Принципы оперативно-розыскной деятельности: понятие, система

Оглавление

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Содержание

  • Введение
  • Об авторах
  • Условные сокращения
  • Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как вид деятельности
  • § 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью
  • § 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 4. Этические основы оперативно-розыскной деятельности
  • § 5. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 2. Участники оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
  • § 2. Обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
  • § 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел
  • § 5. Лица, участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
  • Глава 3. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 3. Информационно-аналитическая работа в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Глава 4. Виды оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
  • § 2. Опрос
  • § 3. Наведение справок
  • § 4. Сбор образцов для сравнительного исследования
  • § 5. Проверочная закупка
  • § 6. Исследование предметов и документов
  • § 7. Наблюдение
  • § 8. Отождествление личности
  • § 9. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
  • § 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
  • § 11. Прослушивание телефонных переговоров
  • § 12. Снятие информации с технических каналов связи
  • § 13. Оперативное внедрение
  • § 14. Контролируемая поставка
  • § 15. Оперативный эксперимент
  • § 16. Получение компьютерной информации
  • § 17. Личный сыск как комплекс оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 5. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
  • § 3. Соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
  • Глава 6. Документирование действий проверяемых лиц
  • § 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц
  • § 2. Основные направления документирования преступных действий проверяемых лиц
  • Глава 7. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Глава 8. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 3. Конституционный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
  • Глава 9. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • § 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
  • § 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении

Морально-этические принципы

Морально-этические принципы считаются базой, на которой основывается правовое управление ОРД для ее успешного выполнения в рамках морали.

Если обдумать смысл оперативно-розыскной деятельности с позиции морали, то мы обязательно столкнемся с нравственным оценками этой деятельности и мнениями об этической дозволенности или недопустимости тех, или других конкретных методов решения индивидуальных задач в области ОРД. Так как в ходе выполнения возникают такие нравственные взаимоотношения, то в исследуемой структуре, соответственно, обозначается группа морально-этических положений.

Замечание 3

Не обращение внимания в ходе выполнения ОРД на одно положение или несколько принципов нарушает целостность восприятия этого типа деятельности, снижает коэффициент продуктивности всей оперативно-розыскной деятельности.

В качестве самого важного основания для всей классификации положений ОРД могут выступать те закономерности, которые они отражают. Исходя из этого, положения ОРД должны в своем комплексе:

Исходя из этого, положения ОРД должны в своем комплексе:

  • показывать ее общественное и юридическое направление;
  • помогать изучению ее сущности;
  • гарантировать улучшение ее правового управления;
  • находить закрепление и отражение в существующих правовых документах;
  • подчеркивать специфическое и независимое направление данной деятельности;
  • отражать ее место и соотношение с другими формами правоохранительной деятельности;
  • обеспечить не нарушение прав и свобод личности при ведении ОРД;
  • служить основой при выявлении главных течений улучшения теории и практики ОРД.

Помимо этого, при отсутствии юридического контролирования последовательности решения определенных оперативно-тактических задач положения могут быть своего рода регулятором выбора методов и границ их правильного исполнения, вынесения обдуманных и законных решений.

Органы, производящие ОРД, и их уполномоченные представители выстраивают свою работу на базе рассмотренной структуры принципов и несут ответственность за их несоблюдение. Наряду с такими положениями могут руководствоваться некоторые правительственные органы, служащие суда при изучении ходатайств оперативно-розыскных органов о совершении ОРМ, касающихся конституционных прав граждан, а также лиц, вовлекаемых в область оперативно-розыскных отношений.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

Принципы оперативно-розыскной деятельности не могут быть обособлены от окружающей действительности, которая наполняет их конкретным организационным и тактическим смыслом, они представляют собой связующее звено в любой системе.

Одновременно с этим они вносят целостность в объяснение знания и служат выражением в нем основных справедливых закономерностей какой-либо деятельности. Визуальное несоответствие принципам непременно приводит к изменениям ее сути, а при большом числе расхождений – к превращению в другой вид деятельности.

Принципы ОРД были изложены теорией на базе подытоживания и исследования практической деятельности оперативных отделений, как следствие, – изучения данных закономерностей.

Эти принципы зафиксированы в положениях Закона об ОРД и ведомственных подзаконных юридических документах, которые должны не нарушаться оперативными служащими. Они тоже считаются отражением узконаправленных закономерностей в сфере борьбы с криминалом, ведущейся при помощи оперативно-розыскных сил, способов и средств.

Определение 1

Принципы ОРД – это закрепленные в правоприменительных и других юридических документах, и созданные оперативно-розыскной деятельностью центральные начала, а также моральные представления людей относительно основы, смысла и задачи учреждении и тактики использования оперативно-розыскных сил, способов и средств.

По своему содержанию принципы ОРД носят нравственный, требовательный характер и включают необходимые предписания, выполнение которых осуществляется всем арсеналом оперативно-розыскных способов.

Замечание 2

Изначально научное разделение принципов получило наибольшее распространение в определенной литературе 1970-х гг. Несмотря на то, что в ней имеется разное объяснение понятия, смысла и положения принципов, специалисты единогласно признают их существование в области ОРД и обозначают их конкретную специфику.

Все принципы отображают различные закономерности социальной жизни, включают в себя группы однородных качеств и признаков, комплекс которых, отличаясь автономным направлением, приобретает образ того или иного начального положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД непременно должен влиять на структуру ее главенствующих начал. В своей целостности система призвана в общем виде выражать сущность, общественную и правовую природу ОРД.

Под системой следует понимать совокупность некоторого многообразия в единое и при этом четко разграниченное целое. В системе должно иметься такое число принципов, которое в цельном объеме содействует выполнению функций и решению проблем, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по смыслу должен быть относительно свободным. Однако, это не значит, что несоблюдение одного принципа не повлечет за собой нарушения следующего. Они создают условия к развитию идеи каждого положения либо всей их системы в целом, гарантируя тем самым улучшение различных течений оперативно-розыскной деятельности.

В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

Правовые принципы

Правовые принципы делятся на 2 категории:

  • конституционные;
  • отраслевые.

Правовые принципы – это главные положения для всей правоохранительной системы.

Они включают:

  • законность;
  • почтение и соблюдение прав и свобод человека при проведении ОРД.

Эти 2 положения законодатель назвал конституционными, так как они основываются на законодательной базе.

Отраслевые принципы работают только в границах одной сферы права – ОРД. Они вытекают из правомерностей данного рода деятельности, в связи с чем имеют ограниченный характер и применяются только в области ОРД.

Отраслевыми принципами считаются:

  • маскировка;
  • совокупность гласных и негласных способов и средств.

В зависимости от текстуального закрепления принципы группируются:

  • на нормы-положения, находящие закрепление в статьях законодательной базы и подзаконных юридических документах;
  • принципы-нормы, созданные теорией ОРД в качестве организационно управленческой базы работы оперативных отделений.

Все положения ОРД свободные, среди них нет первостепенных и дополнительных, и внутри их структуры не может быть противопоставления принципов друг другу.

Вместе с тем ОРД как форма практической работы оперативных отделений представляет собой узконаправленную систему со своим определенным механизмом и организацией работы, которые соответствуют принятым в государстве требованиям. На основании этого выделяют организационные положения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Организационные принципы

Организационные принципы – это центральные идеи, правила и распоряжения, прописанные оперативно- розыскной концепцией и практикой.

Эта категория принципов отражает центральные начала, важные мысли, определяющие наиболее главные черты и определения разнообразной деятельности оперативно-розыскных органов, а также начальные моменты их образования и деятельности.

Главные принципы теории ОРД считаются:

  • справедливость;
  • точность;
  • переплетение теории с практикой.

Принципами практики ОРД считаются главные положения, которые должны не нарушаться оперативными служащими в их ежедневной профессиональной работе. Большая часть из них были изложены в 1960-х гг. профессором А. Г. Лекарем и приобрели дальнейшее распространение в работах других специалистов (И. А. Климов, В. А. Лукашов, Г. К. Синилов, К. В. Сурков и др.).

Принципы практики ОРД группируются на 3 части:

  • общие принципы – научность, регламентированность, связь с обществом;
  • принципы регулирования оперативными структурами – доступный централизм, коллективность, единоначалие и др.;
  • принципы проведение ОРД – справедливость, предсказывание оперативной ситуации, мгновенная готовность, наступательность, вовлечение конфидентов и др.

Найдено научных статей по теме — 15

Мораль и право в оперативно-розыскной деятельности

Маркушин Анатолий Григорьевич

Раскрыта неразрывная связь морально-этических и правовых основ оперативно-розыскной деятельности.

Права личности и оперативно-розыскная деятельность

А. Е. Чечетин, И. Д. Шатохин

В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы обеспечения прав личности в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности на основе анализа материалов жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации и принятых п

Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность

Меретуков Гайса Мосович, Лунина Евгения Станиславовна, Липка Альбина Олеговна

В данной научной статье авторы рассматривают соотношение между уголовным процессом и оперативно-розыскной деятельностью с учетом требований уголовно-процессуального закона и закона об оперативно-розыскной деятельности в Российской

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Астишина Татьяна Викторовна, Омелин Виктор Николаевич

В статье на основе анализа Федерального закона от 12 августа 1995 года 2 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», научной литературы рассматриваются понятие методов оперативно-розыскной деятельности как методов практической

О понятии координации оперативно-розыскной деятельности

Самоделкин Александр Сергеевич

В статье рассматривается координация оперативно-розыскной деятельности как важный элемент достижения стратегической цели и решения промежуточных (частных) задач органов, ее осуществляющих.

Применение полиграфа в оперативно-розыскной деятельности

Богданов А. В., Хазов Е. Н.

Полиграф это многоканальный медико-биологический прибор, который регистрирует эмоциональное состояние опрашиваемого при воздействии на него словесным раздражителем; предназначен для одновременного учета нескольких параллельно прот

Нравственные категории в оперативно-розыскной деятельности

Астафьев Юрий Васильевич

Статья посвящена актуальным проблемам нравственных отношений в процессе оперативно-розыскной деятельности. Рассматривается взаимодействие нравственных и правовых принципов в ходе оперативно-розыскной деятельности.

О праве на законный Суд в оперативно-разыскной деятельности

Чечетин Андрей Евгеньевич

На основе действующего федерального законодательства и решений Конституционного Суда Российской Федерации автор раскрывает и анализирует подсудность ходатайства органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, на примере

Фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности

Гусиков Владимир Викторович

Данная статья посвящена недавним поправкам в Уголовном кодексе Российской Федерации, в частности в статье 303 УК РФ.

Криминалистические основы оперативно-розыскной деятельности

Яблоков Н.П.

В статье раскрыт процесс становления оперативно-розыскной деятельности в России и показана роль в ее развитии науки криминалистики.

Право судебных приставов на оперативно-розыскную деятельность

Губанов Михаил Николаевич

Данная статья затрагивает пробелы, в законодательной регламентации деятельности Федеральной службы судебных приставов России.

Последние поправки

Последние изменения в ФЗ 144 произошли под редакцией Федерального Закона от 6 июля 2016 года номер 374. Изменения были небольшими, в первой части шестой статьи добавили пункт 15 — «Получение компьютерной информации», в четвертой части тоже добавили фразу «с получением компьютерной информации». В 10 части восьмой статьи цифры изменились на «8-11, 15».

Основные изменения на протяжении существования закона произошли в других статьях. Во второй ст., где описаны задачи и цели оперативно — розыскной деятельности, добавили информацию о том, что сотрудники имеют право на конфискацию имущества и получение любой информации, если она касается действий или бездействия, создающих любую угрозу Российской Федерации.

В шестой статье перечислены мероприятия, проводимые при оперативно — розыскных процессах и все системы, документы и дополнения, считающиеся законными.

Сотрудники специализированных оперативно — розыскных органов вправе проводить:

  • Опросы;
  • Получать любую необходимую для дела компьютерную информацию;
  • Наведение справок и получение любой необходимой для мероприятия информации у других граждан;
  • Проведение экспериментов;
  • Сбор образцов, закупка для проверки качества, конфискация имущества и получение необходимых документов по первому требованию;
  • Внедрение, контроль поставки, прослушка всех телефонных переговоров и контроль пересылаемых сообщений;
  • Наблюдение и отождествление личности;
  • Проверку любых помещений, комнат, зданий, участков, транспортных средств и т. д.

В седьмой статье описаны все причины и основания для того, чтобы сотрудники оперативно — розыскных групп могли проводить свои операции. Основаниями считаются привлечения граждан к уголовной ответственности и получение сотрудниками информации о том, что на определенной территории или в определенное время могут быть проведены незаконные действия.

ОРД проводятся только при наличии определенных условий и требований. Однако задержаны лица могут быть вне зависимости от гражданства, политических убеждений, религии, национальности, социального положения или местонахождения. Все запреты и разрешения регулируются ст. восемь.

В девятой описаны ситуации, когда органы получают информацию для задержания судей. Также описаны ограничения в конституционных правах граждан во время проведения операций. Рассмотрение материалов о судье, по разрешению Председателя Верховного Суда РФ, происходит в другом равнозначном судебном органе. Судья другого равнозначного органа имеет право разрешить проводить оперативно — розыскные мероприятия с судьей или запретить это делать.

В 11 статье описаны ситуации и случаи, когда используются результаты оперативно — розыскной деятельности, как они используются, где используются и хранятся в дальнейшем и т. д. Информация может быть использована в любых следственных мероприятиях, для судебных разбирательств, в случаях, когда необходимо выявить и предупредить граждан об опасности, пресечь и раскрыть преступление, обнаружить и задержать лица, совершающие, совершившие или готовящиеся совершить уголовно наказуемые действия и т. д. Полученная против определенных лиц информация сотрудниками ОРПГО может быть поводом для возбуждения уголовного дела, задержания лица и т. д. Используются выявленные средства только в судебных заседаниях и во время следствий.

Согласно изменениям, проведенным в статье 13, органы, имеющие право проводить ОРД:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Внешняя разведка РФ;
  • Орган исполнительной власти в области гос. охраны;
  • Таможенный орган.

Все перечисленные органы имеют право проводить действия совместно с сотрудниками уголовно — исполнительной системы в следственных изоляторах. Сотрудники ОРПГО имеют право совершать процедуры, действия и мероприятия только в пределах собственных полномочий.

В 15 ст. перечислены все права сотрудников органов оперативно — розыскных действий. Согласно описываемому закону они имеют право изымать у граждан имущество, включая предметы, электронную информацию, бумаги, документы, материалы. Для защиты граждан существует протокол, который сотрудник обязан показать лицу для проведения дальнейших действий и процедур.

Скачать закон об ОРД в новой редакции

Федеральный закон об оперативно — розыскной деятельности регламентирует и контролирует все действия уполномоченных лиц, таким образом защищая граждан. Если лицо считает, что сотрудник ОРПГО нарушил свои полномочия или некачественно выполнил обязанности, ему рекомендуется ознакомиться с этим законом.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43