Оглавление
Наши события
28 сентября 2021, 13:08
Премьера спецвыпуска RusCable Review: Сарансккабель. Павел Цветков. Новое поколение кабельщиков. Шлангокабель
27 сентября 2021, 12:58
RusCable Insider #240 — Цифровой Москабельмет. Интервью с Павлом Цветковым, Сарансккабель. «АЧП-терроризм» побежден?
27 сентября 2021, 12:40
Какой он, кабельный завод будущего?
23 сентября 2021, 11:47
“АЧП-терроризм” побежден? Счет 3:0 в пользу кабельщиков. СЗМТУ Росстандарта может дорого заплатить за действия “псевдорегулятора”
21 сентября 2021, 10:20
Цветлит: трансформация рынка неизбежна. Премьера спецвыпуска RusCable Review
20 сентября 2021, 10:53
RusCable Insider #239 — Интервью с КЗ «Цветлит». Итоги 78 Собрания АЭК. 10 лет заводу «Электропровод» в Подольске
ПАРТНЁРЫ
Нормативно-правовая база регулирования вопросов радиационной безопасности
Ключевым документом, устанавливающим условия эксплуатации радиоактивных объектов в России, является Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». Указанный нормативно-правовой акт определяет, что организация, чья деятельность является источником повышенной радиационной опасности, должна принимать все необходимые меры для обеспечения радиационной безопасности непосредственно на территории своего объекта, а также в отношении задействованного в производственной деятельности персонала и населения, проживающего в непосредственной близости от такого объекта. При этом конкретные требования к эксплуатации различных видов объектов зафиксированы в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2010 г. N 40 «Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 „Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)“».
Обеспечение радиационной безопасности
Комплекс мер радиационной безопасности представляет собой многоуровневую систему, которая должна учитывать все аспекты возможного негативного воздействия радиации на окружающую среду и людей. Поэтому обеспечением безопасности такого объекта должен заниматься персонал, прошедший специализированное обучение в области радиационной безопасности в уполномоченной образовательной организации. При этом необходимо, чтобы обучающая программа учитывала специфические особенности производственного процесса на предприятии, которые обусловливают возможный характер облучения — например, это может быть использование рентгеновских аппаратов или производство атомной энергии. Во всех этих и других случаях сотрудники должны быть компетентны в вопросах ограничения вредного воздействия излучения в условиях конкретного предприятия.
В частности, система мер, обеспечивающих радиационную безопасность на объекте, в общем случае складывается их следующих мероприятий:
- строгое соблюдение условий эксплуатации радиационного объекта, включая зонирование пространства согласно проекту и принятие мер по физической защите действующих источников радиации;
- наличие действующей системы контроля уровня радиации в помещениях, на территории объекта, на границах санитарных зон и на прилегающих территориях, а также регулярная проверка используемых материалов и технологий на соответствие установленным требованиям;
- строгий отбор персонала для работы с источниками излучения по физическим характеристикам и наличие системы ограничений допуска к такой работе;
- неукоснительное соблюдение техники безопасности при работе с опасными объектами;
- регулярное информирование персонала о методах работы с источниками радиационной опасности и техниках защиты от вредного воздействия, а также проведение обучающих мероприятий по защите от радиации;
- наличие эффективно действующей системы инструментов и методов радиационной защиты населения и окружающей среды от излучения.
Максимально допустимые пределы облучения
Одним из ключевых принципов реализации производственной деятельности, связанной с наличием действующих источников радиации, является так называемый принцип нормирования, предполагающий необходимость придерживаться установленных нормативов в отношении максимально допустимых доз облучения для людей. В свою очередь, указанные нормы устанавливаются отдельным нормативно-правовым актом — НРБ-99/2009. СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы».
Основные пределы доз
Определяемые критерии* | Максимальные уровни доз | |
---|---|---|
персонал | граждане | |
Величина эффективной дозы | Усредненно 20 мЗв ежегодно в течение пяти лет, исчисляемых последовательно, однако не превышая 50 мЗв в конкретный год | Усредненно 1 мЗв ежегодно в течение пяти лет, исчисляемых последовательно, однако не превышая 5 мЗв в конкретный год |
Эквивалентная доза в течение года в отдельных видах тканей | ||
хрусталик глаза** | 150 мЗв | 15 мЗв |
кожа** | 500 мЗв | 50 мЗв |
кисти рук и стопы | 500 мЗв | 50 мЗв |
Дополнительная информация | ||
* Разрешенным считается достижение обозначенных максимальных величин по всем указанным параметрам | ||
** Доза рассчитывается на глубине 300 мг/см |
Ответственность за нарушение законодательства
Превышение пределов допустимого уровня излучения и другие нарушения требований радиационной безопасности, установленных действующим законодательством, являются наказуемыми и могут повлечь за собой наступление как административной, так и уголовной ответственности в зависимости от характера деяния и наступивших последствий.
Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).
Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.
2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.
Общие положения 3 ФЗ
ФЗ № 3 был утвержден народными избранниками Госдумы 5.12.1995. Измененная версия закона датируется 2011-м (19.07.2011). Восемь глав и тридцать статей документа решают следующие аспекты:
- Универсальный свод положений, на которые ориентируется закон. Регламент по созданию условий максимальной безопасности для населения страны в вопросе радиационной угрозы;
- Спектр прав и обязанностей государства и подведомственных субъектов в рамках данного законодательного акта;
- Контроль по выполнению мероприятий по безопасности со стороны государственных органов;
- Свод стандартов по радиационной безопасности;
- Описание порядка оперативных действий при радиационной аварии;
- Оформление перечня гражданских и социальных прав и обязанностей по вопросу, затрагиваемому в актуальном документе;
- Взыскания и меры ответственности за нарушение положений закона.
Основные кредо закона:
- Устанавливается норма допустимого облучения, являющегося условно безопасным для здоровья человека;
- Эксплуатация объектов, имеющих ионизирующее излучение, признается неправомерной, если фактор риска в данном случае выше, нежели выгода;
- Принимается ряд мер по оптимизации радиационного излучения на предельном минимуме, разрешенном законодательством;
- При проведении мероприятий по устранению последствий радиационных аварий запрещаются действия, способные повлечь повышение уровня риска для населения.
Что предпринимается для радиационной защиты:
- Координация процедур по реализации просвещения населения об опасности ионизирующего излучения. Решение вопросов в областях права, профилактики, санитарии и гигиены, а также организационных моментов касательно основного предмета ФЗ номер 3;
- Выполнение всех директив по защите от радиации;
- Просветительская работа в области информирования населения в отношении противодействия радиоактивности, включая меры, доступные для самостоятельного применения.
Спектр гражданского права согласно закону № 3:
- Каждый поданный Российской Федерации обладает легитимным правом по защите от радиации;
- Также граждане страны имеют право на своевременное информирование о состоянии радиационного фона;
- Доступ на территорию закрытых учреждений, связанных с деятельностью, которая предполагает использование источников ионизирующего излучения, должен быть открыт для организаций по контролю;
- Жители пунктов, находящихся в непосредственной близости от таких объектов, обеспечиваются соответствующей государственной поддержкой;
- Если качеству жизни, здоровью или имуществу гражданского лица был нанесен ущерб, он имеет право потребовать компенсацию от властей.
Также гражданское население РФ должно соблюдать необходимые предписания и принимать участие в учениях, посвященных проблеме радиационной безопасности
Сфера действия государственного надзора охватывает следующие аспекты:
- Создание комплексной исполнительной системы для реализации основных положений закона о радиоактивном излучении;
- Оценка предельно допустимого уровня радиации, его оптимизация;
- Контроль над выдачей лицензий субъектам, вовлеченным в деятельность, связанную с радиоактивным излучением;
- Всеобъемлющий надзор над тем, как осуществляются директивы ФЗ № 3.
Статья 1. Основные понятия
В целях
настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
радиационная
безопасность населения (далее
— радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего
поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего
излучения;
ионизирующее
излучение — излучение,
которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных
частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
естественный
радиационный фон — доза
излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных
радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других
элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
техногенно
измененный радиационный фон —
естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
эффективная
доза — величина воздействия
ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных
последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их
радиочувствительности;
санитарно-защитная
зона — территория вокруг
источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в
условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить
установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне
запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения
хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;
зона
наблюдения — территория за
пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;
работник — физическое лицо, которое постоянно или
временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;
радиационная
авария — потеря управления
источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования,
неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными
причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше
установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Статья 10.1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности
1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 — 9 настоящей статьи.
3. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (далее — обязательные требования).
4. При разработке органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящей статьи, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, предусматривается проведение совместных проверок.
5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет:
1) со дня государственной регистрации юридического лица;
2) со дня окончания проведения последней плановой проверки.
6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
7. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
9. Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, не допускается.
Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения
1.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с
источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников
ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них
технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в
области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования,
обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения
осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных
органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
2.
Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего
излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Книги
Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература
Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов
1. Облучение
населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также
другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных
помещениях не должно превышать установленные нормативы.
2. В целях
защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны
осуществляться:
выбор
земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня
выделения радона из почвы и гамма-излучения;
проектирование
и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона
в воздух этих помещений;
проведение
производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений
в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и
гамма-излучения природных радионуклидов;
эксплуатация
зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения
природных радионуклидов.
3. При
невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и
гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть
изменен характер их использования.
4. Запрещается
использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к
обеспечению радиационной безопасности.
Описание 3 Федерального закона
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» 3 ФЗ принят Госдумой 5 декабря 1995. Документ вступил в силу в день опубликования, отдельные положения статьи 9 стали действующими с 1 января 2000. С данного момента в закон о радиации вносились поправки, последние из них были введены 19 июля 2011 года.
ФЗ 3 о радиационной безопасности граждан подразделяется на главы, решающие следующие правовые вопросы:
- общие положения и нормативы документа;
- полномочия Российской Федерации и ее субъектов в обеспечении защиты населения от радиации;
- государственное управление и надзор за предпринимаемыми мерами;
- общие требования к радиационной безопасности;
- меры, направленные на защиту от радиации при аварии;
- права и обязанности граждан и общественных объединений в данной сфере;
- ответственность за невыполнение предписаний.
Общие положения Закона о радиации регламентируют основные понятия правового регулирования, а также мероприятия, направленные на обеспечение безопасности граждан. Принципы, на которых базируются положения закона, следующие:
- нормирование – определение допустимых пределов, в рамках которых граждане могут облучаться, учитываются все источники излучения;
- обоснование – запрещается любое использование источников радиации, польза от эксплуатации которых не превышает рисков от потенциального ущерба здоровью населения;
- оптимизация – поддержание ионизирующего излучения на минимально допустимом уровне;
- ликвидация последствий радиационных аварий должна принести больше пользы, чем вреда;
- все работы проводятся с расчетом на достижение лучшего результата при минимальном ущербе здоровью населения.
Узнайте больше про закон о социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации.
Для обеспечения населения защитой от радиации закон предусматривает следующие мероприятия:
- организация действий, направленных на решение правовых, организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, медико-профилактических, воспитательных и образовательных вопросов по обеспечению безопасности граждан;
- соблюдение предписаний в сфере радиационной защиты населения;
- своевременное предоставление гражданам информации о радиации и мерах противодействия;
- обучение населения основам самостоятельной защиты.
Государственное управление и надзор в сфере радиационной безопасности регламентируется следующими предписаниями:
- формирование системы органов, деятельность которых направлена на исполнение предписаний Закона о радиации;
- нормирование излучения, а также организация программ по его оптимизации;
- лицензирование лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения;
- государственный, производственный и общественный надзор за исполнением предписаний Закона о радиации.
Права граждан определяются следующими положениями закона:
- все граждане на территории РФ имеют право на защиту от радиации;
- население и общественные организации должны быть своевременно и в полной мере уведомлены о состоянии ионизирующего излучения и его соотношения с предельными нормами;
- для обеспечения контроля представители общественных организаций по закону имеют право доступа на территорию объектов, работающих с источниками излучения;
- государство обеспечивает социальную поддержку населения, проживающего рядом с объектами, деятельность которых связана с излучением;
- граждане имеют права на возмещение ущерба их жизни и здоровью, а также имуществу, пострадавшему в результате аварий.
В обязанности граждан вменяется требование соблюдать предписанные меры предосторожности, требования полномочных органов власти, а также участвовать в мероприятиях, направленных на обеспечение радиационной безопасности
Скачать 3 ФЗ о радиационной безопасности
Скачать Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» можно тут. Представленная редакция содержит все изменения. Текст подойдет гражданам, изучающим вопросы обеспечения защиты населения от радиации. Также редакция документа будет полезна для должностных лиц и юристов, занятых в данной сфере законодательства РФ.
Журналы и бланки
БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовАрхивыАттракционы
Глава V. Обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии
Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от
радиационной аварии
Организации, в
которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
перечень
потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом
радиационной обстановки;
критерии
принятия решений при возникновении радиационной аварии;
план мероприятий
по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее
последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами
исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в
области обеспечения радиационной безопасности;
средства для
оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
медицинские
средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской
помощи пострадавшим при радиационной аварии;
аварийно-спасательные
формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность
с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению
радиационной безопасности при радиационной аварии
В случае радиационной
аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников
ионизирующего излучения, обязана:
обеспечить
выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от
радиационной аварии и ее последствий;
проинформировать
о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль
в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного
самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;
принять меры
по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
локализовать
очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных
веществ в окружающей среде;
провести
анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений
радиационной обстановки при радиационной аварии;
принять меры
по нормализации радиационной обстановки на территории организаций,
осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего
излучения, после ликвидации радиационной аварии.