Нужно ли валютное регулирование?

Оглавление

Понятие и содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов.

Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Первое заключается в упорядочивании общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней, посредством принятия норм права. Второе выражается в упорядочивании посредством применения норм права в отношениях, обусловленных конкретными жизненными ситуациями и возникающих между конкретными субъектами.

Основные направления валютного регулирования:

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. В данном случае ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России.

2. Регулирование Правительством РФ валютных операций движения капитала. Правительство РФ вправе устанавливать требования о резервировании определенных сумм в случаях осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров и др.

3. Регулирование ЦБ РФ валютных операций движения капитала. Полномочия Банка России по валютному регулированию в данном случае заключаются исключительно в праве устанавливать требование об использовании специального счета или требование о резервировании.

4. Валютные операции между нерезидентами. В данном случае законом установлен перечень валютных операций, которые вправе без ограничений осуществлять между собой нерезиденты.

5. Организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Основное регулирующее воздействие здесь направлено на отношения по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Указанные сделки в РФ производятся только через уполномоченные банки.

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

8. Регламентирование ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица – резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в РФ отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства.

Общие положения закона № 173-ФЗ о валютном регулировании

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) принят для защиты устойчивости рубля и стабильности валютного рынка России как важных факторов развития экономики. Общие положения закона содержат основные определения, такие как иностранная валюта и валюта РФ, резиденты и нерезиденты и т. п., а также базовые принципы валютного регулирования и контроля:

  • преобладание экономических мер при проведении валютного регулирования;
  • недопущение неоправданного вмешательства государства;
  • целостность внутренней и внешней политики России в области валютного регулирования;
  • обеспечение прав и интересов участников валютного рынка. 

Валютное законодательство России состоит:

  • из ФЗ о валютном регулировании и других законов;
  • нормативных правовых актов Правительства России и других госорганов;
  • международных договоров РФ. 

Все неясности и неточности валютного законодательства подлежат трактовке в пользу участников валютного рынка. 

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

Репатриация денежных средств

Основные положения репатриации валюты изложены в ст. 19 закона № 173-ФЗ.Резиденты обязаны обеспечить:

  • получение выручки на счета, открытые в полномочных банках, по контрактам, заключенным с иностранными поставщиками (нерезидентами);
  • возврат авансовых платежей, произведенных нерезидентам, при неоказании ими услуг, невыполнении работ или непоставке авансированного товара;
  • получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся по условиям договоров займа. 

За нарушение обязанности по репатриации денежных средств предусмотрена ответственность:

Административная (по ст. 15.25 КоАП) за неполучение валюты на свои банковские счета. Устанавливается в виде штрафа, исчисляемого исходя из 1/150 учетной ставки Банка России за каждый день просрочки зачисления денежных средств. При этом именно провинившиеся должны доказать, что ими были предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки. В противном случае избежать ответственности не удастся (постановление ВС РФ от 14.09.2016 № 309-АД16-11251 по делу № А76-17359/2015). При отсутствии объективных препятствий к получению валютной выручки юрлица также привлекаются к ответственности (постановление ВС РФ от 04.07.2016 № 308-АД16-2473 по делу № А20-1541/2015).

Уголовная (по ч. 1 ст. 193 УК РФ) предусматривает штраф 200 000 – 500 000 руб. или реальный срок до 3 лет. При наличии отягчающих обстоятельств (крупного размера, использования подложных документов и др.) срок лишения свободы увеличивается до 5 лет и предусматривается одновременное взимание штрафа до 1 млн руб. 

Контроль над валютными операциями в России

Как показывает многолетний финансовый опыт, справиться с возникшими существенными проблемами в экономической сфере, не прибегая к помощи жёстких валютно-контрольных мероприятий, могут лишь государства, обладающие огромным потенциалом. Несмотря на возрастание мировой тенденции к постепенной отмене ограничений в валютной сфере, отечественная финансово-экономическая система, её состояние, оставляет желать лучшего. Существенно важным фактором сложившейся обстановки в государстве стал вывоз национальной валюты без сопровождения необходимого контрольного воздействия, что не позволяет России окончательно отказаться от регулирования валютных операций.

Крайне важной задачей проведения подобных мероприятий является своевременное пресечение, обнаружение и предотвращений всевозможных правонарушений валютного законодательства. В комплексе это позволит достигнуть стабильности и устойчивости курса рубля – национальной российской валюты

Какие были внесены изменения?

Как было сказано в статье, последние поправки в ФЗ №173 были внесены 29 декабря 2017 года. Изменения коснулись следующих статей:

Ст 7 ФЗ 173

Статья 7 была дополнена. В ней идет речь о положениях ФЗ и других нормативных актах, которые применяются к государственному объединению под названием «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Положения статьи применяются только в том случае, если корпорация осуществляет функцию, которая предусматривается настоящим законом.

Ч 1 ст 11

В ходе последних изменений, поправки были внесены в часть 1 статьи 11. При приобретении иностранной валюты в виде чеков, гражданин должен осуществить данную операцию через банк.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые не были внесены изменения при последней редакции:

Ст 9

В статье 9 описываются денежные операции между резидентами. Закон гласит, что денежные операции между резидентами запрещены. Исключением являются следующие случаи:

  • При расчете беспошлинной торговли;
  • Операциями между комиссионерами;
  • Транзакций по договорам транспортной организации;
  • С внешними ценными бумагами;
  • В случае осуществления обязательных платежей;
  • С выплатами относительно внешних ценных бумаг;
  • Транзакций, которые связаны с переводами и расчетами валюты из-за рубежа;
  • Переводов между физическими лицами, если один из них является резидентом иностранного государства;
  • Операций по оплате и возмещению расходов;
  • Действия, которые связаны с возвратом и внесением коллективного, индивидуального или иного обеспечения;
  • Другие случаи.

Валютные операции осуществляются без ограничений с лицами, с которыми связаны расчетные счета в иностранной валюте в рамках заключенных контрактов.

Ст 19 ФЗ 173

В статье 19 описывается репатриация резидентами иностранной или местной валюты.

Если осуществляются внешнеторговые операции, то резиденты обязаны в указанные в договоре сроки обеспечить:

  • Получение в иностранной валюте денежных средств от резидентов на собственные банковские счета;
  • Вернуть денежные средства обратно в РФ за не ввезенные товары, не оказанные услуги или невыполненные работы.

Цель и задачи валютного регулирования

Цель и задачи валютного регулирования – главное, что определяет политику государства.

Основная цель – укрепить саму экономику страны, сделать ее кредито- и конкурентоспособной. Это делают, решая следующие задачи:

  • обеспечение притока денежных средств из-за границы;
  • остановка оттока капитала за рубеж;
  • укрепление курса рубля, предотвращение значительных колебаний.

Препятствуя бегству капитала в другие страны (прежде всего, в Европу и США), государство вводит определенные ограничения при вывозе средств за рубеж и препятствует свободному обращению других валют на территории России.

Найдено научных статей по теме — 15

Усложнение валютного законодательства

Леонова Ольга Владимировна

В статье дается комментарий к изменениям, внесенным в часть 7 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и контроле», согласно которому с 1 января 2015 года вступилов силу требование о предоставлении физическими лицами — резидентами п

Валютное законодательство РФ: что нового в 2018 году

Чередниченко О.В.

В статье рассматривается вопрос о том, как Инструкция Банка России может повлиять на либерализацию внешнеэкономической деятельности России.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Калинченко Ю. П.

На основе анализа действующего валютного законодательства автором рассматриваются гражданская, уголовная и административная виды и меры ответственности.

Синицына Ю. Б.

В статье рассказывается об ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Анализ норм законодательства о валютном регулировании стран СНГ

Калинченко Ю. П.

В статье обосновывается определяющая роль понятия «валютное регулирование» в валютном законодательстве.

Отдельные проблемы выявления и пресечения нарушений валютного законодательства

Муравьев Д. А.

В предлагаемой работе автор исследует институциональный аспект механизма валютного регулирования и обосновывает необходимость наделения органов внутренних дел полномочиями по борьбе с нарушениями валютного законодательства Российс

Валютное законодательство и проблемы валютного контроля в российской Федерации

Леонтьева В.О., Полухин И.В.

Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, а изменения и кризисы в одной стране в той или иной мере будут отражаться на экономике всех стра

Организация выявления нарушений валютного законодательства таможенными органами

Кожина Е.В.

Система валютного регулирования и валютного контроля в каждой стране играет решающую роль, которая обеспечивает развитие экономики и социальную стабильность общества.

О необходимости и направлениях изменения российского валютного законодательства

Масленников Владимир Владимирович, Масленников Олег Владимирович

Современная российская либеральная модель валютной политики показала свою неэффективность из-за ее несоответствия как внешним, так и внутренним условиям, определяющим развитие российской экономики.

Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле

Николаева Ирина Геннадьевна

Предмет исследования: особенности последних изменений в российском законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле.

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Как осуществляется валютный контроль?

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?Посмотреть ответ

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?Посмотреть ответ

Объект и субъект валютных правоотношений

Объектами валютных правоотношений являются: 

  1. валюта РФ – денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, средства на банковских счетах и банковских вкладах;
  2. иностранная валюта – денежные знаки в виде банкнот, монет и казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства. Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств;
  3. внутренние ценные бумаги – эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте РФ и иные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ;
  4. внешние ценные бумаги – ценные бумаги, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
  5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги. 

Субъектами валютных правоотношений выступают: Резиденты: 

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительства;
  • организации, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – организаций, находящихся за пределами территории РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые вступают в отношения, регулируемые Законом о валютном регулировании валютном контроле. 

Изменения в валютном законодательстве РФ

В настоящее время несколько законопроектов находятся в стадии рассмотрения и могут вступить в силу в течение 2019 года:

  • Законопроектом № 632702-7 о внесении изменений в закон № 173-ФЗ о валютном регулировании предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в РФ в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера. В настоящее время такими полномочиями обладает только Минфин России.
  • Законопроект № 570729-7 содержит положения, касающиеся ограничений оборота долларов США в сфере физической культуры и спорта. Проект федерального закона предусматривает, что резиденты, являющиеся субъектами физической культуры и спорта и желающие продать (купить) доллары США, обязаны представить в уполномоченные банки документы, подтверждающие их право на продажу (покупку) долларов США.

***

Валютное законодательство стоит на страже стабильности рубля как одной из важных составляющих экономики. Изменение экономической ситуации приводит к изменению валютного регулирования: где-то даются послабления, где-то, наоборот, происходит ужесточение ответственности.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

В соответствии со статьей 23 Закона, органы и агенты валютного контроля имеют право: 

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки достоверности и полноты учета и отчетности по валютным операциям;
  • запрашивать и получать документы, а также информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. 

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право: 

  • выдать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ;
  • применять меры ответственности, установленные законодательством РФ, за нарушение актов валютного законодательства РФ. 

Агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • документы о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на выполнение валютных операций;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета и другое. 

Важно! Агенты валютного контроля вправе требовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.
В обязанности органов валютного контроля и налоговых органов, осуществляющих предварительную регистрацию, входит рассмотрение заявления резидентов о предварительной регистрации и принятии решения о регистрации или об отказе в ней. Агенты валютного контроля обязаны: 

  • осуществлять контроль за соблюдением участниками валютных операций актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля сведения о валютных операциях, проводимых с их участием. 

Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. 
Органы и агенты валютного контроля несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Изменения валютного законодательства, произошедшие

В 2018 в валютном законодательстве произошли многочисленные изменения, приведем наиболее важные из них.

Закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 427-ФЗ с 01.01.2018:

  • изменил понятие валютного резидентства в отношении граждан России. С указанной даты резидентами являются все граждане РФ, даже те, что не менее 1 года проживают за границей.
  • физлица – резиденты, которые более 183 дней в году проживали за рубежом, освобождены от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах, открытых за границей.

Закон «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ с 14.05.2018 ввел обязанность резидентов и нерезидентов указывать во внешнеторговых договорах сроки исполнения обязательств и уведомлять уполномоченные банки об этих сроках.

Закон «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ возложил на резидентов обязанность по репатриации на свои счета денежных средств, которые им причитаются по договорам займа.

Закон «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 146-ФЗ с 29.07.2018 ввел правило, что резидент признается выполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством.

Закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 293-ФЗ отнес к нерезидентам иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствием с законом «О международных компаниях».

Способы и инструменты

Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:

  • принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
  • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).

Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:

  • изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
  • изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
  • изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
  • проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
  • изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.