Оглавление
Субъективные признаки неуплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ)
Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, которое совершило преступное деяние, предусмотренное ст. 157 УК РФ, а именно не уплачивало алименты в период, когда считалось подверженным административному наказанию по ст. 5.35.1 КоАП РФ. Возраст уголовной ответственности для привлечения к уголовной ответственности по рассматриваемой статье общий и равен 16 годам. Для частей ст. 157 УК РФ предусмотрен специальный субъект, который состоит в родственных отношениях с потерпевшим. Применительно к ч. 1 это родители, а также лица, в законном порядке усыновившие ребенка. Кроме того, сюда же относятся граждане, лишенные родительских прав, если с них взысканы алименты, так как лишение родительских прав не предполагает освобождения от обязанности содержать детей. Часть 2 ст. 157 УК РФ предусматривает своим субъектом совершеннолетних трудоспособных детей, родных и усыновленных. Совершеннолетние дети, в отношении которых их родители были лишены в свое время родительских прав, не являются субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 157 УК РФ.
Субъективная сторона представляет собой психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением преступления
Обязательным признаком субъективной стороны является вина, выраженная в форме умысла или неосторожности. Преступление, предусмотренное ст
157 УК РФ, совершается умышленно, а именно в форме прямого умысла. Это означает, что виновное лицо:
- осознавало общественную опасность совершаемого деяния, а именно то, что после привлечения к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ оно продолжает не уплачивать средства на содержание ребенка или нетрудоспособного родителя в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения;
- предвидело неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий;
- желало совершить преступное деяние.
Формирование умысла у должника обычно происходит под влиянием различных социально-демографических факторов, например низкооплачиваемой работы или вовсе ее отсутствия, неустроенности лица в бытовом отношении, отрицательного влияния окружающих лиц на виновного и др.
К факультативным признакам субъективной стороны относят мотив, цель и эмоции виновного лица. Однако для квалификации деяния по ст. 157 УК РФ они не имеют значения. Должники по уплате алиментов чаще всего мотивируют совершение ими преступления одной из причин:
- отсутствие постоянного источника дохода и связанные с этим финансовые затруднения, которые не позволяют выплачивать средства на содержание ребенка или нетрудоспособного родителя в полном или частичном объеме;
- неприязненные отношения между бывшими супругами или родителем и ребенком;
- личностные особенности виновного — жадность, эгоизм, безразличное отношение к судьбе ребенка или родителя и др.
При рассмотрении дела должны быть исследованы, проверены и учтены сами обстоятельства неуплаты лицом алиментов. Причиной неисполнения обязательства может послужить отсутствие реальной возможности исполнения, например длительная болезнь, непреодолимая сила, влияние вины других лиц, например работодателя при задержке заработной платы или работника банка при совершении ошибки в проведении платежной операции. В таких случаях умысел на совершение преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, отсутствует, а следовательно, и основание для привлечения лица к уголовной ответственности.
Возможности и правила
Проводя неотложные следственные действия, ответственный за процедуру дознания госорган выбирает лицо, которому вменяется в обязательства проведение оперативной деятельности, розыска. Для этого выбирается дознаватель. Решение в пользу конкретного должностного лица принимает начальник структуры. Этот факт декларирован первой частью принятой под 41-м номером статьи УПК. Законами установлено, что полномочия не могут быть доверены лицу, которое ранее уже проводило розыск, оперативные мероприятия в рамках того же дела либо уже назначено за них ответственными и проводит в настоящий момент.
Среди прав, данных дознавателям действующими законами относительно неотложных следственных действий, особенное внимание стоит уделить возможности организации следственных действий, иного рода процессуальных. У должностного лица есть привилегия принятия соответствующих решений
Впрочем, есть и исключения – это прямо указанные в УПК ситуации, требующие предварительного согласования запланированных мер, выводов с начальником отделения. В ряде случаев требуется санкционирование, одобрение прокурором, судебной инстанцией.
Официальная терминология
В соответствии с УПК неотложные следственные действия – важное понятие, упоминаемое в этом сборнике нормативных актов не менее четырех десятков раз. В то же время четкого однозначного официального определения в действующем законодательстве не сформулировано
Юристы оценивают это как инициативу законодателя представить рассматриваемую категорию действий как подвид процессуальной активности
Если обратить внимание на информацию, опубликованную в 86, 87 статьях, можно понять, что основная задача такого мероприятия – сбор данных о случае с последующей проверкой доказательной базы. При этом процессуальная активность – существенно более глубокое, обширное явление, нежели неотложные мероприятия
Дознание как неотложные следственные действия предварительного следствия представляет собой выявление максимально актуальной информации сразу по мере поступления данных о совершенном правонарушении. В обывательской среде это обозначается интуитивно понятным выражением «по горячим следам». В рамках такой активности правоохранительные госинстанции могут пресечь преступление даже в процессе совершения, если для этого достаточно времени. В противном случае цель защитников правопорядка – поиск преступника, едва только противоправное деяние совершено. При этом подозреваемые задерживаются, в ответственные лица производят положенные установленным порядком мероприятия. В рамках активности необходимо обнаружить максимальное количество доказательств, обеспечить меры по сохранности объектов, закреплению доказательной базы.
КС РФ признал неконституционной статью УК о неоднократных побоях
Фото: freepik.com Конституционный суд РФ обязал законодателя внести изменения в статью Уголовного кодекса РФ о неоднократных побоях (116.1 УК РФ). Заявительница оспаривала решение суда, который привлек к административной ответственности домашнего насильника, ранее неоднократно судимого за те же деяния.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба жительницы села Оренбургской области Людмилой Саковой. Женщину неоднократно избивал родной брат, проживающий с ней в одном доме. В 2021 году он был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в 5000 рублей. А затем — за повторное насилие — к уголовной. Мужчину признали виновным по ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и 116.1 (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию) УК РФ. Ему назначили наказание в виде 300 часов обязательных работ.
В октябре 2021 года, имея неснятую и непогашенную судимость, домашний насильник в ходе ссоры снова избил сестру. В частности, согласно материалам дела, «нанес ей удар рукой по губам, а также схватил за волосы и ударил головой о стену». Однако за это его вновь привлекли лишь к административной ответственности по ст. 6.11 КоАП РФ (побои). Но назначили уже 100 часов обязательных работ. Принимая решение, мировой судья исходил из того, что виновный уплатил административный штраф до того, как в очередной раз избил сестру. То есть побои имели место после истечения периода, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Апелляционная инстанция оставила решение в силе.
Сакова обратилась в КС РФ. По мнению заявительницы, статья 116.1 УК РФ противоречит Конституции РФ, поскольку не обеспечивает эффективной защиты от домашнего насилия и не позволяет привлечь к уголовной ответственности за побои лицо, имеющее неснятую и непогашенную судимость по оспариваемой статье.
КС признал ст. 116.1 УК РФ не соответствующей Конституции. Позиция КС (в изложении пресс-службы суда) заключается в следующем. Дифференциация ответственности за побои обеспечивается их оценкой как причиненных впервые или же, после наложения административного наказания, применяется более строгое уголовное. Однако в статье 116.1 УК РФ ответственность установлена только для лиц, совершивших деяние в период, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию. После истечения данного периода содеянное оценивается вновь как административное правонарушение, причем впервые совершенное, даже если виновный имеет неснятую и непогашенную судимость по названной статье.
ВС РФ предложил отменить процедуру примирения по делам о семейно-бытовом насилии и клевете
Новости06.04.2021 6725
КС указал, что законодатель, разделив ответственность за побои в зависимости от их совершения впервые или повторно, не должен был игнорировать предшествующую судимость за это деяние, поскольку она свидетельствует о повышенной общественной опасности, указывает на устойчивость поведения виновного и склонность к разрешению конфликтов насилием. В еще большей степени на недостаточность административного наказания и невыполнение государством своих обязанностей по защите личности указывает осуществление насилия над одним и тем же потерпевшим.
КС обязал законодателя внести в УК РФ изменения, а также установить компенсаторный механизм для потерпевших, в делах которых с момента вступления в силу этого постановления и до введения в действие соответствующих изменений будет применяться оспоренная норма.
КС указал, что исходя из принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, постановление не ведет к пересмотру дела заявительницы, но она имеет право на компенсацию.
Ранее Пленум Верховного суда РФ постановил внести в Госдуму законопроект, которым устанавливается, что дела о домашнем насилии не подлежат прекращению в связи с примирением сторон. Поправками в Уголовно-процессуальный кодекс РФ такие дела переведут в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения. В настоящее время они рассматриваются мировыми судьями в порядке частного обвинения.
Другой комментарий к статье 157 УПК РФ
1. Уголовные дела о преступлениях, расследование которых согласно закону производится в форме предварительного следствия, как правило, возбуждают сами следователи. Если следователь не имеет возможности своевременно возбудить подследственное ему уголовное дело, а обнаруженные органом дознания признаки преступления указывают на необходимость безотлагательно обнаружить и зафиксировать его следы, незамедлительно закрепить, изъять и исследовать доказательства, орган дознания вправе и обязан принять решение о возбуждении уголовного дела и произвести неотложные следственные действия.
2. О неотложных следственных действиях см. п. 19 ст. 5 УПК.
3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, какие органы дознания и по каким категориям уголовных дел уполномочены производить неотложные следственные действия.
4. Кроме органов дознания неотложные следственные действия в соответствии с их компетенцией производят капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, и иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания (см. коммент. к ст. 40).
5. Немедленно после выполнения неотложных следственных действий, во всяком случае в срок не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания или должностное лицо, обладающее полномочиями органа дознания, обязаны направить уголовное дело прокурору, который определяет подследственность дела и передает его следователю для производства предварительного следствия.
6. По уголовному делу, направленному прокурору, орган дознания вправе производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия не иначе как по поручению следователя. Следователь может поручить органу дознания производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, находящемуся в его производстве, как по своему усмотрению, так и по инициативе органа дознания.
7. О форме и содержании поручения следователя органу дознания см. коммент. к ст. 38.
8. Направление прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, не освобождает орган дознания от обязанности самостоятельно производить оперативно-розыскные и розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, пока такое лицо не будет выявлено.
Статья 154 УПК РФ. Выделение уголовного дела
-
Дознаватель, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:
1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в пунктах 1 — 4 части первой статьи 208 настоящего Кодекса;
2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
4) подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство.
5) отдельных подозреваемых, в отношении которых предварительное расследование производится в порядке, установленном главой 32.1 настоящего Кодекса, если в отношении иных подозреваемых или обвиняемых предварительное расследование производится в общем порядке. - Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.
- Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 146 настоящего Кодекса.
- В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела.
- Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.
- Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.
Оценивая корректно
Так как исчерпывающего перечня неотложных следственных действий в УПК не приведено, необходимо анализировать мероприятия на присущие им критерии, выявляя, есть ли среди них неотложность. Таковая основывается на вероятности потери, трансформации доказательств. Если есть предположение, что совершившее преступление лицо может скрыться, оно является базой для проведения неотложных мероприятий. Законами отрегулирована необходимость максимально быстрого прибытия для исследования места событий, трупа, проведения допроса и обыска лица, подозреваемого в совершении противоправного деяния. Для корректного ведения дела требуется срочное освидетельствование.
В общем случае юристы говорят, что медлить с реализацией неотложных следственных действий по уголовным случаям не стоит, если есть серьезные основания предполагать, что скорейшее прибытие на место событий позволит получить больше сведений, нежели простой допрос, скажем, гражданина, чьи интересы, права были ущемлены
Если ситуация сопровождается нанесением матущерба, важно в самом начале ведения дела сформулировать план восстановления. Обычно для этого обыскивают подозреваемого, арестовывают принадлежащее ему имущество
Можно написать поручение в ответственные за дознание госорганы с целью поисковых мероприятий.
Законы: применяем на практике
Указанный срок неотложных следственных действий дается на организацию незамедлительных мероприятия, необходимых для последующего успешного определения всех особенностей ситуации. В рамках такой инициативы ответственный орган, должностное лицо принимают обязательные меры, откладывать которые категорически недопустимо, в противном случае высока вероятность затруднения выявления справедливости либо полное исключение такой возможности.
Важно помнить о необходимости соблюдения сроков неотложных следственных действий, если активность правоохранительных структур направлена на предупреждение противоправного деяния. Корректный подход к ситуации, позволяющий не затягивать время, дает возможность перехватить злоумышленника раньше нанесения вреда гражданам и имуществу или поймать его в момент совершения проступка
Есть вероятность, что следователь, если таковой уже ведет случай, не имеет возможности лично начать расследование. Причины для этого должны быть строго объективными: географическое удаление, проведение исследования иного места в рамках другого изучаемого случая. Оценивают, насколько высока вероятность, что виновники скроются с места событий.
Статья 157. Производство неотложных следственных действий
1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
2. Неотложные следственные действия производят:
1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;
3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;
4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;
6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.
3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.
4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
Другой комментарий к статье 166 УПК РФ
1. Протокол следственного действия является процессуальным документом, служащим для фиксации хода и результатов производимого по уголовному делу следственного действия.
2. Протокол состоит из трех частей — вводной, описательной и завершающей. В вводной части протокола приводится его конкретное наименование, соответствующее выполняемому следственному действию, время и место составления протокола, данные об уголовном деле и лицах, осуществляющих действие и принимающих в нем участие, сведения о применяемых технических средствах и условиях их применения.
В описательной части протокола содержится детализированное изложение хода и результатов следственного действия.
В завершающей части протокола удостоверяется правильность его составления, наличие или отсутствие замечаний на протокол.
3. Ведение протоколов при производстве следственных действий является обязательным, даже если ожидаемые результаты в ходе следственного действия не получены. Невыполнение требования о составлении протокола в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания способно приводить к утрате или искажению полученных фактических данных и может расцениваться как нарушение закона, влекущее признание полученных доказательств недопустимыми (см. коммент. к ст. 75).
4. В комментируемой статье изложены общие правила составления протокола следственного действия. Они могут дополняться или конкретизироваться дополнительными правилами, устанавливаемыми законом для производства отдельных следственных действий. Об особенностях составления протоколов, отражающих специфику следственных действий, см. коммент. к ст. 180, 190.
5. Протоколы осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента, выемки, обыска, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и иных следственных действий, связанных с непосредственным восприятием следователем обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, являются доказательствами по делу (см. коммент. к ст. 83).
6. Фальсификация протоколов, являющихся доказательствами по уголовному делу, влечет уголовную ответственность согласно ст. 303 УК.
7. Участники следственного действия вправе делать замечания, подлежащие занесению в протокол, как в ходе производства, так и после окончания производства следственного действия.
8. Необходимость обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц в связи с участием потерпевшего и свидетеля в следственном действии определяется наличием данных об их преследовании с целью оказания на них психического воздействия посредством угрозы убийством, насилия, уничтожения принадлежащего им имущества, надругательства над родственниками и близкими. Принятие в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля мер безопасности может быть обусловлено также применением к ним физического воздействия, шантажа, попытками их подкупа и т.д. О понятии близких лиц, близких родственников и родственников см. п. 3, 4 и 37 ст. 5 УПК.
9. В случае вынесения следователем (при получении согласия прокурора) постановления с обоснованием решения не приводить в протоколе следственного действия данных о личности потерпевшего, его представителя или свидетеля псевдоним участника следственного действия определяется с учетом его мнения. Одновременно следователь лично и с помощью органов дознания обязан принять меры по предотвращению и нейтрализации негативного воздействия на участника следственного действия.
10. Разглашение сведений о мерах безопасности в отношении потерпевшего, его представителя, свидетеля, а равно в отношении их близких влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 311 УК.
11. Приложения к протоколу следственного действия должны быть удостоверены его участниками.
12. Нарушение правил процессуального оформления результатов следственного действия, в том числе их ненадлежащее удостоверение, влечет за собой признание протокола следственного действия утратившим доказательственное значение.
13. Об удостоверении факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия см. коммент. к ст. 167.
14. Протокол может быть изготовлен рукописным, машинописным или иным способом, обеспечивающим доступность восприятия его содержания.
15. Правила составления протокола следственного действия применяются также при составлении протоколов иных процессуальных действий следователя, таких, как разъяснение прав участникам уголовного процесса, объявление участникам процесса об окончании предварительного следствия и т.д.