Оглавление
Структура ПЗЗ
Кратко о содержании Правил землепользования и застройки
Правила представляют собой официальный документ, нормативный акт муниципальных властей.
Он имеет текстовую часть, включающую градостроительные регламенты, а также порядок их применения, изменения. В нем также должна иметься карта, отображающая различные зоны конкретной территории.
Отдельно прописывается содержание регламентов. Они должны указывать на:
- разрешенные виды пользования участками, капитальными объектами;
- устанавливаемые ограничения в их использовании;
- предельные допустимые размеры участков, параметров строительства (реконструкции) различных объектов;
- уровень обеспечения территории различной инфраструктурой.
Правила застройки и землепользования: основной источник, порядок подготовки
Основным источником правил является Градостроительный кодекс РФ. Правовые указы устанавливаются в каждом городе местными властями, они влияют на земельные вопросы. Подготовка проходит в соответствии со Статьей 30 ГрК РФ.
Градостроительное зонирование подробно описывается в исходной бумаге. В ней рассматривается деление на территории. Из правил землепользования можно узнать, как применять их на практике, если есть изменения, то в каком порядке их вносить.
Подготовка документа проходит относительно всех территорий страны. К ним относятся близлежащие округа. Поселения тоже участвуют в формировании актов. Все изменения, проходящие в городах в связи со строительством, учитываются при подготовке бумаги. Должен существовать план городского заселения. Если его нет, то вся информация заносится в правила.
Когда государство планирует изменение новых площадей, которые находятся между жилыми массивами, то они тоже включаются в разработку документа.
Территориальные органы власти разрабатывают порядок землепользования и с целью:
- Создать необходимые условия для развития поселений, при этом не нарушить целостность окружающей среды. Нельзя причинять вред объектам исторического наследия.
- Поддержания прав владельцев земли, а также юридических лиц, ведущих капитальное строительство.
- Необходимо постоянно искать новые инвестиции. Выбор использования земельных наделов для бизнеса способствует привлечению новых инвесторов.
Основной целью создания правил является устранение разногласий между государственной властью и населением.
На первоначальном этапе нужно обеспечить размещение федеральных объектов на планируемых территориях. Также должны учитываться региональные объекты. Местные размещают в соответствии с актами. Не берут в расчет только линейные объекты.
Подготовительный этап может проходить даже при отсутствии плана округа. Решение принимает глава администрации. Он должен установить этапы зонирования на территориях округа. Нужно определить сроки, за которые подготовительные работы должны завершиться.
Главой администрации должно приниматься решение о создании комиссии для подготовки проекта положений о землепользовании. Необходимо определить состав группы и продолжительность работы. Комиссия может организовывать общественные собрания.
Должен быть установлен порядок передачи предложений от граждан.
После общественных обсуждений, комиссия имеет право учесть мнение граждан и внести определенные изменения в проект.
Если проект касается исторических поселений, тогда он должен быть согласован с федеральными органами власти, которые имеют полномочия РФ в области охраны и использования культурного наследия и ценностей. Уполномоченные сотрудники могут внести изменения в свод правил землепользования и застройки.
Виды территориальных зон
Градостроительное зонирование предполагает выделение специальных зон:
- Жилые: индивидуальные и многоэтажные дома.
- Общественно-деловые: офисы, университеты.
- Производственные: заводы, фабрики, складские комплексы.
- Инженерные: транспортные депо, вокзалы, СТО.
- Рекреационные: свалки.
- Особо охраняемые: секретные цеха для особых разработок.
- Военные: гарнизоны и военные части.
- Жилые.К ним относятся районы индивидуальных домов, отдельные зоны малоэтажных домов и среднеэтажных. Существуют районы многоэтажек.В жилых зонах можно размещать отдельно стоящие социальные постройки, школы, детские сады. Больницы тоже располагаются отдельно от жилых массивов. В жилых районах должны быть стоянки для автомобилей, места для садоводства.
- Общественно-деловые – это зоны коммерческого назначения, предназначенные для решения рабочих вопросов. На них находятся объекты производства и предпринимательства. Они предназначаются также для культурных объектов, больниц. К данной группе относятся ресторанные объекты, высшие учебные заведения, гостиничные комплексы.
- Производственные подразделяются на коммунальные зоны. На них находятся склады и коммунальные объекты. К данной группе относятся здания для оптовой торговли и транспортные мастерские. Данные территории созданы для размещения объектов промышленного и коммунального назначения. Существует санитарная зона, ее благоустройство осуществляют собственники своими силами. В таком месте нельзя возводить жилые дома, школы и детские сады.
- Инженерные зоны и транспортные инфраструктуры.
В них сосредоточены сооружения и различные коммуникационные системы для всех доступных видов транспорта. К этой группе относятся речной, железнодорожный и автомобильный вид. Важным моментом при возведении объектов на данной территории является соблюдение необходимого расстояния до границы жилого сектора. Экологи следят, чтобы транспортные структуры не наносили вред здоровью граждан. Если объекты могут быть вредны для окружающих, то их выносят за пределы города. Также существуют пашни, земли, занятые виноградниками, предназначенные для пастбищ.
Данные территории должны использоваться строго по назначению и следовать генеральному плану по застройкам.
- Рекреационного назначения: для создания городских свалок.
- Особо охраняемые зоны: военные подразделения, засекреченные базы, например, ракетные.
- Социальное назначение территорий. Они используются для скопления жителей на данной территории. Примером могут быть парки, культурные учреждения.
- Зоны для военных объектов. Они представляют собой территории для особого вида использования. Они появляются в границах населенных пунктов. Расположение зависит от нормативов, установленных органами местной власти. Существуют специальные правила для строительства военных построек.
Состав правил землепользования и застройки
Нормы и правила землепользования устанавливаются и регулируются государством посредством Градостроительного кодекса. Местное самоуправление принимает нормативные акты, которые обеспечивают функционирование норм кодекса, определение сферы действия данного документа по территориальным зонам, порядок его применения и условия внесения изменений в состав документа кодекса.
В качестве основания для осуществления градостроительной деятельности и работ по зонированию территории применяются правила землепользования и застройки.
Отдельно изучите задачи создания данного документа:
- Обеспечение сохранности природы и окружающей среды, сохранение памятников культуры на территории, для планирования стабильного развития муниципального образования;
- Построение плана по застройке муниципальной территории в деталях;
- Выявление собственников капитальных построек, владельцев земли с целью создания инструментов по защите их прав собственников;
- Создание перечня разрешенных видов деятельности в отношении участков земли в ведении муниципалитетов для более эффективного экономического использования территории, находящейся под контролем государственных структур.
Утвержденные правила землепользования и градостроительной деятельности позволяют государственным структурам регулировать и систематизировать деятельность граждан и юридических лиц в отношении территории муниципального образования. Эти нормы и правила помогают определить условия развития различных функциональных зон, входящих в состав территории муниципалитета в пределах города или иного населенного пункта.
Осваивайте, развивайте и реконструируйте территорию населенного пункта в соответствии с нормами градостроения на основании следующих документов:
- План генеральной застройки населенного пункта, который имеет целью определить пошагово строительные работы на территории на 20 или более лет вперед;
- Сопутствующие генеральному плану документы с пояснениями, детальным описанием работ, с правилами использования территорий различного назначения. Зонирование территории на разные классы происходит для того, чтобы застройщик знал особенности рельефа, грунта, иные нюансы, которые необходимо рассматривать при планировании возведения объектов капитального строительства и дорог;
- Правила применения земельных участков муниципалитета регламентируют порядок присоединения прилегающих к населенному пункту территорий в перспективе расширения поселения. Устанавливают правила присоединения территории и внесение поправок по определению категории присоединенной территории;
- Формируется градостроительный регламент для всех работ относительно определенных районов или участков земли. Регламент вносит ограничения по размерам строительных объектов на конкретной территории, по высотности возводимых построек, которая разрешена в конкретных районах по определенным причинам. Регламенты используются при возведении объектов капитального строительства совместно с правилами и нормами застройки, принятыми местным самоуправлением в каждом конкретном регионе.
Знайте, что регулируются градостроительные работы на муниципальном уровне, но встречаются исключительные ситуации, к которым относятся следующие:
- Правила землепользования принимаются не муниципалитетом, а конкретной деревней, ПГТ по инициативе местных органов исполнительной власти;
- Если город является автономным субъектом РФ, то правила принимаются федеральными структурами. Например, так происходит в отношении Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга.
В чем отличия Генплана и ПЗЗ?
Генеральные планы отнесены ГНЦ РФ к документам территориального планирования городов и поселков. В них есть карты, на которых обозначены границы населенного пункта, его деление на зоны, а также планируемое будущее расположение различных объектов. В этом документе также есть текстовая часть.
Однако Генеральный план не содержит каких-либо правил городского планирования и, следовательно, не регулирует разрешенную застройку.
На этом плане представлены функциональные зоны жилых массивов. По сути, он создан на перспективу с указанием основных направлений развития территории того или иного города (усадьбы).
С другой стороны, ПЗЗ отражают текущее состояние данной территории. В них более подробно описывается, что, где и как находится, что можно построить и в каком объеме.
Их карты более подробно отражают деление территории на зоны. Кроме того, ПЗЗ содержат правила городского планирования. По сути, это акт местного самоуправления, утвержденный постановлениями властей коммуны, опубликованный в официальных СМИ.
Порядок подготовки ПЗЗ
Местные правила застройки и землепользования разрабатываются в соответствии со ст. 31 ГрК. Они могут создаваться в отношении всех территорий муниципального поселения либо его частей с учетом:
- положений генерального плана города или поселения;
- условий технической документации;
- вопросов общественных обсуждений и публичных слушаний.
Решение о разработке ПЗЗ в пределах населенного пункта принимается главой местной администрации, который определяет этапы разработки ПЗЗ, порядок и сроки проведения подготовительных работ.
Одновременно с принятием решения о разработке Правил, глава администрации устанавливает поименный состав и регламент деятельности комиссии по разработке ПЗЗ. Она же будет инициатором общественных обсуждений разрабатываемого проекта.
Через 10 дней принятое решение публикуется на сайте администрации или распространяется иными средствами массовой информации. В сообщении о принятии решения также приводится:
- состав комиссии по подготовке ПЗЗ;
- этапы осуществления зонирования территорий населенного пункта;
- порядок и предварительный срок разработки проекта Правил;
- правила направления комиссии предложений от заинтересованных лиц и прочая важная информация.
После разработки проекта Правил орган местного самоуправления проводит их проверку на предмет соответствия генеральному плану и техническим регламентам.
Утвержденный проект направляется главе поселения, а в случае обнаружения несоответствий возвращается комиссии на доработку.
Глава поселения в 10-дневный срок с момента получения проекта Правил назначает его общественное обсуждение. Порядок проведения обсуждений тоже устанавливается на местном уровне, его длительность составляет 2-4 месяца.
По их результатам комиссия вносит в проект необходимые изменения, после чего вновь направляет его мэру или иному чиновнику, возглавляющему администрацию. Тот в 15-дневный срок решает: направить проект на утверждение местного совета или вернуть на доработку.
ППЗ или Генплан — что первично?
Какие проблемы возникаютпри разработке принципов землеустройства и застройки?
По своему содержанию правила зонирования и генеральный план схожи и включают как планы землепользования, так и текстовую часть, которая их описывает. Поэтому часто возникает вопрос, какой документ является основным и первостепенным.
Логично и последовательно следует предположить, что сначала принимаются планы будущего пространственного развития (Генеральный план), а затем утверждаются ЗРП для их реализации.
Фактически .
Генеральный план должен служить основой для разработки правил. И даже сам ГНЦ РФ заявляет, что подготовленный проект правил нужно проверять на соответствие действующему Генплану.
Однако так обстоит дело не во всех населенных пунктах. Да и многие генеральные планы были разработаны давно и совершенно не соответствуют сегодняшним потребностям.
Разъяснение сложных моментов
В наше время идет постоянное реформирование земельных отношений. Установление общих правил для землепользования стало решением многих проблем. Использование участков по назначению регулируется данным актом. Стало легче найти информацию о земельном участке, так как есть специальный код зоны, к которой относится надел. Он заносится в документы, которые хранятся у владельца собственности. Если местная администрация принимает какое-либо решение об использовании участка, но оно идет в противовес правилам, то оно незаконно.
Несмотря на то что после введения законодательных актов стало меньше проблем с землепользованием, противники данных законов остаются. Люди считают, что все правила слишком разные, у них нет общей основы. Другие граждане, наоборот, говорят, что акты полностью раскрывают проблемные вопросы у населения, связанные с зонированием и застройкой. Градостроительный кодекс как раз собрал в себя положения из правил землепользования и пожелания лиц о нововведениях.
Отличительной особенностью акта о застройке считается его форма изложения. Он отличается от других законодательных документов своей простотой и функциональностью содержания.
Изменение Правил землеустройства и застройки
При утверждении ПЗЗ проверяют на соответствии с иными документами территориального планирования. Это и генеральный план поселения (города), и законодательство в части охранных зон, защитных зон (зон с особыми условиями использования территории). А также технические регламенты, схемы территориального планирования. Не всегда на стадии утверждения удается создать идеальный документ. Тем более, что законодательство в области градостроительного планирования меняется. Поэтому статья 33 ГрК РФ предусматривает возможность изменять ПЗЗ.
Гражданин или юридическое лицо могут инициировать внесение изменений в Правила землепользования и застройки. Основание:
- в результате применения ПЗЗ не удается эффективно использовать землю и ОКС,
- снижается стоимость земли и (или) ОКС
- причиняется вред правообладателям земельного участка или объекта капитального строительства
- не реализуются права граждан
Для этого заинтересованное лицо представляет на комиссию предложение о внесении изменений в ПЗЗ. Кстати, порядок составления предложения и документы к нему (т.е. порядок изменения ПЗЗ) устанавливают Правила землепользования и застройки. Комиссия в ответ на предложение готовит свое заключение, которое направляет главе городского округа (поселения). Который и принимает решение — отклонить предложение или подготовить проект о внесении изменений в ПЗЗ.
Правила землепользования и застройки повсеместно приняты в городских округах и поселений. Найти их можно на официальном сайте администрации Вашего города.
Судебная практика
Жители подают обращения в суд с целью изменить границы своих территорий. Образец заявления можно взять в интернете. Например, рядом с домом у человека есть участок, он зарегистрирован и имеет кадастровый номер. Данный надел находится в общественно-деловой зоне, что мешает гражданину присвоить себе площадь. Он пишет заявление с просьбой перевести участки в частную собственность. Суд рассматривает дело в течение двух недель, после оповещает о своем решении. В данном случае вероятность того, что землю переведут из общественной зоны в частное пользование, минимальна. Подобное дело проходило в Омской области. В судебном заключении человеку отказали в присоединение государственной земли.
Люди подают в суд, если в кадастровом документе допущены ошибки. Возможно, неправильно указали площадь собственности. Исправить бумагу можно только через подачу заявления в органы местной власти и суд. Исходя из судебной практики, большинство таких дел завершается благополучно для обратившегося в органы. В Алтайском крае был пример ошибочного заполнения кадастрового паспорта. Через месяц после обращения в суд человеку вернули исправленный документ с верными данными.
В Амурской области была ситуация, когда женщина купила участок земли, а он оказался в санитарной зоне, об этом в документах ничего не говорилось. Она начала строительство дома, а местные власти запретили стройку, ссылаясь на недопустимость построек в данном месте. Суд вынес постановление, что, опираясь на Гражданский кодекс РФ, на своем участке можно вести строительство объектов или их снос. Данная информация подробнее описывается в первом подпункте Ст 263 Гражданского кодекса РФ.
Что такое правила землепользования и застройки и зачем они нужны?
18.11.2014 10:00
Информация Росреестра
В последнее время мы все чаще слышим словосочетание «Правила землепользования и застройки» и возникают вопросы: «А что же это такое?», «Для каких целей они принимаются?», «Какая от них польза?». Постараемся разобраться с этими вопросами.
Впервые в Российской Федерации словосочетание «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) появилось с принятием Градостроительного кодекса в 1998 году.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Для чего же нужны Правила землепользования и застройки?
Существует четыре цели разработки ПЗЗ как документа градостроительного зонирования, сформулированные в Градостроительном кодексе:
1. создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2. создание условий для планировки территорий муниципальных образований;
3. обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4. создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, правила землепользования и застройки как документ необходимы для упорядочивания градостроительной деятельности и оптимизации землепользования муниципального образования, они формируют общие принципы развития разных функциональных зон города (населенного пункта) в пределах установленных регламентов.
В настоящее время на территории большинства сельских поселений Вологодской области утверждены правила землепользования и застройки. В связи с этим, рассмотрим порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков их правообладателями.
Изменение видов разрешенного использования земельных участков на территории городского или сельского населенного пункта может осуществляться правообладателями земельных участков без дополнительных разрешений и согласований, без принятия дополнительных постановлений органами местного самоуправления, если применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными по отношению к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешенным видам использования.
То есть, правообладатель земельного участка должен самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка, указав в нем необходимый основной или вспомогательный (в дополнение к основному) вид разрешенного использования в соответствии с утвержденными ПЗЗ, без приложения дополнительных документов.
В случаях, если земельный участок расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, то решения о возможности изменения вида его разрешенного использования принимается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и области в соответствии с федеральными законами.
В заключении хотелось бы отметить, что введение правил землепользования и застройки территорий городских и сельских населенных пунктов значительно упрощает и ускоряет решение вопросов по установлению и изменению разрешенного использования земельных участков.
И. о. начальника отдела инфраструктуры пространственных данных и обеспечения информационного взаимодействия
Е. Н. Чекавинская
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Цели
Данный документ призван решить несколько задач по регулированию порядка эксплуатации и управления землейтерритории. Статья 30 ГК РФ основным предназначением Правил землепользования и застройкиопределяет:
- Создать предпосылки стабильного развития города/населенного пункта с соблюдением требований поокружающей среде и культурном наследии.
- Регулировать планировку в рамках населенного пункта.
- Выступать гарантом прав владельцев земельных участков среди граждан и организаций, обеспечивать соблюдение их интересов при возведении объектов.
- Создать благоприятную среду для финансовых вложений, включая право определить способ наиболее эффективногораспоряжения.
Что включает в себя
Правила землепользования состоят из пунктов:
-
- Правила использования и внесение изменений в сами правила:
- регулирование пользования землей и возведения на ней;
- изменение варианта использования недвижимости;
- подготовка муниципалитетом документов, касающихся планировки;
- проведение публичных слушаний по данным вопросам;
- правила внесения изменений.
- Регламенты градостроения. Они применяются к объектам внутри конкретной территории. В них прописывают:
- виды разрешенного строительства и пользования землей;
- размеры участка и строительства (максимальные и минимальные);
- ограничения по пользованию.
- Правила использования и внесение изменений в сами правила:
Важно знать: последние соответствуют закону РФ.
- Карты с обозначенными зонами. На ней отмечают все границы данных зон, при этом одна зона может состоять из нескольких участков, а вот один участок из нескольких зон – нет. Это легко объяснить: на территории одного заповедника может располагаться несколько участков (например, лес, гора, озеро), но один участок не может состоять из заповедника, жилой части и промышленного производства.
Проблемы разработки ПЗЗ
Поэтому два документа могут даже несколько противоречить друг другу. С другой стороны, если в данном городе нет Генерального плана, эти принципы могут быть использованы в качестве основы для его подготовки. Именно из-за этой путаницы все еще оспаривается то, что является примитивным.
О важности принятия этого документа говорилось выше. Кроме того, однако, следует отметить, что важно не только принять его, но и правильно составить
Неправильная формулировка положений может вызвать определенные трудности для различных субъектов земельных и иных отношений собственности на недвижимое имущество.
Например, они могут затронуть интересы различных строительных компаний, которые являются основными застройщиками в жилищном секторе. В случае изменения целевого назначения участка, предназначенного для строительства, они несут значительные убытки. Принятие IPM — непростая процедура.
Во-первых, нужно разработать проект. Эта работа поручена специальным комитетам. При этом решение о подготовке плана и назначении комиссии должно быть обнародовано.
Затем подготовленный проект передается на рассмотрение мэру (президенту города). И он должен решить организовать общественные слушания по этому поводу. По их результатам проекты могут быть представлены на утверждение или доработку.
Учитывая путь, по которому проект должен пройти до утверждения, принятие часто связано со многими трудностями.
Созданию ПЗЗ в городе может помешать непоследовательность различных чиновников и ведомств, недовольство планом на общественных слушаниях. В то же время это недовольство во многих случаях вполне оправдано.
Организации, которым доверили разработку проектов, часто допускают в них ошибки. Найти хорошего специалиста для такой работы бывает непросто.
Иногда ошибки вызваны не только уровнем профессионализма, но и отсутствием градостроительной документации. В отсутствие генерального плана работа с утвержденными политиками может быть проблематичной.