Статья 129 конституции российской федерации с комментариями

Оглавление

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Президент России

  • Государственная дума Федерального Собрания РФ

  • Портал государственных услуг

  • Национальный антитеррористический комитет

  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации

  • Председатель Правительства Российской Федерации

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области

  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

  • Министерство промышленности и науки Свердловской области

  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ

  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области

  • Счетная палата Свердловской области

  • Избирательная комиссия Свердловской области

  • Серов

  • Кушва

  • Арамиль

  • Артемовский

  • Асбест

Назначение и вступление в должность

Генеральный прокурор РФ является должностным лицом, которое возглавляет Прокуратуру. Кандидат на данную должность выдвигается президентом России. Генеральный прокурор вносит представление Президенту России о кандидатах, которые достойны занимать должность его первых заместителей. В случае если за кандидата на должность Генпрокурора на Совете Федерации Федерального Собрания РФ не будет набрано нужного количества голосов, то дается еще один месяц на подбор другого кандидата.

Назначение на должность генерального прокурора РФ происходит на основании решения наивысшего органа исполнительной и законодательной власти Советом Федерации ФС РФ.

В случае положительного решения кандидат вступает в должность с момента принятия присяги, которую он приносит председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ. Текст клятвы содержит следующие слова: «Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, ориентироваться в своей деятельности на интересы граждан, защищать их права и свободу, а также защищать в первую очередь интересы своего государства».

Обращения граждан в адрес Генпрокурора РФ

Одна из компетенций руководителя Генеральной прокуратуры — реагирование на обращения граждан. Требуются веские основания или причины для того, чтобы написать жалобу генеральному прокурору РФ. Как правило, обращение в эту инстанцию относится к числу последних, которые могли бы разрешить спорную ситуацию, поскольку предыдущие результата не принесли. Подать обращение можно письменно с оставлением в канцелярии прокуратуры, в электронном виде на официальном сайте, по почте, при личном визите к генеральному прокурору.

Любой гражданин, без ограничений, имеет право на защиту его интересов. Для этого существует определенный порядок, который регламентирует процесс рассмотрения и разрешения обращений. Если сведения, которые в нем указаны, не требуют дополнительного разбирательства, проверки и изучения, то ответ должен быть дан в течение пятнадцати дней. В остальных случаях срок составляет тридцать календарных дней. В случае если за это время решение принято не было, то срок может быть продлен еще на такой же период либо обращение передается в инстанцию, компетенции которой достаточны для решения спорной ситуации.

Полномочиями Генпрокуратуры определен ограниченный перечень вопросов, рассматриваемых в ее ведении. Так, гражданин может обратиться со следующими вопросами:

  • О признаках коррупции со стороны должностных и высокопоставленных лиц.
  • О неправомерных и противоправных действиях со стороны чиновников и должностных лиц.
  • О решениях федеральных органов власти, которые противоречат закону.
  • О вопросах обеспечения интересов государства и общества.

Это лишь часть из того, что может быть рассмотрено генеральной прокуратурой. Естественно, если в тексте обращения, жалобы содержатся сведения, которые относятся к ведению нижестоящих инстанций (прокуратур), то таковые будут переданы на рассмотрение им. Только в том случае, если гражданин уже обращался в другие инстанции и не получил там ответа или удовлетворительного решения, приложил его к своему обращению (или указал текст ответа в нем) и направил уже в генпрокуратуру, то оно будет рассмотрено в должном порядке.

При передаче жалобы, заявления генеральный прокурор может оставить за собой право на установление контроля за его исполнением. В течение 7 дней документ должен поступить в соответствующее подразделение.

О структуре правления

Во главе всей структуры прокуратуры находится Генеральная прокуратура и возглавляющий ее Генеральный прокурор.

В непосредственном подчинении Генпрокурора находятся:

  1. Советники;
  2. Старшие помощники;
  3. Старшие помощники и помощники по особым поручениям.

В состав Генпрокуратуры входят управления и отделы, руководство которыми осуществляют старшие помощники. Их заместители являются помощники Генерального прокурора. В структуре отделов и подразделений работают старшие прокуроры и прокуроры.

В структуру Прокуратуры входят:

  • Главные управления:
    • организационно-инспекторское;
    • по надзору за исполнением федерального законодательства;
    • по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью;
  • различные Управления:
    • кадров;
    • криминалистическое;
    • управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;
    • по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;
    • по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
    • другие управления;
  • Главная военная прокуратура (на правах подразделения).

Коллегия Генпрокуратуры – совещательный орган, принимающий решение по важным вопросам деятельности структуры. В состав коллегии входят:

  1. Генпрокурор;
  2. Его первый заместитель;
  3. Заместители прокурорских работников.

Орган Генпрокуратуры, регулирующий и оказывающий помощь в научных вопросах, касающихся прокурорской деятельности, – Научно-консультативный совет.

Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ; д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры составляет 60 лет. Решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста и занимающих должности, указанные в ст. 14–16 Закона о прокуратуре. Однократное продление срока нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры допускается не более чем на год. Продление срока нахождения на службе работника, достигшего возраста 65 лет, не допускается.

Право на выход в отставку имеют прокуроры и следователи. Основаниями отставки являются: а) выход на пенсию; б) несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя. Отставка Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей, а также Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации.

Отставка прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором РФ. Отставка других прокуроров и следователей признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.

Погибшие (умершие) работники, а также работники, признанные в установленном порядке безвестно отсутствующими, исключаются из списков работников органов и учреждений прокуратуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Работники, признанные в установленном порядке незаконно уволенными, незаконно переведенными на другие должности или лишенными классного чина, подлежат восстановлению в прежней должности и классном чине либо с их согласия назначаются на равнозначную должность.

О прокурорских проверках

Возможность проведения прокурорской проверки закреплена в законе «О прокуратуре». Срок, порядок проведения и уведомления о принятых решениях прокурорской проверки содержится в Приказе Генпрокуратуры № 265.

Проверке могут подвергнуться государственные органы, коммерческие и некоммерческие организации. Все они уведомляются о начале процедуры не позднее дня ее фактического начала. Прокурор вправе затребовать документы и статистические материалы, касающиеся проверяемой организации, соблюдая, при этом принцип разумности (п 1.1 приказа № 265)

Срок проведения проверки – 20 рабочих дней. По решению вышестоящего прокурора, этот срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней. При необходимости проведения экспертиз или запроса дополнительной информации проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев. По итогам проверки создается акт, содержащий перечень обнаруженных нарушений и требования по их исправлению. Этот документ направляется руководству организации не позднее, чем через 10 дней после окончания проверки. Все требования обязательны к исполнению, по итогам их выполнения предоставляется официальный ответ.

Генеральный прокурор – должностное лицо, возглавляющее Генпрокуратуру и выполняющее организационные и руководящие функции. Ему подчиняются все нижестоящие органы, входящие в состав Прокуратуры РФ.

Требования к кандидату

Для того чтобы претендовать на должность генерального прокурора РФ, кандидат должен отвечать требованиям, которые закреплены на законодательном уровне:

  • Гражданство Российской Федерации.
  • Возраст старше 35 лет.
  • Высшее образование, которое получено в аккредитованном государственном образовательном учреждении по юридической специальности.
  • Стаж службы свыше 10 лет в органах прокуратуры при условии занимания должности с присвоением классного чина.

В органы и подразделения прокуратуры на государственную гражданскую службу не может поступить лицо, которое:

  • Является иностранным гражданином.
  • Было ранее судимым либо имеет ее на момент подачи заявления.
  • Ограниченно дееспособное или недееспособное.
  • Имеет решение суда о запрете на право занимания государственных должностей гражданской службы.
  • Имеет медицинское заболевание, которое не позволяет поступить на службу в подразделения и органы прокуратуры РФ.
  • Отказывается от мероприятий по оформлению допуска к секретным сведениям и относящимся к государственной тайне.

Срок деятельности и отчетность о ее результатах

Срок полномочий генерального прокурора РФ ограничен и составляет не более 5 лет. Любые изменения, касаемые деятельности генпрокурора, публикуются в прессе, в частности в «Российской газете». Это касается также и освещения результатов его деятельности, о которых он ежегодно должен докладывать лично на заседании Федерального Собрания. Текст доклада включает в себя сведения и цифры статистики об уровне преступности, раскрываемости преступлений, состоянии правопорядка в стране, а также о мерах, которые были предприняты для улучшения общей ситуации.

В случае невозможности исполнения своих должностных обязанностей полномочия и права Генерального прокурора РФ переходят на его первого заместителя. А если они оба лишены права на занимаемую должность либо имеют место иные причины, то полномочия переходят ниже по иерархической лестнице. Один и тот же человек может быть назначен на должность генерального прокурора РФ неоднократно.

Конституционно — правовой статус прокуратуры Российской Федерации.

Конституционно — правовой статус прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации отличается тем, что в основном нормативном правовом акте нашей страны есть нормы, специально посвященные его регулированию — статья 129, которая находится в главе 7 — «Судебная власть и прокуратура».

В 2020 году в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности затронули статью 129 (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2021 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»).

Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом от 17.01.1992 № 2201 — 1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

  Прокуратура Артинского района

Как происходит порядок назначения и вступления в должность?

Кандидатов, которые могут претендовать на должность Генерального прокурора, предлагает Президент. Далее, проводится голосование Совета Федераций Федерального Собрания РФ. Если ни один из представленных кандидатов не набирает необходимое количество голосов, то процедура выдвижения новых соискателей проводится заново.

Кандидат, набравший большее количество голосов, назначается на должность Генерального прокурора. Для вступления в должность, ему необходимо принести присягу председателю Совета Федерации ФС. Текст произносимой клятвы утвержден и неизменен для каждого из кандидатов. После принятия присяги Генпрокурор предлагает Президенту на рассмотрение кандидатов на должность своих заместителей.

Каковы требования к кандидату?

Требования к кандидату на должность Генерального прокурора закреплены в ФЗ № 2202-1. К ним относятся:

  • наличие гражданства РФ;
  • возраст более 35 лет;
  • высшее образование, обязательно юридическое и полученное в аккредитованном учебном заведении;
  • стаж работы в прокурорской структуре более 10 лет.

Ограничения для вступления в должность:

  1. Наличие гражданства другого государства;
  2. Полная или частичная недееспособность;
  3. Наличие запрета суда на право занимания должности такого рода;
  4. Наличие медицинских ограничений;
  5. Отказ от оформления доступа к государственной тайне.

Кто назначает и освобождает от должности?

Согласно ФЗ № 2202-1, назначение и снятие с должности Генерального прокурора возложено на Совет Федераций Федерального Собрания РФ. Кандидатов на эту должность вносит Президент РФ.

Каков срок деятельности и отчетность о ее результатах?

Срок деятельности Генерального прокурора – 5 лет.

Отчет о его деятельности предоставляется несколькими способами:

  • путем публикации в прессе, в частности в «Российской газете»;
  • путем предоставления доклада Федеральному Собрания. Образец такого доклада стандартизирован и включает в себя статистические данные, касающиеся уровня преступности, раскрываемости, общего уровня порядка в стране. Дается отчет о мерах, принятых для исправления ситуации.

Прокуроры в России

За 27 лет в должности Генпрокурора России побывало не так много людей:

  1. Валентин Георгиевич Степанков — с 28 февраля 1991 года по 05 октября 1993 года. В те времена назначение на должность осуществлялось на основании постановления Верховного Совета РСФСР.
  2. Алексей Иванович Казанник — с 05 октября 1993 года по 25 апреля 1994 года. В это время уже президент это тот, кто назначает генерального прокурора РФ, на основании указа.
  3. Алексей Николаевич Ильюшенко и Олег Иванович Гайданов — исполняли свои обязанности друг за другом, пока подбирали подходящую кандидатуру на пост Генпрокурора.
  4. Юрий Ильич Скуратов — с 24 октября 1995 года по 19 апреля 2000 года. В 1999 году на него было возбуждено уголовное дело, в связи с чем был освобожден от занимаемой должности.
  5. Владимир Васильевич Устинов — первый бывший генеральный прокурор РФ, который за весь многолетний период (с 17 мая 2000 года по 02 июня 2006 года) был переназначен на свою должность дважды. Стоит отметить, что он являлся первым заместителем генпрокурора Скуратова вместе с Юрием Чайкой.
  6. Юрий Яковлевич Чайка — занимает свою должность уже третий раз подряд, с 23 июня 2006 года и по настоящее время.

Какие нормативные акты издает Генеральный прокурор РФ?

Генеральный прокурор издает следующие типы нормативных актов:

  • приказы. Могут касаться задач операционного и правового характера. Используются для регулирования вопросов организации структуры прокуратуры, соблюдение законодательства, проведения мероприятий розыскного характера;
  • указания. Нормативно-правовой акт, регулирующий узкую сферу деятельности органа. Кроме того, указание выпускается по результатам проведенной проверки;
  • распоряжения. Нормативно-правовой акт для регулирования задач одноразового исполнения;
  • положения. Используются для решения организационных и материальных вопросов деятельности органа;
  • инструкции. Определяют технологию ведение отдельных направлений деятельности, например, хранения документов, ведения статистики и делопроизводства.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1.  Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2.  Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3.  Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4.  Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5.  Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6.  Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Прокурорские проверки

Один из способов контроля — прокурорские проверки, под надзором могут оказаться как физические, так и юридические лица. Это не означает, что тот, кто назначает генерального прокурора РФ на должность, не может проконтролировать и его самого. Так, по поручению Президента Российской Федерации могут быть инициированы прокурорские проверки, которые касаются правомерности действий руководителей федеральных и государственных структур, органов власти. Сюда же относятся ведомства регионов и субъектов федерации.

Срок проведения проверки составляет тридцать календарных дней. Он может быть приостановлен на время для проведения дополнительных действий, экспертиз, испытаний, исследований, необходимых для подготовки окончального вывода. В целом длительность приостановлений проверки не должна быть более шести месяцев. Генеральный прокурор может дать разрешение, в исключительных случаях, на продление срока проверки. Однако на это должны быть веские основания.

Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы; за сложность, напряженность и высокие достижения в труде; процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год; иных выплат, предусмотренных законами и другими нормативными актами.

Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в труде устанавливается по решению руководителя органа или учреждения прокуратуры с учетом объема и результатов работы каждого прокурорского работника.

Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, выплачивается выходное пособие при увольнении: а) на пенсию; б) в отставку; в) по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; г) по состоянию здоровья или инвалидности; д) вследствие организационно-штатных мероприятий.

Пенсионное обеспечение иных прокурорских работников осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих.

Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Прокуроры и следователи, научные и педагогические работники, уволившиеся в связи с выходом на пенсию, пользуются всеми правами и социальными гарантиями.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами РФ.

Прокуратура РФ имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.

Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».

Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

В случаях гибели (смерти) прокурора или следователя в связи с исполнением служебных обязанностей, а также увольнения со службы прокурора или следователя, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.

показать содержание

Порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и прокуроров субъектов Российской Федерации, их компетенция.

Порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации

Согласно ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Порядок назначения заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

Согласно ст. 14 ФЗ «О прокуратуре» Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Порядок назначения прокуроров субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 13 ФЗ «О прокуратуре» прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати .

Компетенция прокуроров субъектов Российской Федерации

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О прокуратуре» к компетенции прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров относится:

    • руководство деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ;
    • издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками;
    • внесение изменений (при необходимости) в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.