Основные принципы деятельности полиции

Оглавление

Содержание

Административная деятельность полиции делится на две сферы:

  1. Внутренняя деятельность обеспечивает слаженную работу сотрудников всех подразделений и служб ОВД. В эту сферу входят: определение структурного строения, формирование штата и установка функционала служб, планирование, надзор, отчетность, координирование действий между подразделениями, набор и распределение кадров, поддержание дисциплины, защита правовых и социальных гарантий сотрудников полиции.
  2. Внешняя сфера подразумевает исполнение властных функций, выходящих за рамки взаимоотношений внутри организации. Функционал имеет отношение к гос- и соцорганизациям, их сотрудникам и гражданам. Рассматриваемая деятельность включает мероприятия по охране общественного порядка и обеспечению общественной защищенности граждан.

Уважать и контролировать

Принципы беспристрастности гласят, что должностное лицо, привлеченное к охране правопорядка, обязано уважать обычаи всех национальностей, традиции людей

В своей работе полицейский обращает внимание на культурные, этические, прочие особенности группы, с которой довелось столкнуться, вне зависимости от того, какой признак ее объединяет: убеждения, вера, национальная принадлежность. Задача органов правопорядка – обеспечение максимального общественного спокойствия, во многом обусловленного соглашением, достигнутым национальными группами, конфессиями

Полицейский в рабочее, свободное время обязан контролировать свое поведение. Недопустимы поступки, способные спровоцировать сомнение в беспристрастности. Запрещено поведение, способное подорвать авторитет ведомства, принявшего гражданина на службу.

Законодательство

Правовую основу деятельности полиции составляют следующие документы:

  1. Конституция РФ, фиксирующая фундаментальные основы нормативного регулирования взаимоотношений в обществе, находящиеся под охраной государства права, свободы и права каждого гражданина страны, а также регулирование общественного порядка со стороны полиции.
  2. Международные договоры, представляющие собой соглашения в письменной форме и подписывающиеся между Россией и зарубежным государством (либо несколькими странами) или международным учреждением. На сегодняшний день действует около 1 000 таких договоров межгосударственного, правительственного, ведомственного действия с более чем 50 странами.
  3. Общепризнанные нормы с принципами права международных отношений определяются как первостепенные нормы права на международном юридическом поле. Права всех стран утверждаются и признаются международными органами без возможности отклонения и изъятия.
  4. Государственные законы (конституционные, федеральные, региональные). Основные акты регулируют вопросы военного, чрезвычайного положения, деятельность самой полиции.
  5. Издаваемые легитимные документы Президента и Правительства РФ. Указами главы государства регулируется значительный круг проблем работы структуры МВД России, в том числе полиции. Постановления правительственных органов регулируют всевозможные вопросы касательно принципов работы внутренних органов.

Помощь рядом

Участковые органы уполномоченных ведомств имеют большое значение для всей структуры внутренней службы. Они, находясь на дежурстве на определенном территориальном участке, выполняют работу по защите легитимных свобод, прав и интересов, как любого гражданина России, так и лиц, не получивших гражданство.

Правовая основа деятельности участковых уполномоченных полиции состоит из норм Конституции России, принципов, признанных во всем мире, ратифицированных международных договоров России, государственных конституционных норм, актов МВД России, а также государственных законов, президентских и правительственных актов. При выполнении рабочего задания участковый в рамках своих полномочий придерживается норм региональных органов, затрагивающих вопросы осуществления охраны порядка, общественной безопасности.

Одной из самых значимых и важных задач его деятельности является работа с заявлениями граждан по возникшим вопросам либо персональный прием. Эта деятельность является одним из основных методов конструктивного налаживания взаимоотношений участкового с различными общественными институтами. Вместе с тем она выступает способом реализации полномочий внутренних органов по оказанию помощи населению, защите законных свобод, прав, интересов каждого человека и предупреждению противоправных поступков.

Специальные функции деятельности, примеры

Согласно федеральному закону «О полиции», специальными функциями административной деятельности органов внутренних дел являются:

  • обеспечение безопасности личности;
  • контроль над общественным порядком и гарантия социальной защищенности;
  • предупреждение, обнаружение и пресечение правонарушений;
  • выполнение лицензионно-разрешительной работы; надзор над частными организациями, осуществляющими детективную и охранную работу;
  • обеспечение безопасности дорожного движения, контроль над соблюдением ПДД;
  • охрана, конвоирование и содержание задержанных и лиц, заключенных под стражу;
  • охрана имущества физических и юридических лиц в соответствии с договорами с ними;
  • осуществление социальной помощи населению согласно закону;
  • исполнение в пределах своих полномочий отдельных административных наказаний и др.

Пример

Сотрудник полиции на вокзале или в аэропорту несет патрульно-постовую службу и обеспечивает соблюдение общественного порядка на своем посту.

Пример

Работу частного детективного агентства или отдельного детектива контролируют органы внутренних дел.

Уважение и соблюдение свободы с правами граждан

Полиция выполняет свою работу, основываясь на уважении и соблюдении свобод и прав граждан. Деятельность органов, которая ограничивает или нарушает данные условия, запрещается, потому что ущемление прав и свобод человека в демократическом государстве непозволительно.

При обращении гражданина к работнику полиции последний должен указать свое звание, занимаемую должность и фамилию, затем выслушать и принять необходимые действия в рамках своих компетенций или указать на того, чьих полномочий будет достаточно для решения вопроса.

Правовые основы организации деятельности полиции отражают, что приобретенные в ходе работы полиции сведения о личной жизни людей не могут распространяться без их согласия. Исключениями являются ситуаций, прописанные и зафиксированные в государственных актах.

Принципы

В своей административной деятельности ОВД ориентируется на общие и специальные принципы. Классификация специальных принципов включает организационные и тактические идеи.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Общие или конституционные положения предполагают соблюдение принципов:

  • законности, когда сотрудник признает действующие нормативно-правовые акты и руководствуется ими в своей работе;
  • гуманизма, т.е. человеческая жизнь и здоровье считаются высшими ценностями, в защите которых заключается смысл правоохранительной деятельности;
  • уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • национального равноправия;
  • совмещение открытости и профессиональной тайны;
  • сотрудничество с госорганами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

Организационные принципы работы правоохранительных органов имеют следующие свойства:

  • системный научный подход к решению задач;
  • планомерность;
  • комплекс территориального и линейного принципов;
  • единоначалие и коллективность;
  • синтез убеждения и принуждения;
  • профилактическое направление работы.

Тактические принципы деятельности полиции включают характеристики:

  • оперативность;
  • постоянство и приспособляемость;
  • система сил и средств;
  • маневренность;
  • наличие запасных ресурсов.

Беспристрастность

Задача полиции – обеспечить защиту любому гражданину. Это касается имеющихся у него прав, интересов, декларированных законом, установленных в пределах державы свобод. Не играет роли национальность или язык, на котором говорит человек, половая принадлежность, расовая. Для полицейских равны все, вне зависимости от происхождения, наличия должностей, имущества, религиозных и иных убеждений. Не играет роли, где живет человек, в какие объединения входит. Не могут препятствовать защите и иные обстоятельства, на основании которых полицейский мог бы «не пожелать» исполнять вменённое ему в обязательства должностными инструкциями.

Одновременно с этим на само лицо при исполнении накладываются определенные ограничения. Так, человек не может быть членом партии, не имеет права своими финансами поддерживать какое-либо политическое образование, иным образом участвовать в сходной работе. Служебная активность не может реализовываться в интересах политического объединения, общественного либо склонного к некоторой религии.

Закон во главе угла

Не менее важный принцип деятельности для структур, обеспечивающих правопорядок в нашей державе – соответствие букве закона в каждом поступке, шаге, действии. Полицейский не вправе подстрекать, побуждать на совершение противоречащих законам действий. Недопустимо такое поведение вне зависимости от объекта, с которым осуществлены взаимоотношения. Это касается не только прямой формы склонения к неправомерному поступку, но и косвенного влияния.

Ограничение интересов, декларированных законодательством свобод, установленных официальным порядком прав не только частных лиц, но и организаций, объединений, находящихся при исполнении граждан реализуется исключительно в соответствии с законными основаниями. Порядок осуществления такой деятельности декларирован действующими правовыми нормами. Сотрудники правоохранительных органов не имеют права отступать от установленного регламента, декларированных обязанностей, рамок поведенческих норм. Государственное принуждение с целью реализации возложенных на полицейского обязательств, прав допускается, если случай соответствует описанной в каком-либо законе ситуации.

Общественное доверие

Полицейская активность в общем случае направляется на обеспечение максимально доверительного общественного отношения к органам охраны правопорядка. Вся деятельность принятых на службу в обязательном порядке должна быть мотивированной, имеющей очевидные для граждан основания. Мероприятия должны быть понятны широким массам.

Если полицейский нарушает гражданские права, свободы, правоохранительный орган принимает меры восстановления справедливости, учитывая границы полномочий. Полиция извиняется перед ущемлённым в правах, следуя официально утвержденному регламенту. Извинения необходимо передавать по официальному адресу – учебы, работы, проживания.

Открытость

Под этим принципом понимают открытость перед обществом, но строго в рамках соблюдения нормативных актов. Необходимо помнить, что серьёзные ограничения на эту область накладываются уголовным судопроизводством, которое должно четко и детально выполняться во всех аспектах. Задача полицейского – охранять государственные тайны, иные, для которых защита обусловлена декларированными законами установками. Нельзя разглашать информацию об оперативной, розыскной активности госструктур. Недопустимо публиковать сведения, если они нарушают гражданские права, организаций, объединений.

Любой человек, сообщество, предприятие вправе получить точные, корректные данные о полицейской активности. Для этого необходимо оформить запрос установленным порядком, соблюдая процедуру, декларированную законами и регламентами. У всех лиц есть право получения сведений от полицейских, если таковые касаются правовых возможностей. Исключение представляют данные, доступ к которым ограничен в силу положений федерального законодательства.