Гражданские процессуальные правоотношения

Административная процессуальная дееспособность

Процессуальная административная дееспособность наступает:

  • с 18 лет при условии, что гражданин не признан недееспособным;
  • 16 лет по таким делам, в которых право участвовать в суде самостоятельно предусмотрено законом (это же правило относится к ограниченно дееспособным лицам). 

Интересы лиц, не обладающих процессуальными правомочиями, в суде представляют их законные представители.

В той же статье указан перечень субъектов в виде органов власти и организаций, которые обладают административной процессуальной дееспособностью, а соответственно, могут быть административными истцами и ответчиками. 

Важно! Филиал юридического лица не обладает административной процессуальной дееспособностью и не может быть административным ответчиком в суде (апелляционное определение ВС КБР от 04.03.2016 по делу № 33а-273/2016). 

Поскольку КАС РФ — относительно новый законодательный акт, судебная практика по нему на настоящий момент достаточно противоречива. Так, хотя межведомственная комиссия и не упомянута в качестве субъекта, обладающего административной процессуальной дееспособностью, в ст. 5 КАС РФ, Волгоградский областной суд в своем апелляционном определении от 02.03.2016 № 33а-3326/2016 отверг невозможность предъявления к этой комиссии административного искового заявления. В то же время Верховный суд КБР (апелляционное определение от 15.01.2016 № 33а-1584/2015, 33а-7/2016) посчитал невозможным предъявление иска к структурному подразделению федеральной службы.

***

В заключение отметим, что административная правоспособность — это возможность иметь права и обязанности в области административных отношений, а административная дееспособность — это выражение практической реализации таких прав и обязанностей. Административная процессуальная дееспособность определяет прежде всего возможность выступать в суде в качестве административного истца или ответчика. 

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Административная процессуальная дееспособность

Административная процессуальная дееспособность это право граждан представлять свои права в судебном разбирательстве. В данном случае не забывают и об обязанностях, которые несет гражданин, участвующий в судебном заседании.  Рассматриваются особенности в статье 5 КАС РФ, само понятие более узкое. В данном случае право на административную процессуальную дееспособность по общему правилу будет наступать только по факту регистрации лица для участия в судебном процессе. Понятие  дает право представлять свои интересы или передавать ведение дела представителю, если в отстаивании своих требований человек не может полноценным образом и юридически грамотно высказать свою позицию.

В отношении процессуальной АД выделяют следующие правила и особенности:

  • Если лицо не признано недееспособным, он может отстаивать свои интересы по достижению 18 лет. С наступлением совершеннолетия человек может подавать в суд самостоятельно, выступать в качестве истца и ответчика без законных представителей. Если в этом нет возможности, человек самостоятельно выбирает уполномоченное доверительное лицо, который будет представителем в отстаивании прав в зале судебного заседания.
  • С 16 лет граждане могут защищать свои интересы в тех делах, в которых это возможно в соответствии с законодательством.
  • Если лицо не имеет право на процессуальную дееспособность или имеет, но не в полном объеме, его интересы представляет законный представитель.

В статье 5 КАС РФ представлен список организаций и уполномоченных отделений, которые обладают процессуальной дееспособностью.

Бесплатная консультацияЮриста:ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

Пример: Набрал займов в МФО из-за ремонта квартиры и лечения болезни. Поздно понял что это неподъемные займы для меня. Звонят, угрожают различными способами воздействия. Как быть? Москва Санкт-Петербург Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, вы принимаете условия Отправить Отправить

Правительства Москвы

Министерства юстицииРоссийской Федерации

Роспотребнадзора Последние вопросы Полное комплексное обслуживание С момента обращения к нам и до полного решения вопроса мы готовы сопровождать своих клиентов, оказывая им необходимые услуги и консультации.

Бесплатный детальный анализ ситуации Наши специалисты детально изучат Вашу ситуацию, ознакомятся со всеми имеющимися документами, составят четкую картину проблемы. Работа на результат Мы заинтересованны в успехе Вашего дела!

Ваши победы — наши победы. Мы ориентированные исключительно на результат. Составление документов При необходимости юристы нашей компании возьмут на себя составление всех необходимых документов, для положительно решения дела. Бесплатная проработка вариантов Только после детального анализа имеющихся документов, погружения в сложившуюся ситуацию – мы сможем проработать пути решения и целесообразность их применения.

Подача документов Берем все на себя. Составление. Сбор необходимого пакета документов. Подача в инстанции. Отслеживание.

Контроль каждого движения дела. Всегда есть вероятность, что клиенту не нужно идти в суд или составлять претензию и иные документы, так как перспективы выиграть нет и клиент зря потратит время и деньги, хуже того, усугубит свое положение.

Именно по этому юристы нашей компании сначала делают бесплатный анализ ситуации, изучают имеющиеся документы, и только после этого предлагают пути решения, если они имееются. Почему нам доверяют? Качество обслуживания Уже более 10 лет наша компания оказывает бесплатные юридические консультации в различных областях гражданского права. Скорость Профессионалы своего дела проконсультируют Вас в течении 5 минут.

И Вы будете знать все о решении своей ситуации. Знание Дело каждого клиента передается в соответствующий отдел права, где его анализирует не менее 3х специалистов, включая старшего юриста.

Конфиденциальность В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 «О персональных данных» — мы гарантируем полную конфиденциальность всех консультаций Экономия Благодаря большому опыту в сфере гражданского права, мы с уверенностью можем говорить, как надо поступать в различных ситуациях. Минимальные действия, для максимального результата.

Легкость Обращаясь к нам, клиенты забывают о своей проблеме. Доверьте свою заботу нам, профессионалам своего дела.

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Москва Санкт-Петербург Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, вы принимаете условия Отправить Отправить Вам помогутнаши юристы и адвокаты «Каждую проблему можно решить по средствам закона.

Ограничение административной правоспособности и дееспособности граждан

В соответствии с законодательством граждане в определенных ситуациях лишаются частичной или полной АД. В представленных вопросах можно выделить следующие уровни:

  • Общефедеральный. Здесь выделяют две ситуации. Первая ограничение исполнительных органов в полномочиях в соответствии с ФЗ-№3 от мая 2001 года. Согласно представленному законодательному акту вводятся ограничения на свободное передвижение товаров. Представленные ограничения наступают только при введении чрезвычайного положения. Вторая ситуация возможна эвакуация граждан, отселение или изъятие имущества в соответствии с изданным приказом в индивидуальном порядке. Подобное определяется ФЗ-№1 от января 2002 года и только при военном положении.
  • Территориальный. В данном случает также выделяют две ситуации. Первая, когда на основании закона №3297 от июля 1992 года граждан ограничивают во въезде или проживании, а предпринимателей в ведении их коммерческой деятельности. Вторая ситуация говорит об ограничении пропуска людей и транспорта в соответствии с законом №4730-1 от апреля 1993 года.
  • Индивидуальный. Этот вид указывает на возможное ограничение дееспособным лицом другого человека в правах признает его недееспособным или частично дееспособным. В данном случае руководствуются статьями 29 и 30 ГК РФ. В соответствии с КоАП РФ могут применяться ограничения в отношении человека по факту совершенных административных правонарушений.
  • Специальный. В России действует закон ФЗ-№79 от июля 2004 года, согласно которому человек не может занимать должность, которая требует подчинение близкому родственнику. Аналогичным образом действует ФЗ-№3 от мая 1994 года, в котором прописана особенность депутаты не могут заниматься коммерческой деятельности.

Ограничение АД определяется в индивидуальном порядке. Факт наступления начинается только после принятия приказа или судебного решения соответствующими уполномоченными органами.

Административная правоспособность гражданина РФ наступает с рождения. А с какого возраста наступает административная дееспособность?

В каждом индивидуальном случае руководствуются действующим законодательством, в котором имеются ограничения в наступлении административной дееспособности. АД может возникать в следующих ситуациях:

  • Правоспособность в отношении права на получение медицинской помощи или жилья наступает сразу с рождения. Наступление административной дееспособности в представленных сферах законодательно не определено. Так, дети могут стать собственниками жилья, если процесс начнут родители несовершеннолетнего. Но сам несовершеннолетний не может распоряжаться имуществом. Его интересы могут представлять должностные лица в данном случае органы опеки. По достижению 18-лет наступает полная АД в плане распоряжения собственным имуществом.
  • Правоспособность в спортивной сфере наступает с рождения. Но дееспособность регулируется правилами физкультурно-спортивной организации, согласно которым реализация прав начинается с определенным возрастом.
  • Если рассматривать права на получение бесплатного образования, заключающееся в базе знаний, дееспособность наступает в 2 месяца и в 6,5 лет. В 2 месяца гражданин России может посещать детский сад государственного назначения, а в 6,5 лет посещать общеобразовательную школу. Возраст наступления АД в области получения образования прописывается в ФЗ-№273 от декабря 2012 года.

Субъекты административного процесса

Право by admin • 14.03.2016 Субъекты права (с точки зрения общей теории права) – лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей.

Правосубъектность – такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность.

Универсальность субъектов административного процесса проявляется в том, что они являются участниками как материальных административно-правовых отношений, так и административно-процессуальных отношений. В административном процессе могут участвовать разнообразные органы и лица: органы государственного управления (исполнительной власти), должностные лица, общественные организации и их представители, граждане и лица без гражданства.

Все они являются участниками или сторонами административного процесса. Но положение, занимаемое каждым из них в механизме этого процесса, различно: одни разрешают индивидуальные дела, другие своими действиями создают условия для возникновения административного процесса (например, путем подачи жалобы, совершения административного правонарушения).

В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса.

Обобщая различные точки зрения ученых, систему субъектов административного процесса можно представить в следующем виде (схема 3).

Схема 3 Система субъектов административного процесса Государственные и муниципальные служащие, уполномоченные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления, выступают от имени соответствующих органов или своими действиями возбуждают административный процесс.

Первая группа субъектов (индивидуальные субъекты) выступает в административном процессе в качестве: – лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение; – стороны административного спора; – уполномоченного представителя; – лица, в отношении которого ведется административное дело; – потерпевшего; – лица, защищающего права и интересы других участников процесса; – свидетеля, переводчика, эксперта. В каждом из перечисленных случаев административно-правовой статус индивидуального субъекта как участника административного процесса имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую выполняет субъект в процессе. Российское законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами (иностранными гражданами, лицами без гражданства) административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Второй группе субъектов принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел.

Они могут выступать в административном процессе в качестве: органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц.

Корреляция административной и гражданской дееспособности

Важно отличать АД от гражданской, которая определяется возможностями и действиями, распространенными на физические и юридические лица. Гражданская дееспособность регулируется Гражданским Кодексом РФ

Возникновение и прекращение обоих видов дееспособностей наступает в соответствии с юридическими фактами.

Отмечается, что административная дееспособность наступает всегда после определения гражданской. По факту начала проведения сделки гражданин становится административно-гражданским дееспособным лицом. Как только сделка завершена, человек получает гражданскую дееспособность, а административная прекращается.

Но если речь идет о юридических лицах, их АД сохраняется даже после прекращения гражданской дееспособности. К примеру, если учредители компании запустили процедуру ликвидации, они сохраняют обязанности перед органами государственной власти. Если во время процесса допущена ошибка или иной вид нарушения правил, наступает административная дееспособность перед правоохранительными органами.

Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов

Стр 1 из 16Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях.

Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность. Административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера.

Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти. Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др.

Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.

Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т.

д. обладают все лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. А право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года.

Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ — 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ — 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет.

И наоборот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для большинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом возможного продления службы — окончательно. Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается

Субъекты гражданских процессуальных правоотношений

Субъекты гражданских процессуальных правоотношений — это участники складывающихся в суде процессуальных отношений по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Понятие «субъект» шире, чем понятие «участник гражданских процессуальных правоотношений ».

Все субъекты правоотношений в той или иной степени влияют на ход процесса. В зависимости от выполняемой роли они могут быть подразделены на три группы: 1) суды; 2) лица, участвующие в деле; 3) лица, содействующие осуществлению правосудия. Некоторые авторы выделяют также лиц, присутствующих в зале судебных заседаний, что также обоснованно, например, когда суд применяет к этим лицам санкции за нарушение порядка в зале судебного заседания.

Суд как субъект гражданских процессуальных правоотношений занимает особое положение:

  1. это обязательный участник гражданских процессуальных правоотношений, без которого невозможно разбирательство дела;
  2. его права и обязанности взаимосвязаны с правами и обязанностями участников процесса (обязанности следить за порядком в зале корреспондирует право наложения штрафа на нарушителя, удаления присутствующих из зала судебного заседания и проч.);
  3. он не имеет материально-правовой заинтересованности в исходе дела, так как не является субъектом спорного правоотношения;
  4. он имеет процессуальную заинтересованность в исходе дела (быстрое и правильное рассмотрение и разрешение дела), т. е. процессуальный интерес суда не лежит на чьей-то стороне. Его процессуальный интерес предопределен задачами гражданского судопроизводства и деятельностью по отправлению правосудия.

Понятие «суд» охватывает суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Лица, участвующие в деле, перечислены в ст. 34 ГПК РФ. Это стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4,46 и 47 ГПК РФ, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства. Перечень лиц, участвующих в деле, неоднороден. Так, правовой интерес сторон и прокурора различен в процессе. Именно поэтому всех лиц, участвующих в деле, принято подразделять на две группы по характеру их заинтересованности в исходе дела.

Однако существуют и общие черты, объединяющие всех лиц, участвующих в деле:

  1. их действия направлены на возникновение, изменение, прекращение гражданских процессуальных правоотношений;
  2. на них распространяется законная сила судебного решения;
  3. они действуют от своего имени в защиту своих или чужих интересов;
  4. они заинтересованы (в разной степени) в исходе дела.

Лиц, участвующих в деле, можно разделить на две группы. Первую группу образуют стороны, заявители и заинтересованные лица, а также третьи лица. Все они:

  • являются участниками спорных материально-правовых отношений (стороны) или имеют иной правовой интерес (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, заявители, заинтересованные лица);
  • имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела;
  • в процессе защищают свои права и интересы.

Вторую группу лиц, участвующих в деле, образуют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, защищающие права, свободы и законные интересы других лиц. Все перечисленные лица:

  • не являются участниками спорных материально-правовых отношений;
  • имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела;
  • в процессе защищают права и интересы других лиц. Права и обязанности лиц, участвующих в деле, подразделяются на общие (ст. 35 ГПК РФ) и специальные (ст. 39 ГПК РФ).

Лица, содействующие осуществлению правосудия, — это свидетели, переводчики, эксперты, специалисты, представители сторон. Долгое время в науке гражданского процессуального права идет спор о месте судебного представителя в системе субъектов гражданских процессуальных правоотношений. По мнению одних, представителя следует отнести к лицам, участвующим в деле, по мнению других — к лицам, содействующим осуществлению правосудия. Однако в силу закона представитель является лицом, содействующим правосудию.

Лица, содействующие правосудию:

  1. не имеют материально-правовой заинтересованности в исходе процесса;
  2. не защищают свои либо чужие права и интересы;
  3. как правило, привлекаются к процессу по волеизъявлению (инициативе) суда или лиц, участвующих в деле.