Федеральный закон «об особых экономических зонах в российской федерации» от 22.07.2005 n 116-фз ст 4 (ред. от 11.06.2021)

Оглавление

Статья 20. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности

1. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности допускается по соглашению сторон.

2. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.

3. Существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:

1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;

2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности;

3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

4. В случае отказа органов управления особыми экономическими зонами заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного и (или) муниципального имущества резидент особой экономической зоны имеет право обратиться в суд с требованием о расторжении соглашения об осуществлении деятельности либо о заключении договора аренды земельного участка и (или) договора аренды государственного и (или) муниципального имущества.

5. В соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия резидента особой экономической зоны и (или) органов управления особыми экономическими зонами, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения об осуществлении деятельности.

6. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, если в разумный срок проектная документация не доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

7. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его исполнением резидентом особой экономической зоны, не возмещаются.

Статья 37.2. Таможенный контроль на территориях особых экономических зон

1. Таможенный контроль на территориях особых экономических зон проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений настоящей статьи.

3. Территория особой экономической зоны должна быть обустроена и оборудована в целях проведения таможенного контроля. В целях обеспечения эффективности таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, устанавливает требования к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны, а также к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

4. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, допускаются обустройство и оборудование земельного участка, предоставленного органом управления особыми экономическими зонами резиденту особой экономической зоны, а также общего периметра двух и более земельных участков, предоставленных разным резидентам особой экономической зоны при условии, что в обустраиваемых границах земельных участков отсутствуют участки, не принадлежащие этим резидентам особой экономической зоны.

5. Обеспечение контрольно-пропускного режима на территории особой экономической зоны, включая определение порядка доступа лиц на такую территорию, осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации.

6. Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, за исключением портовой особой экономической зоны, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе товаров. Ввоз товаров на территорию портовой особой экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и вывоз товаров с территорий особых экономических зон, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, осуществляются с разрешения таможенного органа.

7. Формы уведомлений и разрешений, указанных в части 6 настоящей статьи, и порядок их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

8. Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в целях обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и настоящего Федерального закона определяет порядок совершения таможенных операций, связанных с осуществлением идентификации товаров, ввозимых (ввезенных) на территорию особой экономической зоны.

Статья 4. Типы особых экономических зон

1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

1.1. Для обеспечения указанных в статье 3 настоящего Федерального закона целей создания особых экономических зон особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер.

2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.

2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.

2.2. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий речных портов, территорий морских портов, аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

2.3. Портовые особые экономические зоны создаются в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.

2.4. Увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.

3. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.

4. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.

5. На территории особой экономической зоны не допускается:

1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 231-ФЗ;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

6. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.

Описание Федерального закона 116

12 лет назад, 22 июля 2005 года был опубликован для ознакомления Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон регламентирует формирование и управление деятельностью особых зон.

Законопроект включает в себя 10 глав и 41 статью:

  • общие положения, описывающие цели и условия формирования ОЭЗ и существующие типы особых экономических зон;
  • формирование и расформирование ОЭЗ;
  • осуществление управления данными видами территорий;
  • законодательное положение коммерческих организаций, ИП особых экономических зон;
  • договор об исполнении различной деятельности — промышленной, технической, туристической, портовой;
  • процедура и порядок обеспечения земельными участками, а также пользование ими;
  • использование таможенной процедуры в ОЭЗ;
  • гарантии, предлагаемые резидентам ОЭЗ;
  • заключительные положения.

В ходе внесения корректировок в предыдущих редакциях главы 6, 6.1, 6.2, а также статья 17 утратили свою правовую силу.

Последние изменения были внесены 3-го июля 2016 года, дополнения и поправки вступили в силу 1-го января 2017 года. Также уже подготовлена новая редакция от 18-го июля 2017 года, в законную силу вступит 1-го ноября.

Скачать ФЗ об ОЭЗ

ФЗ об экономических зонах определяет формирование благонадежного инвестиционного климата на территории Российской Федерации и положительных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Решение задач, которые ставит перед собой настоящий законопроект, призваны повысить общий экономический потенциал страны, путем создания особых экономических зон.

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.


СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.


ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Изменения, внесенные в закон о свободных экономических зонах РФ

Как оговаривалось ранее, последние корректировки были внесены 3-го июля 2016 года, дополнения и поправки вступили в силу 1-го января 2017 года. А 1-го ноября того же года вступит в силу новая редакция от 18-го июля 2017 года.

Рассмотрим подробнее те статьи закона об особых экономических зонах, что изменились 1-го января 2017:

Статья 9

Статья, состоящая из 10 частей, определяет, кто является резидентом для различных типов особых экономических зон. Фактически это коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Изменения коснулись части 6, в связи с чем она была укорочена. По ней значится, что федеральная служба исполнительной власти информирует таможенные и налоговые органы об осуществлении регистрации резидента ОЭЗ в течение 3-х дней с момента осуществления данной процедуры.

Также изменениям была подвергнута часть 10 статьи. Она в свою очередь сообщает, что об утрачивании резидентом своего статуса федеральная служба исполнительной власти обязана сообщить в течение 3-х дней в таможенные и налоговые органы.

Из обеих частей была убрана обязанность также сообщать о данных инцидентах в ПФР и ФСС, осуществляющие контроль за страховыми выплатами, если к резиденту применялись тарифы по пониженной ставке.

Статья 32.1

Статья рассказывает о ключевых принципах установления ограниченного права использования чужого объекта в земельных отношениях для строительства или эксплуатирования зданий особых экономических зон. Ее содержание включает в себя 16 частей. Изменениям подверглась часть 15.

Согласно этой части сервитуты, кроме тех, что установлены на одногодичный срок, подлежат госрегистрации. Госрегистрация осуществляется по Федеральному закону №218 «О госрегистрации недвижимости», который заменил действующий ранее закон 122-ФЗ. Процедура производится при помощи подачи заявления субъектом, который заинтересован в установлении сервитута. Подача заявления осуществляется без нотариально заверенной доверенности от правообладателя земельного участка, на котором значится сервитут.

Статья 37

Данное положение рассказывает о принципах прохождения таможенной процедуры особых экономических зон. Оно состоит из 31-ой части, а корректировки коснулись 27-ой части последнего пункта 5.

Чтобы товары были признаны товарами Таможенного союза ЕАЭС, резидент особой экономической зоны обязан направить в соответствующие таможенные органы заявление в письменной форме, к которому прилагаются следующие документы с информацией о:

  • резиденте — коммерческой организации или ИП;
  • исполнении вышеуказанным лицом условий ведения деятельности на территории ОЭЗ;
  • размещении товаров под таможенную процедуру;
  • введении в использование оборудования, если документ подается по поводу оборудования;
  • занесении записи о праве собственности резидента на недвижимость в ЕГРН вместо ЕГРП, если поданный документ был написан по поводу товаров, которые были использованы для строительства объектов недвижимости на территории ОЭЗ.

Изменения в новой редакции, не вступившей еще в законную силу, касаются статьи 4. Статья раскрывает типы особых экономических зон и состоит из 6 частей. Изменения были внесены в часть 2.2.

Типология особых экономических зон делится на — промышленную, техническую, туристическую и портовую. Последний тип свободной экономической зоны формируется в областях, которые соседствуют с морскими, речными портами, прилегают к аэропортам и включают в себя части территорий/акваторий морских, речных портов и аэропорта. Эти территории способствуют интернациональному сообщению с заграницей.

Портовые свободные экономические зоны формируются на земельных участках, которые предназначены для строительства и использования предметов инфраструктуры морского, речного порта, аэропорта. Данные экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы для обслуживания пассажиров, например, используемые для посадки или высадки людей с судов.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Редакции документа

Текущая редакция принята: 11/06/2021  документом  Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием… № 170-ФЗ от 11/06/2021Вступила в силу с: 01/07/2021

Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона Об особых экономических зонах в Российской… № 532-ФЗ от 30/12/2020Вступила в силу с: 10/01/2021

Редакция от 18/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в… № 177-ФЗ от 18/07/2017Вступила в силу с: 01/11/2017

Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 250-ФЗ от 03/07/2016Вступила в силу с: 01/01/2017

Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 361-ФЗ от 03/07/2016Вступила в силу с: 01/01/2017

Редакция от 13/07/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием… № 213-ФЗ от 13/07/2015Вступила в силу с: 13/07/2015

Редакция от 29/06/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О государственном кадастре недвижимости и статью 6 Федерального… № 184-ФЗ от 29/06/2015Вступила в силу с: 30/06/2015

Редакция от 31/12/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской… № 499-ФЗ от 31/12/2014Вступила в силу с: 01/04/2015

Редакция от 23/06/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные… № 171-ФЗ от 23/06/2014Вступила в силу с: 01/03/2015

Редакция от 23/07/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 4 и 10 Федерального закона Об особых экономических… № 231-ФЗ от 23/07/2013Вступила в силу с: 04/08/2013

Редакция от 04/03/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 21-ФЗ от 04/03/2013Вступила в силу с: 04/03/2013

Редакция от 30/12/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты… № 318-ФЗ от 30/12/2012Вступила в силу с: 31/12/2012

Редакция от 06/12/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 409-ФЗ от 06/12/2011Вступила в силу с: 07/01/2012

Редакция от 03/12/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные… № 392-ФЗ от 03/12/2011Вступила в силу с: 05/01/2012

Редакция от 30/11/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об особых экономических зонах в Российской Федерации… № 365-ФЗ от 30/11/2011Вступила в силу с: 01/01/2012

Редакция от 07/11/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер… № 305-ФЗ от 07/11/2011Вступила в силу с: 09/11/2011

Редакция от 18/07/2011, принята документом Федеральный Закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления… № 242-ФЗ от 18/07/2011Вступила в силу с: 01/08/2011

Редакция от 18/07/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные… № 215-ФЗ от 18/07/2011Вступила в силу с: 22/07/2011

Редакция от 01/07/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 169-ФЗ от 01/07/2011Вступила в силу с: 01/07/2011