Режим труда и отдыха на предприятии

Какие элементы включает

Документ, определяющий режим, может включать такие вопросы организации трудовой деятельности:

  • длительность трудовой недели (пять дней с двумя днями отдыха, шесть — с одним, предоставление выходных в соответствии со скользящим графиком, неполная);
  • категории сотрудников, имеющих ненормированный график и вид компенсации;
  • длительность ежедневной работы (смены), включая режим неполного дня (смены);
  • изменение режима работы по инициативе работодателя;
  • время начала и окончания рабочего дня;
  • время перерывов в труде;
  • количество смен в сутки;
  • гибкое время работы;
  • деление дня на части;
  • сменяемость рабочих и нерабочих дней (например, предоставление выходных дней по скользящему графику) и др.;
  • контроль рабочего времени сотрудников.

Режим труда и отдыха для двух водителей: работа по тахографу

Для поездок на дальние расстояния часто назначают двоих сотрудников. Чтобы работать в команде нужен устройство с особенностью единовременного использования двух карт. Во время движения считается, что работают оба шофера, поэтому нельзя устанавливать положение счетчика на графу «Отдых».

Пока один в положении «За рулем», второй должен отметить себе прочие занятия. Перерывом считается только нахождение в автомобиле с выключенным двигателем.

При смене необходимо поменять кассеты местами. Совокупная смена – 30 часов, из которых 21 час – на работу и 9 на остановку. Трудность заключается в том, что в пути все равно нельзя провести более 18 (по 9 на каждого), а оставшиеся 3 – это предусмотренное время на погрузку, починку и прочие обязанности.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Что такой сменный график работы водителей?

График сменности для водителей представляет собой документ, который отражает учет времени работы водителей. Речь идет о сменном труде. Главное правило, которое законодатель предъявляет к составлению этой бумаги, — время работы водителей, которое измеряется в часах, не должно превышать максимально допустимой продолжительности смены; при этом общее количество смен (если ведется суммированный учет рабочего времени) должно обеспечивать соблюдение норм рабочего времени за учетный период.

Общее правило гласит: в течение одной смены без перерыва водитель может управлять автомобилем не более 9 часов. Однако если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то управлять машиной без перерыва водитель может до 10 часов в смену, но не более 2 раз за одну неделю.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В рабочее время водителей будет включаться не только промежуток, в течение которого они управляют автомобилем, но и тот временной отрезок, когда они отдыхают, подготавливают транспорт к выезду, проходят медосмотр, ожидают погрузку и т. д.

Как правило, график утверждается руководителем организации. Его составлением занимается специалист отдела кадров или непосредственный руководитель водителей. График составляется 1 раз в месяц (может быть как чаще, так и реже) и после утверждения руководителем компании передается в бухгалтерию для расчета зарплаты.

Законодатель не допускает возможности работы водителя в течение 2 и более смен подряд без перерывов.

Подпишитесь на рассылку

Ниже мы рассмотрим образец составления документа и укажем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении графика

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

Действия водителя Пн Вт Чт Пт Сб Вс
Предрейсовый медицинский осмотр 7:30 6:00 17:00 14:00 14:00
Управление автобусом 7:45 6:15 17:15 14:15 14:15
Специальный перерыв для отдыха 17:00
Управление автобусом 17:15
Перерыв 11:45
Обед 13:45 10:00 21:00 19:00 17:00
Управление автобусом 14:45 11:00 22:00 20:00 18:00
Специальный перерыв для отдыха 17:00 14:30 22:00
Управление автобусом 17:15 15:15 22:15
Специальный перерыв для отдыха 19:30 00:00
Управление автобусом 20:00 00:30
Послерейсовый осмотр 20:45 16:45 01:45 01:45 20:45
Междусменный отдых 21:00 02:00 02:00 21:00
Еженедельный отдых 17:00
Рабочее время, ч 10,5 10 8 11 6

Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

  1. В понедельник (с 11:45 до 13:45) водитель имеет перерыв (разделение рабочего времени на части), который не включается в рабочее время.
  2. Рабочее время в понедельник составляет 10,5 часов, для пригородных автобусов это допускается.
  3. Время управления автобусом в понедельник 9,25 часов. Это допускается, но не больше 2-х раз в неделю.
  4. Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Это допускается, но не более 3-х раз в течение рабочей недели между двумя выходными. Кроме того, в середине дня водитель имел перерыв длительностью 3 часа (2 часа — разделение рабочего времени и 1 час — обед). Можно рассматривать ситуацию так, что отдых водителя в понедельник разделен на 2 части (3 часа + 9 часов). Это допускается.
  5. В среду водитель получил еженедельный отдых продолжительностью 48 часов (с 17:00 вторника, до 17:00 четверга). Это полный выходной, которого достаточно, чтобы начать следующую рабочую неделю.
  6. В пятницу длительность первой половины рабочего дня составляет 4 часа 45 минут и в середине этой части есть только 15-минутный специальный перерыв. Этого вполне достаточно, т.к. вторая часть перерыва, длительность которой 30 минут, совпадает с обедом. А фактическое время управления до обеда — ровно 4,5 часа.
  7. В субботу водитель фактически имеет второй выходной день, однако он является междусменным отдыхом, т.к. его продолжительность меньше 45 часов (36 часов). То есть в воскресенье новая расчетная неделя не начинается.
  8. Водитель отработал за неделю 45,5 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания). Время управления автобусом за неделю составило 39,25 часа.

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы — тахографы. За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 3 000 до 5 000 рублей.

До 1 ноября 2021 года оснащаться тахографами должны были только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. С 1 ноября 2019 года требование распространяется также на водителей личных автобусов и грузовиков категории С. Однако для личных транспортных средств режим управления установлен другим нормативным документом — правилами дорожного движения:

Режим управления личными грузовиками и автобусами

Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

Суммированный учет рабочего времени

В соответствии со ст.300 ТК РФ при вахтовом методе организации работ устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной период, но не более чем за год. При этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов, установленных ТК РФ.

Порядок введения суммированного учета регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка компании (ч. 4 ст.104 ТК РФ).

Если работник-вахтовик занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то срок учетного периода не должен превышать трех месяцев (ч.1 ст.104 ТК РФ). Но в том случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера установленная для таких работников продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение трех месяцев, учетный период допускается увеличить на срок не более одного года. Увеличение учетного периода должно быть предусмотрено отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором (ч.2 ст.104 ТК РФ).

Из каких отрезков времени состоит учетный период?

Учетный период включает в себя:

  • рабочее время;

  • время отдыха, приходящееся на этот календарный период (месяц, квартал, полугодие, год);

  • время в пути от места нахождения работодателя либо пункта сбора до места выполнения вахтовых работ и обратно (ч.1, ТК РФ, п.4.1 Положения о вахте).

Компания должна вести специальный учет рабочего времени и времени отдыха на каждого работника по месяцам и нарастающим итогом за весь учетный период (п.4.1 Положения о вахте).

Особенности вахтового метода организации работ заключаются в наиболее интенсивном использовании рабочего времени. кроме увеличения продолжительности самой рабочей смены (до 12 часов), у работника увеличено количество рабочих смен в неделю (6 рабочих дней).

За счет более высокой нагрузки, у работника получаются так называемые переработки времени. Ведь при вахтовой организации работ невозможно соблюсти дневную или еженедельную норму рабочего времени.

Самое главное, что нужно соблюсти работодателю — общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов, определенное для данной категории работников (ч.1 ст.104 ТК РФ, п.4.1 Положения о вахте).

Напомним, что норма рабочего времени, которую работник должен отработать в учетном периоде, рассчитывается исходя из пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями и продолжительности рабочей смены 8 часов (в предпраздничные дни — 7 часов) при 40-часовой рабочей неделе (ч.2 ст.91 ТК РФ, п.4.1 Положения о вахте).

Проиллюстрируем вышеизложенное на примере.

Пример №2.

Воспользуемся условиями примера №1.

Оператор буровой установки в вахту работает:

4 недели x 10 ч. x 6 дн.= 240 часов.

Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов:

4 недели х 40 ч. = 160 часов.

То есть переработка у работника составляет:

240 часов – 160 часов = 80 часов.

Сама переработка оплате не подлежит, за нее работнику-вахтовику предоставляется междувахтовый отдых (ст.301 ТК РФ, Определение КС РФ от 29.09.2015 г. №1883-О). Каждый день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (то есть день междувахтового отдыха) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором (ч.3 ст.301 ТК РФ).

Переводим часы переработки работника в дни:

80 часов : 8 часов = 10 дней.

На практике бывает, что количество дней переработки получается дробным. 

Например 

Если в расчет попадают предпраздничные дни (по общей норме работа в предпраздничный день сокращается на 1 час). Дробная часть числа дней «не пропадает», а накапливается в течение календарного года и впоследствии может суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением работнику дополнительных дней междувахтового отдыха (ч.4 ст. 301 ТК РФ). А в случае увольнения работника или истечения календарного года указанные часы оплачиваются из расчета тарифной ставки (ч.3 п.5.4 Положения по вахте).

Но иногда работнику нужнее деньги, чем дни междувахтового отдыха.

Можно ли компенсировать работнику дни переработки деньгами по аналогии с правилами ст.152 ТК РФ, ведь в случае привлечения работника сверхурочно, ему предоставляются либо дни отдыха либо должна производиться оплата?

При вахтовом методе – нельзя, поскольку в данном случае речь идет не о сверхурочной работе, а о переработках. Поэтому работникам-вахтовикам обязательно должен предоставляться междувахтовый отдых.

Правила обеда

Мнение эксперта
Гусев Павел Петрович
Адвокат с 8-летним стажем. Специализация — семейное право. Имеет опыт в защите в суде.

Работодатель обязан во время рабочего дня или смены предоставлять работникам перерыв для приема пищи и отдыха. Его продолжительность не включается в учет трудового времени.

Законодательно установлены минимальный и максимальный порог времени, отводимого на обед:

  • не менее 30 минут;
  • не более двух часов.

Параметры начала и окончания перерыва, а также его продолжительность закрепляются правилами внутреннего трудового распорядка и прописываются в трудовом договоре.

Во время обеденного перерыва работник вправе отлучаться с рабочего места и использовать его на свое усмотрение. Если технологический процесс и нормативные акты организации не позволяют сотруднику покинуть место труда, то периоды, отводимые ему на отдых и обед, подлежат учету, как рабочие.

Статья 305 ТК РФ. Режимы труда и отдыха (действующая редакция)

1. В соответствии с комментируемой статьей рабочее время и время отдыха определяются соглашением сторон. При этом стороны вправе разделить рабочий день на части и устанавливать перерывы в течение рабочего дня, разделить отпуск на две, три части и т.п.

Вместе с тем законодатель предусматривает, что продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска — меньше, чем установленные ТК.

Данная норма означает, что работникам, привлекаемым к работам работодателями — физическими лицами, не может быть установлен суммированный учет рабочего времени, если учетный период превышает неделю.

В случае привлечения своих работников к труду в ночное время работодатели — физические лица должны учитывать ограничения, установленные для отдельных категорий работников (женщины, несовершеннолетние и др.).

2. Порядок ведения учета рабочего времени устанавливает работодатель. Формы, определяемые Росстатом в централизованном порядке, имеют рекомендательный характер.

Отпуск работников, нанятых физическими лицами, должен быть не менее 28 календарных дней. Время и порядок использования отпуска (полностью, по частям) также определяются сторонами.

Работодатель — глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе предоставить отпуск работникам в зависимости от цикличности производства сельскохозяйственной продукции.

Является ли составление графика отпусков (ст. 123 ТК) обязанностью работодателя — физического лица или это его право? Представляется, что в тех случаях, когда работодатель не является индивидуальным предпринимателем (а также не является частным нотариусом или адвокатом), он может предоставлять отпуска по упрощенной схеме, без определенного заранее графика. Если же речь идет об индивидуальном предпринимателе, то он по своему правовому статусу практически приравнен к работодателям — юридическим лицам; значит, он обязан составлять график отпусков.

По соглашению сторон работнику может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы. В трудовом договоре нередко предусматриваются обстоятельства, когда работодатель не вправе отказать работнику в предоставлении такого отпуска.

Источник комментария:

Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Нормы труда и отдыха в таблице

  5-дневная рабочая неделя 6-дневная рабочая неделя Суммированный учет
Продолжительность смены до 8часов (п.7 приказа) до 7часов (п.7 приказа) до 10часов (п.9 приказа)
до 12часов (для междугородных перевозок, чтобы доехать до места отдыха) (п.10 приказа)
до 12часов (на регулярных городских и пригородных маршрутах по согласованию с представительным органом работников) (п.11 приказа)
до 12часов (для особых видов деятельности, если время управления за смену не превышает 9часов) (п.12 приказа)
Время управления до 9часов (п.16 приказа)
до 8часов (в условиях горной местности при перевозке пассажиров и при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных и длинномерных грузов) (п.16 приказа)
до 10часов (не чаще 2раз в календарную неделю) (п.17 приказа)
В начале смены продолжительность беспрерывного вождения не может превышать 4часов. После первых 4часов управления водитель не может ехать без отдыха дольше 2часов подряд (п.19 приказа).
Перерыв на обед минимум — 30минут, максимум — 2часа (п.24)

1. Отсутствие перерыва не является нарушением.2. Для смены больше 8часов возможны два перерыва (п.24 приказа)

Рекомендация: перерыв следует делать не позднее чем через 4часа после начала работы (п5.4 СП 4616-88 «Санитарные Правила по гигиене труда водителей автомобилей»).
Ежедневный (междусменный) отдых

не меньше следующего значения:«продолжительность рабочего времени в предшествующий отдыху рабочий день (смену) умножить на 2 и из произведения вычесть время перерыва для отдыха и питания» (п.25 приказа)

не меньше 12часов (п.25 приказа)

для регулярных городских и пригородных перевозок: можно сократить до 9часов, если следующий междусменный отдых будет не менее 48часов (п.25 приказа)

для междугородных перевозок — не менее 11часов (п.25 приказа):

1. можно сократить до 9часов, но не чаще 3раз в течение 7суток при условии компенсации сокращенного времени в течение следующих 7суток (п.25 приказа)

2. можно делить на два или три периода в течение 24часов при условии, что один из периодов составляет не менее 8часов, а общая продолжительность отдыха увеличена минимум до 12часов (п.25 приказа)

В экипаже каждые 30часов общего времени управления автомобилем у каждого водителя должен быть отдых не менее 8часов подряд (п.25 приказа)
На городских и пригородных автобусных перевозках рабочий день можно разделить на две части (п.13 приказа)

1. Перерыв должен быть не позже первых 5часов смены.2. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня не должна превышать 2часов, время на обед в перерыв не входит.3. Продолжительность перерыва может быть увеличена до 3часов (на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локального нормативного акта работодателя и с согласия водителя).4. Перерыв между двумя частями рабочего дня не считается рабочим временем и в рабочее время не включается.

Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени*

А. Продолжительность ежедневной работы (смены) увеличена до 12 часов в связи с необходимостью водителя доехать до соответствующего места отдыха при осуществлении междугородной перевозки

Б. Продолжительность ежедневной работы (смены) увеличена работодателем до 12 часов** водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах

В. Продолжительность ежедневной работы (смены) увеличена до 12 часов водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях

Г. Продолжительность ежедневной работы (смены) в иных случаях не превышает 10 часов

Д. Ничего из вышеуказанного

*Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

**По согласованию с представительным органом работников.

Временные нормативы, закрепленные в ТК

В законодательстве регламентированы несколько временных промежутков, имеющих отношение к рабочему времени, для которых установлены определенные нормативы.

  1. Рабочая смена или день – ежедневная трудовая занятость. В законе его продолжительность однозначно не закреплена. Разрешено делить его на части. Установлены лимиты, ограничивающие этот промежуток:
    • 2,5 часами – для школьников или студентов до 16 лет, одновременно учащихся и работающих;
    • 3,5 часами – для аналогичной категории с 16 до 18 лет;
    • 5 часами – для юных работников до 16-летнего возраста;
    • 7 часами – до 18-летия сотрудников;
    • 6 часами – для сотрудников вредных производств при неделе продолжительностью 30 часов;
    • 8 часами – для них же, если неделя 36-часовая;
    • так, как указано в медицинском заключении – для инвалидов.
  2. Рабочая неделя – самый общепринятый промежуток, используемый для расчетов. За основу берется длительность работы с понедельника по воскресенье (с одним либо двумя выходными). Ст. 91 устанавливает «нормальную» рабочую неделю, которая составляет 40 часов. Регламентированы и другие недельные нормы:
    • неполная неделя – вводится по согласованию между сторонами, когда оплату считают пропорционально отработанным часам, такой график может устанавливаться отдельным категориям сотрудников (беременным, ухаживающим за детьми или инвалидами, родителям детей до 14 лет);
    • сокращенная неделя – предусмотрена регламентом ТК и внутренней документации, когда нормальная продолжительность уменьшается в связи со спецификой работающего контингента (минус 4 часа и более в неделю для трудящихся на вредных производствах, а также юных работников до 18 лет; до минус 5 часов – для инвалидов; минус 16 часов – для первой работы 14-16-летних сотрудников).
  3. Учетный период – временной промежуток, выбранный для учета количества отработанных рабочих часов и соотнесения их с нормами. Это определенная форма контроля, отражающая меру этой категории. В учетном периоде выявляется недоработка или переработка по рабочим часам. Этот промежуток закреплен в нормативных документах фирмы и может представлять собой:
    • месяц;
    • квартал;
    • любой другой промежуток, не превышающий года.
  4. Лимит занятости – тот предел, выше которого работодатель не вправе загружать наемного сотрудника. Иногда сотрудники сами выражают желание (согласие) трудиться сверх установленных норм (сверхурочно) за соответствующую плату. Но закон не разрешает злоупотреблять этим, для чего и установлены предельные нормы:
    • при рабочем дне в 8 часов переработка не может быть долее 4 часов;
    • при труде по совместительству нельзя быть занятым дольше половины рабочего дня (кроме дней, свободных на основном месте);
    • в любой учетный период по совместительству запрещено перерабатывать более 50% нормы.

Учёт рабочего времени и его виды

Достаточно сложный учёт рабочего времени водителя автобуса подразделяется на несколько видов.

Суммированный учёт

Этот способ контроля предполагает разную длительность времени отдыха и различный период отчётности. Чаще в всего применяется период, составляющий 1 месяц. В курортных местах и регионах с сезонными работами отчётность совпадает с длительностью сезона и может включать в себя до полугода.

При этом учитываются такие особенности табелирования и протяжённости времени отдыха на основе показаний тахографов:

  • максимум протяжённости рабочей смены устанавливается в 9 часов, в неделю водитель не должен проводить за рулём транспортного средства более 45 часов;
  • период отдыха водителей между сменами составляет минимум 12 часов или должен быть не менее протяжённости предыдущей смены, когда она длится больше 12 часов;
  • возможность продлевать период отдыха при возвращении на точку дислокации автобуса;
  • сопряжение выходных дней с графиком сменности при соблюдении нормы протяжённости непрерывного еженедельного отдыха, составляющей 42 часа.

Кроме того, имеется ряд случаев, когда допускается установление 12-часовой рабочей смены. Это разрешается при использовании:

  • аварийно-спасательного, пожарного, инкассаторского транспорта;
  • транспортного средства, обслуживающего руководящий состав организаций, представителей органов власти различного уровня;
  • транспорта, применяющегося для технологической перевозки внутри производственных объектов или карьеров, если при этом не требуется выезд на дороги общественного назначения;
  • транспортного средства, обслуживающего предприятия ЖКХ, лечебные учреждения, службы связи;
  • автобусов, ездящих по регулярным пригородным, городским, междугородным маршрутам.

Но даже наличие в трудовом договоре пункта о ненормированном рабочем времени не отменяет всех ограничений. Проведение данного вида учёта, суммирующего рабочее время водителя, возможно лишь в случае согласования с лицами, которые представляют интересы работников. Водители, принимаемые на работу в организацию, практикующую подобную форму учёта и контроля, должны быть сразу предупреждены об этих особенностях.

Ежедневный учёт

Данная форма контроля рабочего времени водителя на основании показаний тахографа применяется при дневной смене, не превышающей 8 часов в пределах пятидневной рабочей недели. При шестидневной рабочей неделе смена должна продолжаться не дольше 7 часов. В случае если водителю приходится управлять автобусом в сложных дорожных условиях, длительность смены может укорачиваться.

Основные вопросы по ст. 312.4 ТК

В чём заключается специфика графика труда и отдыха удалённого сотрудника?

В соответствии с комментируемой статьёй этот сотрудник не попадает под нормативы внутреннего распорядка и других актов, регулирующих параметры работы и отдыха. Следовательно, если наниматель заинтересован в определённом формате работы удалённого сотрудника, ему необходимо оформить соответствующие документы, перечисленные в ст. 312.4.

Параллельно с этим ему нужно будет предусмотреть механизм контроля за распорядком труда и отдыха сотрудника.

Какими причинами определяется специфика трудового графика, описанная в ст. 312.4 ТК?

Она определяется несколькими факторами:

  • удалённый сотрудник может трудиться в другом регионе или государстве, что объективно затрудняет синхронизацию с нанимателем;
  • возможности по контролю нанимателя за дистанционным работником ослаблены;
  • одним из преимуществ удалённой работы является возможность для сотрудника трудиться и отдыхать в удобное для себя время.

Учитывая эти и другие особенности дистанционной работы, индивидуально-договорной характер графика труда и отдыха, закреплённый в комментируемой статье, представляется вполне разумным.

Что именно входит в рабочее время

Рабочее время водителя – это не только периоды, связанные непосредственно с вождением авто. Это также следующие отрезки времени:

  • Перерывы на протяжении трудовой смены, которые нужны для отдыха от управления ТС.
  • Время на подготовку к работе и на ее завершение. Этот период предназначен для подготовки авто к поездке и так далее.
  • Осмотр перед поездкой и после нее.
  • Остановка в зонах погрузки.
  • Простои, возникшие не по вине сотрудника.
  • Время на устранение поломок, возникших в процессе рабочей поездки.
  • Время охраны груза и ТС в процессе стоянки на пункте А и пункте Б, если соответствующее положение прописано в договоре.
  • Если это дальний рейс и на нем занято два сотрудника, в рабочий период включается время, на протяжении которого за рулем находился второй водитель.

Вопрос: В организации работают водители и электромонтажник в пределах завода. Проводится ли специальная оценка нестационарных рабочих мест в отношении работ разъездного характера? Если проводится, то каким образом?Посмотреть ответ

Если день специалиста составляет 7 часов, то это вовсе не обозначает, что все 7 часов человек работает. В это время входят и перерывы, и осмотры, и остановки в пунктах разгрузки.

Важно отметить, что ряд перечисленных отрезков времени учитывается при определении режима не полностью. Пропорции при зачете периодов:

  • Охрана груза – не менее 30%.
  • Управление ТС вторым водителем – не меньше половины.

Все эти нюансы нужно учитывать при определении режима работы.

Вопрос: Можно ли установить водителям, занимающим одинаковые должности, разный размер компенсации (суточных) за разъездной характер работы?Посмотреть ответ

Примеры

Рассмотрим расчет продолжительности труда на примере:

Работа Реально затраченное время Рабочее время
Осмотр перед рейсом 15 минут 15 минут
Вождение Полчаса Полчаса
Погрузка Полчаса Полчаса
Вождение 3 часа 3 часа
Охрана груза 2 часа 40 минут (30%)
Разгрузка Полчаса Полчаса
Итого 6 часов 45 минут 5 часов 25 минут

Длительность рабочего дня указывается в трудовом соглашении. Она учитывается при определении зарплаты.

Типичные ситуации и как их решить

Представим, что у вас остается 2 часа рабочего времени и вы уже стоите под огромной разгрузкой на терминале. По независящим от вас обстоятельствам разгрузку начали только через час 40 минут. За 20 минут вас разгрузить физически не смогут. А вам еще нужно забрать документы, выехать с территории предприятия, найти парковку для ночевки.

Уже после того, как отъехали от рампы и забрали CMR, делаете суточную распечатку с тахографа и идите с ней к тому человеку, который отмечал вам CMR. На распечатке с обратной стороны пишете название предприятия, место его расположения, причину, по которой вам пришлось нарушить, и требуете поставить на нее печать. Храните такую распечатку, как если бы это была купюра в 500 евро, потому что штраф за отсутствие такой бумажки будет в разы больше.

По возможности, старайтесь компенсировать время. То есть если вы превысили время вождения  или общее рабочее время, скажем, на полчаса, то последующую паузу лучше продлить на час. ЗАчем? Чтобы при проверке вас контролирующими органами вы не выглядели преступником, а предстали адекватным человеком, которому пришлось действовать так, а не иначе. Такая двойная компенсация плюс распечатка с печатью предприятия будет лучшим объяснением вашей адеватности и порядочности. 

Другая банальная ситуация: отсутствие свободных мест  на паркингах. В зависимости от страны и времени суток, эта проблема будет бить по нервам в течение каждого рабочего дня. Даже начиная поиск свободного паркинга за полчаса до окончания рабочего рвмени, не факт что вы его найдете. Ночевать вдоль дорог нельзя! Поэтому специально предназначенные место придется искать в любом случае, но уже с нарушением.

Нашли место, сделали распечатку, написали артикул с описанием места и ситуации и можно спать спокойно. Только не злоупотребляйте такими лазейками. Местные контролирующие органы отлично знают и разбюираются в такой ситуации. Так, поздним утром и в обед все паркинги почти пустые, и вы уже не сможете сказать что не было свободного места. Думайте головой.

Сверхурочная работа

Сверхурочный труд представляет собой работу вне рамок утвержденной продолжительности смены. Работа будет считаться сверхурочной при выполнении этих условий:

  • Сотрудник работает вне рамок установленной длительности смены.
  • Человек работает сверхурочно на основании распоряжения.
  • Человек имеет право отказаться от сверхурочной работы. Работодатель не имеет права наказывать сотрудника за отказ.
  • При оплате работы применяются повышающие коэффициенты (первые 2 часа – коэффициент 1,5, остальное время – 2).

Привлечение к сверхурочному труду будет обосновано в этих случаях:

  • Нужно доделать начатую работу, которая не закончена из-за технических неполадок.
  • Невыполнение какой-либо задачи может стать причиной причинения вреда здоровью.
  • Необходимо устранить поломку, которая может привести к приостановке работы для большого числа сотрудника.

Привлечение к сверхурочному труду актуально тогда, когда характер деятельности предприятия не предполагает перерывы.

Чем определяется

В каждом учреждении определена длительность времени, в процессе которого сотрудники работают, т. е. установлена длительность дня или смены. Так, длительность рабочей недели включает не больше 40 часов.

определяет положения, касающиеся режима труда, глава 18 — отдыха.

В соответствии со наниматель вправе установить трудовой режим с помощью следующих документов:

  • правила, устанавливающие внутренний трудовой распорядок (ПВТР) на основании коллективного договора, иных соглашений;
  • трудовое соглашение (в случае отличия рабочего графика от общеустановленного в учреждении).

Как составить график работы и отдыха при суточных сменах?

Самые распространенные на практике графики — это сутки через 2 и сутки через 3. При таких графиках происходит нарушение требования о 40-часовой неделе, поэтому работодатель вводит суммированный учет времени, предусмотренный ст. 104 ТК РФ.

Риски! Согласно ст. 104 ТК РФ, если не удается соблюдать дневные и недельные пределы рабочего времени, работодатель считает отработанные часы за учетный период и контролирует, чтобы они не превысили установленную норму за учетный период.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка. Соответственно, данными правилами определяется и учетный период — месяц, квартал, полгода или год. Брать в расчет отработанные часы больше, чем за год законом не допускается (для работников отрасли с вредными условиями пределом являются 3 месяца – ч. 1 ст. 104 ТК РФ).

Обратите внимание! Благодаря учету рабочего времени неотработанные часы можно будет перекрывать переработанными. 

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.

Соблюдение нормы рабочего времени рекомендуем проверять два раза: на этапе составления графика и по окончанию учетного периода.

График работы — сутки через трое

Рассмотрим на конкретном примере правила составления графика суточной работы, например, на апрель 2021 года:

  • схема – сутки через 3;
  • учетный период – месяц;
  • количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели – 22;
  • количество часов в месяце, на которое приходится сокращение рабочего времени в апреле 2021 г., — 1 час.

Расчет нормы часов рабочего времени на месяц производится согласно Порядку исчисления…, утв. приказом Минздравсоцразвития от 13.08.2009 №588н:

Норма часов = (40 ч. х 5 / 22) – 1 ч. = 175 ч.

График смен на месяц представлен ниже (С — смена, В – выходной).

График работы сутки через сутки

Формально график работы сутки через сутки не запрещен трудовым законодательством. Однако работодатель, который попробует использовать такой график столкнется с проблемой при учете рабочего времени: в результате суммированного учета неминуемо будет набегать переработка (попробуйте умножить 24  часа на 15 рабочих дней графика, очевидно, что результат почти в 2 раза больше месячной нормы часов).

Все переработанное время за учетный период — это сверхурочная работа. Она допустима только с письменного согласия работника и только временно, по серьезной причине: невыход сменщика, ремонт механизмов, срочные работы, вызванные необходимостью сберечь имущество работодателя. Без согласия работника можно привлекать сверхурочно на ликвидацию ЧС, аварии, ремонт сетей водоснабжения, теплоснабжения

Таким образом, график сутки через сутки явно приведет к переработке, поэтому его нельзя вводить на постоянной основе, а возможно применять лишь как временную меру — на случай чрезвычайной ситуации, отсутствия сменщика по болезни и т.п. Если переработка все же допущена, то ее необходимо либо оплатить по правилам ст. 152 ТК РФ (первые 2 часа в полуторном размере, а последующие — в двойном), либо предоставить за сверхурочную работу дополнительный день отдыха.