Статья 93 конституции россии

Оглавление

Пошаговый механизм импичмента

Отрешение президента от должности — процедура сложная, проходит в несколько этапов.

Таблица 2. Алгоритм продвижения обвинения

Этап Описание
Предварительная оценка действий Президента При возникновении прецедента парламентарии проверяют правомерность решений главы государства. Подобная инициатива возможна при согласии не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Обвинение должно базироваться на конкретных доказательствах и сопровождаться пояснительной запиской.
Создание специальной комиссии Инициативная рабочая группа, созданная постановлением Государственной Думы, анализирует аргументированность выдвинутой претензии.

Она включает в себя 15 человек, в том числе председателя и его заместителя. Деятельность комитета схожа с функционированием следственных органов. Главные задачи — рассмотрение материалов и последующее их опровержение либо верификация.

В комиссии должно быть одинаковое количество представителей различных фракций. Члены этой структурной единицы вправе запросить необходимую информацию от государственных органов и требовать объяснений. Резолюция о выдвижении обвинительного приговора должна быть одобрена большинством голосов методом поименного опроса.

Затем в течение 7 дней заключение направляют в Совет Думы. Впоследствии оно включается в повестку заседания.

Обсуждение вопроса депутатами Государственной Думы Если комиссия приняла решение о наличии состава преступления, последующее решение выносят парламентарии. Для дальнейшего продвижения обвинительного приговора нужно согласие 300 человек.

Решением Конституционного Суда установлено, что при определении необходимого количества лиц, речь идет не о реально избранном, а конституционно установленном числе. В течение 5 дней Постановление должно быть направлено в Совет Федерации и Верховный Суд. С момента выдвижения обвинения депутаты Государственной Думы не могут быть распущены.

Рассмотрение дела Верховным Судом После подтверждения приговора депутатами судьи дают заключение о наличии факта государственной измены либо улик, демонстрирующих тяжкие преступления.

Возбуждение уголовного дела находится в ведении исключительного ВСР.

Вывод Конституционного Суда На этом этапе рассматривается соблюдение предыдущими инстанциями следственной процедуры.
Финальный вердикт Совета Федераций Именно эта стадия является решающей при вынесении обвинительного приговора. Для отрешения от должности требуется не менее 2/3 голосов.

Правомерным является прекращение процедуры на любом этапе

Процедурные отличия в ряде стран

Институт импичмента преимущественно регламентируется конституцией. Ключевыми моментами при описании механизма являются следующие:

  • орган, инициирующий вопрос о недоверии к главе государства;
  • инстанция, принимающая финальное решение о необходимости импичмента;
  • должность, на которую будет возложено временное исполнение обязанностей Президента.

В большинстве случаев отрешение от должности происходит либо парламентским способом, как в США, либо комбинированным, как во Франции.

Во французском уголовном праве нет исчерпывающей трактовки термина «государственная измена»

Последние новости

30 сентября 2021 18:00

Генерал ФСБ получил 16 лет колонии за хищения средств гособоронзаказа

30 сентября 2021 15:00

В России третий день подряд фиксируют рекордную смертность от коронавируса. За сутки умерли 867 человек

30 сентября 2021 12:00

В России нашли 26 тысяч взрывоопасных заброшенных нефтяных скважин

Новости smi2.ru

30 сентября 2021 10:30 – КПРФ

Махинаторам не убить тягу трудящихся к справедливости и социализму! Заявление Президиума ЦК КПРФ

29 сентября 2021 19:30 – КПРФ

Комитет за отмену дистанционного электронного голосования: Отменим ДЭГ — отстоим народовластие

29 сентября 2021 18:00

Манипуляции с депутатскими списками: 66 из 126 человек из списка «Единой России» передали свои мандаты другим

29 сентября 2021 16:30

Памфилова пожаловалась в прокуратуру на нового спикера парламента Петербурга

29 сентября 2021 15:00 – КПРФ

Фракция КПРФ покинула заседание Мосгордумы в связи с несогласием с результатами электронного голосования

29 сентября 2021 13:30

На линиях по розливу вакцины «Спутник-V» обнаружили нестерильное производство

29 сентября 2021 12:00 – КПРФ

Полиция задержала юриста КПРФ, который готовил иски по отмене электронного голосования в Москве

29 сентября 2021 10:30 – КПРФ

Геннадий Зюганов: Население готовят к безудержному росту коммунальных платежей

28 сентября 2021 20:00

Путин пожелал, чтобы денежное довольствие силовиков росло по 9% ежегодно

28 сентября 2021 17:44 – КПРФ

Брифинг Геннадия Зюганова с президиума ЦК КПРФ (28.09.2021). Видео

28 сентября 2021 16:08 – КПРФ

Геннадий Зюганов назвал уголовным преступлением ситуацию с приходом полицейских в приемную Ивана Мельникова

28 сентября 2021 15:30

В России за сутки от коронавируса умерло рекордное число зараженных

Новости smi2.ru

28 сентября 2021 14:00

После выборов. Правительство отказалось отменить пенсионную реформу

28 сентября 2021 12:30 – КПРФ

Полиция заблокировала кабинет первого вице-спикера Госдумы, заместителя главы КПРФ Ивана Мельникова перед подачей исков по электронному голосованию Обновлено

28 сентября 2021 12:00

«Обман избирателей». Из первой пятерки списка «Единой России» в Госдуму пойдет только один человек

Конституция РФ, Статья 93

Статья 93

      
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
      
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
      
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Комм. Руднев В.И.

      
В статье предусмотрено одно из оснований прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации, перечисленных в Конституции, а именно отрешение Президента от должности до истечения срока его полномочий. Отрешение от должности предусматривает особый порядок и связанные с этим процедуры, в которых участвуют Государственная Дума, Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, а также Совет Федерации.
      
Аналогичный порядок отстранения Президента и иных должностных лиц от должности известен законодательству некоторых иностранных государств как импичмент (от английского слова «impeachment» — обвинение и привлечение к суду).
      
Отрешение Президента от должности может произойти только на основании обвинения его в совершении указанного в преступления, а именно государственной измены или иного тяжкого преступления. Определение государственной измены дано в ст.275 УК, а понятие тяжкого и особо тяжкого преступлений — в ч.4 и 5 ст.15.
      
Процесс выдвижения обвинения и отрешения от должности Президента состоит из нескольких этапов. Согласно п.«е» ст.102 Конституции отрешение Президента от должности возложено на Совет Федерации Федерального Собрания. Порядок отрешения определен в Регламенте Совета Федерации.
      
Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации, как следует из ч.1 комментируемой статьи, а также п.«ж» ст.103 Конституции, — прерогатива Государственной Думы. Из содержания Конституции следует, что Государственная Дума образует специальную комиссию, которая в соответствии с Регламентом Государственной Думы оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Обвинение выдвигается по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы.
      
Предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения 2/3 голосов от общего числа депутатов.
      
Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в Верховный Суд Российской Федерации, который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения.
      
Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно подтверждаться заключением Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд дает его по запросу Совета Федерации ( Конституции).
      
Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. Отрешение Президента от должности на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения.

Государственная измена

Расшифровка этого понятия вызывает много споров в юридических кругах. В Конституции РФ оно не освещено.

УК РФ Статья 275. Государственная измена

В целом, любая деятельность, представляющая угрозу государству, трактуется как предательство. Под последним термином понимают нарушение государственных интересов в части:

  • суверенитета;
  • конституционного строя;
  • территориальной неприкосновенности.

Государственная измена совершается в пользу конкретного государства. Приведенные в этой статье УК РФ доводы не относятся к внутригосударственной деятельности Президента.

  1. Деятельность главы государства, направленная на подрыв духовных, экономических, социальных и политических устоев, не учтена в рамках ст. 275 УК РФ.
  2. Поскольку лидер страны не является обычным гражданином РФ, термин «государственная измена Президента» гораздо более объемный, нежели описан в приведенной статье.
  3. Ввиду того, что в Конституции это понятие не освещено, оснований для запуска процедуры импичмента очень мало.

Мнение эксперта
Катков Константин

Важной оговоркой, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ, является возможность освобождения гражданина от уголовной ответственности

Это происходит при его своевременном оповещении соответствующих органов о факте измены.

Подобная преференция допустима в случае, если в действиях не обнаружено улик иного преступления. Это правовое послабление схоже с деятельным раскаянием.

Схема взаимодействия между компетентными органами

Попытки отрешения от должности в 1993 году

Первые две попытки отрешения от должности предпринимались в соответствии с Конституцией 1978 года в действовавшей на тот момент редакции. В соответствии с этой Конституцией Президент Российской Федерации мог быть отрешён от должности в случае нарушения им Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги. Такое решение могло быть принято только Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации. Инициатива отрешения от должности принадлежала самому Съезду, Верховному Совету Российской Федерации или одной из его палат.

Заседание Верховного совета Российской Федерации по делу об импичменте Б. Н. Ельцину в связи с изданием им Указа № 1400. 21 сентября 1993 года

Март 1993 года

В марте 1993 года Съезд народных депутатов Российской Федерации пытался отрешить Ельцина от должности в связи с его телеобращением 20 марта. За импичмент Ельцину проголосовали 618 депутатов при необходимых 699 голосах. В результате референдума, президент (как и Съезд) сохранил свои полномочия.

Сентябрь 1993 года

В сентябре 1993 года, после того как Ельцин указом № 1400 (признанным Конституционным судом не соответствующим действующей Конституции России 1978 года с поправками 1989—1992 годов и являющимся основанием для прекращения президентских полномочий Ельцина) предписал Верховному Совету и Съезду прервать осуществление своих функций, Верховный Совет, в свою очередь, на основании статьи 121-6 действовавшей конституции констатировал прекращение полномочий Ельцина с момента издания упомянутого указа. Созванный Верховным Советом X (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов подтвердил это решение. Однако в ходе событий сентября — октября 1993 года Ельцину удалось сохранить фактическую власть над страной вплоть до президентских выборов 1996 года, на которых он был избран на второй срок.

Особенности процедуры

По мнению некоторых законодателей, этот механизм содержит непроработанные моменты:

  1. Узкий диапазон оснований для импичмента. Прописано лишь 2 причины — тяжкое преступление либо государственная измена. Не тяжкие правонарушения не приводят к уходу с поста. Не предусмотрены следующие нюансы — нарушение Конституции РФ, присяги и законов.
  2. Маленький временной отрезок для изучения дела. Если присутствует факт измены, но сроки на его рассмотрение истекли, Президент остается на посту.
  3. Смешение 2-х независимых понятий. Поскольку государственная измена трактуется на основании ст.275 УК РФ, политическая ответственность главы государства приравнена к уголовно-правовой обычного гражданина.
  4. Ввиду того, что Президент несет ответственность в качестве лидера государства и должностного лица, санкции по возбужденным делам возможны лишь после его смещения с должности.

До момента отрешения от должности главу государства нельзя принудительно доставить в суд или возбудить против него уголовное дело. По окончанию процедуры импичмента он будет нести правовую ответственность как физическое лицо

Комментарий к Ст. 93 Конституции Российской Федерации

1. При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93 в определенном смысле вызывает удивление — получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. То, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, Конституция не исключает. Конечно, предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности.

2. Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной Думы и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту Государственной Думы обсуждение предложения депутатов проводится на заседании Государственной Думы, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в Государственной Думе могут получить слово вне очереди. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов палаты.

3. Решение Государственной Думы передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается 2/3 голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента; если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Комментарий 2

1. Комментируемая статья устанавливает основания отрешения Президента РФ от должности и содержит процессуальные нормы о процедуре такого отрешения. Единственным его основанием является выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Понятия тяжкого и особо тяжкого преступления содержатся в УК.

Заключение о наличии в деяниях Президента РФ признаков тяжкого преступления должен дать Верховный Суд РФ. Поскольку в настоящее время закона о Верховном Суде РФ нет, процедура подготовки такого заключения законодательно не установлена.

В Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрена процедура дачи заключения Конституционным Судом РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ.

2. Конституция подробно регламентирует процедуру выдвижения Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения против Президента РФ. Эта процедура включает несколько стадий. Во-первых, необходима инициатива не менее 1/3 (150) депутатов Государственной Думы. Эти депутаты должны поставить свои подписи под соответствующим документом об инициировании этой процедуры. Далее Государственная Дума создает специальную комиссию, которая должна подготовить заключение о выдвижении обвинения (сформулировать обвинение). Конституция не содержит требования, чтобы эта комиссия состояла из депутатов Государственной Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято квалифицированным большинством в 2/3 общего числа депутатов. Независимо от того, сколько депутатов реально избрано в Государственную Думу, решение должно быть принято не менее чем 300 депутатами.

Окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

3. Конституция четко устанавливает срок, в течение которого должно быть принято решение об отрешении Президента РФ от должности. Истечение 3-месячного срока после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ, если в этот срок окончательное решение Советом Федерации не принято, является основанием для того, чтобы признать обвинение отклоненным. Такой жесткий срок установлен с целью недопущения нестабильности положения главы государства в течение долгого времени.

Английская модель

По данным историков эта процедура практиковалась в Англии уже в XIV в. Она касалась не лидера страны, а нижестоящих должностных лиц. Расследование предполагаемых преступлений проводилось Палатой Общин, порой даже без подготовительного следствия.

Импичмент в этом контексте трактовался как механизм привлечения к ответственности, но не ухода с поста. Дальнейшие процедурные моменты были в ведении парламентского суда и Палаты лордов.

Американская традиция истоками уходит в английскую.

  1. Согласно положению Конституции, должностные лица, за исключением состоящих на военной службе, при появлении прецедента могут быть подвергнуты импичменту.
  2. Обвинение выдвигает Палата представителей.
  3. Основание для недоверия — серьезные преступления.
  4. Поскольку состоящие на высокопоставленных военных должностях находятся в ведении судов военных трибуналов, рассматриваемая процедура на них не распространяется.
  5. После того, как правомерность действий Президента подвергнута сомнению, дальнейшее разбирательство проходит в Сенате. Для отрешения от должности требуется согласие не менее 2/3 человек от общего состава.
  6. Помимо отстранения от должности, бывший Президент лишается возможности в будущем претендовать на государственный пост.
  7. Импичмент не означает последующее уклонение от ответственности в гражданских судах.

Наиболее нашумевший импичмент был вынесен Эндрю Джонсону в 1868 г.

Основные аспекты импичмента

Президент Российской Федерации прекращает выполнение возложенных на него полномочий по истечению предусмотренного действующим законодательством срока. Деятельность главы государства прекращается в момент принесения присяги его преемником.

Лидер страны обладает неприкосновенностью. Этот статус прописан в ст.91 Конституции РФ. Данное положение подразумевает, что ни одно лицо не имеет права задействовать в его отношении психическое либо физическое насилие. Также исключена возможность ареста, обыска, задержания или привлечения к правовой ответственности.

Термин «импичмент» происходит от английского «impeachment», что означает «недоверие»

Процедура прописана в ст. 93 Конституции РФ. Некоторые представители законодательной власти считают ее несколько формализованной и сложной для реализации.

Конституция РФ. Статья 93

Основания для ухода с поста

Предусмотрено несколько ситуаций, являющихся поводом для преждевременного отречения от должности. Одной из них является плохое состояние здоровья.

Уход с поста ввиду неудовлетворительного физического состояния может проходить по 2 сценариям.

Таблица 1. Варианты снятия полномочий с президента по состоянию здоровья

Личное предоставление заявления Принудительное смещение с должности
Этот вопрос рассмотрен во II и III чч. ст 2, Конституции. Президент досрочно снимает с себя полномочия ввиду стойкой неспособности выполнять возложенные на него функции. В контексте данной ситуации он находится в ясном уме и самостоятельно принимает это решение. Следующие выборы должны проводиться в течение 3 месяцев с момента прекращения президентской деятельности. Если состояние здоровья Президента не дает возможности полноценно управлять государством, но он не отдает себе в этом отчет, для оценки физического состояния приглашается специальная медицинская комиссия. Она выдает авторитетное заключение, на основании которого решается вопрос о дееспособности. Если глава государства не в состоянии исполнять обязанности, его замещает Председатель Правительства РФ.

Признание лидера государства недееспособным требует грамотно обоснованной правовой подоплеки

Помимо перечисленных причин, основанием для снятия с должности является импичмент.

Отрешение от должности

Согласно принятой конституционной модели процедура импичмента запускается лишь в случае выявления уголовно-наказуемого деяния. Под этим термином подразумеваются тяжкие преступления или государственная измена. Политические мотивы не предусмотрены.

Голосование по обсуждению решения об импичменте проходит тайно

Государственная измена

Расшифровка этого понятия вызывает много споров в юридических кругах. В Конституции РФ оно не освещено.

УК РФ Статья 275. Государственная измена

В целом, любая деятельность, представляющая угрозу государству, трактуется как предательство. Под последним термином понимают нарушение государственных интересов в части:

  • суверенитета;
  • конституционного строя;
  • территориальной неприкосновенности.

Государственная измена совершается в пользу конкретного государства. Приведенные в этой статье УК РФ доводы не относятся к внутригосударственной деятельности Президента.

Особенности:

  1. Деятельность главы государства, направленная на подрыв духовных, экономических, социальных и политических устоев, не учтена в рамках ст. 275 УК РФ.
  2. Поскольку лидер страны не является обычным гражданином РФ, термин «государственная измена Президента» гораздо более объемный, нежели описан в приведенной статье.
  3. Ввиду того, что в Конституции это понятие не освещено, оснований для запуска процедуры импичмента очень мало.

Важной оговоркой, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ, является возможность освобождения гражданина от уголовной ответственности

Это происходит при его своевременном оповещении соответствующих органов о факте измены. Подобная преференция допустима в случае, если в действиях не обнаружено улик иного преступления. Это правовое послабление схоже с деятельным раскаянием.

Схема взаимодействия между компетентными органами

Отрешение президента от должности: особенности процедуры

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья; 3) смерти Президента РФ; 4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

Мнение эксперта
Катков Константин

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ.

Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке.

Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется: 1) неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления; 2) выплата установленной пенсии Президенту в размере, отвечающем его положению; 3) сохранение всей его личной собственности, за исключением предоставленной ему в связи и на срок исполнения полномочий Президента РФ; 4) другие права, установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.