Конституция рф

Парламентские расследования

Одним из важных видов осуществления надзорной деятелности Федерального Собрания значатся парламентские расследования, обеспечивающие контроль работе исполнительных органов, решение спорных ситуаций при большом количестве несоблюдений прав человека, исследовать события, которые обладают огромным социальным резонансом. Режим выполнения парламентских расследований упорядочен Федеральным законом от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральное Собрание исполняет контрольную функцию также используя депутатские, парламентские запросы, запросы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Федеральное Собрание имеет две палаты: Государственную Думу и Совет Федерации, которым в некоторых случаях дают название нижняя и верхняя палаты. Данные обозначения условны и подразумеваются отличительными чертами законодательной процедуры, в которой проект закона проходит снизу вверх. Первой его разбирает Государственная Дума, а позже – Совет Федерации.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Функции Совета Федерации

Это регулярно действующий орган. К его функциям относятся полномочия, определённые в статье 102. Совет Федерации:

  1. Утверждает изменения в границах субъектов России.
  2. Подтверждает указы президента России о введение чрезвычайного или военного положения.
  3. Назначает выборы президента страны.
  4. Принимает отставку президента.
  5. Принимает решение о применении российских войск вне территории России.
  6. Назначает на должность Генерального прокурора РФ и судей Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ.
  7. Назначает на должность председателя Счётной палаты и половину её аудиторов, принимает их отставку.

Совет Федерации Федерального Собрания в обязательном порядке анализирует утверждённые Государственной Думой федеральные законы определённого круга вопросов, охарактеризованных в статье 106:

  1. Утверждение федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Денежная эмиссия и финансовое, таможенное, кредитное, валютное, регулирование.
  3. Утверждение и расторжение международных договоров России.
  4. Статус и охрана государственной границы.
  5. Вопросы войны и мира.

Функции выполняются через созданные комитеты и комиссии. По требованию времени формируются новые. Сейчас действует шестнадцать комитетов, из них: вновь образованный комитет по местному самоуправлению, по финансовым и правовым вопросам.

5.1. Порядок формирования парламента РФ

Федеральное собрание характеризуется конституцией как
законодательный орган – парламент РФ. Конституция устанавливает, что парламент
РФ является представительным государственным органом, сформированным в
результате всеобщих демократических выборов. Это означает, что верховная власть
принадлежит народу, но не парламенту, который выступает как власть,
уполномоченная народом – сувереном власти. Парламент призван агрегировать в
ходе дискуссий народную волю, общий интерес и выражать их в соответствующих
законах. Парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий
федерации компетенцией в законотворческой сфере.

Федеральное Собрание Российской
Федерации состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой
избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450
депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и
включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).
Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума,
то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей
принадлежит право выражения вотума недоверия.

Совет Федерации как
верхняя палата по принципам формирования, по статусу и компетенции
непосредственно отражает федеративное устройство. Совет Федерации представляет
интересы всех субъектов федерации. В его состав входят по два представителя от
каждого субъекта – по одному представителю от законодательного и
исполнительного органа государственной власти. В соответствие с федеральным
законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации» от 5 августа 2000 г.
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ
избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа. Установлен
возрастной ценз члена Совета Федерации – не моложе 30 лет.

Право представления
кандидатуры для избрания членом Совета Федерации предоставлено председателю
законодательного органа субъекта РФ, в двухпалатных – председателям палат поочередно,
а также группе депутатов численностью не менее одной трети от общего числа
депутатов регионального парламента. Решение по избранию принимается тайным
голосованием, оформляется постановлением парламента.

Член Совета Федерации,
представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ,
назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа
исполнительной власти) на срок его полномочий. Решение оформляется его указом
(постановлением), направляется в трехдневный срок в законодательный орган
субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа
депутатов парламента субъекта РФ.

Полномочия члена Совета
Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании
(назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании
(назначении) его преемника. Полномочия члена Совета Федерации могут быть
прекращены досрочно.

Государственная Дума
(нижняя палата) формируются путем общенациональных выборов. Выборы проводятся
по смешанной системе. 50% депутатов избирается по одномандатным территориальным
избирательным округам
по мажоритарной системе, 50% — по пропорциональной
избирательной системе по партийным спискам. Списку партии или избирательного
объединения для прохождения в Думу необходимо набрать более 5% голосов избирателей.
В соответствие с новым законом, с 2007 г., депутаты Государственной думы будут
избираться по пропорциональной системе. Для прохождению в Думу партийным
спискам будет необходимо набрать не менее 7 процентов голосов избирателей.

Государственная Дума
единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают
на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают
неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно
действующий орган.

СЗ РФ. – 2000.-№ 32.-Ст.3330.

Предыдущая

Законодательный процесс

Законодательный процесс – процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, – в России проходит следующие стадии:

– законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

– рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором – тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

– принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т. д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

– одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

– подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

– опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации: общая характеристика

Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, принятии государственного бюджета, а также контроле за его исполнением и исполнительной властью.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом РФ.

Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, всех субъектов Российской Федерации, учитывает волю и интересы проживающих в них социальных слоев и социальных групп российского общества.

Правовой статус российского парламента закреплен в главе 5 Конституции РФ, которая носит название не законодательной власти в целом, а только федерального органа законодательной власти — Федерального Собрания. Следует учитывать, что наряду с федеральным парламентом в России существуют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации (так называемая «верхняя» палата) и Государственной Думы (так называемая «нижняя» палата).

Совет Федерации и Государственная Дума проводят свои заседания раздельно. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, палаты парламента могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (ст. 103.1 Конституции РФ). Порядок осуществления парламентского контроля определяется Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 27декабря 2005г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» и регламентами палат Федерального Собрания.

Статья 98 Конституции РФ наделяет сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, которая может быть снята по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Правовой статус сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы конкретизируется и детализируется в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Порядок формирования

Верхняя палата российского парламента формируется из представителей регионов и определенного количества членов, назначаемых лично Президентом страны. Конституция предписывает включать в его состав двух представителей от каждого региона (субъекта Федерации). От региона в Сенат направляются 2 члена: один от представительного, второй — от исполнительного органов власти. Конституция предусматривала в Российской Федерации 85 субъектов. Если рассчитать число сенаторов, оно будет равно, соответственно, 170. При этом не более 0,1 от их численности назначаются дополнительно в Совет Федерации Президентом. Таким образом, максимальное число членов верхней палаты российского парламента — 187 человек.

После присоединения к России Республика Крым и г. Севастополь приобрели статус субъектов РФ.

Рис.1 Заседание

Все сенаторы обладают неприкосновенностью. К ним не могут применяться арест, задержание, обыск и досмотр. Исключение составляют ситуации, когда лицо застали на месте совершения преступления.

Обе палаты парламента работают на постоянной основе. Заседания верхней палаты назначаются по мере необходимости, но не реже двух раз в течение года. Обычно они проходят в периоды с января по июль и с сентября по декабрь. Члены Сената не имеют права уклоняться от участия в заседаниях. Отсутствие допускается только при наличии объективной обоснованной причины.

Все решения принимаются путем голосования. Оно может быть как открытым, так и тайным. Решение признается принятым, если было одобрено более чем 50% голосовавших, но при этом не менее чем 25% всех членов палаты. Для голосования могут использоваться бюллетени и электронные системы.

Организация деятельности Совета Федерации

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

Совет Федерации может выступать соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования общественности о работе Федерального Собрания — парламента РФ по исполнению его конституционных полномочий.

Основной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются их заседания, которые считаются правомочными, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание Совета Федерации также правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое, в частности, оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет. Особые места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации.

Специальные места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц страны.

По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и другие должностные лица, перечисленные в Регламенте (ст. 52), вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации или субъекта РФ должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Законодательные полномочия занимают особое место в компетенции Федерального Собрания

  2. Законодательные полномочия занимают
особое место в компетенции Федерального Собрания.
Они прямо обусловлены его
конституционным статусом как законодательного органа – парламента РФ.
Законодательная деятельность по своему значению и объему – приоритетная.
Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова,
охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной
жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характеризует роль
Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти
РФ в системе государственной власти, демократизм государства. Конституция РФ
определяет в общей форме пределы законодательной деятельности российского
парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

Федеральное Собрание может осуществлять
законодательную власть по предметам ведения Российской Федерации и предметам
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, подлежащим
законодательному регулированию.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ вопросы, по которым федеральный
парламент может осуществлять законодательное регулирование, имеют пределы – они
охватывают указанные выше предметы ведения, только на них распространяются его
законодательные полномочия.

Вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов эти субъекты
осуществляют собственное правовое регулирование, а Федеральное Собрание там не
имеет права законодательствовать.

Конституцией РФ установлено еще одно ограничение
законодательной власти парламента: он не может пересматривать положения гл. 1,
2, 9 Конституции РФ, не может сам его принимать, хотя палаты могут выдвинуть
такое предложение согласно ст. 135 Конституции РФ. Однако его законодательные
полномочия включают права, связанные с принятием поправок к остальным главам
Конституции РФ, принятием федеральных конституционных законов. Федеральное
Собрание вправе принимать поправки к гл. 3–8 Конституции России, которые,
однако, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной
власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Парламент может
также принимать федеральные конституционные законы по вопросам, предусмотренным
Конституцией РФ. Например, федеральные конституционные законы принимаются
согласно ст. 70 Конституции РФ для установления Государственных флага, герба и
гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования;
согласно ч. 2 ст. 65 – о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта; в соответствии с ч. 3 ст. 87– о режиме военного
положения и т.д. Таким образом, в Конституции дается перечень федеральных
конституционных законов и тем самым конкретизируются полномочия Федерального
Собрания по их принятию. В ст. 71, 72 (устанавливающих вопросы ведения РФ и ее
совместного с субъектами ведения) закреплен широкий круг требующих
законодательного регулирования вопросов государственного строительства,
экономики и финансов, охраны природы, социально-экономической сферы, прав и свобод
человека, национальных меньшинств, обороны и безопасности, внешней политики.

Конкретизируя компетенцию Федерации, Конституция
РФ в п. «о» ст. 71 называет, в частности, ряд отраслей права, по которым
Федеральное Собрание может издавать законы. Это уголовное,
уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Оно
вправе это делать и по другим отраслям, находящимся в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов: административному,
административно-процессуальному, трудовому, семейному, жилищному, земельному,
лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей
среды. Федеральный парламент может, естественно, осуществлять законодательство
и по другим вопросам, указанным в этих конституционных статьях.

Конституция
РФ конкретизирует законодательные полномочия федерального Собрания и другим
путем. Она в своих статьях называет федеральные законы по тем или иным
вопросам, хотя и не устанавливает точного, полного их перечня, т.е. не
ограничивает полномочия парламента принятием лишь определенного круга законов.
Например, в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ говорится о федеральном законе о
гражданстве; в ч. 3 ст. 3б – о федеральном законе о пользовании землей; в ч. 4
ст. 81 – о федеральном законе, определяющем порядок выборов Президента РФ, и
т.д.