Приказ мвд рф от 13.04.2021 n 212

На какой срок могут задержать по закону?

При доставлении в полицию или задержании есть свои строго установленные сроки, которых представители власти должны придерживаться. Время содержания напрямую зависит от оснований, по которым гражданин был препровожден в полицию.

Если поводом доставления было не задержание, то человек должен находиться в участке до разрешения причины, по которой он был туда препровожден. В законе нет прописанных для данной процедуры сроков, но оговаривается, что после выполнения действия (проверки личности, составления протокола и др.) человек должен быть отпущен.

При задержании установлены следующие сроки:

  • В первые три часа составляется протокол.
  • По истечение 48 часов задержанный выпускается на свободу, если нет постановления суда на продление этого периода.

В соответствии со статьей 14 ФЗ №3 началом задержания считается момент фактического ограничения свободы.

Для защиты себя каждый человек должен знать свои права и обязанности.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Обязанности дежурной смены (оперативного дежурного) по подготовке служебных нарядов и контролю за выполнением ими своих обязанностей

По прибытии сотрудников полиции, заступающих в наряд, оперативный дежурный обязан:

  1. Отметить в Книге постовых ведомостей прибытие сотрудников полиции на службу в соответствии с расчетом в постовой ведомости на текущие сутки (смену), проверить их готовность к несению службы.
  2. Выдать им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи и индивидуальной защиты, специальные средства и служебные документы, ключи от автотранспорта и путевые листы.
  3. Принять меры к участию в инструктаже патрульно-постовых нарядов руководителей органов внутренних дел, командного состава строевых подразделений полиции, руководителей и опытных сотрудников служб ОВД согласно утвержденным графикам.
  4. Обеспечить подготовку и проведение инструктажа нарядов, ознакомить сотрудников полиции с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц и похищенного имущества, объявить маршрут патрулирования.
  5. В процессе службы оперативный дежурный организует непрерывное управление всеми силами и средствами, задействованными по плану комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка (единой дислокации), своевременно передает нарядам полиции сведения о вновь совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую оперативную информацию, а также осуществляет постоянный контроль за несением ими службы. При оперативном и не терпящем отлагательства маневре силами, задействованными в охране общественного порядка по единой дислокации, вносятся необходимые изменения в расчет нарядов.
  6. По окончании несения службы нарядами оперативный дежурный в присутствии командиров строевых подразделений принимает от сотрудников служебные документы, вооружение, снаряжение, средства связи и индивидуальной защиты, специальные средства, полученные при заступлении на службу, проверяет их комплектность и исправность.
  7. Если наряд (постовой, патрульный, конвой) по окончании службы не прибыл в дежурную часть территориального органа МВД России, оперативный дежурный немедленно докладывает об этом руководителям органа и действует в соответствии с полученными указаниями.

Правовые основания для доставления

Прежде всего, следует различать доставление и задержание. Во втором случае на некоторое время ограничивают свободу гражданина. Если необходимо задержать несовершеннолетнего, то об этом уведомляют его родителей в обязательном порядке.

Применяют данную меру в исключительных случаях на срок не больше 48 часов. Для доставления же конкретный период нахождения гражданина в отделении полиции или служебном помещении не определен. Поэтому заканчиваться он должен сразу после выяснения личности и составления протокола. Исключение составляют граждане, которые задержаны в состоянии опьянения.

Принудительный характер данной меры означает, что гражданин не вправе уклоняться или препятствовать действиям сотрудников полиции или силовых структур. В противном случае его могут привлечь к ответственности по ст. 19.3 КоАП за неповиновение представителю власти, а это влечет за собой административный арест до 15 суток.
Читайте: Порядок применения административного задержания

При этом доставление должно быть осуществлено только при наличии веских причин. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции обозначены следующие основания для его применения:

  1. Решение вопроса о задержании. Для этого у сотрудника должны быть основания, которые позволяют заподозрить данного гражданина в каком-либо преступлении или правонарушении. И Закон о полиции и КоАП содержат требование о том, что доставление применяют только в случае, когда невозможно решить вопрос на месте. Это означает, что сотрудник должен принять все возможные меры, чтобы урегулировать ситуацию без применения данной меры;
  2. Установление личности. В данном случае у полицейского должны быть основания полагать, что гражданин схож по приметам с лицом, которое находится в розыске по какому-либо основанию. Доставление необходимо, если у него нет при себе документов, которые удостоверяют личность;
  3. Угроза жизни или здоровью гражданина. Данная мера применяется, если он находится в беспомощном состоянии в силу возраста или заболевания, либо имеет признаки психического расстройства и создает угрозу окружающим;
  4. Доставление несовершеннолетних, которые совершили правонарушения или антиобщественные действия, в специализированные учреждения;
  5. Препровождение граждан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в медицинское учреждение. При этом следует учитывать, что это необходимо только в случае, когда он не может самостоятельно перемещаться и ориентироваться в пространстве.

Сотрудники полиции обязаны доставлять в участок или иное помещение на своем служебном автомобиле. Не допускается использовать для этого транспорт общественный или специализированный, например, пожарные машины.

Исключение составляют случаи, когда необходимо оказать медицинскую помощь. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции разрешает пользоваться личными автомобилями граждан или организаций только в особых случаях. Такого основания как доставление данная норма не предусматривает, поэтому сотрудник полиции не может это сделать без согласия владельца машины.

Важно!Досматривать доставленных в помещение граждан, а также их вещи, полицейские не имеют права. Это допускается только в отношении задержанных.. В некоторых ситуациях любой, даже законопослушный гражданин может быть доставлен в отделение полиции

Поэтому информация о том, в каких случаях применяют данную меру, будет полезна каждому

В некоторых ситуациях любой, даже законопослушный гражданин может быть доставлен в отделение полиции. Поэтому информация о том, в каких случаях применяют данную меру, будет полезна каждому.

Кто вправе задержать

В одной из статей КОАП РФ указан четкий перечень тех должностных лиц, которые наделены особыми полномочиями. Так, из содержания ч. 1 ст. 27.3 КОАП РФ следует, что правами ограничить свободу обладают:

  • полицейские – по тем делам, которые входят в их компетенцию. Это неповиновение требованиям, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественном месте, хищение и т.д.;
  • руководитель отряда служащих национальных гвардии или ведомственной охраны – в делах, касающихся причинения ущерба охраняемому объекту. Так, при выявлении хищения имущества с ведомственных складов или при проникновении постороннего на охраняемую зону старший отряда вправе осуществить задержание в рамках КОАП РФ;
  • должностные лица пограничных органов – по делам о нарушении законодательства о пересечении Государственной границы РФ;
  • должностные лица таможенного органа – в случае, когда установлено нарушение таможенных правил ввоза и вывоза предметов;
  • судебные приставы – в отношении лиц, совершивших правонарушения особого характера, связанного с установленным судебным порядком – к примеру, неисполнение распоряжения судьи, воспрепятствование принудительному исполнению и т.д.

Обратите внимание, что конкретно название должности лица, уполномоченного производить задержание, в законе не отражено, но есть отсылка к законодательным актам исполнительной власти – именно в них перечень конкретных должностных лиц имеется: к примеру, Приказ МВД России 2012г. «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию»; Приказ ФТС России от 2014 г

(регламентированы полномочия таможенников) и т.п.

Комментарий к статье 27.2 КоАП РФ

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа <160>. По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————
<160> См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Ограничение свободы в соответствии с КОАП РФ

Итак, задержание в рамках административного производства регулируется статьями 27.3-27.6 КОАП РФ. Это мера исключительного характера, необходимость которой продиктована особыми причинами:

законное и своевременное рассмотрение дела

Эта цель полностью совпадает с целью доставления – например, когда лицо доставляется в отдел для составления протокола, который по каким-то причинам невозможно составить прямо на месте. Поскольку без протокола привлечение к административной ответственности не может быть признано законным, человек задерживается.

исполнение постановления

Следует отметить, что при личном досмотре и доставлении свобода гражданина тоже ограничивается, и иногда существенно. Вместе с тем, такие меры не являются задержанием в административном смысле. Так, доставление – это всего лишь принудительное препровождение в отдел правонарушителя, тогда как административно задержанным лицо считается строго с определенного времени.

Задержание не допускается, если есть основание для предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения.

В основном, критериями применения столь жесткой меры обеспечения является:

отсутствие документов, удостоверяющих личность. Так, в случае совершения правонарушения человеком для фиксации и составления протокола нужны как минимум паспортные данные правонарушителя. Если паспорта нет, а также отсутствует любой другой документ (водительское удостоверение), возникает необходимость выяснения личности;
документы есть, но они вызывают обоснованные сомнения в подлинности, или они имеют повреждения.Пример №1. Сотрудники полиции остановили Монина А.В. в парке, где он нарушал правила торговли – пытался продавать запчасти на автомобиль. По требованию полицейских Монин А.В. предъявил паспорт, в котором были вырваны две страницы. Для установления личности Монина препроводили в отдел полиции, где был составлен протокол и подтверждены его данные путем опроса родственников, связи с отделом ФМС. По делу были составлены и протокол доставления, и протокол задержания, после установления личности Монина отпустили;

оказание неповиновения сотрудникам правоохранительных органов.Пример №2. По вызову Карповой О.Л. на телефонный номер 02 наряд полиции выехал по месту ее жительства, где женщину избил бывший муж. Для составления протокола о привлечении к административной ответственности за побои у Карпова необходимо было отобрать объяснение. Поскольку Карпов отказался покинуть место жительство пострадавшей, отказался отвечать на вопросы сотрудников и оказал сопротивление, он был подвергнут задержанию;

введение в заблуждение полицейского

К примеру, при составлении протокола лицо даёт явно ложные сведения, имеющие важное значение для административного дела. В этом случае лицо может быть задержано до установления истины и выяснения причины введения в заблуждение должностных лиц.

Приведённые примеры оснований для ограничения свободы людей – следствие практики, поскольку в КОАП РФ не раскрыто понятие «исключительности». То есть, решение вопроса о необходимости задерживать лицо входит в полномочия представителя полиции, который практически всегда действует по своему усмотрению.

Административное задержание как обеспечительная мера может применяться только к физическому лицу. Задержать ООО, ОАО и т.д. невозможно – в отношении юрлиц есть другие способы воздействия (например, изъятие вещей и документов, арест товаров).

Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне

Дежурная смена в течение дежурных суток обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об ее изменениях, докладывать о них начальнику территориального органа МВД России с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения, отдавать соответствующие распоряжения нарядам полиции, с последующим докладом начальнику территориального органа МВД России.

Исходя из выше перечисленных поставленных задач перед дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне следует выделить и основные функции, а именно:

  • сбор и анализ информации об оперативной обстановке на территории обслуживания органа МВД России;
  • прием и передача служебной информации в подразделения МВД России;
  • организация раскрытия преступлений «по горячим следам» на территории обслуживания органа МВД России;
  • подготовка служебных нарядов к несению службы и контроль за их работой на территории обслуживания органа МВД России;
  • оперативное управление нарядами полиции на территории обслуживания органа МВД России;
  • обеспечение оповещения личного состава территориального органа МВД России и руководителей органов исполнительной власти;
  • разбирательство с лицами, доставленными в дежурную часть территориального органа МВД России;
  • обеспечение сохранности вооружения, боеприпасов, спецсредств и иного имущества территориального органа МВД России.
  • обеспечение охраны и режима содержания подозреваемых и обвиняемых в территориальном органе МВД России;
  • контроль за охраной здания ОВД и ИВС территориального органа МВД России;
  • соблюдение правил пожарной безопасности территориального органа МВД России.

В соответствии с приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» и приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» вся поступающая информация в территориальный орган МВД России о происшествиях и преступлениях должна быть принята, зарегистрирована, и разрешена в соответствии с законом.

Прием сообщений о происшествиях – действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии.

Регистрация сообщений о происшествиях – присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

Разрешение сообщений о происшествиях – проверка фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сообщение о происшествии в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяется на:

  1. Сообщение о преступлениях
  2. Заявление о преступлении.
  3. Явка с повинной.
  4. Рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из источников, не указанных в подпунктах 1.1, 1.2.
  5. Сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
  6. Иную информацию о происшествиях.

Поступившее в территориальный орган МВД России сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регистрационный номер.

Незаконные действия по административному ограничению свободы

На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.

Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.

Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.

Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.

Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д

Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.

Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.

Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.

Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.

Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.

С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо

Кто осуществляет доставление

Если случилось дорожно-транспортное происшествие и требуется произвести доставление граждан для написания протокола, то сделать это могут не все. Существует определенный круг уполномоченных сотрудников.

К таковым относятся:

  • Должностные лица, которые проводят мероприятия по надзору на транспорте.
  • Представители военной автомобильной инспекции. Речь в данном случае идет о тех автомобилях, которые задействованы Росгвардией, а также армейскими подразделениями.
  • Лица, находящиеся при выполнении своих прямых служебных обязанностей. Например, при нарушении правил дорожного движения в заповедниках, национальных парках, доставление могут осуществить сотрудники экологического надзора, лесной охраны, рыболовства и др.

GPS маяк для машины – поможет найти угнанный автомобиль?

Правовые основания для доставления

Прежде всего, следует различать доставление и задержание. Во втором случае на некоторое время ограничивают свободу гражданина. Если необходимо задержать несовершеннолетнего, то об этом уведомляют его родителей в обязательном порядке.

Применяют данную меру в исключительных случаях на срок не больше 48 часов. Для доставления же конкретный период нахождения гражданина в отделении полиции или служебном помещении не определен. Поэтому заканчиваться он должен сразу после выяснения личности и составления протокола. Исключение составляют граждане, которые задержаны в состоянии опьянения.

Принудительный характер данной меры означает, что гражданин не вправе уклоняться или препятствовать действиям сотрудников полиции или силовых структур. В противном случае его могут привлечь к ответственности по ст. 19.3 КоАП за неповиновение представителю власти, а это влечет за собой административный арест до 15 суток.Читайте: Порядок применения административного задержания При этом доставление должно быть осуществлено только при наличии веских причин. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции обозначены следующие основания для его применения:

  1. Решение вопроса о задержании. Для этого у сотрудника должны быть основания, которые позволяют заподозрить данного гражданина в каком-либо преступлении или правонарушении. И Закон о полиции и КоАП содержат требование о том, что доставление применяют только в случае, когда невозможно решить вопрос на месте. Это означает, что сотрудник должен принять все возможные меры, чтобы урегулировать ситуацию без применения данной меры;
  2. Установление личности. В данном случае у полицейского должны быть основания полагать, что гражданин схож по приметам с лицом, которое находится в розыске по какому-либо основанию. Доставление необходимо, если у него нет при себе документов, которые удостоверяют личность;
  3. Угроза жизни или здоровью гражданина. Данная мера применяется, если он находится в беспомощном состоянии в силу возраста или заболевания, либо имеет признаки психического расстройства и создает угрозу окружающим;
  4. Доставление несовершеннолетних, которые совершили правонарушения или антиобщественные действия, в специализированные учреждения;
  5. Препровождение граждан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в медицинское учреждение. При этом следует учитывать, что это необходимо только в случае, когда он не может самостоятельно перемещаться и ориентироваться в пространстве.

Сотрудники полиции обязаны доставлять в участок или иное помещение на своем служебном автомобиле. Не допускается использовать для этого транспорт общественный или специализированный, например, пожарные машины.

Исключение составляют случаи, когда необходимо оказать медицинскую помощь. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции разрешает пользоваться личными автомобилями граждан или организаций только в особых случаях. Такого основания как доставление данная норма не предусматривает, поэтому сотрудник полиции не может это сделать без согласия владельца машины.

Важно! Досматривать доставленных в помещение граждан, а также их вещи, полицейские не имеют права. Это допускается только в отношении задержанных

В некоторых ситуациях любой, даже законопослушный гражданин может быть доставлен в отделение полиции. Поэтому информация о том, в каких случаях применяют данную меру, будет полезна каждому.

Нет документов? Садись, поехали с нами в отдел!» (4 законных основания)

Что говорит на этого счет основной закон государства?

Согласно статье 22 Конституции: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Однако, это право может ограничиваться на основании Федеральных законов.

Забегая вперед, вторая часть этой же правовой нормы регламентирует, что лицо не может быть подвергнуто любому виду задержания сроком не более 48 часов без судебного решения.

Имеют ли право полицейские доставлять граждан в отдел полиции?

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» своим 13 пунктом 13 статьи санкционирует право полицейских на это.

Откроем Кодекс об административных правонарушениях. Он содержит в себе статью 27.2 («Доставление»), а также 27.3 («Административное задержание», не следует путать с задержанием!). Выходит, что существует две схожие процедуры. Давайте разберем их подробнее.

Доставление

Доставление, есть принудительное препровождение физического лица в территориальный орган или помещение полиции. Как мы видим из определения, эта мера не является ограничением вашей свободы, так как в этом случае Вас не могут держать там более 3 часов.

В соответствии с п.13, ст. 13 ФЗ «О полиции», а также ч.1 ст. 27.2 КоАП основаниями для этой процедуры является:

решение вопроса о задержании;

установления личности, если имеются основания или данные подозревать человека в том, что он находится в розыске или совершил преступление, административное правонарушение (не забудьте, что согласно статьи 24 Конституции по вашему требованию, Вас должны ознакомить с этой информацией);

составление в отношении Вас протокола об административном задержании;

необходимость защитить Вас.

При доставлении составляется протокол, в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП РФ.

Административное задержание

Административное задержание, есть мера кратковременного ограничения свободы физического лица, Она может быть применена в исключительных случаях, с целью правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Исходя из этого определения, процедура может применяться только при наличии двух оснований.

При задержании составляется протокол, с теми же самыми требованиями, что и при доставлении.

Срок административного задержания: не более 48 без соответствующего судебного решения.

Задержанное лицо, а также вещи, находящиеся при нем подвергаются досмотру, с составлением соответствующего протокола.

Задержанное лицо с момента фактического задержания имеет право на защиту адвоката, а также оповещением родственников путем одного телефонного звонка.

Теперь мы разобрались, что из себя представляют эти две процедуры, какие основания для них требуется.

На первый взгляд, может показаться, что полицейские поступили правильно: доставили человека без документов в отдел, на срок не более 3 часов, чтобы выяснить его личность, так как, возможно, у них были сведения подозревать, что он мог находиться в розыске.,

Однако есть одно грубое нарушение: полицейские не составляли какой-либо протокол его доставления. Это значит то, что его привезли и держали там совершенно незаконно,

Для чего нужен алгоритм

1. При доставлении вас в отдел полиции сотрудниками полиции должны быть соблюден процессуальный порядок привлечения граждан к административной ответственности. Для применения административного взыскания важны не только законные основания, но и соблюденный порядок привлечения к ответственности. В частности, привлекаемое лицо должно участвовать при составлении протоколов. ВС РФ указывает на недопустимость неправильного оформления документов. Это важный момент, поскольку за подобными нарушениями на практике стоит привлечение к ответственности без законных оснований для этого. Протокол с неустановленными исправлениями не может рассматриваться как допустимое доказательство. Изменение протокола без уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, — грубейшее нарушение.

2. При доставлении в отдел полиции требуется наладить нормальный порядок общения с сотрудниками полиции, исключающий применение к вам незаконных методов воздействия. Если вы сразу переведете процесс взаимодействия в правовую плоскость, вероятность применения к вам пыток сильно уменьшится. Нельзя исключать, что вас могут задержать некомпетентные сотрудники полиции, для которых нарушение закона стало нормой, однако грамотные и четкие требования соблюдения ваших прав резко снижают вероятность незаконных действий.

3. Алгоритм направлен исключительно для просвещения сотрудников полиции, которые зачастую не знают, как правильно оформить документы, и при осуществлении процессуальных действий руководствуются верованиями и сводом неписанных правил (понятий) при осуществлении взаимодействия с гражданами.

4. В случае нарушения в отношении вас закона подаваемые заявления и жалобы позволяют зафиксировать временные промежутки и параметры нарушений, которые в отношении вас были совершены. При отсутствии документальных подтверждений невозможно обжаловать незаконные действия сотрудников.

5. Полученные документы возможно в дальнейшем использовать для проведения защиты в суде, поскольку процессуальные нарушения не позволяют вынести постановление о признании вас виновным в связи с недоказанностью события правонарушения.

6. Материалы подобраны таким образом, чтобы сформировать в дальнейшем жалобу в Европейский суд по правам человека.