№ 1258-пп о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе москве

Диспозиция

На публичных слушаниях могут обсуждаться проекты правил землепользования и застройки, планировка и межевание территорий, а также вопросы о выдаче разрешений на строительство определенных объектов.

Подготовка публичных слушаний начинается с информирования населения – чтобы довести до жителей максимальную информацию. Например, по проекту генерального плана (генеральный план земельного участка – ред.) органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления и разработчиков.

Описание генерального плана только в текстовой форме является недостаточным, так как делает его неопределенным, не обеспечивает однозначное понимание и может привести к произвольной реализации на практике. Аналогично решается вопрос с правилами землепользования и застройки – в схеме территориального планирования указываются границы, виды и состав территориальных зон, в том числе в составе жилых зон – застройка многоэтажными, малоэтажными и индивидуальными жилыми домами.

Позиция судов по вопросу отсутствия положенных схем, карт, планов и других, упрощающих понимание, графических материалов является однозначной – при отсутствии этих материалов получение гражданами полной и достоверной информации о содержании проекта невозможно, а результаты публичных слушаний, следовательно, нелегитимны.

Однако ознакомиться даже с напечатанным в газете графическим планом невозможно, потому что предлагаемый газетами масштаб планов и схем не позволяет увидеть ни зоны, ни цветные линии.

Следует сразу подчеркнуть, что порядок организации и проведения публичных слушаний не определяется ни в одном федеральном законе. Процедуры проведения слушаний и участия в них граждан устанавливаются в законах субъектов, а также в муниципальных актах. В итоге требования к проведению публичных слушаний во всех муниципальных образованиях и субъектах принципиально различаются.

Поэтому, чтобы оказать влияние на местные власти и добиться результатов, гражданину необходимо найти документ о порядке проведения публичных слушаний именно в своем муниципальном образовании. К таким документам относятся устав муниципального образования и положения о проведении публичных слушаний, принимаемые представительными органами муниципальных образований

Важно понимать, что житейский опыт людей, проживающих в других муниципальных образованиях, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден

Огромную проблему представляет сегодня и отсутствие законодательно закрепленного количественного критерия, при котором публичные слушания можно было бы считать состоявшимися. Отсюда и берется полная самодеятельность органов местного самоуправления при проведении слушаний. Например, время проведения слушаний. В законе установлены положения о том, что «государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления», но на практике это положение реализуется с трудом. Не секрет, что наиболее активная часть населения работает или учится, причем, именно в первой половине дня. Зная это, в большинстве муниципальных образований Московской области публичные слушания до сих пор назначают именно с 10 до 14 часов, тем самым лишая жителей возможности участвовать в них.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично

Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Вологда. Голосование из любого региона

В 2016 году жители Вологды собрали 319 подписей за публичные слушания «За парки, скверы и сады», однако гордума отказала им в их проведении по формальным основаниям.

Иногда вместо публичных слушаний о застройке в Вологде стали проводить электронное голосование. Как и в истории с ледовой ареной в Рязани, место проживания и прописка при этом, как правило, не учитываются, что позволяет городской администрации принять нужное ей решение вопреки мнению большинства жителей микрорайона.

Именно так в 2019 году было принято решение о строительстве ледовой арены в Осановской роще. В 2018 году мэр Вологды Сергей Воропанов сказал, что место для нее выберут жители. На сайте администрации города началось голосование, лидировал в нем вариант строительства ледовой арены на улице Конева. Но за день до окончания опроса городские власти внезапно объявили об еще одном варианте — улице Ярославской вблизи Осановской рощи. Результаты опроса обнулили, а лидировать в нем стал новый вариант. Журналисты вологодского издания Newsvo проверили страницы многих проголосовавших за него – там было много забаненных и фейковых аккаунтов, а также пользователей из других городов России. После поста о накрутках к голосованию активно подключились жители, и на первое место снова вышел участок на улице Конева. Однако после этого администрация города отменила итоги опроса, сказав, что место для ледовой арены определит общественный совет. В итоге все равно был выбран участок на улице Ярославской.

Весной в Вологде начали строить детсад на улице Ярославской в микрорайоне Бывалово, которого в Генплане города в этом месте нет. Местные жители активно выступали против строительства в этом месте и просили сохранить там зеленую зону с прудом. В конце 2019 года городская администрация устроила онлайн-голосование через сайт госуслуг. Несмотря на заверения мэра Вологды Сергея Воропанова, что выбирать место для детсада будут только жители микрорайона Бывалово, голосовать разрешили не только всем вологжанам, но и жителям любого другого города России. Весной зеленую зону на Ярославской начали готовить под строительство: засыпали землей пруд, вырубили часть деревьев.

По словам юриста из Вологды Евгения Молотова, электронное голосование не может заменять публичные слушания:

— Это была пиар-акция с целью накрутить голоса в свою пользу и выставить это как повод строить садик, хотя на всех личных встречах с людьми противники строительства имели численное превосходство.

Сквер в микрорайоне Бывалово до начала строительства детсада

Зеленая зона в микрорайоне Бывалово в Вологде после начала строительства

Возможные ошибки при организации общественных слушаний

Со стороны организатора слушаний:

  • Отсутствие или неправильная регистрация участников;
  • Не оговоренный до начала слушаний регламент (порядок) их проведения, (превращение собрания в разговор обо всём и ни о чём);
  • Слабо подготовленный ведущий, не объясняющий порядка проведения слушаний, темы и цели обсуждения, слабо «чувствующий» аудиторию (главная задача ведущего (председателя) не отвечать на все вопросы, а дать выступить всем желающим в рамках заранее оговоренного времени и регламента выступлений, следить за порядком в аудитории, строго следовать установленной теме обсуждения, не отвлекаясь на детали, чётко зафиксировать итоги обсуждения);
  • Отсутствие или неправильное ведение протокола слушаний (без записи ФИО выступающих, задающих вопросы, высказывающих замечания и комментарии);
  • Завершение слушаний без фиксации достигнутых результатов, договорённостей, итогов.

Со стороны инициатора намечаемой хозяйственной деятельности (предприятия или предпринимателя):

  • Скучный, затянутый, насыщенный специальными малопонятными терминами доклад о проекте намечаемой деятельности без наглядных схем, карт, иллюстраций. (Человек способен внимательно воспринимать и анализировать информацию не более 15—20 мин. На слух воспринимается не более 3—5 цифр. Графики или диаграммы воспринимаются на порядок лучше, чем цифровые таблицы. На одной диаграмме не должно быть более 4 показателей и не более 20 слов в пояснениях);
  • Фиксация только на «конфликтных» аспектах проекта или на «конфликтных» участниках слушаний, задающих одни и те же вопросы (этого можно избежать, если ведущий заранее объявит, что один участник может задавать, например, не более 3-х вопросов и выступать не более 1 раза);
  • Неприятие альтернативных точек зрения, неуважение к оппонентам;
  • Раздача необоснованных обещаний в попытках «задобрить» аудиторию.

Со стороны общественности (местного населения):

  • Неготовность к обсуждению предлагаемого проекта (чаще всего местное население только во время слушаний узнаёт о сути и деталях проекта, поэтому не может сразу осознать возможные последствия его реализации и выступает в качестве пассивной стороны, согласной с предложениями инициатора, а не в качестве активного участника, защищающего свои интересы)
  • Фиксация на кратковременных целях, а не на долговременных интересах местного населения (например, при обсуждении проекта аренды лесного фонда на срок 49 лет вопросы касаются главным образом новых рабочих мест, зарплаты, инфраструктуры поселков, а не неистощимости лесных ресурсов, обеспечения лесовосстановления на вырубаемых площадях, сохранения важных для местного населения участков леса);
  • Обсуждение только предлагаемого инициатором проекта варианта деятельности (отсутствие возможных альтернативных предложений реализации проекта);
  • Ориентация на красивые обещания, а не на суть обсуждаемого проекта и его возможные последствия.

Рисунки: идея – Е.Е. Осипова, художник – О.С. Шуктомова

Обсудить статью вы можете на нашем форуме.

Рязань. «Это не работа, а профанация»

С февраля 2018 года в Рязани длится конфликт, связанный со строительством шести 26-этажных домов в границах улиц Есенина, Грибоедова, Фирсова. Этот проект приняли на публичных слушаниях без участия самих жителей этих улиц: место проведения мероприятия внезапно изменили. Прокуратура признала их незаконными, но мэр города Сергей Карабасов так и не провел новые слушания. Лоббисты застройки — крупные рязанские бизнесмены Игорь Коськин и Александр Лемдянов. Один новый дом на улице Фирсова уже построен, из-за него жители лишились комфортной городской среды.

В июле этого года инициативная группа жителей потребовала провести общественное обсуждение застройки с участием утвердивших проект планировки чиновников, проектировщиков и надзорных органов. Вместо этого 16 июля прошло собрание, на котором представители администрации и застройщика сказали, что все вопросы нужно задавать проектировщику.

— Когда господа чиновники закончили со своими заранее подготовленными докладами, некомпетентность каждого стала видна всем. Я задал вопрос о метраже жилой площади стройки на Фирсова, представитель застройщика посоветовал мне самому посмотреть по проекту и сбежал с собрания. И во время всего этого балагана представитель администрации постоянно напоминал: мол, мы от вас не бегаем, идем на контакт, оцените нашу замечательную работу. Это не работа, это профанация и профнепригодность, — подвел итог собрания для «7×7» Шестаков. 

На собрании стало известно, что продвигающая застройку квартала ГК «Инвест» готовит новый проект планировки, в котором этажность домов будет снижена. Активисты улиц Есенина, Грибоедова и Фирсова частично добились своей цели.

В Рязани эти слушания — не первые, на основании которых были приняты решения вопреки пожеланиям горожан. В 2013 году, несмотря на массовые протесты, городская дума разрешила перевести 44 га рекреационных земель в пойме рек Плетенка и Павловка в зону жилой застройки. Там построили более 10 высотных жилых домов, а обещанных набережной с пляжем, школ и детских садов до сих пор нет.

В 2016 году жители нескольких улиц в Горроще выступили против строительства в зеленой зоне крытой ледовой арены. Но за ее возведение проголосовали люди из отдаленных районов Рязани, которые якобы будут возить детей в Горрощу. В 2020-м строительство началось. Его не смогли остановить многочисленные протесты жителей.

По похожему сценарию проходили общественные слушания по застройке некогда курортного поселка Солотча и центра Рязани высотками: большинство присутствующих были сотрудниками заинтересованных в застройке лиц, мнение местных жителей, градозащитников и экоактивистов в расчет не принималось.

Были и исключения: под давлением общественности Рязанская епархия передумала строить храм в Парке морской славы, а мэрия отказалась от планов по строительству общеобразовательной школы в лесопарке.

Встреча жильцов с сотрудником администрации Рязани Марией Бобковой возле новостройки на улице Фирсова. Фото Екатерины Вулих

Ярославль. Изменения в Генплан: все или ничего

Горадминистрация Ярославля в 2018 году расширила площадь Осташинского кладбища, хотя многие горожане на публичных слушаниях высказались против этого. Годом ранее на обсуждениях Генплана города людям не дали возможности голосовать по отдельным изменениям, им пришлось голосовать за все изменения в Генплан в целом.

Жители Ярославля принимают активное участие в жизни города и слушаниях. Так, жители Заволжского района в 2018 году отстояли от застройки участок Тверицкого бора, а жители Фрунзенского района не позволили построить детский сад на небольшом участке с детской площадкой.

Публичные слушания в Ярославле по поводу расширения Осташинского кладбища. Фото Александра Степанова

«Реальный рычаг — готовность выходить на уличные акции»

Градозащитник из Рязани Михаил Шестаков за два года борьбы против застройки квартала изучил все градостроительные законы

По его наблюдениям, власти принимают во внимание, что за люди пришли на слушания. Если они изучили проблему и задают «неудобные» вопросы, ссылаясь на законодательство, комиссия по публичным слушаниям может отправить проект на доработку

В противном случае комиссия одобряет проект от имени горожан.

По словам Шестакова, иногда на слушания выносят вопросы, по которым по закону нельзя вносить изменения, например затрагивающие права жителей на доступную инфраструктуру, на метраж зеленых насаждений на душу населения. 

Рязанский архитектор Илья Стюхин заметил другую особенность: на слушания по вопросам городского масштаба часто приходит гораздо меньше людей, чем на обсуждения застройки одного двора.

Оба рязанца заметили, что городские власти стараются не допустить публичных обсуждений с большим количеством граждан — чаще всего мероприятие назначают в небольшом кабинете административного здания на улице Введенской. Он может вместить не больше 40 человек, если приходит больше, им приходится слушать докладчиков из коридора.

Градозащитник из Пензы Максим Зотов считает, что горожане могут и должны влиять на решения властей в сфере градостроительства. Результаты слушаний носят рекомендательный характер, но сами слушания и правила подготовки к ним (размещение проекта и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в интернете и СМИ, открытие экспозиции проекта и предоставление возможности их изучения) являются обязательными. Результаты слушаний можно оспорить в случае неисполнения этих требований.

— На результаты слушаний по любому вопросу влияет и численность участвующих в них граждан, и их подготовленность к обсуждению вопроса. Все просто: открываем Градостроительный кодекс и изучаем его.

По его мнению, добиться результата можно, если жители изучат законы, объединятся и скоординируют свои действия, направленные на защиту города и своих прав.

По словам вологодского юриста Евгения Молотова, из-за рекомендательного характера публичных слушаний полномочия что-то менять остаются у чиновников: 

— Чтобы результаты публичных слушаний были обязательны для органов местного самоуправления, необходимо либо наличие правовой нормы, либо наличие правовой традиции. Сейчас ни того, ни другого нет. По закону об основах организации местного самоуправления результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органов, принимающих решение. А правовые традиции в нашей стране такие, что власти оторваны от мнения людей и делают то, что считают нужным. Почему законодатель включил в закон норму о публичных слушаниях именно в таком виде, я точно сказать не могу. Наверное, как часто бывает, для того, чтобы создать видимость народовластия, а на деле все полномочия остаются у властей.

Молотов считает, что массовые акции протеста пока остаются единственным эффективным способом на что-то влиять, в том числе на развитие городской среды:

Примеры, когда жители добились учета их мнения с помощью акций, были и в Вологде, например, после массовых митингов отменили строительство многоэтажных домов во Фрязиновском парке и в зеленой зоне в Лосте. 

Порядок проведения слушаний по проекту

На публичных слушаниях Заказчика, как правило, представляет проектная организация, для этого готовится планшет (эскиз генерального плана на большом формате), и описательная часть проекта с раскрытием информации об объемах строительства:

  • технико-экономических показателей;
  • влияния проекта на инфраструктуру муниципального образования;
  • на социально-экономические факторы (экономическое развитие территории, налогоотчисление в бюджет данного территориального образования, дополнительные трудовые места для местного населения и т.д., в зависимости от назначения объекта строительства).

На публичных слушаниях присутствуют все желающие, но лица имеющие определенные должности, такие как старосты деревень, председатели СНТ, представители управляющих компаний, либо руководство или администрация каких-то кооперативов, социальных предприятий, расположенных в непосредственной близости от участка строительства, активисты представляющие интересы отдельных групп населения, получают отдельные извещения от администрации и обычно не пропускают такие мероприятия.

Если у застройщика существует какой-либо конфликт или напряженная ситуация с кем-либо из вышеперечисленных заинтересованных лиц, лучше эти вопросы решить заранее.

Фраза «решить этот вопрос заранее» естественно означает финансовые затраты, но это не взятка или что-то противозаконное, нужно договориться о какой-то финансовой помощи, возможно не деньгами, а услугами, построить детскую площадку, оказать шефскую помощь школе, детскому саду, больнице, перечислить какую-то сумму на нужды деревни или СНТ. Все вышеперечисленное касается только бюджетных предприятий и незащищенных групп населения.

Но данная ситуация описана для действительно редких случаев, когда сталкиваются конфликты интересов.

В подавляющем количестве случаев, публичные слушания проходят в штатном режиме, доклад-голосование-принятие решения.

Определение

Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.

Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Что такое общественное участие?

Участие общественности (местного населения) определяется правом людей участвовать в принятии решений, которые связаны с их жизнью, то есть это процесс, посредством которого люди могут влиять на принятие решений.

Можно выделить три принципа участия общественности:

  • принцип доступа к информации;
  • принцип доступа к принятию решений;
  • принцип доступа к правосудию (право обжаловать решения).

Кому нужно общественное участие?

Признание общественности в качестве равноправного партнёра стимулирует сотрудничество между отдельными гражданами, государством и бизнесом, что является ключевым условием устойчивого развития общества.

Вовлечение общественности полезно для всех участвующих сторон и для общества в целом.
Сильным аргументом в пользу участия общественности является тот факт, что местное население и общественные организации часто имеют больше информации о местных проблемах, требующих повышенного внимания, и о наиболее простых методах их решения. Более того, как показывает практика, информированность и участие населения, поддержка населением инициатив предпринимателя или органов власти резко повышает вероятность успеха намечаемой деятельности.

Общественное участие нужно самой общественности (местному населению, неправительственным общественным организациям…)

Участие общественности в принятии решений приносит пользу в первую очередь ей самой, потому что этот процесс увеличивает шансы того, что интересы населения будут приняты во внимание. Общественное участие позволяет людям узнать об экологических, экономических и социальных рисках, которым подвергаются они и их семьи, и позволяет вовремя принять соответствующие меры

Общественное участие делает людей более независимыми, помогает гражданам влиять на условия своей жизни.

Общественное участие нужно государству (органам государственной власти)

  • Местное население лучше, чем кто-либо, знает условия и проблемы своей жизни. Помочь ему поделиться этими знаниями — значит сделать первый шаг в разработке эффективной политики в конкретной ситуации и в конкретных обстоятельствах.
  • Вовлечение общественности необходимо для того, чтобы не упустить важные экономические, социальные, экологические последствия планируемых действий.
  • Действия властей будут намного успешнее, если они осуществляются после консультаций с общественностью. Предоставляя общественности возможность влиять на свои решения, органы власти уменьшают шансы возникновения оппозиции своим планам и действиям.
  • Люди сопротивляются изменениям, если они не понимают или не соглашаются с их целями, методами или временем проведения. Держать общественность в неведении — это верный путь к провалу.
  • Участие общественности в принятии решений увеличивает ответственность людей за одобренные проекты.

Общественное участие нужно предприятиям (предпринимателю, инвестору…)

  • Если общественность привлекается к участию на начальной стадии процесса планирования, то гораздо легче будет скорректировать проект, если возникнут проблемы.
  • Даже если общественность не согласна с окончательным решением, она, скорее всего, будет готова понять, почему оно принято и, возможно, не будет протестовать.
  • Участие общественности может помочь компаниям обнаружить неэффективные методы производства, использования сырья или потребления энергии, найти баланс между экономическими, социальными, экологическими интересами компании и общества.

Организация и проведение слушаний

Инициаторам и организаторам нельзя опаздывать на общественные слушания. Пословица «Точность – вежливость королей» в данном случае является одним из необходимых условий создания доверительных отношений между организаторами слушаний и их участниками.

Не менее важным является предоставление необходимой дополнительной информации для участников слушаний в удобной для них форме.

  • В помещении для слушаний желательно заранее разместить подробную информацию о проекте намечаемой деятельности в виде таблиц, схем, фотографий, карт, кратких пояснений к ним.
  • Если в период подготовки возникли вопросы, замечания и пожелания по намечаемой деятельности, то по ним тоже желательно дать информацию в помещении для слушаний.
  • Если проводилась экспертиза проекта, то на слушания желательно пригласить экспертов и сделать краткое резюме их отчёта.
  • Не следует пренебрегать такими мелочами, как удобный и вместительный зал, достаточное освещение, удобство размещения участников, наличие гардероба или специального места для размещения одежды, наличие туалета.

Необходимо постоянно помнить, что на слушания пришли заинтересованные люди, и организаторы должны удовлетворить их интерес. Поэтому необходимо позаботиться о наглядности и простоте подачи информации, об использовании специального демонстрационного оборудования (диапроектор, слайд-проектор и т.п.), позволяющего доступно продемонстрировать важную информацию (карты, схемы, фото и т. д.)

Организатор должен помнить, что от доверия слушателей зависит успех мероприятия. Поэтому не следует использовать много специальных терминов, непонятных простым людям. Следует показать собравшимся заинтересованность в их мнении.

  • Важными организационными аспектами проведения слушаний являются:

    1. Подготовленный и знающий ведущий;
    2. Заранее оговоренный регламент (продолжительность доклада, вопросов и выступлений, обозначенный итог слушаний);
    3. Правильное оформление списка участников с указанием ФИО, места жительства, представляемой организации;
    4. Грамотное и точное протоколирование слушаний.
  • Одним из ключевых моментов слушаний является простое и доступное изложение проекта намечаемой деятельности, поэтому специалисты, которые будут излагать проект, должны специально подготовиться, соблюдать регламент и «чувствовать аудиторию».
  • Для точного ведения протокола необходимо специально попросить представляться всех задающих вопросы и выступающих.
  • В случае возникновения разногласий и противоречий, необходимо их особо оговорить и правильно сформулировать для протокола.
  • В случае необходимости голосования по отдельным вопросам, необходимо предусмотреть процедуру подсчёта голосов.
  • По завершению обсуждения и дискуссий необходимо ещё раз озвучить итоги проведённых слушаний, даже если они не вполне удовлетворяют организаторов.

Чтобы обеспечить доверие общественности, в завершение слушаний необходимо объявить, где и когда желающие участники могут познакомиться с протоколом слушаний, в какие организации и в какое время планируется направить результаты проведённых слушаний, планируется ли их публиковать, какие возможные последствия для намечаемого проекта могут возникнуть после проведения слушаний.