16 важных законов, которые изменят жизнь граждан и бизнеса в сентябре 2021 года

Гаражная амнистия

Для оформления гаража и земельного участка потребуется подать заявление в органы местного самоуправления или МФЦ. Подтвердить свои права на гараж разрешили на основании:

  • договоров о подключении гаража к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • договоров об уплате коммунальных услуг в связи с использованием гаража;
  • других документов.

Гаражная амнистия действует на капитальные гаражи, сваренные некапитальные металлические гаражи, построенные гаражно-строительными кооперативами. На гаражи-«ракушки» нормы закона не распространяются.

Воспользоваться гаражной амнистией смогут наследники и покупатели гаражей у первоначального владельца. Для инвалидов предусмотрено специальная возможность размещать гараж бесплатно рядом с домом на специальном участке.

Электронные сертификаты для инвалидов

С 26.09.2021 российские инвалиды смогут приобретать и оплачивать протезы по электронному сертификату. Кроме основных категорий инвалидов, право на покупку протезов, колясок, прочих товаров и услуг с его использованием получат инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и другие категории граждан, получающие государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Сертификаты предоставят также всем работникам, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненным к ним категории граждан.

Новые требования к банкам

С 27.09.2021 начинают действовать новые требования к банкам, хранящим деньги компенсационного фонда Единого регулятора азартных игр:

  • Размер капитала должен быть не менее 1 миллиарда рублей.
  • Участие в системе обязательного страхования вкладов.
  • Отсутствие просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещённым за счет средств фонда.

Установлена обязанность организатора азартных игр публиковать на сайте в интернете сведения о банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками игр и информацию о перечне документов, необходимых для предоставления требований об уплате денежной суммы по такой гарантии.

Существенные изменения и дополнения

Сам факт введения отдельной главы в трудовой кодекс свидетельствует, что работа над разработкой «особенностей» не ограничится двумя полноценными статьями. Однако, на сегодняшний день законодатели определили лишь то, что работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений такой работодатель обязан будет включить в трудовые договоры с работниками условия, регламентирующие вопросы, которые этими локальными нормативными актами должны упорядочиваться. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

С одной стороны такое право облегчит бюрократическую нагрузку на руководство микропредприятий, при условии, что все эти локальные акты им уже не разработаны.
С другой стороны использование типовой формы договора сможет чуть больше защитить работников от иногда вопиющей безграмотности работодателя.

Таким образом, как работник или соискатель, так и работодатель смогут получить независимое подтверждение соответствия квалификации профессиональному стандарту.

Чем этот закон важен для работодателя? Если у работодателя существует обязанность применять профессиональный стандарт (помните? профессиональный стандарт пришел всерьез и надолго), он будет вправе обратиться за оценкой квалификации сотрудника или соискателя на вакантную должность в центр оценки квалификации. Хорошо это или плохо? На мой взгляд – хорошо. Любая независимая оценка незаинтересованной стороны защищает и работника, и работодателя от непрофессионализма, злоупотреблений или морального давления.

К сожалению, в принятой редакции закон не описывает правовых последствий прохождения работником (соискателем) независимой оценки. Какие дополнительные условия или гарантии будут у работников, успешно прошедших независимую оценку? Сможет ли работодатель расторгнуть трудовой договор с работником, не подтвердившим свою квалификацию, или должен будет отправить его на повышение квалификации?

А вот о чем позаботились законодатели, так это о защите прав работников, направляемых на прохождение независимой оценки квалификации. Федеральным законом от 03.07.2016 № 239-ФЗ изменена ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, теперь при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Нормативные акты налогового права

С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.06.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

В ст.5 части первой НК РФ впервые для налогового права собраны специальные положения о действии налогового законодательства во времени. Ранее содержащиеся в различных документах нормы часто противоречили друг другу, что создавало определенные трудности в применении нормативных актов, нередко затрагивающих права и законные интересы граждан.

Так, законодательные акты о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, если НК РФ не предусмотрено иное.

Пример. Налоговым периодом для НДС является месяц. Федеральный закон об изменении ставки налога опубликован в «Российской газете» 22 января текущего года. Месяц со дня официального опубликования истекает 21 февраля. Однако согласно нормам ст.5 НК РФ такой нормативный акт вступит в силу только с 1 марта, т.е. с 1-го числа очередного налогового периода по данному налогу.

Для законодательных актов о сборах вступление в силу определено не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Источниками официального опубликования являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Законодательные акты о налогах и сборах, изменяющие НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия

Однако необходимо обратить внимание, что действие вышеназванных положений п.1 ст.5 НК РФ приостановлено до 1 января 2000 г. (указанные изменения вступили в силу со 2 апреля 1999 г.)

Пример. Закон г. Москвы о налоге с продаж вступает в силу в соответствии со специальным законом о введении его в действие. Если бы Закон о введении в действие Закона о налоге с продаж вступил в силу до 2 апреля 1999 г. (момента приостановления действия п.1 ст.5 НК РФ), то налог с продаж начал бы действовать в Москве с 1 января 2000 г. Однако, поскольку этот Закон был принят 17 мая 1999 г., а вступил в силу со 2 июня 1999 г., налог с продаж в Москве вводится в соответствии с его положениями, т.е. с 1 июля 1999 г.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Данные положения соответствуют нормам, содержащимся в ст.ст.54, 57 Конституции РФ.

Пример. Федеральным законом, опубликованным официально 23 марта, с 1 января текущего года увеличена ставка налога на прибыль. Налоговый период для исчисления налога составляет квартал. Согласно нормам НК РФ законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют и вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Поэтому указанный нормативный акт вступит в силу лишь 1 апреля текущего года.

Наоборот, при устранении или смягчении ответственности за налоговые правонарушения либо установлении дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц законодательные акты о налогах и сборах обладают обратной силой.

Пример. По результатам налоговой проверки, проведенной в феврале 1999 г., выявлено, что налогоплательщиком неправильно составлены налоговые расчеты (декларации) по НДС за 1998 г. Согласно ст.5 НК РФ в данной ситуации к налогоплательщику могут быть применены соответствующие нормы НК РФ (например, ст.ст.121, 122 НК РФ) только в том случае, если они смягчают ответственность, установленную ст.13 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Если актами законодательства о налогах и сборах отменяются налоги и (или) сборы, снижаются размеры ставок налогов (сборов), устраняются обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц или иным образом улучшается их положение, то такие акты могут иметь обратную силу. Однако указанные положения должны быть прямо предусмотрены в них.

О.Степанова

АКДИ «Экономика и жизнь»

Запреты

Данный запрет носит политический характер, и количество работодателей, которые вынуждены скорректировать свою деятельность, минимально, тем более, что данное нововведение широко обсуждалось, и заинтересованные организации успели вовремя перезаключить трудовые отношения с партнерами из Турции.

Что это значит для работодателей?

Для заказчиков

Для заказчиков работ или услуг у аутстаффинговых компаний по большому счету ничего не изменилось.

Для подрядчиков

Работодателям, чьи работники отправляются в другие организации по договору оказания услуг или работ, теперь придется отвечать и за организацию услуги в целом, и за персонал, и за бизнес-процесс.

Запрет на заемный труд не распространяется:

  • на частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности в соответствии со статьей 18.1 Закона РФ №1032-1 «О занятости населения»;
  • на работников, давших свое согласие на направление их к другому юридическому лицу, в случаях если:
    а) принимающая сторона является аффилированной к направляющей стороне;
    б) принимающая сторона является акционерным обществом, акциями которого удостоверено акционерное соглашение, стороной которого является направляющая сторона;
    в) принимающая сторона является стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

Если работодатель не соответствует указанным критериям, ему необходимо:

  • Определить, какая услуга будет оказываться силами направляемого персонала (расфасовка, наклейка этикеток, уборка, заполнение документации, что-либо другое).
  • Заключить с компанией-заказчиком договор на оказание услуги.
  • Назначить уполномоченного представителя для взаимодействия с компанией-заказчиком и выдать ему соответствующую доверенность.
  • Заключить с работниками дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении места работы работника или сам трудовой договор с принимаемыми вновь.

Только после выполнения всех указанных мероприятий можно уверенно считать, что все формальности выполнены.

«Дальневосточный гектар» в Арктике

  • в Мурманской области;
  • в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах;
  • в 23 муниципальных районах Красноярского края;
  • в Архангельской области;
  • в Республиках Коми и Карелии.

До 01.02.2022 выделение земельных участков в Арктической зоне предусмотрено только для граждан России, зарегистрированных по месту жительства в соответствующих регионах. После этой даты получение станет доступно для всех граждан РФ. Участники программы, успешно освоившие землю в других регионах и оформившие ее в собственность или длительную аренду, получат право взять дополнительный гектар в Арктике.

Продление виз для родственников

С 01.09.2021 упрощается порядок выдачи виз близким родственникам российских граждан. Теперь гражданину РФ достаточно подать в диппредставительство или консульство заявление о въезде родственника-иностранца. Оформлять приглашения через территориальные органы МВД не потребуется. Срок действия многократных частных виз для родственников-иностранцев увеличивается до одного года. Исключается норма закона, из-за которой каждые три месяца иностранным гостям приходилось выезжать за пределы страны, чтобы сохранить возможность на получение визы.

К близким родственникам относятся:

  • супруги;
  • родители;
  • дети;
  • усыновители, усыновлённые;
  • супруги детей;
  • полнородные и неполнородные братья и сестры;
  • дедушки, бабушки и внуки.

Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:

  • Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

  • гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
  • механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?

Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:

  • нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
  • издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
  • правовой акт опубликован полностью, без сокращений.

<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».

Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.

В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.

Новые правила защиты диссертаций

С 01.08.2021 разрешена защита докторской диссертации в виде научного доклада, подготовленного на основе ранее опубликованных работ. У соискателей на докторскую степень, которые специализируются на естественных, технических, медико-биологических и аграрных науках, должно быть не менее 30 публикаций за последние 10 лет. Для гуманитарных, экономических и общественных наук установлен повышенный лимит — не менее 50 публикаций. Установлено, что все научные статьи должны быть опубликованы в изданиях, имеющих международное признание.

Чиновники отметили, что новый формат позволит ученым, занимающимся практическими исследованиями и активно публикующим свои работы в научных журналах, спокойно заниматься этой работой и использовать ее результаты для получения докторской степени.

Временные удостоверения для лиц без гражданства

С 24.08.2021 для лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России, вводятся временные удостоверения личности. Они получат право работать в России без разрешительных документов. При получении иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране временное удостоверение личности аннулируют и человека обяжут покинуть Россию в течение 15 дней.

Лицу без гражданства могут аннулировать или не выдать временное удостоверение, если будет установлен факт сообщения ложных сведений или предоставления поддельных документов. Предусмотрена постановка на учет по месту пребывания лиц без гражданства, имеющих временное удостоверение, по истечении 7 рабочих дней с даты получения данного документа.

В России постоянно проживают около 5000 лиц без гражданства и без документов, удостоверяющих личность. Их нельзя депортировать, так как у них нет гражданства другой страны.

Новый налоговый вычет

С 01.08.2021 в вводится новый социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц на физкультурно-оздоровительные услуги. Его максимальный размер на год — 15 600 рублей.

Налоговый вычет — это возврат части денег, потраченных на оплату некоторых товаров и услуг — от покупки лекарств до кредита на квартиру. Налог возвращают всем налогоплательщикам, которые получают в России доходы, облагаемые НДФЛ. Возврату подлежит не вся сумма, а уплаченный с нее налог в размере 13% (15% по повышенной ставке на вычеты не распространяется).

Новый социальный вычет предоставят исходя из фактических затрат налогоплательщика на физкультурно-оздоровительные услуги, включая занятия фитнесом. В расчет за год включат не более 120 000 рублей. Воспользоваться правом на вычет можно не позже 3 лет с момента уплаты НДФЛ.

Налоговики рассмотрят возможность выделения вычета и при положительном решении по заявлению гражданина деньги перечислят на его банковский счет. Получить вычет вправе не только сам налогоплательщик за занятия спортом, но и если в спортивные секции ходят несовершеннолетние дети (включая усыновленных) и подопечные налогоплательщика.