Оглавление
Комментарий к Ст. 73 КРФ
Формулировка комментируемой статьи об обладании субъектами Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Федерации и полномочий по предметам совместного ведения с субъектами провозглашает презумпцию их полномочий, компетенции их органов государственной власти в тех областях, которые составляют их собственный, исключительный предмет регулирования, управления, организации и принятия решений. Подобный метод определения полномочий и предметов ведения субъектов Федерации предполагает установление ими в своих конституциях, уставах, законах и иных нормативных правовых актах своих полномочий, компетенции органов власти и т.д. Это позволяет не устанавливать закрытые, исчерпывающие перечни, открывает простор для самостоятельности в реализации государственной власти на территории субъекта, разумеется, в соответствии с основами конституционного строя, с учетом верховенства Конституции и приоритета федеральных законов, их действия в случае противоречия им законов и иных правовых актов субъекта Федерации.
Конституционный Суд в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации» указал, что признанием содержащихся в Конституции Республики Алтай положений о ее суверенитете не соответствующими Конституции не затрагивается вся полнота власти, которой она обладает в силу ст. 5 (ч. 3), 73 и 76 (ч. 4) Конституции РФ. По смыслу ст. 73 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 3-5, 11, 71, 72 и 76, вся полнота государственной власти республики как субъекта Федерации в указанных пределах не означает, что такую власть она осуществляет в качестве суверенного государства, поскольку соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления республик, а из Конституции РФ как высшего акта суверенной власти многонационального народа России (СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728).
Наконец, при раскрытии смысла и значения положений рассматриваемой статьи, ее терминологии необходимо исходить из того, что разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется как самой Конституцией, федеральными законами, так и договорами (см. комм. к ст. 11). Последние, однако, не могут сузить или расширить пределы ведения субъектов, отражают договорную сферу федеративных отношений, наличие асимметричности в федеративном устройстве и фактической «разностатусности» субъектов при общем для всех конституционно-правовом статусе равноправных субъектов Федерации
Важно, чтобы сочетание всех этих свойств, начал федерализма, их соотношение способствовали как развитию Федерации, так и устранению деструктивных моментов, нарушающих единство, целостность и другие фундаментальные основы конституционного строя России
Пример № 3
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ |
A) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации B) установление правовых основ единого рынка Г) установление общих принципов организации системы органов Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники |
1) ведение РФ
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
[править] Президент РФ как гарант конституции
Гарант конституции о 38 снайперах
По сообщению информационного агентства ИТАР ТАСС, гарантом конституции назвал сам себя первый президент России Борис Ельцин 16 июля 1992 года. В этот день ИТАР ТАСС со ссылкой на пресс-службу президента передало следующее сообщение, впоследствии цитированное в прессе:
В дальнейшем стало считаться в российской прессе и учебниках российского права, что функцию гаранта конституции за президентом РФ закрепила Конституция России от 12 декабря 1993 года. Это прямо записано в ней в главе 4, статье 80, пункте 2:
Юристы В. О. Лучин, А. В. Мазуров в своей статье «Президент — гарант Конституции» упоминают со ссылкой на бывшего Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. А. Филатова, что Борис Ельцин 8 ноября 1993 года, при сдаче ему готового проекта Конституции своей рукой внёс несколько последних поправок, в том числе и о статусе президента.
Само выражение «гарант конституции» стало употребляться в прессе как синоним для обозначения Президента РФ.
Понятие «гарант Конституции» действовавшие до 1993 года союзные и российские конституции не использовали, как не используют его конституции большинства европейских государств и США.
[править] Литература
Навигация по темам | ||||||||||
Политические выражения 1990-х Фразеологизмы |
||||||||||
|