Конституции (уставы) субъектов рф: понятие, содержание и их соотношение с конституцией рф

Единое конституционное пространство

Конституция Российской Федерации, а также конституции субъектов Российской Федерации образуют единое пространство конституционной направленности Российской Федерации, имея как общие, так и особенные черты

В качестве общего выступают функционально-правовое назначение служить основным законом и, что не менее важно актом учредительного порядка: в одной ситуации – в отношении государства в целом, в другой – для составных частей Российской Федерации. Особенности в свое время обусловлены существенной разницей в природе государственности

С данных позиций различия просматриваются в силе юридической направленности, объекте регулирования правового характера, территории действия, специальной процедуре принятия, пересмотра и, конечно, внесения поправок, а также в правовой защите.

По силе юридической направленности соотношение между федеральной Конституцией Российской Федерации, а также конституциями, уставами субъектов Российской Федерации выглядит таким образом. Конституция Российской Федерации обладает высшей силой юридического характера и верховенством на всей территории России (об этом свидетельствует 4, а также 15 статья Конституции Российской Федерации). Так получается, что конституции, уставы субъектов Российской Федерации обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации. Что касается основных законов, то они в свое время обладают высшей юридической силой и, конечно, верховенством в системе регионального законодательства.

Различия существенного характера обычно наблюдаются с точки зрения объекта конституционно-правового регулирования. Учитывая разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, а также ее субъектами, как Конституция федеральной направленности, так и конституции, уставы составных частей России имеют собственный объект регулирования. В соответствии с 71–73 статьей Конституции Российской Федерации на уровне федеральной Конституции определяют конкретные отношения по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия органов федерального характера по предметам совместного ведения. Уставами, а также конституциями субъектов Российской Федерации осуществляется процесс регулирования отношений в соответствии с их предметами ведения, а также полномочиями органов власти государственной направленности субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

По территории действия Конституция федеральной направленности имеет определенную юридическую силу на всей территории России, в то время как конституции, уставы субъектов осуществляют свои действия только на их территории. Экстерриториальное действие конституций, а также уставов субъектов Российской Федерации имеет место в достаточно малом количестве случаев

Например, в ситуации появления каких-либо споров между субъектами Российской Федерации, при подготовке и, что не менее важно подписании меж федеральных, и межрегиональных договоров иногда появляется потребность применения, использования и ссылки на определенные конституционные нормы, уставы субъектов Российской Федерации, которые являются вовлеченными в правотворческий, правоприменительный, а также договорные процессы выходящие за рамки их территории

Соотношение Конституции России и конституций республик

В
РФ каждая республика имеет свою конституцию, что закреплено в ст. 5 Конституции
РФ.

Взаимосвязь конституций
выражается конституционной формулой о соответствии конституций республик Конституции
РФ, а обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции РФ и
республик (ст. 72).

Факт
несоответствия

конституций республик Конституции РФ подлежит установлению правовым путем, требует
обоснования соответствующими конституционными нормами.

Разрешение
дел о соответствии
Конституции РФ и конституций республик по запросам уполномоченных
на это органов возложено на Конституционный Суд. Положения конституции
республики, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции РФ,
утрачивают силу, что влечет за собой обязанность республики устранить эти
положения из своей конституции.

Соответствие
конституций республик Конституции РФ устанавливается только в той мере, в какой
это необходимо в целях:

создания
условий для функционирования РФ как целостного единого государства;

обеспечения
гарантий единого экономического пространства;

единых
основ статуса личности;

прямого
действия Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;

претворения
в жизнь основ конституционного строя РФ.

Вне
рамок этих целей

за республиками обеспечивается широкая самостоятельность в определении
содержания своих конституционных установлений.

Одной
из важнейших форм обеспечения соответствия конституций республик Конституции РФ
является совместное решение ряда вопросов конституционного
устройства республик федеральными и республиканскими органами.

Статус
республики определяется
Конституцией РФ и конституцией республики. Статус может
быть изменен по взаимному согласию федерации и республики в соответствии с
федеральным конституционным законом.

Федеральная
Конституция определяет формы и нормы представительства республик в федеральных
органах государственной власти.

Установление
в конституциях республик системы органов государственной власти осуществляется
ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и
общими принципами их организации. Норма относится и к органам местного
самоуправления.

Республики
самостоятельно решают в пределах общих принципов вопросы о системе своих
органов государственной власти – представительных и исполнительных, их
наименованиях, структуре, компетенции, о целесообразности наличия института
Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного
самоуправления, конкретные взаимоотношения всех ее властных структур.

Республики
решают конституционные вопросы о государственном языке, о своих символах,
административно-территориальном устройстве, порядке принятия и изменения
конституций, о целесообразности образования Конституционного Суда и т.д.

Предыдущая