Закон о государственной защите потерпевших, свидетелей

Оглавление

Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите

Государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат:

1) судьи, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

6) сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие органов внутренних дел Российской Федерации;

6.1) сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

6.2) утратил силу. — Федеральный закон от 01.07.2021 N 288-ФЗ;

6.3) военнослужащие, сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие войск национальной гвардии Российской Федерации;

6.4) утратил силу. — Федеральный закон от 01.07.2021 N 288-ФЗ;

6.5) военнослужащие и федеральные государственные гражданские служащие Вооруженных Сил Российской Федерации;

6.6) сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации;

6.7) сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащие спасательных воинских формирований и федеральные государственные гражданские служащие федерального органа исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;

7) сотрудники органов федеральной службы безопасности;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

8.1) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

8.2) сотрудники Следственного комитета Российской Федерации;

9) сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие органов принудительного исполнения Российской Федерации;

10) работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

11) сотрудники органов государственной охраны;

12) работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

13) близкие лиц, перечисленных в пунктах 1 — 12 части первой настоящей статьи;

14) граждане Российской Федерации, уволенные со службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, в отношении которых осуществлялась государственная защита в соответствии с настоящим Федеральным законом при наличии сохраняющейся угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц.

Перечисленные в части первой настоящей статьи лица, в отношении которых в установленном порядке применяются меры государственной защиты, далее именуются «защищаемые лица».

Процессуально-правовой статус лиц, подлежащих государственной защите

При определении круга лиц, подвергающихся посткриминальному воздействию, необходимо учитывать, что посягательства на них осуществляются в основном с целями воспрепятствовать началу их содействия правосудию, принудить к прекращению содействия, из мести за оказанное (оконченное) содействие1. Соответственно, причинами посягательств являются: намерение и даже потенциальная способность лица содействовать правосудию, осуществляемое содействие и оказанное содействие. Именно данные факторы, а не наличие у лица собственно того или иного уголовно-процессуального статуса, являются причиной посткриминального воздействия.

Содействием уголовному правосудию является: 1) сообщение в правоохранительные и судебные органы о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении в виде заявлений (в том числе анонимных) об указанных деяниях; дача объяснений в ходе оперативно-розыскной деятельности; 2) задержание гражданами лиц, совершивших преступления, для доставления их органам власти и пресечения возможности совершения ими новых преступлений; 3) участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; 4) дача объяснений и показаний в ходе уголовного судопроизводства; 5) осуществление уголовно-процессуальных функций защиты, уголовного преследования (обвинения), поддержания гражданского иска и зашиты от него; 6) деятельность лиц, привлекаемых в качестве переводчиков, понятых, специалистов и экспертов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (то есть осуществление вспомогательной или удостоверительной функции)

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей к лицам, на которых распространяется государственная защита, относятся следующие участники судопроизводства: — потерпевший; — свидетель; — частный обвинитель; — подозреваемый; — обвиняемый; — подсудимый; — их защитники и законные представители; — осужденный; — оправданный; — а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; — эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; — гражданский истец, гражданский ответчик; — законный представитель, представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Как видно, в перечень лиц, подлежащих государственной защите, не включены лица, осуществляющие уголовное судопроизводство. Эти лица могут быть защищены на основе положений двух федеральных законов: «О по лиции» и «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

Наиболее часто посткриминальному воздействию подвергаются потерпевшие и свидетели-очевидцы преступных деяний3, включая несовершеннолетних, престарелых и инвалидов4. Известны случаи даже убийств пожилых людей и малолетних, оказавшихся очевидцами преступлений5. Характерны данные, приведенные Е.А. Галактионовым по трем масштабным уголовным делам: 98% из 398 свидетелей принуждались к даче ложных показаний; при этом принуждение выражалось в угрозе насилием самим свидетелям в 75 случаях (19%), а в отношении их близких — в 102 случаях (26 %)6.

Потерпевшие и свидетели чаще подвергаются посткриминальному воздействию, так как от их показаний зависит успешность уголовного преследования обвиняемого. Эту мысль хорошо иллюстрирует высказывание Г.П. Минеевой: «Свидетели и потерпевшие — основные источники доказательств при проведении дознания, предварительного следствия, при рассмотрении уголовных дел судами. В связи с этим общественно опасные посягательства на свидетелей и потерпевших, совершаемые с целью исключить возможность оказания содействия правоохранительным органам либо отомстить за такое содействие, заслуживают особого внимания. И, следовательно, данные лица нуждаются в особой защите, как со стороны законодательства, так и со стороны правоохранительных органов»

В любое время

— Откуда обычный человек, попавший в ситуацию, когда ему нужна защита, может получить нужную информацию?

— Сотрудники нашего подразделения разработали специальную памятку о возможностях и порядке государственной защиты. Ее можно найти на официальном сайте любого регионального УМВД.

— Как и когда можно получить эту помощь?

— Пострадавшие, свидетели и обвиняемые вправе обратиться за госзащитой в любой момент: и на этапе следствия, и уже во время суда. Если поступают угрозы жизни, здоровью и сохранности имущества участника уголовного процесса, или человека, ставшего очевидцем преступления (или близких им людей), и эти угрозы люди воспринимают как реальные, они имеют полное право заявить об этом в правоохранительные органы.

Следователь, судья или руководитель органа дознания, проверив обоснованность такого заявления, в течение трёх суток выносит постановление либо о применении мер госзащиты к этим людям, либо об отказе в их применении.

Число защищаемых растёт из года в год

Что важно – это говорит о росте доверия граждан к правоохранительным органам в целом и институту государственной защиты в частности, а также повышению гражданской позиции в обществе

По словам Олега Иванова, защита свидетелей — редкий случай, когда все почти как в кино. Кадр из фильма «Телохранитель», 1992 год Фото: Кадр из фильма

Естественный отбор

— Наверняка личные качества защитника играют не меньшую роль, чем его профессиональные навыки. Кого берёте к себе на службу?

— Требования по отбору кандидатов у нас, действительно, высокие. Нашим сотрудникам необходим специфический набор качеств и профессиональных навыков. Они должны уметь не просто охранять своих подопечных, но и обладать нестандартным мышлением, квалификацией социальных работников, переговорщиков и даже психологов-консультантов. Нам удалось существенно изменить подход к комплектованию. Мы осуществляем не набор, а именно отбор кандидатов на замещение вакантных должностей. В результате к нам на службу поступают настоящие профессионалы своего дела.

С самого начала к нам приходили сотрудники органов внутренних дел с опытом работы в подразделении по борьбе с организованной преступностью или оперативники уголовного розыска. Это было обусловлено тем, что госзащита связана не только с непосредственным обеспечением безопасности защищаемых лиц, но и с проведением всего комплекса предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятий. Этой традиции придерживаемся до сих пор.

Описание ФЗ 119 о государственной защите

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят участниками Государственной Думы 31 июля 2004 года, а Совет Федерации одобрил его 8 августа. Настоящий нормативно-правовой документ регламентирует систему мер общегосударственной защиты пострадавших, свидетелей и других участников уголовно-наказуемого судопроизводства. В данную систему входит мера безопасности и мера общественной охраны соответствующих лиц, а также устанавливаются главные причины и последующий порядок их применения.

Закон о защите свидетелей в России определяет 3 основных вида правового статуса свидетеля:

  • конституционный статус. Является общим для всех свидетелей Российской Федерации, так как всем субъектам предоставляются одинаковые права и свободы, которые обеспечивает Конституция России;
  • общеправовой статус. В этом случае, права и свободы, которыми наделяется лицо, носят общеотраслевой характер и отражают особенности положения отдельных категорий лиц. Обозначается как уголовно-процессуальный статус соучастника уголовного судопроизводства;
  • индивидуальный статус. Устанавливаются права конкретного лица, выступающего в том или ином качестве.

В настоящем Федеральном законе происходит фактическая совокупность 2 статусов: общеправового и индивидуального. Это объясняется тем, что свидетель не может быть вовлечен в орбиту уголовного судопроизводства и при этом не обладать статусом индивидуального участника.

Структура процессуально-правового статуса свидетеля включает следующие элементы:

  • законодательные нормы и требования, регламентирующие статус свидетеля;
  • способность и дееспособность;
  • права и обязанности;
  • законодательные интересы;
  • юридическую ответственность;
  • обеспечение прав, свобод и законных интересов.

Юридический статус свидетеля в уголовном судопроизводстве состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов в виде его правомочий и интересов, а также обязательств и ответственность за их недовыполнение. В начале 2017 года, документ претерпел некоторые изменения и доработки, которые направлены на совершенствование порядка исполнения общегосударственной охраны свидетелей, потерпевших и других участников данного процесса.

Скачать

Содержание ФЗ о государственной защите потерпевших состоит из преамбулы, 7 глав и 29 статей.

Глава 1. Основные положения Федерального закона. Включает статьи с 1 по 5, которые рассматривают:

  • общегосударственную защиту пострадавших, свидетелей и других участников процесса;
  • список лиц, которые подлежат государственной защите;
  • список служб, обеспечивающих соответствующую охрану свидетелей;
  • правила исполнения защиты;
  • законодательную основу.

Глава 2. Виды общегосударственной защиты (ст 6-15). Данный раздел устанавливает:

  • меры безопасности;
  • личную охрану, включая охрану имущества;
  • обеспечение специальными средствами индивидуальной охраны;
  • конфиденциальность информации относительно защищаемого лица;
  • предоставление другого места жительства, а также замена документации и изменение внешности;
  • изменение места работы;
  • гарантирование безопасности военнослужащего;
  • обеспечение безопасности лицу, которое находится в местах отбывания наказания;
  • меры общественной поддержки.

Глава 3. Основания и процесс исполнения общегосударственной защиты (статьи 16-22). Регламентирует:

  • причины применения мер безопасности;
  • причины использования общественной поддержки;
  • порядок исполнения мер безопасности;
  • процедуру исполнения общественной поддержки;
  • отказ от мер безопасности;
  • конфиденциальность исполнения соответствующей охраны;
  • ответственность за неисполнение решений об осуществлении общегосударственной защиты.

Глава 4. Полномочия и обязательства защищаемых лиц и служб:

  • статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц;
  • статья 24. Полномочия и обязанность служб.

Глава 5. Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона:

  • ст 25. Ответственность государственного служащего;
  • ст 26. Ответственность за разглашение конфиденциальных сведений;
  • ст 27. Ответственность защищаемого лица.

Глава 6. Финансовое и материально-промышленное обеспечение гос защиты (статьи 28);

Глава 7. Заключительные положения закона (ст 29).

Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

Закон о защите свидетелей предусматривает следующие меры безопасности в отношении участников уголовного процесса (ст.6):

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

  • личная охрана, охрана жилища и имущества;
  • выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  • обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • переселение на другое место жительства;
  • замена документов;
  • изменение внешности;
  • изменение места работы (службы) или учебы;
  • временное помещение в безопасное место;
  • перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в месте отбывания наказания).

Кроме того, защита свидетелей и защита потерпевшего предполагает обязанность органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, применять меры безопасности, предусмотренные УПК РФ.

  1. В случае необходимости обеспечить защиту потерпевшего, свидетеля их представителей или близких родственников, родственников и других близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют указанные лица не приводить данные об их личности. В этом случае следователь (с согласия руководителя следственного органа) должен вынести постановление, в котором изложить причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указать псевдоним участника следственного действия и привести образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий (ч. 9 ст. 166 УПК РФ)
  2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля либо иных участников уголовного судопроизводства, их родственников и близких лиц контроль и запись их телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения (ч. 2 ст.186 УПК РФ).
  3. В целях защиты потерпевшего и свидетеля, участвующих в качестве опознающих лиц в предъявлении для опознания подозреваемого или обвиняемого, данное следственное действие проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст.193). Правда, закон ничего не говорит о том, где должен при этом находиться защитник подозреваемого (обвиняемого) — там, где находится его подзащитный, или в помещении, где находится следователь и опознающее лицо. Это вопрос имеет существенное значение в плане разрешения противоречий между правом подозреваемого (обвиняемого) на защиту и правом опознающего на обеспечение его безопасности. С одной стороны, защитник указанных лиц с целью пресечения возможного нарушения требований, предъявляемых к проведению данного следственного действия, должен находиться там, где находятся следователь и опознающий. С другой стороны, в этом случае имеет место риск раскрытия сведений об опознающем лице перед защитником.
  4. Защита свидетелей предполагает также, что при необходимости обеспечения их безопасности, а также безопасности их родственников и близких лиц, суд проводит их допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства без оглашения подлинных данных о его личности (ч.5 ст.278 УПК РФ).
  5. В интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц суд может провести судебное разбирательство в закрытом судебном заседании (п.4 ч.1 ст. 241 УПК РФ).
  6. Если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц, по ходатайству Генерального прокурора РФ (его заместителя) уголовное дело по преступлениям, предусмотренным статьями 205,205.1, 205.2, 206, 208,209, 211, 277 — 279 и 360 Уголовного кодекса РФ по решению Верховного Суда РФ может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч.4 ст.35 УПК РФ).