собой.

По мнению многих уважаемых руководителей управления Федерации Профсоюзов касательно вопросов оказания должной защиты любых экономических интересов рабочих, “объектом соцпартнерства являются все вопросы социально-экономической и рабочей области, потому как невозможно вместить в единую или в несколько отдельных статей все актуальные жизненные направления, в следствии которых заключаются договора соцпартнерами; в законодательстве не найти полного перечня социально-трудовых взаимоотношений, кроме отдельных рабочих отношений, в то время как к социально-трудовым также можно смело отнести отношения занятости, соцстрахования, соцобеспечения, здравоохранения, образования, гарантию жильем, стабильность на рынке работы, ценообразование на рынке спроса”.

Если обобщить итоговое понимание, то предметом соцпартнерства может выступать абсолютно любой вопрос по социально-экономическому содержанию в общественной жизни граждан, касательно которого соцпартнеры полагают за свой долг, достичь согласия. С противоположной стороны, стандарты о соцпартнерстве своей частью, которые координируют сферу применения работы, они в совокупности составляют институт общего рабочего права. Таким образом, соцпартнерство можно рассматривать как основной принцип работы и функционирования субъектов общих рабочих отношений, а также как правовой институт. Соцпартнерство, если рассматривать его как правовой институт – это общее положение норм, которые определяют взаимоотношения между соцпартнерами, то есть рабочими коллективами наемных рабочих и их прямыми представителями (профсоюзами, а также разными другими представителями) между работодателями и их личными представителями. Еще существуют также случаи взаимодействий между объединениями определенных субъектов касательно координирования рабочих и социально-экономических взаимоотношений в области применения наемной работы и решении вопросов общих рабочих споров и разногласий.

Социальное партнерство в разных странах мира

В ряде стран с довольно развитой рыночной экономикой социальное партнерство существенно отражается на социально-трудовых отношениях. Это происходит даже не взирая на тот факт, что его модели в ряде стран существенно отличается организационно-правовым механизмом. На сегодняшний день известны две основные модели соцпартнерства. А именно: трипартизм и бипартизм. В списке странах, где основная роль государства в управлении трудовыми отношениями, сравнительно невелика, а это такие страны как США, Канада, Великобритания, активно практикуется двустороннее взаимодействие между объединениями предпринимателей и целыми организациями трудящихся. Государство вправе целиком и полностью выступать в такой соцмодели в качестве арбитра или, иначе говоря – посредника, в случке возникновения соцконфликтов. Наиболее распространенный трипартизм – то есть трехстороннее сотрудничество – наблюдается во Франции, ФРГ, Швеции, Австрии. При этом государство играет самую что ни на есть активную роль, выступая в качестве соцпартнера.

Исключительно во всех странах Центральной, равно как и в Восточной Европы, начиная с конца 80-х годов, повсеместно наблюдается коренное и регулярное обновление трудового законодательства. Самыми первыми плодами данной работы были принятия законов о:

  • о забастовках и митингах;
  • перемены в законодательстве касательно профсоюзов;
  • внесение изменений к Трудовому кодексу в Венгрии;
  • закон о общих, коллективных переговорах на территории бывшей Чехословакии;
  • о профсоюзах и решении различных трудовых конфликтов в Польши;
  • румынские законы о коллективных договорах, различных трудовых конфликтах и профсоюзах за 1991 год;
  • правки к Трудовому кодексу Болгарии.

Подобные перемены уже не впервые в истории были предметами трехсторонних консультаций. В литературе ранее уже отмечалось, что в посттоталитарных государствах,  действие и введение соцпартнерства происходит “сверху”, а не “снизу”, при это решающая роль отводиться государству.

Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
 

Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Комментарий 2

Среди форм социального партнерства, предусмотренных в статье 27 ТК, указаны прежде всего коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение, которые в наибольшей степени обеспечивают взаимодействие его сторон, содействуя наиболее полному согласованию интересов сторон договорного регулирования. Механизм реализации этой формы социального партнерства раскрывается в гл. 5 — 7 разд. II, ст. ст. 35 — 51 ТК (см. указанные статьи и коммент. к ним).

Социальное партнерство осуществляется также в форме взаимных консультаций (переговоров) по вопросам коллективно-договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Такие консультации осуществляются на всех уровнях системы социального партнерства.

Успешное их проведение организационно обеспечивается созданием по решению сторон на всех уровнях комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которых входят полномочные представители от каждой стороны. Представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления входят в состав комиссий в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством или соглашением сторон.

Так, например, в задачи Российской трехсторонней комиссии, формируемой и осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», входит не только ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения (см. коммент. к статье 35), но и осуществление консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.

Консультации на уровне организации проводятся в процессе участия работников в управлении организацией.

Отдельной формой социального партнерства рассматривается участие работников, их представителей в управлении организацией, основные виды которого предусмотрены в статье 53 ТК (см. подробнее коммент. к статье ст. 52, 53).

Законодательно выделена и такая форма социального партнерства, как участие представителей работников и работодателей в раз-решении трудовых споров.

В соответствии со ст. 384 ТК комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников (представительного органа ра-ботников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного их числа. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в 10-дневный срок направить своих представителей в комиссию, в которой может рассматриваться большинство индивидуальных трудовых споров.

Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры, т.е. они рассматриваются: а) примири-тельной комиссией; б) с участием посредника и (или) в) в трудовом арбитраже (см. ст. 398 ТК и коммент. к ней), организация и деятельность которых базируются на принципах сотрудничества сторон социального партнерства. Постановлениями Минтруда России от

14.08.2002 № 57 и 59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией и Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже , в которых урегулированы многие процедурные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения коллективного трудового спора.

——————————— Бюллетень Минтруда России. 2002. №

8.