Правительство рф: состав, порядок формирования, срок полномочий. правовые акты правительства рф: виды, порядок подготовки и принятия

Основные полномочия Правительства РФ

Правительство РФ в качестве высшего органа исполнения федеральной власти наделено обширным спектром полномочий.

Замечание 1

Компетенция правительства РФ заключается в организации проведения политики страны внутреннего и внешнего характера; осуществлении регулирования экономики и социальной сферы; обеспечении единых аспектов исполнительной власти, направлении и контроле работы органов государства; разрабатывании целевых программ федерального уровня, обеспечении их реализации; проведении предоставленного права законодательной инициативы.

Основные направления деятельности рассматриваемого органа фиксирует и контролирует Председатель Правительства РФ. Он же призван систематически давать Президенту информацию о его работе.

Компетенция правительства Российской Федерации включает несколько полномочий:

  • осуществление политики государства, включая внутреннюю и внешнюю;
  • регулирование и контроль в социальной сфере и экономике;
  • обеспечение единого положения между системой исполнительной власти страны, контроль и направление действий соответствующих органов;
  • разработка целевых программ федерального уровня, включая обеспечение их работы;
  • законодательная инициатива.

Замечание 2

В соответствии с соглашениями органов исполнительной власти субъектов РФ рассматриваемый орган производит передачу для них определенных полномочий, что не должно вступать в противоречие с законодательством и Конституцией РФ.

Члены правительства осуществляют полномочия, которые передают им органы исполнительной власти субъектов на основе определенных соглашений.

Правительство каждый год направляет в адрес Госдумы отчетные документы о результатах своей работы, включая вопросы, которые поставила Госдума.

Также Правительством в палаты Федерального Собрания (ФС) направляются сведения, касающиеся разработки и предполагаемых сроках принятия нормативно-правовых актов, принятие которых предусматривают федеральные законы.

Правительство имеет право осуществлять делегирование части своих полномочий некоторым федеральным органам исполнительной власти. Это происходит в ситуациях, когда законодательно данные полномочия не отнесены в число исключительных. При наличии определенных соглашений с исполнительными органами власти, работающими в субъектах РФ, Правительство может передать им часть собственных полномочий или принять долю их полномочий.

Понятие Правительства, порядок его формирования и состав

Правительство — высший орган исполнительной власти в Российской Федерации, который состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Точная структура Правительства не зависит от Конституции. Она определяется федеральным законом. В противном случае при каждом ее изменении пришлось бы принимать поправки к Конституции.

Правительство формируется Президентом, который согласовывает с Государственной Думой лишь одну кандидатуру — Председателя. Все остальные члены назначаются указом главы государства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает кандидатуры на должности его заместителей и федеральных министров.

Председатель в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Особая роль Председателя Правительства заключается еще и в том, что он является вторым должностным лицом в государстве, которое может замещать Президента и исполнять его обязанности в случае смерти, добровольного ухода в отставку или импичмента (отстранения от должности). Глава Правительства в этом случае является исполняющим обязанности Президента РФ и наделяется всеми его полномочиями, кроме полномочий по роспуску Госдумы, инициирования референдума и внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Правительство подотчетно прежде всего главе государства. Его полномочия заканчиваются в момент принесения присяги новым Президентом. Оно также подотчетно нижней палате парламента.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Тот, в свою очередь, может также принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума имеет право выразить недоверие Правительству. Постановление об этом принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты. Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если нижняя палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, глава государства объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если нижняя палата в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и о назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового. Все члены приобретают статус исполняющих обязанности и не могут подписывать подзаконные нормативные акты.

Состав и порядок образования

Структура Правительства РФ состоит из:

  • Федеральных министров.
  • Председателя и его заместителей.

Порядок образования коллегиального органа установлен в главе 6 Основ. Формирование Правительства РФ осуществляется Президентом с согласия Госдумы. Последняя принимает или отклоняет предложенные кандидатуры на тот или иной пост. Предложение о назначении Председателя вносится не позже 2-х недель после вступления избранного Президента либо после отставки действовавшего Правительства. В случае отклонения Госдумой кандидатуры новое представление вносится в течение недели. Рассмотрение предложения осуществляется также на протяжении 7 дней. Федеральные министры и прочие должностные лица назначаются тоже Президентом. Кандидатуры предлагает Председатель Правительства РФ. Не позже недели после своего назначения он должен предоставить предложения о системе федеральных исполнительных органов.

Структура правительства Российской Федерации

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей, а также федеральных министров. Каждая из этих ролей подразумевает набор определенных задач, функций и обязанностей.

Председатель правительства Российской Федерации

Председатель Правительства РФ является главным должностным лицом исполнительной ветви власти. В соответствии с Конституцией РФ глава правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В течение недели после назначения новый Председатель Правительства вносит на рассмотрение Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также о кандидатах на посты федеральных министров. Основная функция Председателя Правительства — определение направлений деятельности и организация работы Правительства РФ. Освобождение Председателя от должности одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ.

С 16.01.2020 г. должность Председателя Правительства Российской Федерации занимает М.В. Мишустин.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации

На текущий момент у Председателя Правительства девять заместителей. Каждый из них ответственен за определенный спектр вопросов внешней и внутренней политики РФ: реализацию национальных проектов, социальную, импортно-экспортную, инвестиционную политику, контроль за исполнением указов Президента, политику в области сельского хозяйства и прочее.

Кроме того, в обязанности заместителей Председателя Правительства входит подготовка предложений и рекомендаций Председателю, Президенту и Государственной Думе по вопросам национальной безопасности, а также координация действий федеральных министерств.

Федеральные министры

Сейчас в России функционирует 21 федеральное министерство, которые отвечают за решение всего спектра вопросов жизнедеятельности общества и государства. В функции руководителей министерств в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» входят:

  • участие с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
  • участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечение их исполнения;
  • участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • осуществляют руководство соответствующими федеральными министерствами;
  • координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Субъекты исполнительной власти

Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

  1. Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
  2. равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:

  1. Президент РФ;
  2. Правительство РФ;
  3. федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
  4. территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  5. главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
  6. правительства субъектов РФ;
  7. иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

  1. число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
  2. субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;
  3. должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
  4. органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;
  5. государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.

Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.

показать содержание

История

Правительства РФ

Номер Правительство Срок полномочий Партии в правительстве Выбор главы правительства
1

Первое правительство Силаева
18 июня 1990 — 10 июля 1991
КПСС
назначен Верховным Советом РСФСР
2

Второе правительство Силаева
13 июля — 15 ноября 1991
КПСС
назначен президентом РСФСР Борисом Ельциным
3

Правительство Ельцина — Гайдара
6 ноября 1991 — 23 декабря 1992
президент РСФСР Борис Ельцин сам возглавлял правительство
4

Первое правительство Черномырдина
14 декабря 1992 — 9 августа 1996

Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
5

Второе правительство Черномырдина
10 августа 1996 — 23 марта 1998

Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
6

Правительство Кириенко
24 апреля 1998 — 23 августа 1998

Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
7

Правительство Примакова
11 сентября 1998 — 12 мая 1999

Наш дом — Россия, КПРФ
назначен президентом России Борисом Ельциным
8

Правительство Степашина
19 мая 1999 — 9 августа 1999

Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
9

Первое правительство Путина
16 августа 1999 — 7 мая 2000

Наш дом — Россия
назначен президентом России Борисом Ельциным
10

Правительство Касьянова
17 мая 2000 — 24 февраля 2004
назначен президентом России Владимиром Путиным
11

Первое правительство Фрадкова
5 марта 2004 — 7 мая 2004
назначен президентом России Владимиром Путиным
12

Второе правительство Фрадкова
12 мая 2004 — 12 сентября 2007
назначен президентом России Владимиром Путиным
13

Правительство Зубкова
14 сентября 2007 — 7 мая 2008
назначен президентом России Владимиром Путиным
14

Второе правительство Путина
8 мая 2008 — 7 мая 2012
Единая Россия
назначен президентом России Дмитрием Медведевым
15

Первое правительство Медведева
8 мая 2012 — 7 мая 2018
Единая Россия
назначен президентом России Владимиром Путиным
16

Второе правительство Медведева
8 мая 2018 — 15 января 2020
назначен президентом России Владимиром Путиным
17

Правительство Мишустина
16 января 2020 —

Единая Россия

назначен президентом России Владимиром Путиным

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Место в системе госвласти

Сегодня в России установлен президентско-парламентский режим правления. В соответствии с ним образована структура Правительства РФ и определено ее место в системе власти. Ключевой фигурой государственно-политического механизма выступает Президент страны. Являясь главой в государстве, он призван обеспечивать согласованность взаимодействия и функционирования органов госвласти.

Вместе с этим Президент обладает достаточно широкими возможностями. Высший коллегиальный орган обеспечивает следование Конституции, федеральных нормативных актов и президентских указов. Правительство РФ вместе с другими структурами исполнительной власти федерального и субъектного уровня образует единую систему. Коллегиальный орган самостоятельно решает все вопросы, которые отнесены к его компетенции, координирует деятельность министерств и ведомств.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Судебная власть

Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:

  • Уголовное.
  • Административное.
  • Гражданское.
  • Конституционное.

Рис. 5. Судебная власть Российской ФедерацииМетод наказания зависит от степени тяжести нарушения.Данный тип власти основан на действии двух основных частей:

  1. Конституционный суд РФ. Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
  2. Верховный суд РФ. Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.

В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:

  • Устройство судов.
  • Лица, способные представлять суды.
  • Финансирование правосудия.
  • Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.

Рис. 6. Прокуратура Российской ФедерацииВ свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:

  1. Суды общей юрисдикции. Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
  2. Конституционная юстиция. Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
  3. Арбитражные суды. Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент.Лучше разобраться во всех тонкостях и структуре системы органов государственной власти РФ, их функциях вам поможет нижепредложенное видео.