Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда

Оглавление

Комментарий к Ст. 12.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В Правилах дорожного движения закреплена обязанность участников дорожного движения знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами (п. 1.3). Основным средством регулирования интенсивного дорожного движения является светофорное регулирование, обеспечивающее поочередный проезд пересекающихся транспортных потоков, и возможность безопасного перехода проезжей части пешеходами. Условия, при которых должно применяться светофорное регулирование, предусмотрены ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст. Значение сигналов светофора определено в п. 6.2 Правил дорожного движения.

Наряду с соблюдением требований сигналов светофора водители обязаны выполнять и распоряжения регулировщиков.

Регулировщик — это лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Значения сигналов регулировщика определены в п. 6.10 Правил дорожного движения. Основными субъектами регулирования дорожного движения являются сотрудники полиции (Госавтоинспекции). Применяемые в процессе регулирования жесты определены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ (выезд на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду) и ч. 2 ст. 12.12 КоАП РФ.

2. В п. 6.16 приложения N 1 к Правилам дорожного движения предусмотрен дорожный знак «Стоп-линия», который означает место остановки транспортного средства при запрещающем сигнале светофора (регулировщика). Невыполнение водителем требования об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика, будет образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи 12.12 КоАП РФ.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в ч. 3 этой статьи.

4. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, их действия характеризуются умышленной формой вины.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, начальником центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ). Судьи вправе рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи 12.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, в случаях, когда должностное лицо Госавтоинспекции, к которому поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

6. Протоколы о комментируемых административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Требования к перевозке грузов в РФ

Общие требования к перевозке грузов определены в разд. 23 Правил дорожного движения. Так, п. 23.1 Правил предусмотрено, что масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

При определении значений соответствующих параметров следует исходить из характеристики транспортного средства, определяемой предприятием-изготовителем, с указанием:

  • грузоподъемности — максимально допустимой массы перевозимого груза
    а) для легкового автомобиля число мест и масса перевозимого груза в зависимости от количества перевозимых пассажиров;
    б) для автобуса — номинальная и предельная вместимость;
  • снаряженной и разрешенной максимальной массы транспортного средства;
  • распределения снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.

Одним из важнейших показателей технической характеристики транспортного средства является значение нагрузки на ось, т.е. нагрузки на дорогу, передаваемой колесами одиночной, наиболее нагруженной оси. Этот показатель связан и с массой перевозимого груза, и с распределением полезной нагрузки на транспортное средство.

Пунктом 23.2 Правил на водителя возложена обязанность перед началом и во время движения контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения. Перечислены также условия, при которых допускается перевозка груза (п. 23.3 Правил).

Перевозка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами, ответственность за нарушение которых предусмотрена ст. ст. 12.21.1 и 12.21.2 КоАП РФ.

Понятия тяжеловесного и крупногабаритного транспортных средств

раскрываются в ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которую они были включены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 248-ФЗ.

Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством РФ.

Крупногабаритное транспортное средство представляет собой транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством РФ.

Полномочия и сроки вынесения и рассмотрения

Протоколы о данных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

  1. Постановления по делам о данных административных правонарушениях не могут быть вынесены по истечении 2 (двух) месяцев со дня совершения административного правонарушения.
  2. Днем совершения указанных правонарушений следует считать день их обнаружения (пресечения) уполномоченным должностным лицом.
  3. Место совершения комментируемых правонарушений определяется местом их обнаружения уполномоченным должностным лицом.

Комментарий к Разделу 24 Правил дорожного движения РФ

Дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделе 24 Правил и касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Например, управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.

Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на два года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств — специального регистрационного знака.

Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

2) перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

3) перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Водители велосипедов, мопедов, гужевых повозок (сани), погонщики верховых и вьючных животных или стада животных должны осуществлять их движение только по крайней правой полосе в один ряд. Водителям велосипедов и мопедов запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, или любой груз, мешающий управлению.

Требование, касающееся обязанности иметь при себе и предъявлять сотрудникам милиции перечисленные в этом пункте документы, относится только к водителям механических транспортных средств. Однако согласно пункту 24.1 Правил дорожного движения субъекты РФ могут устанавливать порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а на этих транспортных средствах — специального регистрационного знака. В таких случаях должен быть предусмотрен и механизм соответствующего контроля.

Правила остановки и стоянки

Знака 6.4

Остановка и стоянка машин должна производиться справа, на обочине, если таковой не наблюдается – на проезжей части дороги. Для этого наносится разметка желтого цвета.

Левая обочина используется, если:

  • двухполосная дорога (по одной полосе на направление)
  • не проложены рельсы для трамвая
  • одностороннее движение.

Ограничения имеются у грузовых авто с весом более 3,5 т, слева они могут разгружаться и делать короткую остановку.

Занимать тротуар можно только согласно разрешениям, перечисленным в 12.2. Парковаться, по этому пункту, можно:

  • в один ряд, строго по краю проезжей части
  • мопеды, другие двухколесные ТС можно ставить по два (если нет боковой коляски)
  • тротуар можно использовать при наличии знака 6.4 и дополнительных значков 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9, 8.4.7, которые указывают на допустимый способ постановки машины (только легковые авто и двухколесные ТС)

Как ставить свое ТС, следует определять по знакам, которые применяются для регулировки действий водителя:

  • 6.4 + разметка
  • 6.4 и 8.6.1-8.6.9 + разметка (при таком сочетании возможна постановка под углом).

Постановка машины надолго, например, для ночлега, разрешается только специальных участках (12.3).

Припарковаться можно далеко не везде (12.4), список где запрещено:

  • рельсы (к ним относится близость к ним, которая может помешать движению)
  • ж/д переезды
  • эстакады, мосты, путепроводы, виадуки и под ними*
  • участки дороги, где ширина направления меньше 3 метров (линии, которые указывают на край проезжей части, не в счет)
  • у пешеходного перехода (не меньше, чем в 5 метрах); при этом нельзя вставать перед ним, чтобы не загораживать обзор для водителей, зато можно за ним
  • около поворотов, изломов дороги, которые делают невозможным обзор в 100 метров в любую сторону
  • на перекрестках (исключение составляю Т-образные перекрестки со сплошной линией)
  • полоса для велотранспорта
  • близко от остановок маршруток или легковых таксомоторов (15 метров); может быть разметка, если ее нет – ориентироваться по остановке.

Кроме этого, нельзя загораживать видимость никому и никому не создавать помех.

Для качественного усвоения ПДД следует разбираться в терминах:

  • мост – сооружение, обеспечивающее движение над водным препятствием
  • путепровод – фактически мост, однако он возводится над другими дорогами, оврагами, иными препятствиями (кроме водных)
  • эстакада – комплекс пролетов на опорах, которые сооружаются с целью обхода или пересечения участков, где нельзя проложить дорогу на поверхности, или транспортных потоков.

Эстакада, а также виадук – разновидности путепровода, которые могут использоваться в различных сочетаниях.

12.5 пункт «Правил Дорожного Движения» продолжает тему запрещений и указывает, что нельзя ставить машину:

  • в вышеперечисленных местах, а также где есть знак запрещения
  • на дороге, где есть обозначение, что это главная дорога
  • ближе 50 м от железнодорожных переездов – для исключения преград для полной видимости машинистам поездов.

Если водителю пришлось по объективным причинам остановить машину в местах, где нельзя этого делать, он должен постараться отъехать от них как можно быстрее (12.6).

Перед выходом из авто следует убедиться, что открываемая дверь не создаст помех движению (12.7). Перед тем, как оставить свой автомобиль, следует убедиться, что приняты все меры для его безопасной стоянки: включен тормоз, вынуты ключи зажигания и прочее.

Правила эвакуации автомобиля на штрафстоянку за неправильную парковку предусматривают солидные штрафы (от 500 до 2000 тысяч рублей). Водителю придется оплатить сам отгон авто – до 7 тысяч рублей. Если машина категории D, то нарушение обойдется в сумму в 25-27 тысяч. Это если владелец забрал ее сразу, в противном случае к оплате прибавится посуточная стоимость пребывания на штрафстоянке.

Видео урок: Остановка и стоянка по ПДД

Действия водителя и пассажиров при остановке и стоянке

При осуществлении остановки или стоянки водителю и пассажирам запрещается открывать двери ТС, если эти действия создадут помехи другим участникам движения.

Согласитесь, хрестоматийный пример и весьма распространенная ошибка и водителей, и пассажиров.

В том случае если водитель собирается покинуть транспортное средство и оставить его без наблюдения, он обязан предпринять все возможное, чтобы исключить возможность непроизвольного движения ТС, а также его несанкционированное использование.

Это означает, что следует ограничить доступ посторонних лиц в транспортное средство (закрыть замки дверей и багажника, задействовать предусмотренную конструкцией противоугонную систему, поставить автомобиль на сигнализацию и пр.).

Таким образом, знание водителем правил осуществления остановки и стоянки транспортных средств позволит, с одной стороны, избежать наказания в соответствии  с действующим законодательством (в виде административного штрафа и эвакуации ТС на штрафную стоянку), а с другой, — сохранить свое транспортное средство в неприкосновенности (или хотя бы затруднить несанкционированное проникновение в него и незаконное завладение им).

Видео — ПДД остановка и стоянка — подробное объяснение:

Я неправильно припарковался во дворе

Если вы нарушили правила парковки во дворе и кто-то это зафиксировал, возможно, вам придет “письмо счастья”. Проверить, есть ли у вас неоплаченные штрафы, можно на сайте Госавтоинспекции. Также машину могут эвакуировать за неправильную парковку, например, если авто припарковано на газоне или тротуаре, на месте, предназначенном для инвалидов.
Бывает, что на территории двора планируются работы — очистка от снега, укладка асфальта. Тогда предварительно размещаются объявления о том, что нужно убрать припаркованные машины, не парковаться в данном месте во время проведения работ. Если не выполнить требований, автомобиль могут переместить в соседний двор или на штрафстоянку.

Можно ли отменить штраф за остановку на остановке общественного транспорта

За остановку на остановке в 2017 году, согласно предусматриваются штрафы. Размер их зависит от ситуации.

  1. Без помех общественному транспорту. Согласно пункту 3.1 указанной статьи, остановка в местах остановки общественного транспорта влечет наложение штрафа в сумме 1000 рублей.
  2. С помехами общественному транспорту. Если стоянка личного автомобиля на остановке общественного транспорта мешает движению автобусов, трамваев, маршрутных такси и т.п., штраф будет равен 2000 рублей. Водитель ТС отсутствует, допустима эвакуация машины.

Если нарушение п. 12.4 ПДД произошли в городе Федерального значения, штраф составит большую сумму. В Санкт-Петербурге и в столице он составляет 3 тысячи рублей.

Чтобы оспорить уже выписанный штраф или доказать неправомочность его взыскания сотруднику ГИБДД, необходимо отлично знать правила дорожного движения.

Кроме того, автомобиль не должен мешать движению общественного транспорта.

Если пришлось задержаться дольше или остановка была сделана не с целью высадки пассажиров, инспектор ГИБДД вправе применить санкции.

Штраф может быть выписан не только при личной встрече с инспектором, но и в том случае, если правонарушение было заснято стационарными фиксирующими аппаратами (фото или видео). При согласии нарушителя со штрафом, для оплаты предоставляется 60 дней. Отсчет срока начинается с момента вручения копии постановления о правонарушении.

Если штраф не оплачен через 2 месяца, может быть увеличена сумма в два раза или же назначены обязательные штрафные работы. Проверить наличие штрафов и суммы по ним можно на сайте ГИБДД – это экономит время и уберегает от дополнительного наказания.

Если правонарушение вы не признаете, его можно попытаться оспорить в течение 10 дней после вынесения постановления. Если срок пропущен по уважительной причине, можно заявить ходатайство о его восстановлении.

До инициирования процесса необходимо собрать достаточные доказательства невиновности. В первую очередь необходимо сделать фотографии места остановки с нескольких ракурсов. Если имеются запрещающие знаки – они должны хорошо просматриваться. Если они скрыты деревьями, билбордами, иными препятствиями – это должно быть отражено на фотографиях.

Если имеются свидетели, способные подтвердить невиновность, их данные следует указать в заявлении. Кроме того, стоит внимательно изучить протокол: его оформление не допускает нарушений.

Кроме того, можно попытаться доказать суду, что остановка на остановке была вызвана поломкой автомобиля.

Если остановка была вызвана резким ухудшением здоровья водителя, но инспектор выписывает штраф, следует вызвать скорую помощь. Тогда к жалобе можно приложить справку из медицинского учреждения.

К жалобе следует приложить фотографии, копию постановления, данные видеорегистратора, свидетельские показания.

Для того, чтобы избежать штрафов за остановку на остановке, правильнее всего не останавливаться на ней вовсе. Только соблюдая ПДД до мельчайшей запятой, можно избежать проблем с ГИБДД.

Дорогие читатели, данная статья могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией в форме ниже.

В чем отличие двух похожих знаков

Обыватели часто не делают разницы между этими двумя обозначениями, хотя она есть. Запрещающий указатель 3.27 выполнен в виде синего круга, окаймленного красной рамкой, перечеркнутого двумя полосами крест-накрест. Это значит, что остановка в зоне действия этого знака запрещена.

Указатель 3.28 «Стоянка запрещена» похож на предыдущий: круг синего цвета перечеркнут по диагонали одной чертой. Он запрещает стоянку в течение продолжительного времени.

Согласно ПДД, стоянка – это оставление машины, припаркованной на период времени, превышающий 5 минут. Можно ли водителю высадить пассажира возле знака «Остановка запрещена»? Нет. Но если водителю нужно высадить пассажира, он может это сделать в зоне действия синего круга под номером 3.28, и это не будет нарушением. Также машина может остановиться, чтобы посадить пассажира, выгрузить или загрузить груз.

Знаки и разметка

Остановка и стоянка, регламентированные знаками и/или разметкой, — это самый наглядный способ их организации. Поэтому знание и выполнение требований знаков и разметки убережет водителя от неприятной перспективы административной ответственности в виде штрафа и эвакуации неправильно припаркованного транспортного средства на штрафстоянку.

Самый любимый водителями знак – это «Парковка (парковочное место)» (6.4).

Данный знак обозначает территорию, на которой специально организована стоянка транспортных средств. Водитель может без тени сомнения или какой-то боязни нарушения Правил оставлять здесь свой автомобиль. Кстати, нужно приготовиться и к тому, что парковка может быть платной.

На таких участках с помощью сплошной разметки могут выделяться специальные «боксы», предназначенные для постановки в режим стоянки одного транспортного средства.

Главное, не занимать «бокс» с разметкой «Инвалид».

В противном случае, водителя ждет серьезный административный штраф – 5000 рублей.

Еще один способ организации стоянки – это установка знака «Зона регулируемой стоянки» (5.29). Напомним, что в данных условиях стоянка соответствующим (указанным на знаке) способом разрешена на обеих сторонах дорог до места установки «отбойного» знака «Конец зоны регулируемой стоянки» (5.30).

Как правило, вне населенного пункта еще одним «законным» местом остановки и стоянки является участок, обозначенный знаком «Место отдыха» (7.11).

Однако наибольшим представительством в ПДД и в реальной практике движения обладают знаки и разметка, запрещающие осуществление остановки и стоянки. Перечислим эти случаи.

  • знак «Остановка запрещена» (3.27);
  • знак «Стоянка запрещена» (3.28);
  • знак «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» (3.29);
  • знак «Стоянка запрещена по четным числам месяца» (3.30);
  • знак «Зона с ограничением стоянки» (5.27);
  • разметка «желтая одинарная сплошная» (1.4), запрещающая и остановку, и стоянку;
  • разметка «желтая одинарная прерывистая» (1.10), запрещающая стоянку.

Помимо этого, остановка и стоянка запрещены на автомагистрали (знак 5.1) и дороге для автомобилей (знак 5.3), кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками (например, 6.4 и 7.11).

Конкретика требований, которые предъявляются к водителю указанными знаками и линиями разметки, рассмотрены нами (или будут рассмотрены) в специальных статьях и комментариях. Поэтому здесь мы не будем повторяться.

Все, что касается знаков остановка и стоянка запрещена: зона действия, исключения, порядок применения более детально можете посмотреть в статье про .

Парковка во дворе — источник споров

Все жители многоквартирного дома имеют право пользоваться территорией двора, поскольку двор относится к общедомовому имуществу. Право это никто отнять не может. Поэтому те, у кого есть автомобили, паркуют их во дворе, и здесь нет ничего предосудительного или незаконного.
С другой стороны, не всех жителей устраивает парковка во дворе дома, что, конечно, связано с хамским поведением отдельных автолюбителей.
Скажем, автовладелец ставит свою “ласточку” так: два колеса на дороге, два — на тротуаре. Мол, ну и что, никому не мешаю. А вот соседка, вышедшая на прогулку с ребенком в коляске, не сможет пройти по тротуару. Об этом автовладелец не подумает, пока у самого не появятся дети. Или, например, кто-то решил парковать свой автомобиль прямо под окнами и по утрам подолгу прогревает машину. В таком случае выхлопные газы и шум мешают соседям, особенно летом, когда из-за жары открыты все окна. Как тогда быть?
Отдельный вопрос — парковка “чужих” автомобилей во дворе МКД. Например, если рядом бизнес-центр с платной парковкой, то работающие там люди часто ставят свои машины в ближайшем дворе.
Посмотрим, какие нормы относительно парковки во дворах жилых домов содержит законодательство.