Оглавление
Что ещё следует учесть?
За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.
Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.
Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность сэкономить на коммунальных платежах. Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.
Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?
Позиция ВС РФ
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также обратила внимание на то, что закон о банкротстве не запрещает собранию кредиторов решать вопросы, прямо не относящиеся к его компетенции, но подчеркнула при этом недопустимость принятия им решений, противоречащих требованиям законодательства и приводящих к нарушению прав должника. Кроме того, судьи напомнили, что КС РФ не признал неконституционным во избежание возникновения практики произвольного определения правоприменителем критериев того, какой размер жилого помещения может считаться достаточным для обеспечения разумной потребности человека в жилище и, соответственно, на какое жилое помещение, являющееся для должника единственным, может быть обращено взыскание по исполнительным документам, чего в отношениях, характеризующихся высокой степенью социальной уязвимости, допустить нельзя, тем более что существующие в жилищной сфере нормативы, по мнению Суда, для таких расчетов использоваться не могут, так как имеют иное целевое назначение
Таким образом, КС РФ исключил возможность решения правоприменителем вопроса о предоставлении замещающего жилья до внесения в законодательство изменений, устанавливающих пределы применения имущественного иммунитета в случаях, когда характеристики жилого помещения должника явно превышают уровень, достаточный для удовлетворения его разумной потребности в жилище, указала коллегия ВС РФ.
Принятое кредиторами должника решение о предоставлении ему жилого помещения меньшей площади и стоимости взамен его квартиры с этой позицией КС РФ не согласуется, так как кредиторы фактически произвольно определили достаточный уровень обеспеченности должника жильем, подчеркнули судьи ВС РФ. При этом сами они, по сути, тоже дали оценку спорному помещению, отметив, что «имеющуюся у должника квартиру площадью 40 кв. м нельзя признать для него роскошным жильем, превышающим разумную потребность в жилище».
Неутешительным для кредиторов является и результат анализа ВС РФ их доводов о фактическом проживании должника по иному адресу и о предпринятых им действиях по переводу спорной квартиры в нежилой фонд для использования помещения в коммерческих целях. По мнению судей коллегии, наличие у гражданина возможности проживать по иному адресу не влияет по смыслу на применение к находящемуся в его собственности единственному жилью исполнительского иммунитета, а принимаемые для смены назначения помещения меры не свидетельствуют о наличии у лица прав на иное жилье.
На основании изложенного ВС РФ пришел к выводу о том, что оспариваемые решения собрания кредиторов противоречат действующему законодательству и нарушают права должника, и о правомерности решения суда первой инстанции о признании их недействительными, и на этом основании оставил этот судебный акт в силе, отменив решения судов апелляционной и кассационной инстанций.
Понятие социальный нормы и порядок ее расчета
Это основное понятие, используемое в процессе определения уровня благоустроенности жизни граждан РФ. Ее применяют при определения суммы субсидий, вскидок или для монетизации оплат по ЖКХ. Окончательный показатель зависит от нескольких показателей:
- количество человек, проживающих на одной жилплощади;
- уровень жизни на территории, которая берется в расчет;
- санитарное состояние жилья и дома;
- вид предоставляемого или арендованного жилья.
Полезное видео.
На основании этого существуют строго установленные нормы, которые выглядят следующим образом:
- на одного человека 33 квадратных метра;
- для семьи из двух человек – 42 квадрата;
- если семья состоит из трех и более человек, то на каждого жильца требуется 18 квадратных метров.
Возможно превышение норм, но оно может быть незначительным. Если же квадратов не хватает, семья обращается в администрацию с целью постановки на учет по улучшению жилищных условий. Также, семьи с низким уровнем дохода имеют право подать заявление на погашение части коммунальных платежей за счет государства. Особенно актуально стало решение подобного вопроса относительно газа из-за его высокой стоимости.
Учетная норма площади жилого помещения в Московской области
Учетная норма в Московской области в зависимости от территории установлена в размере от 7,5 до 15 кв. м.
Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Московской области (на примере некоторых муниципальных образований МО):
- Городской округ Балашиха МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10);
- Богородский городской округ МО — 8 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);
- Городской округ Бронницы МО – 10 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);
- Городской округ Власиха МО — не более 8,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);
- Волоколамский район МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);
- Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — не более 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);
- Городской округ Воскресенск МО — 9 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Воскресенск МО от 20.12.2019 N 72/8);
- Городской округ Восход МО — 12 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/20);
- Городское поселение Некрасовский Дмитровского муниципального района МО — 10 кв. м. общей площади — для проживающих в отдельных квартирах; — 15 кв. м. общей площади — для проживающих в коммунальных квартирах (Решение Совета депутатов городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района МО от 11.08.2016 N 119/37);
- г. Долгопрудный МО — не более 9 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);
- Городской округ Клин МО — 10 кв. м. общей площади на одного члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 9 кв. м. жилой площади на одного члена семьи, проживающей в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов городского округа Клин МО от 25.02.2021 N 9/81).
- Городской округ Лосино-Петровский МО — 7,5 кв. м. общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего (Решение Совета депутатов городского округа Лосино-Петровский МО от 25.12.2006 N 66/11 (ред. от 20.04.2016);
- Городское поселение Лотошино Лотошинского муниципального района МО — 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района МО от 24.10.2008 N 160/25 (ред. от 26.12.2008).
Что ещё следует учесть?
За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.
Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.
Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность сэкономить на коммунальных платежах. Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.
Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?
Нормы жилой площади: что нужно знать
Давайте сразу разберёмся в понятиях. Жилая площадь — это не квадратура квартиры. Согласно законам, жилая площадь — это размер комнат, т. е. помещений, предназначенных для проживания. Кухня, санузел, кладовки не считаются жилыми «квадратами». Но они учитываются при определении общей площади жилья — это площадь всех помещений квартиры, кроме балкона, лоджии, террасы. Разрабатывая нормативы, госорганы обычно подразумевают жилую площадь.
Жилая площадь квартиры включает в себя только площадь жилых комнат
Норма жилплощади — минимальное количество жилых «квадратов», положенных человеку по закону.
Законы о нормах жилплощади
Базовый закон о нормативах площади — Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК). В нём — термины и общие положения. Конкретные цифры площадей следует искать в законах субъектов РФ и в муниципальных документах — актах посёлков, городов, муниципальных районов.
О нормативах для некоторых граждан — льготников и служащих государства — есть информация в специальных законах, например, в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральном законе «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5, Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76 и т. д.
Виды норм жилой площади
В России существует 4 норматива для жилой площади:
- санитарная норма;
- норма предоставления;
- учётная норма;
- социальная норма.
Все эти нормативы показывают минимум территории, необходимой человеку для жизни. Разница в том, что каждая норма применяется только в конкретных, обозначенных законом ситуациях. Например, там, где работает санитарная норма, не работает учётная норма и так далее. Поэтому и числовые показатели для каждой нормы свои, они, как правило, друг с другом не совпадают.
Все нормы рассчитываются как количество кв. м. на 1 человека. Если квартиру получает семья, то значение нормы нужно умножить на количество членов семьи.
Зачем нужны нормы жилплощади
Нормирование жилых метров нужно государству для разных целей:
- просчитать размер помещения, которое нужно предоставить человеку или семье для более или менее нормальной жизни (по договору социального найма, в общежитии, при переселении из аварийного жилища и т. п.);
- вычислить размер субсидии, если гражданин на неё претендует;
- если кто-то хочет прописаться в квартире — выяснить, хватит ли всем места;
- определить стоимость коммунальных услуг, размер льготных скидок.
Нормирование жилой площади социального найма
На сегодняшний день, когда на территории России установились новые социально-экономические принципы, нормирование жилплощади соцнайма представляет собой одну из основополагающих гарантий соблюдения законных интересов и конституционных прав каждого человека. Иными словами, нормирование – важнейший инструмент, который защищает физлица, признанные малоимущими и нуждающимися.
Если ОМСУ установили этот показатель в размере 15 кв. метров, то для семьи, состоящей из 4 человек, должна быть выделена квартира площадью 60 квадратов.
Если принцип нормирования жилой площади не соблюдается при составлении договора социального найма, то граждане могут обратиться за защитой своих интересов в уполномоченные на то органы. При обоснованности претензии ОМСУ будут обязаны выделить недвижимость в точном соответствии с нормами, закрепленными законом.
Государство не может, да и не должно отказываться от нормирования, как механизма социальной политики. Это связывается с тем фактом, что в современной России наблюдается серьезный дефицит жилья, предоставляемого гражданам в социальный найм. Если размер нормы на одного человека не будет фиксирован законом, то многие категории граждан останутся без жилой площади даже при острой необходимости.
Иные нормы предоставления жилых помещений для отдельных категорий граждан
По общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Социальное жилье предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры исходя из нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Иные по размеру нормы предоставления могут устанавливаться для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых в соответствии с законодательством жилыми помещениями из государственного жилищного фонда (ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 50 ЖК РФ).
Следует отметить, что существует целый ряд федеральных законов, которыми установлены иные нормы предоставления жилых помещений с учетом выполняемых отдельными категориями граждан профессиональных обязанностей и иных обстоятельств. Как правило, нормами таких законов устанавливается право отдельных категорий лиц на дополнительную общую площадь жилого помещения. В качестве примеров, приведем следующие:
- Военнослужащий, имеющий воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; командир воинской части; военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации; военнослужащий — преподаватель военной образовательной организации или военного учебного центра при государственной образовательной организации; военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров (ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих»);
- Герои России имеют право на первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилья в домах государственного и муниципального, в том числе ведомственного, жилищного фонда с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 20 кв. м. (ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 (ред. от 30.12.2020) «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);
- Судьи имеют право на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность (ст. 19.1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2020, с изм. от 30.12.2020) «О статусе судей в Российской Федерации»);
- Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность — в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения (ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации»);
- Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
- Сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную площадь жилого помещения при предоставлении жилого помещения в собственность — в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения (ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О Следственном комитете Российской Федерации»);
- Сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (т.е. принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г.), имеющие такие специальные звания на день увольнения со службы в органах внутренних дел; сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, имеющие на день увольнения со службы в органах внутренних дел ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров (ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Законодательные основы о нормах жилой площади
Основным законом, посвященным нормам жилой площади является ЖК РФ. Он содержит ключевые понятия и общие положения в сфере жилищных правоотношений.
Но конкретные величины жилплощади отданы на регулирование законодательным органам субъектов России и муниципалитетам.
Нормативы жилья для отдельных категорий граждан, льготникам, получающим меры поддержки, и госслужащим, установлены в отдельных законах, в частности:
- Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»;
- ФЗ от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих» и др.
Главные особенности
Зачем и когда это необходимо
Указание точной нормы метража в жилом помещении на одного конкретного человека не представляется возможным. Это обуславливается тем, что в данных рамках существует множество нюансов, которые могут в итоге повлиять на результат. Одним и основополагающих факторов при рассмотрении вопроса является пол жильцов.
Минимальный норматив квадратных метров на одного человека позволяет определить допустимую площадь для комфортного проживания семьи с учетом соблюдения всех санитарных и социальных норм для определенного региона.
Своевременное определение величины может пригодится в самых разнообразных ситуациях, включая следующие:
- раздел недвижимого имущества;
- переселение в новое помещение на время осуществления работ по капитальному ремонту;
- регистрация граждан на временной основе;
- расширение фактической площади имущественного объекта;
- расчет коммунальных платежей.
Важно помнить о том, что для каждого отдельного федеративного субъекта значение норматива может несколько отличаться. На это, например, может влиять населенность района
Отличия понятий
Нормы действующего федерального законодательства и множества социальных программ устанавливают некоторые аспекты, которые носят нестрогий характер по отношению к нормативам и расчетам. Это повлекло за собой создание дополнительного свода правил, которые могут помочь в разъяснении некоторой информации о жилой площади.
Со ссылкой на соответствующие правила можно выделить несколько понятий норм:
Минимальная | Помещение в общежитии, находящемся в собственности местного муниципалитета. |
Норма предоставления | Минимальное количество квадратных метров, выделяемых на одно лицо после подписания соглашения о социальном найме. |
Учетная норма | Показатели жилой площади, на основе которых определяется факт необходимости расширения имущественного объекта (для этого требуется постановка на очередь). |
Каждое из вышеназванных понятий предусматривает наличие отдельных правил и условий, на которые каждый конкретный гражданин должен ориентироваться в обязательном порядке.
Кто имеет на неё право
Многих интересует вопрос о том, имеют ли право граждане получать дополнительную площадь для проживания. Критерии и нормы предоставления жилых имущественных объектов устанавливаются перечень граждан, которые могут рассчитывать на получение квартиры в соответствии с действующими законодательными актами.
Актуальные категории лиц прописываются в следующих документах:
- инвалиды – Федеральный Закон №181 от 24 ноября 1995 года о социальной защите недееспособных граждан;
- Постановление Правительства РФ №817 от 21 декабря 2004 года об утверждении списка заболеваний, при которых лица могут рассчитывать на дополнительные квадратные метры;
- военнослужащие – Федеральный закон №76 от 27 мая 1998 года о статусе военнослужащих.
Зарегистрировать все категория граждан можно по месту жительства.
Комментарий к статье 51 ЖК РФ
1. Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (см. комментарий к ст. 49). Основаниями для такого признания служат:
а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма;
б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;
в) неудовлетворительное состояние жилища;
г) состояние здоровья проживающих.
2. Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. По смыслу п. 1 ч. 1 нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
4. Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.
Так, п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Самостоятельное основание нуждаемости — проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).
Это положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. При этом у них должно отсутствовать иное жилье, занимаемое по договору социального найма или на праве собственности.
Данное положение Кодекса не ограничивается применением лишь к коммунальным квартирам. Возможны и иные варианты (например, проживание в квартире бывших супругов). Следует иметь в виду, что когда речь идет о коммунальных квартирах, законодатель прямо указывает на это (см. ст. 73, 76, 80 и др. ЖК РФ).
Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736.
5. По основаниям, предусмотренным ст. 51, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Дело в том, что постановка на учет для получения жилья по договору социального найма производится по месту жительства (а иное возможно как исключение, см. комментарий к ст. 52).
Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация.
Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О <1>. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.
6. Часть 2 комментируемой статьи предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности. Законодатель не ограничивает учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте.
Кому и на каких условиях предоставляется это жилье?
Бесплатное жилье предоставляется только малообеспеченным гражданам РФ и их семьям, не способным самостоятельно приобрести квартиру или выплачивать ипотеку. Для того чтобы определить способен ли гражданин улучшить условия своего проживания без помощи государства разработан специальный регламент расчета.
Подсчет производится следующим образом:
- Установленный прожиточный минимум умножают на количество членов семьи.
- Полученную сумму отнимают от совокупного ежемесячного дохода.
- Результат сначала умножают на 12 месяцев, а затем на 20 лет.
- Прибавляют рыночную стоимость всей собственности и имущества семьи.
- Сравнивают результат со стоимостью жилья в регионе проживания заявителя.
Основания для получения гражданином РФ дома, квартиры или комнаты в социальный наем:
- Полное отсутствие места для проживания.
- Недостаточная жилая площадь, приходящаяся на каждого проживающего в квартире.
- Аварийное состояние дома.
- Гражданину или кому-то из членов его семьи диагностировано заболевание, при котором совместное проживание потенциально опасно.
Обратите внимание! Данные требования, указанные в Жилищном кодексе РФ (статья 51), не являются исчерпывающими и дополнительные основания могут устанавливаться другими федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Не все заявители получают жилье на одинаковых условиях, принципы предоставления изменяются в зависимости от категории заявителя:
- малоимущие;
- военнослужащие;
- многодетные семьи;
- жильцы ветхих и аварийных домов;
- дети-сироты;
- ветераны и инвалиды ВОВ;
- больные тяжелыми хроническими или потенциально заразными заболеваниями.
Другие категории, определенные органами местной администрации, по месту подачи заявления. Допускается одновременное отнесение заявителя сразу к нескольким категориям.
Социальная норма площади жилья
Установление минимума квадратных метров, положенных гражданам при разрешении вопроса относительно предоставления жилья, регулируется величиной социальной нормы жилой площади.
Характеризующим понятием социальной нормы является степень допустимости условий проживания
Эта величина берется во внимание в качестве ориентира в случаях предоставления жилья или определении и выделении материального предела жилищной субсидии, которая также находится в прямой зависимости от уровня показателя социальной нормы
Норма в качестве правовой дефиниции, зависит от следующих критериев:
- Количества людей в семье;
- Степени обеспеченности жителей жилой площадью, исходя из величины этого показателя для конкретного региона;
- Вида жилого помещения;
- Других критериев, которые имеют существенное значение.
Требуется также быть ознакомленным с отличительными чертами понятий:
- Социальная норма жилой площади;
- Учетная норма жилой площади.
Величина последней приведена в Жилищном Кодексе и приравнивается к 12-ти кв.м. на одного человека.
Она учитывается и приобретает весомую юридическую значимость в таких ситуациях, как:
- Расчет оплаты за жилое помещение;
- При подтверждении права нанимателя на требование о предоставлении ему меньшего помещения взамен предоставленного ранее.
Те граждане, которые обеспечены жилой площадью, однако, величина из расчета на каждого отдельного члена семьи считается ниже определенной законом нормы, официально считаются нуждающимися в улучшении условий проживания.
Также определены отдельные категории граждан, имеющих право относительно предоставления дополнительных квадратных метров в виде отдельной комнаты или в другой форме жилья, размером не менее 10 кв. м.
Кроме того, увеличение дополнительной величины жилой площади возможно для:
- Граждан, которым положено увеличение по причине характера осуществляемого труда;
- Граждан, страдающих определенными заболеваниями, имеющими тяжелый характер.
После принятия Жилищного Кодекса, закон «Об основах федеральной жилищной политики РФ» считается утратившим силу. Но применение термина «социальная норма» существует и в настоящий момент.
Определение используется относительно каждого субъекта РФ в порядке использования при расчетах по оплате коммунальных услуг, жилого помещения, а также при проведении расчетов социальной поддержки определенных категорий граждан.
Что это за показатель и как его рассчитать
Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:
- Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
- Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
- Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Есть еще санитарная норма на 1 человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.
Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.
Где учитывается размер жилой площади?
Размер жилой площади может учитываться в различных сферах:
-
- При оплате услуг ЖКХ может браться в расчет учетная норма, установленная законодательным органом субъекта РФ или муниципальным органом. В случае, если размер жилплощади меньше установленной на одного человека жилплощади, то согласно местному законодательству могут устанавливаться субсидии на оплату ЖКХ,
Такая субсидия доступна исключительно некоторым категорий граждан (ветеранам войн, ликвидаторам аварии ЧАЭС и т. д.).
-
- При наличии долгов за услуги ЖКХ наниматель может быть выселен из занимаемой жилплощади с предоставлением ему жилья согласно действующей санитарной норме — не менее 6 м² на одного человека,
- При изъятии муниципального жилья принимается в расчет учетная норма, то есть от 10 до 18 м²,
- Санитарная норма применяется при регистрации в жилом помещении, в случае, если при постановке на учет нового жильца нарушается санитарная норма, в регистрации может быть отказано,
-
- Учетная норма действует для жильцов, которые переселяются из аварийного жилья. В таком случае семье предоставляется жилье из размера действующей в регионе (муниципальном округе) учетной нормы,
- Жильцы, проживающие в муниципальном жилье, в случае, если размер их жилплощади не соответствует установленным в регионе показателям, вправе рассчитывать на переезд в более просторное жилье. Однако так как объем муниципального жилья с каждым годом падает, то не стоит излишне рассчитывать на это,
- Площадь жилья, в котором проживает военнослужащий, влияет при предоставлении жилья по социальному найму или в бесплатную собственность в связи с увольнением.
Если общая площадь всех жилых помещений военнослужащего и членов его семьи в целом меньше учетной нормы, действующей в регионе проживания, то он ставится в очередь на обеспечение жильем. По достижении выслуги в 20 лет военнослужащему предоставляется бесплатная квартира от Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ.
Согласно закону «О статусе военнослужащих» размер предоставляемой жилой площади должен составлять 18 м² на каждого члена семьи плюс 9 м² исходя из технических условий жилого помещения.