Распятие христа

Оглавление

После распятия Иисус Христос пережил муки и унижения

Когда распяли Иисуса Христа римские солдаты стали делить его одежды. Делили одежды они, бросая жребий, так как на хитон Христа состоял из сплошного куска тканной несшитой ткани. Верхние же одежды они разорвали на четыре части по числу палачей.


Воины мечут жребий о ризах Господних. Монастырь Дионисиат, Афон. После того, как Христос взошёл на крест, римские воины бросили жребий, чтобы разделить Его одежды

В то время когда распятый Иисус терпел жестокие мучения, его враги издевались над ним. Первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили:

Воины-язычники и другие враги Христа последовали их примеру.

Вместе с Иисусом на Голгофе распяли 2-х разбойников.

Один из разбойников, распятых вместе с Христом, также стал злословить, попрекая Иисуса тем, что он не может спасти себя и их. Другой же благоразумный разбойник ответил ему, указав на то, что они осуждены справедливо, Спаситель же не сделал ничего дурного.

Он также попросил Христа вспомнить о нём в Царстве Небесном. На это Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мной в раю».


Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы. Во время казни один из распятых с Христом разбойников раскаялся и Спаситель взял его вместе с собой в рай

Враги Христа для того чтобы усилить его мучения привели на место казни его близких и родных. При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его.

Здесь же Спаситель поручил апостолу Иоанну заботиться о Божией Матери, что он сделал, взяв её в свой дом и ухаживая за ней до самой смерти.

Три гвоздя

Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам Папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием Пап французского происхождения) эта иконографическая особенность закрепилась в Римской Церкви.

Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV–XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства

Казненный осел: распятия поздней Античности

Первое буквальное, а не аллегорическое или графическое изображение распятия Иисуса на кресте дошло до нас не из христианского источника. На так называемом граффито Алексамена, созданном в Риме примерно в I–III веках, мы видим пародию на христианские образы. Человек, названный в надписи Алексаменом, стоит перед распятым на кресте Спасителем с головой осла. Эта странная пародия обязана тому, что многие нехристиане в то время были убеждены, что христиане на самом деле поклоняются ослу.

О том, что все эти утверждения — не выдумка позднейших авторов, свидетельствует высказывание римского богослова II–III веков Тертуллиана, который отвечал своим противникам: «кое-кому из вас пригрезилось, что наш Бог — ослиная голова». Тертуллиану также приходилось доказывать, что христиане не обожествляют виселицу и не поклоняются кресту. При этом он упоминал, что христиане его эпохи рисуют на своих лбах или груди кресты для защиты от демонов.

Убежденность римлян в ослоподобии Иисуса могла происходить из эпизода торжественного въезда Сына Божьего в Иерусалим верхом на осле. Кроме того, римляне до поры считали христиан ничем не отличающимися от иудеев, а греческие и римские историки неоднократно обвиняли иудеев в том, что в иерусалимском храме они поклоняются ослу. В первые века существования христианства всё еще было распространено античное воззрение: некоторые части тела человека при его совокуплении с животным будто бы превращались в части тела того животного. Противники христианства высмеивали Христа, считая, что раз его последователи поклоняются ослу — то это он сам, ставший таким в наказание за свою зоофилию. Пародийный намек на совокупление Иисуса с ослицей содержится в описании Тертуллиана:

Примерно в то же время, в II–III веках, было создано несколько инталий и гемм ((полу)драгоценных камней с резьбой), показывающих распятие Христа. Главная проблема этих изображений заключается в том, что обычно геммами пользовались те, кто хотел защитить себя с помощью их магии, а это плохо сочетается с христианской теологией. На геммах вырезались изображения не только Христа, но и невероятных звероголовых богов, призванных охранять владельца. Поэтому историки полагают, что это изображение использовалось скорее как защитный амулет, чем как предмет поклонения христиан. Об этом же свидетельствуют магические надписи, начертанные позади распятия:

Странные сочетания гласных — это не бессмыслица. Маги в Римской империи, вслед за последователями Пифагора, считали, что семь греческих букв, обозначающих гласные, были связаны с мистико-религиозной пифагорейской теорией о гармонии сфер, несущих на себе планеты. Буквы символизировали семь нот, которые издавали при круговращении по небосводу семь планет. Однако человеку было не дано услышать небесную гармонию, составленную из планетарных нот (хотя пифагорейцы считали, что их учитель был на это способен, а Кеплер в XVII веке утверждал, что гармонию сфер может услышать душа).

В ряде греческих магических папирусов или на папирусных амулетах ученые находят заклинания, содержащие группы букв, обозначающие семь греческих гласных: α, ε, η, ι, ο, υ, ω (a, э, е, и, о, у, о). Иногда они образуют практически невыговариваемые палиндромы: ιαωαωιωιααιωιωαωαι (иаоаоиоиааиоиоаоаи). Буквы и их последовательности служили символами небесной музыки: каждая планета соответствовала определенной ноте, а та, в свою очередь, — одной из семи гласных древнегреческого языка. В Древней Греции не было цифр, вместо них использовались буквы, поэтому каждая гласная — это еще и число. Гласные не были земным отражением небесных звуков, они были числами, через мысленное созерцание которых суть божества являлась жрецам. Маги в Римской империи считали, что эти гласные в определенной последовательности нужно было произносить мысленно, чтобы произвести определенный магический эффект. Их же можно было записать на чем-то, что человек постоянно носит с собой, чтобы этот эффект оказывался на него перманентно.

Крест как знак и крестное знамение

Что именно совершает человек, осеняющий себя крестным знамением? Прежде всего, это знак молитвы.

Произнесение Имени Пресвятой Троицы в сочетании с движением руки вниз знаменует нисхождение Отца к Сыну, воплощение и вочеловечение Бога Слова, движением руки по горизонтали выражается распространение Святого Духа, расширение до пределов обитаемой вселенной власти Воскресшего Христа. Так, тело участвует в словесной молитве.

Глубже проникнуть в символический смысл движения руки по вертикали и воздеяния рук позволяют оды Соломона. Они были написаны в конце I – начале II века, дошли до нас на сирийском языке. Разумеется, их написал не Соломон собственноручно, но они создавались под покровительством Соломона, превосходнейшего друга Премудрости. Эти поэмы написаны на языке древней традиции, на языке символов и образов, которые для нас столь же непривычны, как восточная поэзия. Даже если по отдельности каждое слово кажется понятным, их сочетание допускает множественность прочтений.

Надеюсь, вы узнали крест? Распростертые по вертикали руки молящегося – Знак Креста, в своей молитве он приближается и «приносит себя» Господу. Распростертые объятья предстают как напоминание о «древе у дороги», на котором был повешен Праведник. Древо креста представлено как вертикаль на пути Праведника.

Иллюстрацией к этой молитве может служить древнее изображение человека в позе «оранта», к которому прилетает голубь с масличной ветвью.

Этот образ практически дословно повторяет другую поэму:

Следует обратить внимание: псалмопевец поет в положении стоя, как человек воскресший. Он всецело уподобляется и сообразуется своему пению (здесь уместно было бы употребить слово «конфигурация»)

Его «освятил Господа» вторит молитве «Отче наш»: «Да святится Имя Твое».

Воздеяние рук и распростертые объятья задают направление, устремленность молитвы. Его «я», его сердце расширяется до размеров Вселенной.

Замечателен также образ «пространства». Само Имя Божие становится неким безграничным пространством света, в котором разворачивается молитва: «Во Имя…», «In nomine…»

«Вертикальный крест» можно перевести как «воздвигнутое Честное Древо». Это зеленеющее древо жизни, распростертое, развернутое по широте и высоте, образ человека живого, воскресшего.

О горизонтальной распростертости рук-крыльев
говорится в 28-й оде.

В сирийском языке слова «руки» и «крылья» являются омонимами, поэтому распростертые крылья горлицы суть распростертые руки молящегося. Тема голубки, которая кружила над водами небытия, словно над своим гнездом, – образ Духа, который точно так же кружит и согревает сердце псалмопевца. Его уста – к устам птенцов.

И вот встает вопрос: «Кто поет?»

Иногда раздается голос псалмопевца, иногда голос
самого Христа:

Функция пения – внутренне уподобиться своей молитве. Славословие пребывает «рядом с ним» и «его», как в прологе Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога… Слово было к Богу» (Ин 1:1, 11). Чресла псалмопевца отсылают к образу мистического тела Христова, ставшего плотью и обращенного к Отцу.

В заключительных стихах крест обретает не привычные четыре, а шесть измерений, как образ полноты бытия. На память здесь приходит «Крест Пресвятой Троицы» и шестиконечные кресты Антонио Гауди.

Шестиконечный крест

Это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Нижняя перекладина шестиконечного креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны.  По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Иисуса ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Анкх на иконе и монограмма Троицы: кресты раннего Средневековья

Кресты — пока что еще не свободные от влияния формы античных монограмм Христа — существовали в мозаиках поздней Античности и раннего Средневековья. Мозаика из баптистерия кафедрального собора итальянского города Альбенга датируется второй половиной V века. На ней схематически изображена Троица в виде тройного повторения хризмы (монограммы Христа Хи Ро). Троекратное повторение греческих букв Альфа и Омега обозначает могущество Господа. Первая и последняя буквы греческого алфавита упоминаются в библейском стихе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22: 13). Сидящие вокруг двенадцать голубей — символы двенадцати апостолов, основоположников христианской церкви на земле. Голуби будут появляться и на других памятниках итальянского искусства, например на кресте XII века в мозаике в римской базилике Святого Климента.

Похожая по стилю мозаика из римской базилики Санта-Пуденциана, созданная около 385 года, демонстрирует уже не хризму, но настоящий крест, украшенный драгоценными каменьями. На мозаике 549 года из равеннской базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в центре драгоценного креста располагается изображение Спасителя.

На первых дошедших до нас иконах, которые сегодня хранятся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, кресты есть в руках у святых, апостолов и у самого Спасителя (распятие изображено на Священном Писании).

Уже по тому, как крест органично встраивается в повествование мозаик и икон, очевидно, что к IV–VI векам распятие стало частью христианской литургии. Некоторые исследователи видят преемственность между главным христианским религиозным символом и анкхом, символом вечной жизни в египетской традиции (позднее он будет заимствован коптами и станет одним из вариантов креста в Африке).

Действительно, на некоторых фаюмских портретах — погребальных раскрашенных досках, которые прикреплялись к саркофагам с мумиями и впервые найдены в регионе недалеко от современного Каира, — есть образы, очень похожие на те, что мы видим на ранних иконах. К примеру, на некоторых портретах, датируемых III–IV веками, нарисованы женщины, держащие анкх в точности так же, как святые на синайских иконах.

О чем молиться

Даже на кресте Иисус продолжал молиться за всех людей: «Прости им, Отче. Ибо не ведают, что творят». Поэтому иконе распятия люди молятся о прощении грехов. Считается, что перед этой иконой легче искренне раскаяться в неправедных делах и получить духовное очищение.

Читайте далее: Псково-Печерская икона Умиление – покровительница северо-западных русских земель

Изображение двух разбойников, один из которых получил прощение, напоминает молящимся, что раскаяться можно всегда. Нет того случая, когда Бог не поможет искренне покаявшемуся человеку. До последней минуты жизни у каждого есть шанс получить Царство Небесное.

На иконе «Распятие Христа» изображены основные символы веры

В православном мире популярна икона «Распятие Христа». Дело в том, что на ней обычно размещаются основные символы веры. При этом на произведениях, созданных до периода иконоборчества характерно изображение на иконе следующих второстепенных персонажей:

  • Божья матерь — чаще всего по правую сторону от Спасителя; Иоанн Богослов — один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
  • два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
  • трое римских воинов — располагаются спереди снизу как бы под крестом.

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.


Распятие Господне. Икона около 1497 г. На иконе изображены: Спаситель, Богородица, ангелы, Иоанн Богослов, Лонгин сотник. Под основания распятия лежит череп Адама, что символизирует искупление его греха Иисусом Христом смертью на кресте

К иконе «Распятие креста» чаще всего с молитвами обращаются люди, ощущающие собственные грехи. Если вы осознали, что совершили грех и хотите раскаляться, можно обратиться к этому образу. Он сможет не только помочь, но и укрепит в вере, наставит на истинный путь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

В чем помогает

Икона «Распятие Христа» помогает в первую очередь в укреплении веры и ее обретении, выборе правильного духовного пути. С этим образом Христа распятого связаны и молитвы раскаяния, очищения души. Покаянная молитва, прочитанная у этой иконы, исцеляет сердце и наполняет душу добротой.

Священники обычно благословляют прихожан к чтению утренних и вечерних молитв, прося при этом у лика распятого Иисуса Христа:

  • помощи в каждом деле, житейских трудностях и горестях;
  • защиты в опасности;
  • исцеления от болезни;
  • избавления от тревоги, уныния и печали.

Важно! При чтении молитв обязательно стоит помнить, что помимо молитвенных просьб обязательно следует благодарить Бога за свои успехи и дарованное здоровье

Миссионерство в современном мире

После Второй мировой войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не ушло в прошлое, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж точно не менее сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.

Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то есть расположенные между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают большие сложности в социально-экономическом смысле, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами строительства больниц, с лекарствами, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.

А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против работающих в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного мира миссионеры часто без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои.

Апогеем такого неприятия чужого вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.

С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезвычайно воинственные и одновременно крайне уязвимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к берегу прибывающие лодки.

А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций современного мира, и, скорее всего, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские цели. В 2018 году на Северный Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был убит аборигенами при попытке высадиться на остров.

Действующие лица и атрибуты


Распятие (Матиас Грюневальд, 1500—1508)

Свидетели казни

Согласно сообщениям евангелистов при распятии Иисуса присутствовали:

  • Мария, мать Иисуса Христа, традиционно Богородица;
  • Автор Евангелия от Иоанна (ему Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой . Потом говорит ученику:се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:26-27);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Клеопова;
  • Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса;
  • Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином;
  • Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.


Восхождение на Крест (русская икона, XVI век)

Орудия Страстей

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:

  • Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.
  • Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский » написанными по указанию Пилата (Ин. 19:19).
  • Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.
  • Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.
  • Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.
  • Копьё Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, чтобы убедиться в Его смерти.
  • Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.
  • Клещи, которыми вынимали гвозди.

Голгофа


Кровь Христа омывает череп Адама (фрагмент фрески Фра Беато Анджелико) Основная статья: Голгофа

Голгофа (ивр. ‏גולגלתא‏‎, «лобное место» от арам. gûlgaltâ

, букв. «череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.

Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.

Некоторые христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Крест Христов – это символ христианства. Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест – не просто знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

Это интересно: Десять заповедей Божьих в православии

Христа распяли на Голгофе, потому, что это лобное место (место проведения казней)

После того, как Синедрион вынес свой приговор, а Понтий Пилат его утвердил, Христа привели на Голгофу.

На этом пути Спаситель выдержал множество издевательств, а также бичевание. Казнили Его на горе Голгофа. Существует икона, на которой изображён сюжет казни на Голгофе.

Голгофа — в переводе это название означает череп.

Так холм назвали из-за его формы или же потому, что на нём лежали не погребённые черепа казнённых. Кроме того, богословы утверждают, что в этой горе хранился череп Адама и другие его останки.

Таким образом, Христа распяли на том месте, где упокоился первый человек на Земле, принесший человечеству первородный грех.


Восхождение на Крест. Русская икона, XVI век. На иконе изображена голова Адама, над которой воздвигнут крест, на котором казнят Иисуса Христа

Господь сам нёс орудие своей казни — крест на лобное место (место проведения казней). На Голгофе Христос отказался принять одурманивающую смесь из кислого вина и смирны. Дело в том, что судили и казнили Его по иудейскому закону, а он требовал предоставить казнённым эту смесь для облегчения их страданий.

Таким образом, Христос показал, что он готов перенести все страдания и не требует их облегчения, так как добровольно принял на себя человеческие грехи.

Иисус Христос отказался принять перед казнью одурманивающую смесь вина и смирны.

Распятие Иисуса Христа сопровождалось издевательствами, которые над Ним чинили римские солдаты. Спаситель при этом не проявлял признаков гнева или агрессии.

Он молился за своих мучителей и произнёс: «Отче! Прости им, потому что они не знают, что делают». Это произошло во время распятия.


Порденоне. Распятие Христа. (1520 — 1522). Кремона. Кафедральный собор. Вместе с Христом казнили двух разбойников. При этом на табличке, прибитой к столбу распятия Понтий Пилат написал: «Иисус Назорей Царь иудейский»

Вместе с Христом распяты два разбойника. Одного повесили на крест по правую сторону от него, а другого — по левую. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал:

(Ис. 53, 12)

На табличках, которые прибивали на столб над головой распятых, обычно указывалась вина казнённых. Понтий Пилат приказал написать на ней по-еврейски, по-гречески и по-римски:

Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили:

Но Пилат ответил:

Враги Христа не поверили в его Божественность и приставили к его гробу стражу

Так как вечер пятницы — это время, когда евреям необходимо есть Пасху, иудеи решили не оставлять тела распятых на крестах до субботы. Дело в том, что суббота считалась великим днём.

Так как на кресте казнимый мог мучиться длительное время, иудеи попросили Понтия Пилата перебить им голени, чтобы приговорённые быстрее умерли.

Так они поступили с разбойниками, но когда подошли к Христу, увидели, что он уже умер, поэтому они не перебили у него голеней. Сбылось ещё одно пророчество, гласившее:

(Исх. 12, 46; Чис. 9, 12)


Неизвестный мастер Дунайской школы из мастерской Йорга Брея Старшего Распятие Христа (после 1502). Эстергом. Христианский музей. Для того, чтобы удостоверится в смерти Христа один из воинов-язычников проткнул его копьём

Несмотря на очевидные признаки смерти, один из римский воинов пронзил копьем Ему ребра, и из раны истекла кровь и вода. Так исполнилось еще одно пророчество о Христе:

(Зах.12,10)

Далее один из тайных учеников Господа Иосиф Аримафейский получил у Пилата разрешение снять тело Спасителя с Креста и похоронить Его.

Поэтому он вместе с Никодимом (другим тайным учеником Христа), Божией Матерью, Иоанном Богословом и преданными Господу женщинами, он приготовил Его к погребению, перенеся Его тело в погребальную пещеру, которая находилась в саду, принадлежавшую Иосифу.


Погребальная пещера Христа. После смерти Спасителя Его тайный ученик Иосиф Аримафейский получил разрешение у Понтия Пилата снять тела Иисуса и похоронить Его в принадлежащей ему погребальной пещере

Так как первосвященники, книжники и старейшины боялись, что апостолы могут похитить тело своего Учителя, чтобы потом объявить о Его воскресении, ко входу в погребальную пещеру они привалили большой камень.

Кроме того, Синедрион приставил к пещере стражу. Вход же в неё опечатали. Так окончилась история распятия Христа и началась история Его воскрешения.