Охрана труда. основные права, обязанности работника и работодателя

Оглавление

Как производится расчет численности сотрудников службы ОТ на предприятии

Общая нормативная численность сотрудников службы ОТ (Чнсот) рассчитывается согласно п. 4 Межотраслевых нормативов по формуле:

Чнсот = Чст1 + Чст2 + … + Чст8,

где:

Чст — численность сотрудников службы ОТ, определенная по таблицам 1–8, содержащимся в подпунктах п. 3.2 Межотраслевых нормативов, в зависимости от производственных факторов, отраженных в статотчетности.

Списочное число сотрудников службы ОТ (Чссот) определяется по такой формуле:

Чссот = Чнсот × Кпр,

где Кпр — коэффициент, который корректирует численность сотрудников службы с учетом их невыходов на работу из-за болезни, по причине отпуска или иным обстоятельствам.

Показатель Кпр рассчитывается по формуле:

Кпр = 1 + Ппр / 100,

где Ппр — процент пропусков работы по данным бухучета.

При этом списочная и штатная численность сотрудников службы ОТ оказываются равными.

Комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса РФ

1. Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

Государственное управление охраной труда возложено на Правительство РФ. По поручению последнего эти полномочия выполняет Министерство труда и социальной защиты РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. Ориентиром нормотворческой деятельности исполнительных органов является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351. В числе основных задач демографической политики указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда (п. 3 Концепции).

Полномочия по разработке порядка оценки уровня профессионального риска, положения о системе управления профессиональными рисками предоставлены Министерству труда и социальной защиты РФ.

3. Названное Министерство в соответствии с Положением о нем, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе такое структурное подразделение, как Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2012 г. N 31), названное Министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

4. Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь в качестве главных составляющих организационной структуры успешно используют функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а также метод производственной демократии или активного участия жителей в охранительных мероприятиях. Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве» предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать правовые и технические инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, предписания которых являются обязательными для работодателей.

5. Муниципальный уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих «ступеней», поскольку введен в связи с изменениями в ТК РФ от 18 июля 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда в Тоншаевском районе на 2011 — 2016 годы, утв. Постановлением главы местного самоуправления Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 г. N 6. Примечательно, что в данной Программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий.

Создание службы

Когда служба формируется вместе с компанией, для неё не нужны отдельные документы. Однако когда она создаётся при достижении определённого количества персонала, то в этом случае уже потребуется издавать специальный приказ. Делает это руководитель компании, после чего утверждает определённое положение. Решаются и другие вопросы, связанные с деятельностью данных сотрудников. Отметим, что служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением. Она подчиняется директору компании, в некоторых случаях и заместителю, если было издано поручение. В штат входят специалисты данной области, причём, они могут не иметь опыта в данной сфере, однако, у них должно быть соответствующее образование.

К примеру, если их более 700 человек, то журналами по охране трудовой деятельности могут заниматься отдельные специалисты. Однако если численность значительно выше, то уже нужно будет специализированное бюро, в которое входят 3-6 человек. Вместо него можно создать специальный отдел, и в нём будет работать, минимум, шесть сотрудников.

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше сотрудников

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ не является нормативно-правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России. Он носит рекомендательный характер.

Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:

  • численность работников организации;
  • численность работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения);
  • среднемесячную численность вновь принимаемых работников;
  • количество несчастных случаев за год;
  • процент планируемых невыходов работников службы охраны труда в год (по болезни или другим причинам);
  • расстояние между производственными подразделениями.

Бесплатные вебинары по охране труда

Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты

Посмотреть видео

Когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояниеот 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

Как рассчитать численность работников службы охраны труда в организации

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

«Чтобы рассчитать численность работников организации, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Определите нормативную численность работников службы охраны труда (Чн).

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам (приведенным в Рекомендациях) в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Шаг 2. Определите списочную численность работников (Чсп).

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример расчета

  • среднесписочная численность работников организации — 1002 человека;
  • численность работников, занятых во вредных условиях труда, — 145 человек;
  • количество самостоятельных структурных подразделений — 38 человек;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 20 человек;
  • количество несчастных случаев за год — не более 5 человек.

Нормативная численность (Чн) = 3,27 чел. (при расчете использованы таблицы, приведенные в Рекомендациях).

Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597 ~= 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ

Скачать

Законодательное регулирование

Процессы, касающиеся ОТ, изложены в разделе 10 Трудового Кодекса РФ:

  • ст. 211 обязывает соблюдать требования государства всех граждан и фирмы, независимо от сферы деятельности;
  • ст. 212 регламентирует комплекс мер, нацеленных на получение необходимых условий, обязательных к выполнению работодателем. В том числе создание внутреннего Положения об ОТ;
  • ст. 213 говорит об обязательном прохождении предварительных и плановых медосмотров;
  • ст. 214 обязывает исполнителя неукоснительно исполнять правила охраны труда;
  • ст. 217 предусматривает введение в штат сотрудника или отдел, несущий ответственность за ОТ, если количество работников превышает 50 человек;
  • ст. 219 дает работнику право на работу в условиях, созданных с учетом всех требуемых норм. Например: надлежаще оборудованное рабочее место; выплату страховых начислений на случай болезней и травм; обучение; получение средств защиты; сохранение заработка за время отсутствия по причине прохождения медосмотра.
  • ст. 220 – работодатель не может требовать выполнения работ, если необходимые меры по защите им не выполнены. Время простоя в такой ситуации оплачивается;
  • ст. 225 – все служащие фирмы, включая директора, должны ознакомиться с инструкциями по ОТ;
  • приказом Минтруда № 438н от 2016 г., ГОСТ 12.0.230-2007 установлена типовая форма Положения об охране труда. Это внутренний акт, составляемый в компании. Он содержит: сведения об источниках поступления финансов; план обучения с количеством часов; перечень планируемых мер; план действий.

Здесь можно скачать образец типового Положения об охране труда на предприятии.

Комментарии к статье

Часть 2 статьи дает исчерпывающий перечень обязанностей в области охраны труда и обеспечения безопасных рабочих условий, которые возлагаются на работодателя. При этом Минтруд рекомендует руководствоваться Типовым положением о системе управления ОТ с учетом специфики деятельности конкретной организации.

Используемые при рабочем процессе средства защиты коллективного или индивидуального характера обязательно должны быть сертифицированными или задекларированными в зависимости от класса. Они подразделяются на два класса, отличающихся конструктивными особенностями и степенью защиты.

Работодатель обязан обеспечивать работников, трудящихся в условиях воздействия вредных или опасных факторов, а также в особой температурной среде и загрязнении, спецодеждой, спецобувью, индивидуальными средствами защиты. Дополнительно должны выдаваться смывающие и обезвреживающие средства под роспись в личной карточке учета. Необходимость их выдачи должна подтверждаться результатами СОУТ. Перечень таких рабочих мест с уточнением списка работников, которым требуется выдавать такие средства, составляются комиссией по охране труда с обязательным изданием соответствующего приказа по организации.

На работодателя также возлагается обязанность проведения мероприятий по обучению коллектива мерам оказания первой помощи в той форме, которая определяется локальными нормативными актами по организации. Для вновь принимаемых работников должна проводиться учеба в течение первого месяца от даты приема, для всех рабочих специальностей – не реже одного раза в календарный год, остальным – не реже одного раза в три года.

В целях охраны труда со всеми работниками должны проводиться инструктажи по безопасным приемам работы. При этом следует руководствоваться Порядком обучения, утвержденным Минтрудом и Минобразованием от 13.01.2003 № 1/29. При отсутствии у работодателя комиссии по проверке знаний в области ОТ работники могут быть обучены в учебном учреждении, имеющем соответствующую аккредитацию.

Каждый работодатель обязан проводить спец. оценку условий труда в соответствии с законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ не реже одного раза в пятилетний период. СОУТ представляет собой комплекс мероприятий с целью выявления вредных и опасных факторов на конкретном рабочем месте. Результатом проверки является присвоение соответствующего класса опасности.

Медицинские осмотры при приеме на работу, а также для работников, занятых на опасных, вредных и тяжелых работах, периодические обследования проводятся в соответствии с приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н. Предварительно должны составляться поименные списки лиц, которые подлежат периодическим осмотрам медицинскими работниками.

Следует отметить, что устанавливается необходимость периодических медицинских исследований по результатам присвоения класса опасности для рабочего места. Если класс соответствует допустимому или оптимальному, то работодатель освобожден от такой обязанности, но вправе организовывать медицинские осмотры по собственной инициативе.

Работодатель не вправе допускать к работе лицо, не прошедшее инструктаж в установленном порядке, а также не имеющее медицинского осмотра. Нарушение требования влечет за собой наказание в соответствии с ч.3 ст.5.27.1 КоАП в виде административного взыскания:

  • с должностного лица в размере 15-25 тыс.руб.;
  • с юридического лица в размере 110-130 тыс.руб.;
  • с ИП в размере 15-25 тыс.руб.

При приеме на работу гражданина необходимо ознакомить под роспись с результатом аттестации его рабочего места. Это следует из письма Минтруда от 16.06.2015 № 15-1/В-2425.

В организации должны быть приняты меры по сохранению жизни и здоровья каждого работника трудового коллектива, предотвращению аварийных ситуаций, а при их возникновении проводиться расследования и вестись учет. Обязанность и порядок по расследованию утверждены Постановлением от 15.12.2000 № 967.

Охрана труда должна быть организована в соответствии с утвержденными инструкциями и правилами с учетом мнения профсоюза. При их разработке следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда от 17.12.2002 № 80 для каждой должности или вида выполняемой работы.

В соответствии с требованием рекомендаций для разработки инструкций по ОТ следует руководствоваться:

  • типовыми отраслевыми и межотраслевыми инструкциями;
  • эксплуатационной документацией к техническим средствам;
  • иной документацией для конкретных производственных процессов.

В случае изменений, например,  в результате ввода нового оборудования, инструкции должны пересматриваться.

Как составляется должностная инструкция специалиста по охране труда?

Самыми большими «помощниками» в разработке инструкций специалиста по охране труда являются следующие нормативные документы:

➤ЕКС, утвержденный Приказом Минсоцздравразвития 559н от 17.05.2012 г➤ Профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда, утвержденный Приказом Минтруда 274н от 22.04.2021 г.

Рекомендуем ознакомится с ними, т.к. в этих документах подробно описано какими трудовыми функциями должен обладать специалист по ОТ, даны описания и характеристики трудовых функций.

Должностная инструкция специалиста по охране труда в 2021 году, как и раньше, состоит из таких разделов:

1.Общие положения. Здесь указываются:

➤категория работника – руководители, специалисты;➤ как происходит назначение нового специалиста, а также его увольнение;➤ лица, которым подчиняется инженер по ОТ, а также лица, которым подчиняется он сам;➤ требования к уровню образования, специализации, стажу;➤ что должен знать инженер по охране труда (нюансы технологических процессов, нормативная документация, работа с контролирующими органами и т. д.);➤ кто и на каком основании (приказ, распоряжение) заменяет его на время отсутствия (больничный, отпуск);➤ другие требования на усмотрение работодателя. Это могут быть нюансы составления отчетности, владение средствами связи, приборами, вычислительной техникой, наличие водительского удостоверения и др.

2.Функциональные обязанности. В этом разделе приводятся функциональные обязанности инженера по охране труда, выбранные из ЕКС и профессионального стандарта специалиста по охране труда под конкретную должность. Они дополняются собственными требованиями предприятия. Например, можно предусмотреть обязанность замещать специалиста со сходными функциями на период его отсутствия, участвовать в разработке бизнес-планов, проектов, заказах оборудования (проверять, чтобы выбранные модели соответствовали требованиям законодательства РФ, были снабжены соответствующими сертификатами, могли без проблем проходить поверку в условиях предприятия и др.).

3.Права. Здесь подробно перечисляются права специалиста по охране труда, нужные для реализации его должностных обязанностей:

➤ использовать круглосуточный доступ на любой из вверенных ему участков производства, чтобы иметь возможность полностью контролировать соблюдение работниками требований охраны труда;➤ получать любую информацию, которая потребуется ему для выполнения производственных заданий;➤ изучать распоряжения, приказы, постановления, инструкции, любую техническую документацию, которая нужна ему для выполнения работ;➤ иметь право подписи или визирования документов (в пределах своих полномочий);➤ повышать квалификацию, проходить необходимое для работы обучение и др.

4.Ответственность. Здесь приводятся инструменты воздействия, которые работодатель имеет право применять за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей специалистом по охране труда. Они регулируются такими видами законодательства:

➤ недобросовестное выполнение работы – Трудовым;➤ правонарушения (воровство, драки, подделка документов и др.) – Гражданским, Уголовным и Административным;➤ материальный ущерб (повреждено либо пропало имущество предприятия, по вине инженера ОТ предприятие оштрафовали) – Трудовым, Гражданским.

Работодатель может наказывать также за нарушения устава и внутренних правил организации, а также другие упущения.

Должностные инструкции специалистов по охране труда в 2021 году составляют их руководители, кадровики или другие уполномоченные работодателями лица. Если этого требует установленный в организации порядок, их визируют юристы, руководитель отдела персонала или другие специалисты. Подписанную составителем и завизированную инструкцию утверждает первое лицо организации или его заместитель. Должностные инструкции составляются не на каждого работника персонально, а по конкретным профессиям.

Требования к специалистам по ОТ и ТБ

Вопрос предъявляемых к составу по ОТ и ТБ критериев регулируется Единым квалификационным справочником. Он ранжирует персонал по ОТ по двум квалификационным категориям: первой и второй.

Для присвоения первой категории специалисту необходимо иметь высшее образование и стаж работы в сфере ОТ не менее 2 лет (если у сотрудника есть степень магистра, то продолжительность трудового стажа значения не имеет).

Чтобы получить вторую категорию, специалист по охране труда также должен иметь высшее образование и проработать в данной сфере не менее 1 года.

Сотрудникам, у которых отсутствует высшее образование и трудовой стаж, категории квалификации не присваиваются.

Возглавить службу или претендовать на должность главного специалиста по ОТ может только сотрудник с высшим образованием, проработавший штатным инженером первой категории не меньше 2 лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда.

Какова ответственность работника за нарушение требований охраны труда?

Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда в следующих случаях:

— ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда; — нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ; — уклонение от медицинского освидетельствования; — отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда.

В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право:

— сделать работнику замечание; — объявить работнику выговор; — объявить работнику строгий выговор; — уволить работника.

″ Может ли работодатель уволить работника за нарушение требований охраны труда?

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:

1. Неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — выговор, а за третье — увольнение.

2. Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю.

Смотрите видео  с ответом на этот вопрос:

Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда?

Специалисты по охране труда и другие ответственные лица организации могут привлекаться к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:

— работник допущен к работе, при этом, оборудование на котором он должен работает является неисправным; — работник допущен к работе на оборудовании с нарушением его технологического использования; — работник допущен к работе на незащищенном оборудовании, если предусмотрена такая защита; — работнику не выданы средства индивидуальной защиты, если такие средства защиты предусмотрены; — работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда; — работник не прошел медицинский осмотр; — работника направили на работу, которая ему противопоказана по состоянию здоровья; — работника привлекли к сверхурочной работе без его согласия, а также в случаяе, когда его нельзя привлечь к работе сверх нормы по закону.

Какой порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда?

Порядок применения дисциплинарных наказаний указан в ст. 193 ТК РФ. Установив дисциплинарное нарушение, руководитель обязан потребовать письменное объяснение с нарушителя. Отказ предоставить письменное объяснение не освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.

У дисциплинарной ответственности есть срок давности – 1 месяц. Наказание должно быть оформлено надлежащим образом, то есть о его наложении выпускается соответствующий приказ, с которым виновный знакомится под роспись в ближайшие 3-х суток с момента издания.

Дисциплинарное наказание автоматически снимается через год с момента его наложения при условии отсутствия нового наказания (ст. 194 ТК РФ). Снятие вины может быть произведено раньше по заявлению работника или его начальника и оформляется приказом.

Работник может обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в комиссии по трудовым спорам в течение 90 дней с момента привлечения к необоснованно наложенному взысканию.