Оглавление
Ставки подоходного налога
Подоходный налог
Обязательные отчисления – это, в первую очередь, налоги. Налоги перечисляются в государственный бюджет в обязательном порядке и на безвозмездной основе. Из зарплаты удерживается подоходный налог по ставке 13%. Нанятый работник не занимается самостоятельно уплатой этого налога. Вся ответственность за расчет, удержание и перечисление в госбюджет ложится на плечи предприятия, а именно бухгалтерии. Основанием является законодательная норма, указанная в ст. 175 и ст. 23 Налогового Кодекса РБ.
Страховые взносы
Обязательные страховые взносы не являются налогами. Это особый обязательный вид страхования, при котором договор с Фондом социальной защиты населения (ФСЗН) заключается в силу законных обязательств. Основанием является ст. 1 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII “Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь”. Страховой взнос в ФСЗН непосредственно от работника составляет 1% от дохода вне зависимости от категории работодателя. Плюс из начисленной зарплаты за счет средств работодателя удерживается еще 34% (из них 28% на пенсионное страхование и 6% на соцстрахование). Эти взносы не начисляются на зарплаты работников с инвалидностью 1-2 групп. Нанятый работник тоже не занимается уплатой взносов. Все сопряженные действия выполняет наниматель.
Профсоюзные взносы
Если работник является членом профсоюза или другой организации, связанной с профессиональной деятельностью, где условие участия – это обязательный взнос, тогда из заработной платы будет удерживаться ещё и этот платеж. Обычно это 1% от дохода. Предприятием эти отчисления производятся только, если работник написал письменное заявление с просьбой производить эти отчисления из заработной платы. В ином случае он делает это самостоятельно.
Да, благодаря налоговым вычетам. Налоговый вычет – это сумма, которую можно отнять от начисленной заработной платы. И тогда подоходный налог будет рассчитываться и удерживаться из полученной разницы, которая называется “налоговая база”. Чем меньше налоговая база, тем меньше сумма платежа.
Кому доступна эта опция? В 2021 году это:
- работники, чья зарплата менее 761 руб.;
- семьи с детьми до 18 лет и (или) иждивенцами;
- вдовы, вдовцы, одинокие или приемные родители, опекуны или попечители;
- родители, у которых дети с инвалидностью
- люди с инвалидностью 1-2 группы, с инвалидностью с детства и т.д.
- если ребенок работника или сам работник получает первое высшее образование на платной основе в Беларуси;
- если гражданин получил кредит по программе улучшения жилищных условий;
- если работник заключил добровольный договор медицинского страхования.
Полный перечень указан в п.1.3 ст. 209 Налогового Кодекса. Подробно о налоговых вычетах мы рассказывали тут.
Если за гражданином числится несколько исполнительных документов, вполне может быть, что зарплаты недостаточно, поэтому удержания производятся не одновременно (ч. 1 ст. 122 Закона № 439-З). Погашения отчисляются с учетом даты оглашения исполнительного производства. Что постановили раньше – то и будут учитывать в первую очередь. Если решения были приняты в один день, т.е. дата одинаковая, тогда погашения производятся с учетом номера исполнительного производства, а именно – что было раньше установлено к исполнению, то и должно быть удовлетворено в первую очередь. Удержание по новому исполнительному документу производится только после полного погашения по предыдущему исполнительному документу.
Наниматель, который производит перечисления платежей, вычитая их из заработной платы, может дополнительно ко всему издать внутренний локальный приказ, распоряжение о взыскании с должника суммы комиссии за перевод (ч.2 ст. 107 ТК). Однако работодатель не имеет права получать прибыть из этих действий, его задача – только компенсация собственных понесенных расходов.
Инвестиционный налоговый вычет
В новой редакции расширили перечень критериев для применения инвестиционного налогового вычета, которые вправе устанавливать субъекты РФ. Региональным властям предоставили право устанавливать:
- объекты основных средств в виде зданий, сооружений, передаточных устройств, относящихся к 8–10 амортизационным группам, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета;
- минимальные сроки фактического использования объектов основных средств (категорий объектов основных средств), до истечения которых реализация или иное выбытие (за исключением ликвидации) объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, сопровождается восстановлением и уплатой в бюджет суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта основных средств, с уплатой соответствующих сумм пеней.
Из ряда статей НК РФ исключили упоминание упраздненного ЕНВД.
НДС
В новой редакции указано, что налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с , , , исчисляют и уплачивают НДС по операциям реализации товаров, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.
По новой редакции «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)» при переходе плательщика НДС на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.5 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на льготные режимы налогообложения.
Установлено, что налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Действующий НК РФ и его становление
С принятием в 1993 г. новой Конституции, официально узаконившей переход России к
капиталистической форме экономических отношений при формальных
рыночно-либеральных механизмах регулирования, остро встал вопрос о реформировании системы
налогообложения.
Первый проект кодификации налогового законодательства, которая бы одновременно учитывала
существующие постсоциалистические и возникающие рыночные, зачастую еще в примитивной форме
«дикого капитализма», экономические реалии разрабатывался с 1993 по 1995 гг. Документ
предусматривал шесть разделов, представляя, по сути, общую часть:
-
Общие
положения и определения; - Базовые принципы налогообложения;
- Основы налоговой системы и правила ее администрирования;
-
Виды
налогов федерального, регионального и местного значения.
Кодекс был внесен в Государственную Думу Министерством финансов вначале 1996 г. и подвергся значительной критике – последовала почти годовая процедура внесения различных
доработок, уточнений и поправок. В ходе первого чтения 600 страничный документ был отправлен на
доработку, но впоследствии к апрелю 1997 г. он был буквально продавлен административным ресурсом
Президента Ельцина и полностью подконтрольного ему Правительства.
Одновременно с предлагаемым проектом оппозиционными партиями и общественными объединениями
предлагалось не менее 10-ти сторонних проектов. Большая часть из них содержала различные
радикальные инновационные предложения, которые, согласно экспертному мнению не применялись
нигде.
И хотя отдельные содержащиеся в них предложения как раз и отражали существующие российские
реалии, но они не укладывались в либеральную логику правящего экономического блока.
Тем не менее, сказать, что альтернативные проекты были полностью проигнорированы нельзя. Так,
предложенное в ряде из них разделение Кодекса на несколько частей и принятие их
постепенно.
Кодифицированная первая
часть документа, включившая в себя общие положения, определения и правила, регулирующие
функционирование налоговой системы, прошла законодательные органы в июле 1998 г.
и вступила в силу в январе следующего года.
Параллельно с этим продолжалась работа над особенной частью, непосредственно касавшейся перечня
вводимых в стране налогов на различных уровнях, режимах налоговой нагрузки, а также обязательных
страховых взносах.
Основная систематизация завершилась в 2000 г. с принятием ФЗ №118, которым вторая часть НК РФ вводилась в действие.
Согласно ему с января 2001 г. также предусматривалось внесение изменений в существующие законы о
налогах и сборах в России, с тем, чтобы они были приведены в соответствие с нормами принимаемого
Кодекса.
На сегодняшний день действуют обе части НК РФ в последней редакции от
ноября 2018 г. Это означает, что законодательная база в налоговой сфере развивается
постоянно, подстраиваясь под изменяющуюся экономическую ситуацию внутри страны.
Государственная пошлина
В «Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям» от уплаты государственной пошлины на 100 % освободили истцов (административных истцов) — инвалидов I или II группы, детей-инвалидов, инвалидов с детства по делам, рассматриваемым:
- Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве;
- судами общей юрисдикции;
- мировыми судьями.
В новой редакции от уплаты госпошлины на 50 % освобождены инвалиды I и II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства по всем видам нотариальных действий.
В новой редакции «Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины» установлено, что плательщик государственной пошлины, уплаченной за продление лицензий и иных разрешений, сроки действия которых продлены в соответствии с решением Правительства РФ, имеет право на зачет уплаченных сумм государственной пошлины в счет сумм государственной пошлины, подлежащих уплате за совершение аналогичных действий.
Изменения 2 части НК РФ
2 часть претерпевает гораздо большие изменения, нежели первая. Они коснулись следующих глав нормативного акта: 21, 23, 25, 26, 26.2, 26.3, 28, 30, 31, 33. Изменения произойдут по вопросам
- налогов на добавленную стоимость,
- на доходы физ.лиц и прибыль организаций,
- на добычу полезных ископаемых,
- упрощённой системы,
- налога на вмененный доход,
- транспортного налога,
- на имущество организаций,
- земельного налога,
- торговых сборов,
- взносов по страхованию,
- экологических платежей,
- личного учёта и форм отчётности,
- контрольно-кассовой техники
Помимо этого указали, что увеличится перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке (в них войдут обувь и табак), изменятся формы заполнения платёжек. Отметили, что 4 региона вступили в долгосрочный (10 лет) налоговый эксперимент по «выведению на свет» фрилансеров. Создан специальный режим налогообложения, по которому самозанятые должны будут оплачивать так называемый «налог на профессиональный доход».
По большей части, изменения, коснувшиеся 2 части НК РФ, относятся к изменениям форм ведения отчётности, написания заявлений и т.д. по документальной части. Утратила силу 426 статья 34 главы о тарифах на страховые взносы — она перестала действовать с 1 января 2019 года. Помимо этого, изменились и другие некоторые расчёты тарифов и коэффициентов. Преобразовались также некоторые льготные режимы.
Предоставленная информация (больше смотрите на http://www.consultant.ru) может профессионально заинтересовать бухгалтеров, а также пригодиться всяким гражданам — изменения могли коснуться их профессиональной деятельности или личной жизни.
Расширен перечень расходов, учитываемых при применении УСН
В перечень из новой редакции «Порядок определения расходов» включены:
- расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
- расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством России, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования.
Новые правила распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Действующий НК РФ и его становление
Федеральный кодифицированный закон №146 (Налоговый кодекс РФ) был принят в 1998, а начал действовать в 1999 году. Однако вступал он в законную силу постепенно, на протяжении почти десяти лет. Последовательность вступления была следующей.
- Часть первая целиком начала действовать с 1 января 1999 года. Страна получила нормативный документ, в котором были определены виды налогов, принципы отмены ранее существовавших платежей, контроль и ответственность налогоплательщиков.
- Четыре главы части №2 начали действовать ровно через два года после принятия НК РФ, то есть 1 января 2001 года. С этого момента получили юридическое определение три вида налоговых платежей – единый социальный, на добавленную стоимость, для физлиц. В это же время появилось и описание акцизов, как вида обязательного платежа в бюджет государства.
- Главы 25, , 27 начали действовать с 2002 года. Так были определены налоги на прибыль организаций, с продаж и добычу полезных ископаемых. Кроме того, был введен единый сельхозналог.
- Транспортный и единый налог на вменённый доход были введены с начала 2003 года. Тогда же появилась и система упрощённого налогообложения. В середине 2003 года были введены платежи при разделе продукции.
- Доходы с игорного бизнеса стали отдельным предметом налогообложения с 01.01.2004 года. Тогда же были введены платежи за пользование биоресурсами на суше и в воде.
- С 2005 года начали действовать нормативы, регламентирующие взимание земельного и водного налогов, а так же уплату госпошлины.
- Последним нововведением Налогового кодекса стали нормы налогообложения имущества, находящегося в собственности физлиц. Это произошло 1 января 2015 года.
Налоговый кодекс России можно считать одним из наиболее динамично развивающихся законов. И это понятно, ведь любые платежи, пополняющие государственный бюджет, должны вводиться последовательно для того, чтобы экономическая система страны могла адаптироваться к новым расходам. Кроме того, сама система пополнения бюджета государства должна обладать мобильностью, своевременно реагируя на социальные, политические и экономические изменения.
Патентная система налогообложения
В статье расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, а также изменены наименования некоторых ранее разрешенных видов деятельности.
Изменился перечень видов деятельности, в отношении которых нельзя применять патентную систему налогообложения, в него, в том числе, вошли:
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 кв. метров;
- оптовая торговля, а также торговля, осуществляемая по договорам поставки;
- деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
- деятельность по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. метров;
- услуги по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
- деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.
Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Установлены особенности определения размера потенциально возможного годового дохода до дня вступления в силу закона субъекта РФ, устанавливающего указанные размеры.
Законодательство в сфере налогообложения
Законодательная база, регулирующая каждую сферу общественных или общественно-государственных
отношений, представляет собой упорядоченную систему нормативных актов, находящихся в
иерархическом подчинении. Они отличаются по протяженности действия во времени, по пространству
охвата и кругу лиц.
Налоговое законодательство Российской Федерации формируется следующей иерархией правовых
актов:
-
Российская Конституция. Ее нормы обладают прямым действием на всей
территории страны и указывают на обязанность всех лиц уплачивать закрепленные законом сборы
и налоги. Это положение зафиксировано в главе 2 статьи 57. В ней же подчеркивается, что новые сборы и взимаются только с даты их
установления, а вводящие их законодательные акты не имеют обратной силы. -
Налоговый Кодекс. Систематизированный кодификационный акт федерального
значения, содержащий принципиальные основы политики государства в сфере налогообложения.
Иные законы или подзаконные акты (федеральные или региональные), направленные на
регулирование данной сферы, конкретизирующие или устанавливающие новые правила, касающиеся
налогов и сборов должны соответствовать положения кодекса. -
Указы Президента. Могут выступать в качестве правоустанавливающих актов
данной сфере, однако чаще всего служат для закрепления поручений руководителя страны,
направленные на разработку или совершенствование уже существующих норм налогового
законодательства. Указы не могут противоречить Конституции и НК РФ. -
Постановления Правительства. В сфере налогообложения данные акты носят
характер перечней, реестров или списков, которые конкретизирую положения законодательства в
налоговой сфере, принимаются для их исполнения, но не могут изменять их по существу. Ими
также уточняется порядок выполнения принятых норм. -
Законодательные или подзаконные акты федеральных и местных органов власти.
Издаются на основе федерального налогового законодательства и не могут расширять его
положения или противоречить ему. Используются, например, для конкретизации его при учете
региональных особенностей при реализации фискальной или бюджетной политики. -
Постановления исполнительных органов в сфере сбора и уплаты налогов. При
реализации отдельных положений ими могут вводиться определенные требования по
уплате/взиманию, при нарушении которых для лиц наступает административная или уголовная
ответственность. Основная же их часть (письма, разъяснения, инструкции и указания)
сосредоточена на конкретизирующей или технической стороне – методах расчета, введении актов
в действие, предложениях по изъятиям и т.д. или же на частных случаях при взимании тех или
иных сборов с отдельных лиц. -
Постановления, разъяснения и предписания судебных органов (арбитражных
палат или Конституционного Суда) по делам, связанным с обжалованием решений по налогам и
сборам и защите интересно государства/граждан в данной сфере общественных отношений.
Справка. Отдельное место в сфере налогового
законодательства занимают международные договоры, участником которых является Россия. К ним
относятся различные уставные и конвенциональные документы международных финансовых организаций,
специализированные договорные акты, связанные с налогообложением (например, в рамках ВТО или
региональных интеграционных объединений, таких как ЕАЭС), а также многосторонние и двухсторонние
межправительственные соглашения, конкретизирующие отношения по налогам и сборам применительно
юр. и физ. лицам стран участниц на их территориях.
Согласно толкованию положения части 4 статьи
15 Конституции их положения внутри страны имеют большее юридическое значение, чем
таковые, предусмотренные законом.
Акцизы
- на производство спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля), в качестве сырья для производства которой (в процессе производства которой) используется этиловый спирт;
- на совершение операций по переработке этана;
- на совершение операций по переработке сжиженных углеводородных газов (СУГ).
Установлен порядок получения свидетельств о регистрации лиц, совершающих операции по переработке этана или СУГ. Госпошлина за выдачу указанных свидетельств установлена в размере 3500 рублей.
В статью добавили новую часть 9 следующего содержания:
Аналогичные поправки внесены в статьи:
- 179.9 НК РФ «Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов».
Введены новые статьи:
- 179.8 НК РФ «Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана»;
Внесены изменения в перечень случаев, при которых аннулируется свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, а также установлены особенности аннулирования такого свидетельства. Определено, что для получения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, в отношении маломерных судов также необходимо представить копию судового билета, подтверждающего право плавания под государственным флагом РФ.
- спиртосодержащую продукцию;
- виноград, использованный для производства вин, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло;
- сидр, пуаре, медовуху;
- игристые вина (шампанские);
- пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5%;
- табак, сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек, сигареты и папиросы, а также табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания;
- электронные системы доставки никотина и жидкости для них;
- легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и мотоциклы;
- автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и моторные масла.
Акцизы на табак, сигареты и папиросы, сигары, электронные сигареты и прочую продукцию для курения повышены существенно — в среднем на 15%.
НДС
В статью 146 НК РФ добавлен новый пункт 21, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения:
- выполнение работ (оказание услуг);
- передача имущественных прав на безвозмездной основе органами государственной власти, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерними обществами, организациями, включенными в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки в соответствии с , и организациями, осуществляющими функции по поддержке экспорта в соответствии с .
Но только при условии, что они осуществлены в рамках выполнения ими возложенных на органы полномочий органами власти РФ или власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства или в рамках выполнения полномочий по поддержке экспорта.
В новой редакции заявительный порядок возмещения НДС распространен в том числе на налогоплательщиков-организации, которые осуществляют производство вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции и информация о которых содержится в регистрационном удостоверении такой вакцины.
Регулируемые положения НК РФ
Основные положения, регулирование которых осуществляется на основании Налогового Кодекса России,
приводится в первом разделе документа (главы и ), в -18 статьях. В них приводятся:
- Основания действия Кодекса в его связи с иными законодательными актами в данной отрасли
законодательства и международными договорами РФ; - Отношения и принципы налогового законодательства;
- Базовые понятия и терминология, применяемая в документе;
-
Участники
налоговых отношений и их краткая характеристика; - Характеристика, особенности и уровни системы налогообложения РФ;
- Основы системы страховых взносов.
Важно. Приведенные положения формируют в документе
кодифицированные разделы, каждый из которых раскрывает и уточняет тот или иной элемент
существующей законодательной базы в сфере налогообложения.
Структура и востребованность
Справка
ФЗ №146 имеет чёткое деление на две части. Оно носит формальный и функциональный смысл. В этом законе, как и в других, имеющих подобные деления, первая часть выполняет функцию общего базиса, на котором строится разнообразие нормативов специфического характера.
Первая часть НК РФ содержит основные понятия налоговой системы и всех процессов, с ней связанных. Часть вторая определяет порядок взимания налогов:
- федерального уровня;
- на доходы физлиц;
- на прибыль организаций;
- на объекты ресурсного характера (вода из природных источников, биоресурсы, полезные ископаемые);
- на землю;
- с сельхозпроизводителей.
Кроме регламентации разных видов платежей в госбюджет вторая часть кодекса включает в себя перечень и специфику уплаты акцизов, а так же нормативы, регламентирующие особые налоговые режимы (упрощённый, для сехозпроизводителей, при разделе продукции и т.п.).
Главными потребителями информации, сосредоточенной в НК РФ, являются:
- госструктуры, осуществляющие контроль деятельности экономических агентов России;
- руководители организаций;
- индивидуальные и частные предприниматели.
Амортизируемое имущество
Признание НМА амортизируемым имуществом
Определение амортизируемого имущества дано в НК РФ. Таковым в целях применения гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено указанной главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом является имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
Как видим, в последнем предложении СПИ более 12 месяцев и стоимостный порог в 100 000 руб. четко обозначены только для имущества. С 01.01.2020 эта норма будет изложена в новой редакции и данные показатели будут применяться к результатам интеллектуальной деятельности и иным объектам интеллектуальной собственности.
Вот как это будет выглядеть. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100000 рублей.
Основные средства, исключаемые из состава амортизируемого имущества
Перечень ОС, исключаемых из состава амортизируемого имущества, дан в НК РФ.
С 01.01.2020 в него будут внесены следующие изменения.
Во-первых, признается утратившим силу абз. 2. С указанной даты из состава амортизируемого имущества не будут исключаться основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.
Соответствующие изменения внесены и в другие нормы. Так, упоминание об ОС, переданных (полученных) по договорам в безвозмездное пользование, исключено из НК РФ, где устанавливался порядок начисления амортизации при прекращении договора безвозмездного пользования и возврате объектов амортизируемого имущества налогоплательщику.
То есть по основным средствам, переданным (полученным) по договорам в безвозмездное пользование, амортизация начисляется, но в расходах для целей налогообложения не учитывается. Основание – п. 16.1, который с нового года появится в ст. 270 НК РФ.
Исчезнет упоминание об ОС, переданных (полученных) по договорам в безвозмездное пользование, и из НК РФ, который будет изложен в следующей редакции: по ОС, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также по ОС, находящимся по решению руководства организации на реконструкции (модернизации) свыше 12 месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанные ОС были переведены на консервацию или с которого они находятся на реконструкции (модернизации), начисление амортизации не производится.
При расконсервации, завершении реконструкции (модернизации) объекта ОС амортизация по нему начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация ОС или завершилась его реконструкция (модернизация).
Во-вторых, внесены изменения в последний абзац, где говорится, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации. С 01.01.2020 из этого абзаца будет исключено положение о том, что срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Изменение метода начисления амортизации
Согласно действующей редакции НК РФ налогоплательщик вправе переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.
Данная формулировка позволяла прочесть ее таким образом, что переход с нелинейного метода на линейный ограничен пятилетним сроком, а обратный переход (с линейного метода на нелинейный) можно проводить хоть через год, например, так:
Начало налогового периода |
Переход с одного метода на другой |
01.01.2014 |
С линейного на нелинейный |
01.01.2015 |
С нелинейного на линейный |
01.01.2016 |
С линейного на нелинейный |
Не ранее 01.01.2020 |
С нелинейного на линейный |
С 01.01.2020 эта норма будет гласить, что налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.
НДФЛ
Обложение НДФЛ процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках
Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату фактического получения дохода.
Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками. В статье указано, что:
НДФЛ с процентов по вкладам и остаткам на счетах в банках за налоговый период 2021 года фактически необходимо уплатить не позднее 01.12.2022.
Прогрессивная шкала для НДФЛ
- 13%, если сумма доходов за налоговый период составляет не более 5 млн рублей;
- фиксированные 650 000 рублей и 15% суммы доходов, превышающих 5 млн рублей, если сумма соответствующих доходов за налоговый период превышает 5 млн рублей.
В отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными независимо от величины дохода.
Обновленный перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ
- доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 01.01.2017;
- суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;
- доходы, полученные членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающими в комиссиях не на постоянной (штатной) основе, работниками Федерального центра информатизации при ЦИК РФ, а также физлицами, работающими по гражданско-правовым договорам, в виде сумм, выплачиваемых им за выполненные работы, оказанные услуги, непосредственно связанные с подготовкой и проведением общероссийского голосования.
Обновленный перечень компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ
- возмещение расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива, а также соответствующие доходы, полученные в натуральной форме (ранее — бесплатное предоставление жилых помещений, топлива или соответствующее денежное возмещение);
- возмещение стоимости полагающегося натурального довольствия (ранее — оплата стоимости полагающегося натурального довольствия).
В перечень добавлены доходы, полученные в период до 01.01.2029 от продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании.
Как не пропустить важные изменения
Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!